Наверно, это уже привычно и ожидаемо, что находясь в небольших германских городках или рассматривая их на фотографиях в интернете, на ум приходит определение «сказочный». Но, пожалуй, ещё ни разу ощущение того, что меня забросило прямиком на страницу из детской книжки, не было столь явственным, как в Генгенбахе.
Только присутствие живых людей слегка сглаживало чувство, будто вокруг сплошные декорации для спектакля, с замками, башенками, рыцарями и бабами-Ягами.
Даже статуя держателя герба, которую в каждом городке Шварцвальда можно видеть перед ратушей, в Генгенбахе оказалась особенно фактурной. Не просто гербоносец, а истинный франт и позёр.
Марктбруннен с Сигуром на колонне (1582 год). Сигур держит руке грамоту, свидетельствующую о праве города называться Имперским.
И сама Ратуша, которую так и хотелось назвать по-книжному «городской управой», в Генгенбахе выглядела не только, как самый нарядный на главной площади дом, а как настоящий дворец, тоже идеально подходящий для иллюстрации.
Розово-кремовая (или карамельно- белая?) городская Ратуша, расположенная на треугольной площади Марктплац, напомнила мне (под настроение, не иначе) огромный кусок торта.
Ратуша Генгенбаха, построенная в 1780 — 1784 годах, в модном тогда стиле барокко, с элементами классицизма
Раз в году, с наступлением Адвента, с 3 ноября до 26 декабря, эта Ратуша становится самым большим Рождественским календарем мира. Каждое окно заполняется яркой картинкой. Относятся к этому очень серьёзно: в прошлом рисунки для окошек выполняли такие художники, как Марк Шагал, Отмар Альт, Томи Унгерер и другие известные иллюстраторы детских книжек. Однако, я была в Генгенбахе летом…
С одной стороны, нет поры прекрасней. Сказочным городкам очень к лицу хорошая погода, солнце, зелень и цветочки. А с другой, бывая в тех местах, где праздники проводятся с размахом, особенно такие, как Адвент и карнавал, начинаешь тосковать об упущенных зрелищах.
Впрочем, даже в этом смысле Генгенбах сумел удивить и порадовать, ведь в городке, как оказалось, с карнавалом можно соприкоснуться круглый год. Пусть не масштабно, а только в рамках одного городского музея, зато что за чудо этот музей!
Narrenmuseum im Niggelturm — музей Дурака
Среди прекрасных башенок Генгенбаха Ниггельтурм самая заметная. В отличие от других башен, которые раньше являлись частью городских укреплений, эта была построена отдельно и выполняла функции сторожевой вышки и тюрьмы. Над крепким основанием, заложенным ещё в 14 веке, в конце 16 века была надстроена восьмиугольная часть с выразительной галереей. Это смотрится очень эффектно.
Если сам городок воспринимается волшебным, то башня Ниггельтурм — самое сердце этого волшебства. И внешне, и по сути. Ведь именно внутри башни находится сейчас Музей дураков, в котором живут сказочные персонажи и представлены великие традиции швабско-алеманнского карнавала Gengenbacher Fasend.
Эти традиции восходят к 1499 году. Главные герои карнавала — мошенник, ведьмы, тряпичные собаки и др., каждый год затевают свою шутовскую игру.
Большая процессия движется по городу к башне, где шумом и гамом пробуждает ото сна мошенника Шалька — символического шута, который, как говорят, спит здесь круглый год, пока его не разбудят для следующего сезона Fasend.
«Шальк», главный герой генгенбахского карнавала
В начале экспозиции представлена историческая модель городского квартала и Башни Ниггеля, в том виде, каковой она была до 1582 года. Впечатляет! Ведь очень часто про Генгенбах говорят, что он сохраняет средневековый вид, но, судя по макету, это не так. Тот облик, который так нравится нам сегодня, город приобрёл позднее, в основном, в 18–19 в.в.
Исторический макет "Средневековья"
В музее можно увидеть, как изготавливается карнавальная маска, шьётся костюм, сохранилось много архивных фото прошлых лет.
Многочисленные восковые куклы представляют карнавальных персонажей в натуральную величину.
Таким образом, можно в деталях рассмотреть одежду шутов и их атрибуты.
Очень занятный атрибут под названием «саублодер» делается из надутых свиных мочевых пузырей. Его используют те, кто выбирает для карнавала образ Шпатль-Гензель (Spättlehansel) — «дружественный» аналог ведьмы. Такие костюмы носят только женщины.
Размахивая мочевыми пузырями, Гензели время от времени бьют ими зрителей, сбивают с них головные уборы или «случайно» задевают товар на полках какой-нибудь лавки. Короче, шалят. Маски для Гензель делаются из липового дерева, дружелюбно смеющимися, с приподнятыми бровями.
Шпатль-Гензель (Spättlehansel)
Самыми популярными, ещё издревле, являются костюмы, состоящие из так называемых шпатлей. Шпатли вырезаются из двух тканей разного цвета, сшиваются вместе, выворачиваются и пришиваются к костюму внахлест. Для одного костюма требуется изготовить около 1200 шпателей с двойным швом.
Так что приготовить хороший карнавальный костюм к празднику — дело недешёвое и трудоёмкое. В старину люди пришивали к своей одежде лоскутки ткани, которые потом срывали, чтобы снова использовать в быту.
Генгенбахская ведьма
Если в хулигана Гензель с пузырями на карнавале облачаются женщины, но в настоящих ведьм переодеваются как раз мужчины! Ведьма, вероятно, одна из самых известных и важных фигур карнавала.
В Генгенбахе говорят, что ведьма так же неразделима с местным праздником, как вода с рекой Kinzig. А ведь это отнюдь не такой древний персонаж, как вышеупомянутый Шпатльхензель: впервые ведьмы официально появились на Фазенде в Генгенбахе в 1934 году. Тогда они носили более простые, марлевые или проволочные маски, но для карнавала 1938 года местный плотник Ханс Ирион вырезал для них первые шесть деревянных масок.
Выпученные глаза с приподнятыми бровями, массивный изогнутый нос, до четырех зубов с промежутками, выступающий подбородок, до трех бородавок и резная линия роста волос — отличительные признаки маски, вырезанной из липового дерева.
Генгенбахские ведьмы большие модницы: они носят так называемый «Питер» — топ, сужающийся сзади, а к нему фартук и шерстяную юбку, из-под которой выглядывают белые трусы до колен с кружевной отделкой. А ручка у ведьминой метлы ручка настолько причудливая и корявая, насколько только возможно изготовить. Чем кривее, тем лучше!
Для ведьмы вяжут красочные полосатые длинные носки и плетут соломенные или кукурузные лапти.
В башне Ниггельтурм семь этажей, и чем выше поднимаешься, тем больше проникаешься карнавальной атмосферой. Ну, я во всяком случае, так чувствовала. Не живой праздник, конечно, но всё равно очень развлекает.
Достигнув самого верхнего этажа, можно выйти на галерею башни и, таким образом, полюбоваться прекрасным видом на город сверху.
Взгляд на Генгенбах
Вид на маленький холм Бергле, «домашнюю гору» Генгенбаха, с белой часовней на вершине, действует умиротворяюще. Эта часовня — Якобускапелле (Jakobuskapelle), посвященная святому Иакову, является одной из остановок на паломнической тропе Камино ди Сантьяго.
Виды самого городка тоже хороши, и сверху видно, что Генгенбах — очень маленький городок.
Генгенбах, действительно, невелик, в чем легко убедиться, исследуя его пешком. Здесь доставляет особое удовольствие проходить уютными переулками, рассматривая красиво оформленные двери, окна, росписи на стенах…
Кроме того, везде в городе множество цветов.
А благодаря большому количеству уютных кафе, на улицах Генгенбаха вкусно пахнет корицей, ванилью, свежей выпечкой и кофе.
В пятидесятые годы весь «старый город» был подчинен закону о сохранении исторической ценности, поэтому сегодня всё здесь выглядит так сказочно и, одновременно, исторически достоверно.
От трёх главных улиц: Хауптштрассе, Адлерграсс и Виктор Крец Штрассе, начинаются небольшие переулки, по которым можно передвигаться только пешком или на велосипеде, и это идеально для спокойной прогулки.
К тому же я давно заметила, что самые лучшие визуальные впечатления, и самые красивые фотографии получаются там, где в поле зрения или в кадр не попадают автомобили.
Монастырь Генгенбах (Kloster Gengenbach)
Как и многие города раннего средневековья, Генгенбах развивался из поселения при аббатстве. Около 1350–60 года он получил статус Имперского города и независимость от аббатства, но и оно оставалось весьма «статусным» местом — так, некоторое время монастырь имел статус независимого государства в составе Священной Римской империи.
Kloster Gengenbach имеет долгую историю, которая началась с основания бенедиктинского аббатства в 8 веке (легендарная дата основания — 725 год). В период 800–820 г.г. аббатство являлось собственностью императора и было самым большим монастырем в регионе Ортенау.
Средневековье было «золотой эрой» аббатства, затем, начиная с 15 века, дела его потихоньку приходили в упадок. Тем не менее, различные перепланировки и перестройки проводились здесь на протяжении трех столетий, начиная с 12 века. Церковь со временем превратилась в трехнефную Базилику. Опытный глаз сумеет определить в архитектуре монастыря наслоение самых разных стилей — романского, готического, барокко… около 1700 года было возведено большое новое здание монастыря и отреставрирована в стиле барокко великолепная монастырская церковь Святой Марии.
Признаюсь, что после прогулки по сказочным улочкам города и, тем более, после посещения музея с самой близкой моему сердцу тематикой, я уже не ждала от себя новых эмоциональных всплесков. Однако, церковь Санкт-Мариен сумела поразить! Дело в том, что глядя на барочный фасад и колокольню, невольно ожидаешь увидеть соответствующий интерьер. Тем более, когда уже знаешь, насколько роскошным он может быть в немецких церквях.
Одна беда, в конце 19 века Санкт-Мариен не смогла избежать «благородных идеалов» моды на историзм — вся барочная обстановка, рельефы и скульптуры были безжалостно удалены. Варварство, как по мне, но в Генгенбахе разочарования не случилось. Наоборот, произошёл некий разрыв эстетических шаблонов: здесь за достаточно простым фасадом в стиле барокко теперь скрывается храм с потрясающими византийскими росписями!
Интерьер Мариенкирхе буквально окутывает палитрой цвета и обилием изображений.
Стиль определяется специалистами, как неороманский, и его художественная ценность, как ни странно, ставится ими под сомнение. Красочный поток изображений, безусловно, противоречит идеям историзма о «стилистической чистоте»…Но я не поклонница голых стен и аскетического убранства, так что могу только восхищаться уникальностью увиденного.
Монастырский двор тоже совершенно очаровательный. К строгому, но очень стильному клуатру примыкает маленький райский сад с фонтанами, клумбами и скульптурами.
Изначально, в 1770 году, здесь был устроен Бенедиктфинер — сад Трав, в котором монахи выращивали целебные растения для медицинского обслуживания жителей города и самих обитателей монастыря.
Думая о Генгенбахе, я всё время удивляюсь тому, что при своих небольших размерах, город каким-то чудом запоминился, как нечто значительное.
В том ли дело, что это бывший имперский город и был построен с определённым средневековым «размахом»? Или просто размеры места ассоциативно «разбухают» в памяти от количества увиденного? Ведь глаза буквально насыщаются всеми этими башенками, воротами, фахверковыми домиками и множеством декоративных деталей…
А возможно, секрет в том, что Генгенбах «умеет» поднимать своим гостям настроение. Мне, например, хватило бы для радости и одной только башни с музеем карнавала, но и те, у кого иные вкусы и интересы в путешествии, найдут для себя в городе немало прекрасного.
Теги:
Культурно-познавательный туризм