Алл-а-аху акбар… Алл-а-аху акбр… (в паузе за окном отозвались птички)… А-а-ашхаду-алляИляхаилляЛлах… (чик-чирик)… Вокруг несколько мечетей. Муэдзины не «включаются» в одно и тоже время, присоединяются по одному, и вскоре звучит и смешивается со всех сторон — АллаХ̣аййаАшхаИляхаКбарФаляхАлл-а-ахуЛла-а-ах… Просыпаемся вместе с Марракешем, так, как он изо дня в день просыпается уже 10 веков. И нисколько это не раздражает. Ислам — неотемлимая часть мусульманской страны, и распевы муэдзинов гармонично вписываются во вкус тысячелетней марокканской настойки.
В Марракеше мы живём в самом центре старой Медины. В этой гостинице начался наш кольцевой 2-х недельный тур по Марокко, в ней же и закончился. Всего четыре часа полёта, но другой мир. Марракеш завораживает и вдохновляет, захватывает дух. В Марокко много проблем, и тот, кто едет в Марракеш, ожидая сон из 1001 ночи, довольно быстро опускается на землю. Но если и искать мечту о 1001 ночи в Марракеше, то почти наверняка отчасти найдёшь её в местном жилье.
Марракеш известен своими красивыми риадами, разбросанными по извилистым улочкам по всему городу. Честно говоря, только изредка попадёшь в страну, где местные отели так же со вкусом оформлены, как в Марокко.
Риад — это традиционный марокканский дом, известный своим огороженным садом и внутренним двором. Раньше в них жили богатые купцы и торговцы. В настоящее время риады по всему Марокко были превращены в роскошные гостевые дома к радости местных и иностранных путешественников.
Вообще-то слово «Риад» и означает «сад». Пока рассуждал о риадах, внизу уже собралась наша небольшая группа на завтрак.
Да-да, планируя поездку в Марокко, мы решили изменить свой индивидуальный формат путешествий. После долгого перерыва мы покинули привычную Европу, не хотелось в одиночку решать трудности с логистикой, передвижением, проживанием, особенностями местного менталитета. Были, конечно, и минусы группового передвижения и изучения страны, но в целом поездка удалась. Хотя от группы мы часто отбивались, как только понимали первоначальную географию места. Марракеш, к слову, мы исследовали в индивидуальном порядке.
Идём наружу. Вся сказка пропадает, как только выходишь из риада на пустую тупиковую улочку. Да, в этом мире вся красота внутри. Снаружи — красноватые глиняные сплошные высокие стены, так построена вся медина.
На востоке ценят подобную обособленность, вся жизнь происходит внутри, в отличие от Европы здания не соревнуются красотой и богатством внешних фасадов. Вероятно, единственные, кто могут без приглашения сравнить жизнь внутри и вне стены — аисты.
Но Марракеш обладает удивительной силой — кажется, что через пару часов каждый чувствует определенную тягу к красному городу. Помимо разлекламированных знаменитых базаров в Медине и сада Мажорель, в Марракеше есть ещё много интересного. Это один из самых увлекательных городов Марокко.
Медина — это лабиринт узких улочек, заполненных разными мастерскими, лавками и традиционными базарами. Найти выход из этого лабиринта — иногда сложная задача, в наше время, конечно, задача упростилась. Достаточно иметь хороший спутниковый сигнал и офлайн карту в дивайсе.
Направо и налево вас тянут владельцы магазинов, которые пытаются убедить вас войти в их магазин. Здесь вы наткнётесь на специи всех цветов радуги, включая шафран, светильники и подсвечники, цветные марокканские тапки, керамику, чеканку…
Внезапно выныриваешь на одну из центральных улиц. Оглушает поток машин, лошадиных повозок, приезжих и местных. Скутеры ездят как сумасшедшие, мимо проносится группа весёлых детей. Добро пожаловать в оживлённую Медину, центр Марракеша.
Марракеш слишком туристический? Да, он переполнен туристами, это нельзя игнорировать. Но нас это совершенно не смущало. К толпам, особенно в Медине, мы довольно быстро привыкли. Хотя на входах в музеи и дворцы иногда формировалась приличная очередь, но и эту проблему нашли способ решить.
Медина Марракеша — старая часть города, построенная во времена арабского владычества на территории всей северной Африки. Основанный в период с 1062 по 1072 годы, Марракеш долго был культурным, экономическим и политическим центром запада мусульманского мира — от Африки до Андалузии. И мы, естественно, идём смотреть знаковые объекты, связанные с периодами процветания одной из марокканских столиц.
Марракеш — один из четырёх имперских городов Марокко. Остальные три — Фес, Мекнес и Рабат. Эти города чередовались в качестве столицы королевства.
Султан Ахмед эль-Мансур из династии Саадитов знаменит тем, что вернул из Феса столицу страны, перенесённую туда правившими до него Маринидами, вновь в Марракеш. К концу 16 века Ахмед эль-Мансур приказал построить дворец Бади к югу от Медины. Подходы ко дворцу, традиционно для Марокко, окружены высокими сплошными скромными стенами, не говорящими о том, что за ними резиденция султана.
Дворец Эль-Бади, который переводится как «Несравненный дворец». был заказан султаном через несколько месяцев после его вступления на престол в 1578 году, а строительство и украшение продолжались на протяжении большей части его правления. Дворец, украшенный материалами, привезёнными из многих стран, от Италии до Мали, использовался для приемов и предназначался для демонстрации богатства и власти султана.
Дворец Бади когда-то был самым большим и роскошным дворцовым комплексом в Марокко. Сегодня мало что осталось от великолепия Саадитов.
Оставшиеся руины указывают разве что только на огромные размеры бывшего дворца.
К сожалению, великолепный комплекс не пережил следующую династию Алуитов. В 1696 году при их султане Мулай Исмаиле дворец был разрушен. Многие из наиболее ценных материалов были доставлены в Мекнес, следущую столицу, где они были использованы для строительства султанской резиденции. Остался только фундамент дворца Бади.
Просторная территория состоит из большого водоёма, единственного пережившего исторические потрясения без больших потерь, и небольших садов.
Дворец представлял собой роскошную демонстрацию строительного мастерства саадского периода с использованием самых дорогих материалов того времени, включая золото и оникс, с колоннадами из итальянского мрамора, которые итальянские торговцы обменивали на эквивалентный вес в сахаре.
Хотя основная конструкция стен дворца была сделана из утрамбованной земли, укреплённой смесью извести, стены были покрыты дорогими материалами и искусно украшены. Полы были вымощены мрамором и мозаичной плиткой, потолки и капители колонн были позолочены, а стены покрыты искусно вырезанной лепниной с каллиграфическими надписями.
В садах и бассейнах были фонтаны со струями воды, напоминающими о роли воды в андалузской архитектуре Альгамбры, которая, по-видимому, оказала заметное влияние на саадскую архитектуру в целом, хотя и требовала подземной гидравлической инфраструктуры стоков и каналов.
Можно заглянуть в бывший приёмный тронный зал внутри западного павильона Кубба аль-Хамсиния. На переднем плане остатки прямоугольного водоема, покрытого мозаичной плиткой.
Или в пристройку на северо-западной стороне дворца, в которой находились жилые помещения, возможно, для иностранных послов.
Или в пристройку к южной стороне дворца, вероятно, включающую остатки бани.
Кое-кто, возможно, будет разочарован руинами, если он ожидал, что дворец Бади будет великолепной резиденцией с дорогими мраморными колоннами, лепниной и мозаикой, которые можно найти в гробницах Саади, во дворце Бахия или в медресе Али Бен Юсефа. Тем не менее, посетить его однозначно стоит! Огромный размер комплекса — это плюс, особенно если сравнивать его с тесной Мединой. Здесь царит спокойная тишина. Из-за большого пространства люди могут рассредоточиться, поэтому здесь никогда не будет дискомфортно тесно, как в том же дворце Бахия. Куда, собственно, мы и идём после Эль-Бади.
Великолепный дворец Бахия является, без сомнения, одной из самых красивых достопримечательностей Марракеша. Дворец прекрасно сочетает в себе андалузскую и мавританскую архитектуру. У него один недостаток — он датируется концом 19 века, то есть молодой для желающих увидеть древнюю архитектуру. По аналогии с Европой, его стиль должен был бы содержать приставку нео-. Но, в любом случае, дворец великолепен и построен в соответствии со всеми канонами мавританской архитектуры, а на более новые строительные материалы можно и закрыть глаза.
При посещении мы увидели апельсиновые деревья, фонтаны, искусную резьбу и мозаику — короче говоря: рай для всех, кто хочет прикоснуться к марокканской архитектуре. Поскольку дворец Бахия является одной из достопримечательностей Марракеша, ажиотаж вокруг него обычно довольно велик. Мы убедились, что любые попытки сделать кадр только архитектуры, без посетителей, абсолютно нереализуемы.
Этот бывший дворец султана, его жён и многочисленных наложниц восхищает своей архитектурой. Мы были бесконечно очарованы резьбой по дереву, плиточными и мозаичными узорами, дворами и садами. Это настоящее произведение искусства.
Дворец Бахия на первый взгляд кажется тесным, просто здесь сравнительно небольшие комнаты, куда можно зайти, и они одновременно вмещают большое количество туристов. На самом деле дворец занимает площадь около 8000 м² и насчитывает 160 комнат, риадов и дворов.
По сей день остаётся неизвестным, когда именно начались строительные работы над дворцом Бахия. Что известно, так это то, что архитектор работал по контракту с 1859 по 1873 год. Потребовались тысячи мастеров, трудившихся более семи лет, чтобы завершить это монументальное сооружение. Неудивительно, что сейчас он считается самым большим дворцом своей эпохи. Сюда везли необходимые материалы со всей Северной Африки. Лучший итальянский мрамор был импортирован из Каррары.
Многие комнаты дворца открыты для публики, хотя они сейчас пустуют. Даже без мебели дворцовые покои передают сильное ощущение роскоши, которой когда-то наслаждался великий визирь, кому долгое время принадлежал дворец. Щедрость пропорций и изысканность взаимодействия между архитектурой, украшениями, светом и растениями просто ошеломляют.
Малый двор выполнен в сравнительно минималистском стиле. Белые стены почти ничем не украшены. Пол состоит из белого каррарского мрамора. В центре стоит фонтан, окружённый изразцовой мозаикой.
Во двор выходят четыре комнаты: каждую когда-то занимала одна из четырёх жён великого визиря. Помимо мозаики, примечательными особенностями комнат являются потолки из кедрового дерева и красиво вырезанные двери.
Большой двор 50 на 30 метров был завершён в 1898/99 году, он полностью выложен мрамором. Его окружают целых 80 комнат, построенных для размещения наложниц гарема великого визиря.
Всего 20 минут пешком от дворца Бахия мы открыли прекрасную альтернативу — музей Дар Си Саид. Здание не имеет 160 комнат, но что касается оформления интерьеров, этот особняк не уступает дворцу Бахия. И у него огромное преимущество — здесь практически нет туристов. Два-три человека, лениво бродящие по залам музея, интерьеры не загораживают.
В музее можно увидеть некоторые детали традиционной берберской культуры, которые дают представление о повседневной жизни в историческом Марокко. Помимо украшений, текстиля, ковров и музыкальных инструментов, здесь можно найти керамику и оружие разных времён марокканской национальной истории.
Но если честно, экспозиции повторяют собрания нескольких других музеев, главное здесь — сам дворец.
Просторный городской дом принадлежал младшему брату великого визиря Ба Ахмеда. Двухэтажный дворец был построен в конце 19 века, в то же время, что и дворец Бахия, поэтому очень похож на него своей архитектурой.
Дворец имеет несколько дворов с небольшими садами.
Соседние, репрезентативные комнаты на первом этаже оформлены щедро. Здесь есть искусная изразцовая мозаика, филигранные резные деревянные потолки и шедевры лепнины.
На верхнем этаже можно зайти в бывшие гостиные и спальни Визиря.
Одной из изюминок Дар-Си-Саида является древний каменный бассейн, который можно найти возле входа. Это шедевр исламского искусства. Этому бассейну более 1000 лет и он находился в одном из дворцов в испанской Кордове! Вероятно, владелец дворца им очень дорожил. Когда стало ясно, что переход Кордовы в руки христиан неминуем, он вырвал фонтан вместе с бассейном и при бегстве не забыл погрузить его на корабль. Хотя, может прихватил и больше деталей интерьеров своего жилища, история этого не сохранила. Бассейн веками стоял в медресе Бен Юсефа, пока его не перенесли во дворик Дар-Си-Саида.
С дворцовой составляющей Марракеша, будем считать, разобрались. В следующих рассказах на очереди — музейная, религиозная и базарно-площадная части этого особенного города.
Теги:
Культурно-познавательный туризм