В прошлом рассказе, при экскурсе в историю Марракеша, я писал о двух первых местных династиях королевства, Альморавидах и Альмохадах. Самые старые памятники, которые можно посмотреть в Марракеше, принадлежат к эпохе Альмохадов, второй по счёту династии. Самых первых правителей страны помнит в городе только один обьект, этим он безмерно ценен. Конечно же, мы не могли допустить, чтобы он прошёл мимо нас, и вот мы около Кубба Баадийн. Старейший памятник Марракеша, иногда прямо называемый Альморавид Кубба, был построен в 12 веке во время правления Али Бен Юсефа. Хотя его первоначальное использование неизвестно, некоторые эксперты предположили, что это могло быть помещение для омовения перед мечетью, которая когда-то находилась где-то по соседству.
Его простой внешний дизайн (приземистое квадратное здание, увенчанное куполом) противоречит интересному интерьеру с купольным потолком, покрытым мотивами Альморавидов. Арабское слово «кубба» означает «купол, сводчатое сооружение», а в Северной Африке это слово также обозначает «святилище, надгробный памятник», но в данном случае наиболее подходящим является первое определение. Кубба представляет собой квадратное здание с прямоугольным основанием (7,35×5,45 м) и высотой 10,80 м, увенчанное полусферическим куполом. Кубба была отреставрирована в 16 веке династией Саади, но со временем исчезла, погребённая под горой мусора. Следы здания были обнаружены в 1948 году, а раскопки начались в 1952 году. Чтобы получить доступ к огороженной территории, нужно спуститься на два лестничных пролета, так как уровень, на котором стоит здание, на 7 м ниже текущего уровня города.
Посещение Кубба Баадийн действительно интересно, потому что дает нам представление о том, какой была архитектура во время основания города. Здание поражает гармонией пропорций, конструктивной геометрией, контрастом внутреннего и внешнего убранства. Его купол можно считать виртуозным архитектурным синтезом.
Как уже писал раньше, Альморавиды, завоевав мусульманскую Испанию, впервые слили две территории в одно государство. И именно тогда архитектура Андалузии начала проникать в Магриб. Рассматривая Куббу, мы стоим в самом начале этого пути. Здесь уже явно присутствуют элементы испано-мавританского стиля (ребристый свод, замковые камни, переплетённые резные арабески, купол с зубчатым основанием). Но пока без роскоши, без помпезности, без филигранных резных элементов.
Такой была архитектура при рождении Марракеша. К сожалению, не можем увидеть больше, потому что в свойственной многим исламским правителям традиции, султаны Альмохадов снесли под фундамент всю архитектуру прежней династии Альморавидов, включая дворцы, мечети и крепостные ворота. Кубба была, наверное, мелковата, и её не заметили.
Кубба Баадийн прямо граничит с районом Бен-Юсеф в Марракеше, недалеко от Музея Марракеша и мечети Бен-Юсефа.
Самую длинную сторону площади занимает здание библиотеки Бен-Юсефа, которая является часть комплекса.
Самое время зайти в медресе Бен Юсефа, самую интересную часть комплекса. Идём по длинному коридору между высоких стен.
Одно из помещений, тесно примыкающих к медресе, отдано Освобождающимся женщинам Востока, здесь у них клубы по интересам. Сегодня собрались в кружок (в прямом и переносном смысле) начинающих фотографов… или фотографинь? Хотел подсмотреть, но домохозяйки засмущались, идём дальше.
Медресе — исламские религиозные школы. Медресе Бен-Юсефа одно время была самой большой в Марокко и одной из крупнейших в Северной Африке. Медерса (буду называть по местному, пусть будет «она») прошла через разные марокканские династии: построена меринидским султаном Абу аль-Хасаном (14 век) и названа им в честь султана Альморавидов Али Бен Юсефа -12 век. Мериниды, в свою очередь уничтожая всю память о предшествующих Альмохадах, ничего не имели против уже древних для них Альморавидов и признавали их заслуги по строительству Марракеша. Была перестроена саадским султаном Абдаллахом аль-Галибом (16 век).
Медерса была домом для студентов богословия вплоть до 1960 года, могла вместить до 900 студентов. 132 комнаты с обстановкой, которую оценили бы средневековые монахи самых аскетичных орденов, предназначались для студентов не родом из Марракеша. Контраст с остальной частью медерсы разителен.
Медерса Бен Юсефа — одно из наших любимых мест в Марракеше! Она выглядит прямо из книжки с картинками! Хотя здание не очень просторное, мы потратили не менее часа, просто впитывая атмосферу и фотографируя резьбу или мозаику.
Внутренний двор и молитвенная комната роскошно украшены — резной кедр, мрамор и лепнина отдают дань уважения Богу цитатами из Корана. Узоры заимствованы из природы и геометрии, прославляют красоту и порядок мира.
Самыми интересными моментами визита, несомненно, является открытие внутреннего двора с тонкой лепниной и мозаикой, который является блестящим образцом искусства исламской архитектуры.
Этот достаточно большой внутренний двор сделан из мрамора, с искусно украшенным водоемом в центре. Можно долго наслаждаться потрясающим видом на этот шедевр восточной архитектуры.
Рядом с патио находится молитвенная комната с тремя мраморными колоннами. Взглянув вверх, вы можете увидеть впечатляющий купол — искусно сделанный из кедрового дерева с 24 маленькими мозаичными окнами.
Когда изучал небольшой объект под названием Кубба Баадийн, особенно сильно пожалел о том, что до наших дней не дожила мечеть Кутубия, которая и сейчас одна из главных достопримечательностей Марракеша. Вы можете увидеть её почти с каждой площади, и это один из символов Марракеша, который нельзя пропустить, с минаретом высотой 77 метров. Жалко, что не дожила первоначальная мечеть, которая была построена в середине XII века совместно с дворцом Ксар-эль-Хаджар Альморавидами при Али Бен Юсефе. Тогда это было бы исключительно ценное строение. Однако династия Альмохадов, которая впоследствии правила после завоевания Марракеша в 1147 году, разрушила дворец, мечеть, как и многие другие великолепные здания в городе.
При правлении Абд аль-Мумина сразу же началось строительство новой мечети. Однако вскоре её заменили новым зданием, потому что оно якобы было неправильно построено.
Первоначальные фундаменты столбов и стен первого здания были обнаружены во время раскопок французскими археологами и частично реконструированы. Их можно увидеть на северной стороне нынешней мечети.
Сегодняшняя мечеть Кутубия была завершена и открыта в 1158 году под эгидой Якуба Эль Мансура. Тогда минарета ещё не существовало, и работы над ним были завершены лишь 40 лет спустя, в 1199 году. Якуб аль-Мансур третий халиф династии Альмохадов
Считается, что Кутубия похожа на Великую мечеть Кайруана в Тунисе, которая была построена в 670 году и долгое время считалась архитектурным эталоном в исламском мире. Минарет мечети Кутубия имеет высоту 77 метров и шесть этажей, соединённых наклонными пандусами внутри башни. Они настолько велики, что к террасе минарета можно было проехать верхом. Три позолоченных шара на шпиле предлагают разные интерпретации их значения. С одной стороны, они символизируют три наиболее значимые арабские мечети: Аль-Харам в Мекке, Пророка в Медине и Аль-Акса в Иерусалиме. С другой стороны, они представляют три элемента жизни: воду, воздух и огонь. Интересен нестандартный четвёртый золотой шарик. Самая распространённая история говорит о том, что он был изготовлен позднее, из золотых украшений жены Якуба аль Мансура, которая, в наказание за несоблюдение поста во время Рамадана, отдала свои драгоценности на переплавку и подарила отлитый из них шар мечети Кутубия. Застукали её, несчастную, за попыткой съесть несколько виноградин. Чудеса, да и только!
Совсем недалеко от Кутубии — знаменитая самая большая площадь Марракеша, которая путеводителями представляется сердцем города и самой важной достопримечательностью Марракеша. Официальное название площади — Джемаа-эль-Фна, но в Марракеше обычно говорят французское слово «La place».
Да, это место невероятно просторное, невероятно хаотичное и невероятно туристическое. Суета жонглеров, барабанщиков и продуктовых лавок ждет вас на Джемаа-эль-Фна. Но всё же звание самой главной достопримечательности, на мой взгляд, после всего увиденного в Марракеше, надумано. Почти обычная беспорядочная площадь с массовой разводкой туристов на деньги.
Есть змеи, обезьяны, назойливые продавцы и огромное количество людей. Продавцы будут очень настойчиво пытаться продать вам вещи, говоря при этом, что они дадут вам что-то бесплатно или покажут вам что-то интересное через пару улиц от вас. Мне было трудно ослабить бдительность, поскольку я потерял счёт тому, сколько раз кто-то пытался мне что-то продать. У вас будут просить деньги, как только вы наведёте камеру на местных жителей, и довольно агрессивно. Поэтому, ну их, с их одинаковыми обезьянами и дешёвыми колокольчиками. Только пара кадров.
Чем ближе к вечеру вы придёте, тем больше людей будет на Джемаа-эль-Фна. Особо колоритно становится вечером, когда уличные ресторанчики зажигают свои грили и над площадью расстилаются клубы дыма. В это время мне площадь понравилась куда больше. Хотя и в это время в отдельных уголках площади не так здорово и не так весело, со всеми карманниками, мошенниками и продавцами с обезьянами на цепи. Но это место принадлежит Марракешу. И мы, конечно, по нему прошлись несколько раз.
Многие источники советуют поужинать на краю площади, где есть бесчисленное множество баров и ресторанов внизу или на крыше, некоторые довольно солидные и фешенебельные.
Но, попробовав в одном, несмотря на неплохое меню, остальные два вечера мы ужинали посередине площади уличной марокканской едой, полной аромата, с вкусными специями и приправами и приготовленой традиционными способами. На наш взгляд, эти рыночные ресторанные лотки Марракеша — лучшее место, где можно перекусить. Сидя на деревянной лавке, за длинным столом, просто показываешь на разложенные продукты позади себя. Здесь и мясо в любом виде, в том числе на шампурах, и рыба с морепродуктами, и овощи хорошие, свежие и разные. И заказ моментально готов, цены просто смешны.
Под конец о покупках в Медине. Базар — это обязательное место в Марракеше, как и площадь Джемаа-эль-Фна. По торговым улочкам мы прошлись и днём, и вечером. Прежде всего, базары полны местного народа. Здесь можно купить травы, мясо, рыбу и фрукты.
Но и туристов хватает. Вы найдёте красивую кожу, множество украшений, ковры, марокканскую посуду… Мы купили аргановое масло, шафран, кое-что из национальной одежды, кое-что из керамики, прекрасную чеканку.
Чайники, ковры, светильники, специи, обувь, шарфы — если вы хотите купить сувениры или новые любимые вещи для дома, то вы попали по адресу. Очень важно: переговоры являются частью этого! Торг является обязательным, и эта игра понравилась.
Обычно реальная стоимость намного завышена. Торг — это часть культуры, если делать это вежливо и с добавлением веселья. Не торгуйтесь, если не собираетесь покупать. Это считается грубым.
Базары огромные. Начиная с главной площади, они разветвляются на множество различных лабиринтов.
Если вы любите делать покупки и находить уникальные предметы, это место обязательно для вас. Что ни назовёшь, здесь найдётся обязательно.
Но район вокруг рынков — не только торговля. Опутанный сетью узких улочек, он предлагает заглянуть в очень интересные места, слепые переулки.
Где можно найти ремесленников, производящих те нехитрые, но качественные традиционные товары, которые потом можно найти на том же базаре.
В Марокко Марракеш издавна был важным местом торговли и обмена с караванщиками. И сейчас, примерно с 2600 марокканскими мастерами, базары Медины Марракеша представляют собой настоящий лабиринт киосков и ремесленных мастерских, организованных районами и торговыми домами.
Улочки между базарами изначально предназначались для киосков, которые обслуживали ремесленники, работавшие в соседних переулках.
Можно найти бывшие караван-сараи, где сейчас расположились художники,
или ремесленники, или бездомные — всё зависит от качества и состояния недвижимости.
Прогуливаясь по этим улочкам, можно увидеть, например, старинные ворота.
Или фонтан с питьевой водой, сеть этих фонтанов была сделана ещё в 12 веке.
Или увидеть ещё один вход в небольшую мечеть, куда нам нельзя
Конечно, же покупки наши были по сути побочны. Прежде всего мы пришли сюда познакомиться с базарами, как немаловажной частью исторического кода Марракеша.
Неторопливой прогулкой по сети улочек Медины заканчиваю свои рассказы о Марракеше, впереди кольцевой маршрут по стране.