Две недели, проведенные в февральском Петербурге, пролетели, как миг. Казалось бы, за это время можно было столько всего интересного увидеть, но не за тем я ехала в славный город на Неве. Не углубляясь в подробности, скажу, что это была поездка по делам семьи со всеми вытекающими последствиями. Со мной был заложник ситуации — неизменный спутник — муж, обожающий классическую музыку (поэтому развлекались, в основном, посещая музыкальные мероприятия). И так мощно мы в этом деле преуспели, что я, наверное, на время откажусь от любых концертов. То есть музыкальная часть удалась на славу, а вот значительными приобретениями новых сведений о достопримечательностях города похвастаться не могу — не густо нагуляли.
В один из дней я предложила мужу заглянуть в Петропавловскую крепость, так как давно там не были, а оптика на события и достопримечательности со временем претерпевает изменения. Доехав по синей ветке до станции метро Горьковская, направляемся по заснеженному Александровскому парку к Иоанновскому мосту, ведущему к Иоанновским воротам (главному входу) Петропавловской крепости, расположенной на Заячьем острове
Отвоевав остров у шведов в 1703 году, Петр I решает на нем закрепиться, так как вода создает естественную преграду и кроме того, с выбранной локации отлично просматриваются оба рукава Невы. Так, 27 мая по новому стилю, и была торжественно заложена крепость, которая в дальнейшем стала сердцем блистательной столицы. Император сам руководил процессом строительства силами 20000 вольных наемников, и крепость была возведена всего за три года. Впрочем, вы и сами все про эти события знаете
И ни один представитель фауны, не может претендовать на роль символа Заячьего острова, кроме бедного испуганного зверька, помещенного на защитной деревянной свае у Петропавловской крепости. Согласно легенде, зайчишке, подарившему название острову, удалось спастись от наводнения, запрыгнув на сапог самому Петру Первому. Зайчиков здесь любят и уважают. А это триумфальные Петровские ворота, сооруженные по проекту Доменико Трезини — первого прославленного архитектора Петербурга, создавшего яркий стиль петровского барокко, несущий в себе мощь, славу и великую победу Российской Империи
Резное панно украшает ворота и символизирует победу Петра I над Карлом XII
А вот и еще один замерзший косой, с заботливо повязанном шарфиком, поджидающий нас у входа в корпус Иоанновского равелина — в нем мы купили билеты на посещение музейных объектов (на сегодняшний день — 15). Конечно, если поставить перед собой задачу, то можно пробежаться по всем за один день, но не представляю, зачем. Наши единые билеты, стоившие 300 рублей (по пенсионной скидке — глядишь, хоть какая-то польза от возраста) позволяют осмотреть 6 музейных объектов из 15-ти. При этом кассир заметила, что если не успеем уложиться сегодня, можно будет пройти на следующий день и продолжить экскурсии (не уложились, а возможностью пренебрегли).
Главная жемчужина Петропавловской крепости — Петропавловский собор — подлинный памятник архитектуры петровского барокко, первый кафедральный собор города и главная усыпальница Российского Императорского дома
Туда мы и направимся прежде всего, встретив на пути целую группу веселых зайчишек
А этот нагловатый ушастик вальяжно расселся на скамейке недалеко от памятника Петру Первому работы скульптора Михаила Шемякина, установленному на Главной аллее Петропавловской крепости перед зданием бывшей Гауптвахты в 1991 году
Прообразам Петра послужили посмертная маска и «Восковая персона», созданные Б.-К. Растрелли. В память об этом событии на боковой грани постамента есть надпись: «Основателю Великого Града Российского императору Петру Первому от Итальянского скульптора Карло Растрелли и от Русского художника Михаила Шемякина. 1991 год. Отлита в Америке»
Неоднозначная реакция на памятник вызвана гротескным обликом из-за несоответствия пропорций тела, увеличенных в 1,5 раза, и маленькой головой Петра. Я выступаю за многообразие стилей, поэтому ничуть не напряглась от такого воплощения. Если бы здесь был установлен император с чертами артиста Николая Симонова, то есть харизматичного красавца, никто бы и внимания не обратил на несхожесть с оригиналом. Народу нравится красивенькое. Не знала, но прочитала, что Михаил Шемякин ваял памятник по совету Владимира Высоцкого. Однажды, прогуливаясь по Парижу, Высоцкий зашёл в мастерскую Шемякина и предложил ему создать статую Петра. Шемякин не раз рисовал императора с гипсовой маски Петра. Первоначальный вариант памятника Петру с обычными пропорциями автора не устроил, так как человек высокого роста с небольшой головой (она таковой и была) не передавал масштаб и противоречивость образа государя. Поэтому он решил изменить пропорции. Шемякин также говорил, что маленькая голова при вытянутом теле соответствует канонам православной иконописи. «О вкусах не спорят», — как завещал нам художник Илья Репин. Поэтому стоит ли копья ломать из-за уникальности творения
Внутри Петропавловского храма торжественно и нарядно, много позолоты, барочный расписной потолок со свисающими богатыми стеклянными люстрами дивной красоты
Уникален иконостас собора из дуба и липы, имеющий форму триумфальной арки — символа победы России в Северной войне, выполненный в Москве в 1722–1726 годах
Для нас Петропавловский собор — это прежде всего, Пантеон, где покоятся останки российских императоров. После смерти Петра I в. 1725 году гроб с его телом поместили внутри строившегося собора, в часовне. А само погребение произошло лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно. Исключения составили умерший в Москве и похороненный в Архангельском соборе Пётр II и убитый в Шлиссельбурге в 1764 году Иван VI. Поэтому не пропуская ни одного надгробия, читаем мемориальные таблички, вспоминаем историю. Фотографировать в соборе можно, но без вспышки. Если в южной части собора внутреннее пространство пронзал солнечный бликующий свет, то в остальных местах было темно, и фотографии получились неважные
Но суть не в фотографиях — находясь в соборе, невозможно вырвать себя из контекста многовековой российской истории, которую хочется глубже узнать, понять, принять, соединить разорванные куски исторического полотна в единое целое. Я не мастер обобщений и красочного словосложения, и поэтому не смогу описать всю гамму ощущений, но скажу, что волнение от прикосновения к таинству погребения царственных особ, правивших Россией несколько столетий, испытала сполна. Поэтому очень советую всем, кто бывал здесь уже не раз, обновить впечатления. В июле 1998 года в Петропавловском соборе состоялось захоронение останков ныне причисленных к лику святых страстотерпцев императора Николая Второго и его семьи
Теперь они покоятся в Екатерининском приделе Петропавловского собора, где захоронены останки, принадлежащие императору Николаю II, членам его семьи (за исключением великой княгини Марии и Цесаревича Алексея), слугам и лейб-медику. Петропавловский собор внутренней галереей соединен с Великокняжеской усыпальницей
С 1908 по1915 год в Великокняжеской усыпальнице были погребены 13 членов императорской фамилии, в том числе 8 из них были перенесены из Петропавловского собора
Последним перед революцией, в 1915 году, здесь нашел упокоение второй сын великого князя Константина Николаевича — Константин Константинович, известный как поэт, драматург и переводчик под псевдонимом «К.Р». Затем захоронения не производились до 1992 года, когда, согласно завещанию покойного, в Великокняжеской усыпальнице захоронили правнука Александра III — великого князя Владимира Кирилловича
Последней в усыпальнице была похоронена великая княгиня Леонида Георгиевна, жена великого князя Владимира Кирилловича в 2010 году. Посещение собора проходит в эмоциональном волнении и требует времени и самоотдачи.
Затем мы по нашему единому билету беспрепятственно проходим на выставку «Предметный мир модерна», расположенную в Никольской куртине, являющейся частью крепостной стены, бывшем оборонительном сооружении
Поднявшись по лестнице на второй этаж, я поняла, что попала в свою стихию. Почему я раньше здесь не побывала? Такая классная выставка, хорошо продуманная, безлюдная, тихая, наполненная дивным уютом. Спросила у смотрительницы о постоянстве экспозиции, и она мне ответила, что никто их пока не собирается расформировывать. Выставка эпохи модерна (рубеж 19 — начало 20 веков) объединяет более 200 предметов коллекции декоративно-прикладного искусства. Это мебель, светильники, изделия из фарфора и стекла (вазы, статуэтки, посуда, предметы декора), бытовые предметы из металла, витражи. В общем, есть на что глаз положить в двух залах со стенами мягкого оливкового цвета, притененного уютным полумраком. Возле экспонатов установлены таблички с подробной информацией, просвещающей экскурсантов. Основу экспозиции составляет коллекция мебельных гарнитуров легкой конструкции, изготовленных из светлых пород дерева. Особого внимания заслуживает мебель известной петербургской фабрики «Ф. Мельцер и К°»
Для резного оформления спинок стульев использован орнаментальный мотив «Клематис» французского дизайнера Луи Мажореля. Не менее хорош и мебельный гарнитур из красного дерева с бронзой, золочением и шелковой обивкой
Или мебельный гарнитур начала 20 века из дуба и обивкой из бархата и сукна с аппликацией — производитель не известен
Легкостьи и зящество, но почему-то думается, что не слишком удобно на таком диванчике восседать — не расслабишься. Не случайно модерн получил определение золотой середины между вычурностью и минимализмом.
Есть здесь стеклянные и фарфоровые безделушки, без которых невозможно представить домашний очаг в любую эпоху
Сюжетами росписи для таких изделий обычно становились изображения флоры и фауны, пейзажные зарисовки. Среди интересных памятников выделяют вазу с изображением лилий, изготовленную в 1894 году на Королевской мануфактуре Дании, в Копенгагене (в левом углу — она у меня слегка обрезана на фотографии с фигурками животных). Очень симпатичен столовый сервиз «Маки» (почему-то непривычного цвета), «завод Тов. М. С. Кузнецова, фаянс»
Модным атрибутом и объектом коллекционирования в то время были фарфоровые фигурки животных
Среди фарфоровых статуэток попадаются весьма забавные: вполне реалистичная «Свинья лежащая» (от Королевской фарфоровой мануфактуры Дании). Экспозиция включает в себя и металлические изделия: сухарницу, поднос, корзинки для сахара и конфет, вазу, письменный прибор, подсвечники
Каминные и настольные часы, которые можно увидеть на выставке — это настоящее произведение искусства. Вазы из стекла с изображением веток и цветов глицинии, изготовленные мануфактурой Эмиля Галле, находившейся в Нанси, во Франции (Эмиль Галле — основоположник модерна в области художественного стекла)
Эти вазы эпохи модерн, наверное, знакомы многим. Их выпускали с начала 20-го века вплоть до 50 -х годов. У моих родителей были такие же, но темно-синего цвета и стояли они на комоде, потом переехали на дачу. Среди экспонатов можно увидеть электрические осветительные приборы — настольные лампы, торшеры, люстры. Это просто чудо с кошачьей мордочкой и зелеными горящими глазами
Над окнами — чудесные витражи, созданные по принципу мозаики
В эпоху модерна дамы не только элегантно приседали на краешек изящного диванчика, вкушая пищу из оригинальной посуды, но и выглядели соответствующими образом. Ассоциация с блоковской Незнакомкой приходит на ум («и веют древними поверьями ее упругие шелка, и шляпа с траурными перьями, и в кольцах узкая рука».)
Это, действительно, незнакомка, чья фотография помещена в изумительную раму фабрики «Мельцер и К», ольха, орех, клен». Художники, стоявшие у истоков стиля модерн, стремились привнести красоту в повседневную жизнь многих людей, а не только тех, кто мог позволить себе любую роскошь, и им это удалось
Монетный двор, расположенный в старинном здании на территории Петропавловской крепости, не является музейным объектом. Если есть желание приобщиться к теме денег, то для это существует музей истории денег. Мы заглянули и туда, но для его посещения нужен отдельный билет, поэтому решили, что обойдемся, хотя кто-то идет в этот музей целенаправленно, интересуясь темой.
Солнышко 14 февраля, светило ярко, создавая иллюзию пробудившейся весны, с самыми что ни на есть приятными приметами — лужицами на тротуарах, высоким прозрачным небом, глубокими тенями, отброшенными на изъеденный снег
Мы так соскучились по ласковому приветствию природы, что не очень-то торопились уйти с улицы, тем более — в мрачную тюрьму Трубецкого бастиона (очередной музейный объект). Чудесные картинки прекрасного февральского дня. Солнечные часы «Время мастера»
В качестве эпиграфа к солнечным часам используется цитата из Ветхого Завета: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время разбрасывать камни и время собирать…и нет ничего лучше, как наслаждаться человеку делами своими: потому что это — доля его». Дополнением к часам, установленным на площадке между Нарышкиным бастионом и Комендантским домом, является инсталляция — гарнитур из 12-ти кованых стульев, изготовленная Гильдией кузнецов по проекту художника Валерия Галкина
Композиция из стульев, размещенных по кругу, напоминают циферблат часов, а сами стулья похожи на троны для сказочных героев. Наверное, в теплое время года они облеплены народом. Судя по отзывам, выставка «Сибирский Левша», посвящена искусному ремеслу Анатолия Коненко — микроминиатюриста из Омска, являющемуся обладателем всевозможных званий, премий и рекордов Книги Гиннесса
Вход — по дополнительному билету. Затем мы заглянули в тюрьму (только заглянули), и не сговариваясь, решили, что нам сюда не надо, тем более, что уже не раз видели мрачные казематы и знаем про условия содержания политических заключенных при царизме
Чтобы не ступать на тонкий лед ассоциаций с современностью, ретировались отсюда поскорее, дабы не портить себе настроение. Следующий музейный объект — Комендантский дом. Можно догадаться по названию, что здание было предназначено для проживания и исполнения служебных обязанностей комендантам Петропавловской крепости
Первый деревянный домик на этом месте появился спустя всего год после основания Санкт Петербурга, а нынешнее каменное строение относится уже к середине 18-го столетия. Сейчас в нем расположена очень интересная, хорошо оформленная экспозиция «История Санкт-Петербурга — Петрограда. 1703–1918» — где мы отводили душу. Кстати, проблема туалетов в крепости весьма актуальна, поэтому имейте в виду, что в Комендантском доме для экскурсантов недавно оборудовали современные удобства. Музей, по сути, является краеведческим, потому сначала идут археологические арте-факты, затем экспонаты о жизни чухонцев, наконец, наступает эпоха Петра Первого
В экспозиции есть пушки всякие, морские канаты и другие интересные для мужчин вещи
Мне же приглянулся набор мебели конца 17 века, с искусной резьбой по дереву, и кувшин замечательный. Справедливости ради, шкаф-германский, стулья — испанские, а стол — российский
Затем переходим в зал эпохи Анны Иоанновны и Елизаветы Петровны, проходим через экспозицию «Самая блестящая звезда Севера» Екатерина Великая и ее реформы». Все вещи конца 18 начала 19 веков. Мое внимание привлек комод в стиле «жакоб» и жирандоли для трех свечей
Это зал посвящен Петербургу эпохи классицизма
Есть в экспозиции фарфоровая посуда, серебро, фарфоровые сюжетные статуэтки фабрики Гарднера, образцы курительных трубок, дорожные наборы с чайниками и кофейниками, саквояжами — словом, масса всего интересного. В зале, посвященному банковскому делу, можно заглянуть в банковские ячейки и увидеть их содержимое
В зале с афишами, предметами быта и всякими вещицами можно надолго зависнуть, так как он посвящён развитию моды и производству одежды, обуви и шляп
Макет типичного доходного дома столицы Империи конца 19-го — начала 20-го века выполнен виртуозно и показывает не только внешний облик здания, но и квартиры, расположенные в нем, причем на нижних этажах и комнаты попросторнее и обстановка побогаче, а чем выше, чем попроще обитающая публика
Я спросила, кто сотворил это чудо, мне ответили, что студентки профильного заведения три года трудились над его созданием. Каждая макетная квартирка обставлена соответствующей мебелью, и ни одна из них не похожа на другие. Интересен зал, посвященный «Петербургской кухне», где можно узнать о рецептах блюд, многие из которых кажутся по нынешним временам совсем уж экзотичными. Для этого нужно нажать на ячейку с названием интересующего блюда, и рецепт откроется
Оказывается, доставка еды на дом — ни есть современное изобретение, да и еда была — не в пример нашей, привычной
Зал о развитии городских удобств столичных жителей, таких как водопровод, канализация, телефонная связь вызывает неизменный интерес. В конце 19 века петербургская квартира не считалась комфортной, если в ней не было ванной комнаты. Ванные проектировались во всех новых домах, рассчитанных на состоятельных жильцов. Владельцы же старых доходных домов спешно выделяли специальные помещения для ванных: отгораживали часть жилой комнаты или кухни. В стандартный набор оборудования ванных комнат обычно входили биде, писсуары и унитазы. Аксессуары ватерклозета изготавливались из меди, чугуна и фаянса, часто украшенного росписью или рельефом
Красота же! Ванная комната
Для женщин — снимок с парфюмерно-косметическим набором в этой ванной комнате
Понятно, что это далеко не все экспонаты и не все залы. Как говорят, лучше один раз увидеть… К чему я вас и призываю. Больше никуда не захотели идти, так как впечатления переполняли. А на улице становилось все чудеснее и солнечнее, невский простор ждет
Такая она, питерская зима с местной традицией загорать в любое время года у стен Петропавловской крепости на пляже Заячьего острова.
Теги:
Культурно-познавательный туризм