Гатчина давно зазывала меня в гости, и когда возник вопрос: «куда сегодня мы поедем?», не задумываясь, предложила своим взрослым детям заглянуть в исторический пригород Петербурга, благо автомобиль с водителем, готовым отправиться в любом направлении, — под рукой. До места доехали довольно быстро, с ветерком, задействовав платный участок дороги — сложней было определиться с парковкой. Худо — бедно машину приткнули в безопасном месте и пошли навстречу моей мечте, встретившей нас цветами
Про Гатчину можно рассказывать долго, излагая ее предысторию, историю, погружаясь в дебри фактов, размышлений, измышлений. Постараюсь избежать многословия, чтобы туристический отзыв не превратить в исторический опус (хотя вряд ли получится). Что я знала про это замечательное место до момента посещения? Во-первых, что там есть интригующий замок последнего рыцаря Европы — Приоратский дворец; во-вторых, уникальный Большой Гатчинский дворец, который недавно реанимировали, зажил полноценной музейной жизнью; в-третьих, замечательная природа парков, отличающаяся июньским неистовым буйством и разноцветием, — это ли не повод для приятной прогулки. То есть цели выбраны — идем по навигатору к наименее затратному по времени ориентиру — Приоратскому дворцу, расположенному на берегу Черного озера. А кругом красота, только успевай головой крутить, вдыхая медовый запах набирающей подростковую силу густой травы, ставшей мягкой перинкой для загорающих обывателей всех мастей
Вот и Приоратский дворец, напоминающий средневековый монастырь, построенный в 1799 году по приказу императора Павла для Великого приора Мальтийского ордена принца Конде, бежавшего от французской революции в Россию
Знакомый силуэт яркого архитектурного землебитного шедевра (спрессованного суглинка, пропитанного известняковым раствором), выполненного в бело-красной гамме, завораживает необычной архитектурой и таинственным флером, витающим над ним. Стоит ли говорить о том, что дворец замечательным образом вписан в окружающий ландшафт? Мы не стали выяснять, есть ли возможность попасть внутрь, а пошли по берегу озера через парк, который должен был добавить шарма загадочному Приорату, но не случилось — его состояние отчаянно напомнило сиротку, лишенную заботы и любви. Увидев утренних алкашей, которые без стеснения кучковались на бережке то тут, то там, мои дети переглянулись, поняв, что выстроить умозрительный портал в историческое прошлое матушки-России не удастся, и отправились на поиск Большого Гатчинского дворца, путь к которому лежит через Дворцовый пейзажный парк
Главным входом в парковую зону раньше служили величественные Адмиралтейские ворота, утратившие эту функцию по неизвестной мне причине. Поэтому до одного из действующих входов пришлось еще топать и топать. Пройдя через турникет, застываем от радующих глаз картинок, в которых доминирует великолепное буйство зелени, где чувствуется заботливая рука и грамотный подход планировщиков. Совсем другой коленкор — это, действительно, царские владения
Парковый комплекс, заложенный в местности с Белым и Серебряным озерами, был создан в период расцветающего садового и паркового искусства в России, которым так славен 18 век царствования императрицы Екатерины Великой. В формировании парка традиционно выделяют Орловский и Павловский периоды, названные в честь известных исторических личностей (графа Григория Орлова — фаворита императрицы Екатерины и ее сына — будущего императора Павла Первого). Каждый из владельцев постарался сделать удаленную от столицы резиденцию неповторимой и уникальной. Граф Григорий Орлов, в знак благодарности получивший от императрицы земли в 1765 году, активно принялся за дело, создавая парк в английском стиле, сочетавший свободную планировку и искусственно созданные природные уголки, имевшие вид естественных. После смерти Орлова дворец и парк были подарены Екатериной II сыну, Павлу I, продолжившему традицию украшательства полученных в дар земель. Рукотворная Цветочная горка, созданная при Павле Первом, являлась частью Ботанического сада, где выращивались декоративные растения и лекарственные травы
Рядом с ней стояли оранжереи для выхаживания экзотических растений в кадках, в летнее время выставлявшихся на обозрение. Оранжерей уже нет, им на смену пришли сезонные цветы, украшающие горку
Особую прелесть парку придают озера, сообщающиеся между собой. Они его душа, полная очарования в летний солнечный день с плывущими по небу легкими облачками
Для придания пейзажу большей живописности береговую линию озер изрезали заливами, украсили островкамиЯ бы не стала никуда спешить, отдавшись во власть очарования естественной, без всякой нарочитости, гармонией. Но мои детки шустро перебирают ногами, а я едва поспеваю за ними, постоянно отвлекаясь на фотографирование (куда ж без этого, нам, туристеровцам, но не все разделяют это увлечение). Два главных озера — Белое и Серебряное вместе с островами и большей частью береговой зоны относятся к самой крупной части парка, которую именуют Английским садом
Живописные аллеи и мостики, соединяющие островки в Гатчинском парке, так хороши, что хочется унести с собой каждый новый вид
Павильон Венеры на острове Любви
В центре Белого озера находится Лебяжий островок с плакучими серебряными ивами и приютившимся там миниатюрным домиком для птиц
Это так мило! Карпин мост изящно переброшен при впадении одноименного пруда в Белое озеро. Что ж там интересного, за чем все наблюдают?
Оказывается, за толщей воды можно рассмотреть настоящих карпов, и название «карпин» себя оправдывает. Во времена Павла I серебристых карпов разводили специально, чтобы подать к столу. По звону колокольчика прирученных рыб кормили, а по необходимости вылавливали. Нынешние карпы разводятся с другой целью, но тоже жадно поедают хлебные крошки, бросаемые посетителями парка. С моста можно не только рыб и уток подкормить, но еще и дворец рассмотреть издалека, туда мы сейчас и направимся, стараясь не упустить яркие краски лета, вдыхая сиреневый аромат
Возле дворца флористы создали гениальную цветочную клумбу в виде короны Российской империи
Это уже часть Дворцового парка, выполненная в регулярном стиле с четкой линией аллей, ухоженными газонами, подстриженными кустами
Наконец-то, мы подобрались к любимый замку последнего рыцаря Европы, первоначально строившемуся для фаворита Екатерины II графа Орлова по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди. Проект удачно сочетал черты русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка (граф Орлов был и слыл большим любителем охоты)
Екатерина частенько навещала усадьбу «Гатчинского помещика», милого сердцу Г. Г. Орлова. В 1783 году граф Орлов умер, и императрица выкупила мызу Гатчина у его наследников, подарив сыну. Столь щедрый подарок был сделан в честь рождения старшей дочери Павла Петровича и Марии Федоровны — великой княжны Александры Павловны. Павел Петрович сразу же занялся переустройством имения, стараясь превратить мызу в миниатюрную Пруссию с аккуратными домиками, больницей, школой, церквями, мануфактурами. Центром выстроенной им Вселенной должна была стать гатчинская гвардия. Екатерина не препятствовала этой затее. Ей, привыкшей к подвигам суворовских вояк, маниакальное увлечение сына прусской шагистикой казалось игрой в солдатики. Позже, дождавшись своего звездного часа, уже ставший императором Павел так усердно старался провести различные реформы в политической, экономической сферах, военной сферах, что пал жертвой заговора. Как отвечать на вопрос: «Павел Первый — солдафон или реформатор?», — каждый решает для себя сам. Но что плохого в том, что наряду с муштрой, Павел сделал попытку отучить гвардию от роскошной и праздной жизни, превратив ее в настоящую воинскую часть, где военная служба для дворян — дело рыцарской чести, принял новые армейские Уставы с различными регламентами, ввел картографию, полковых врачей и так далее… Кстати, солдатская шинель, пришедшая на смену епанче, спасшая ни одну солдатскую жизнь от замерзания, тоже его инициатива, равно как и развод караула с чеканным шагом, который нравится многим и сейчас (тулуп и валенки в холодное время года для стоящих в карауле — тоже Павел Петрович повелел). Есть у него и очевидный минус в государственной деятельности — ввел цензуру на печатные издания и книги. Все беды от вольнодумцев, вольтеров всяких, которых так уважала матушка — таков был ход его мыслей (призрак Французской революции не давал покоя). Запретить! В целом усилия Павла I по восстановлению сильного государства не прошли бесследно и не будем забывать, что это происходило в преддверии войн с Наполеоном
А теперь вернемся к архитектуре дворца, превращенного в имперскую резиденцию. Огромные размеры, десять башен, стены, облицованные местными известняками, подземный ход, ведущий к озеру, окружают его ореолом загадочности. Людей в кассу дворца оказалось со счетом, мы купили билеты лишь на посещение парадных залов, расположенных на втором этаже (то есть одним билетиком не обойдетесь). Мои сказали, что им достаточно экскурсии по второму этажу (правда, потом пришлось отдельно оплачивать подъем на башню). Осмотр начали с мрачного подземелья
Еще при первом владельце Гатчинского дворца Григории Орлове был устроен 135-метровый подземный ход, который вел к Серебряному озеру, завершаясь гротом «Эхо». Зная потайную дверь, из парадных залов можно было спуститься в гулкие подвалы, где за массивными коваными дверями скрывалась уникальная затея, сохранившаяся до настоящего времени — в подземелье живет разговорчивое эхо. На вопрос «Кто здесь правил», эхо отвечает — Павел, Павел. Кто разбил французов? — Кутузов (есть и другие рекомендуемые словечки, на которые эхо охотно дает ответ). О подземелье существуют легенды, похожие на правду. Якобы Александр Керенский ушел от преследования заговорщиков, воспользовавшись ходом из подвалов центрального корпуса и далее, через Грот, к берегу Серебряного озера. «Я ушёл, не зная ещё за минуту, что пойду. Прошёл нелепо переодетый под носом у врагов и предателей. Я ещё шёл по улицам Гатчины, когда началось преследование» — из воспоминаний. Как после этого верить учебникам истории, где нам все то же самое рассказывали про Зимний дворец! Затем наш билет позволил заглянуть в оружейный зал, где хранится одна из лучших коллекций старинного оружия в России
Первым собирателем и владельцем этого собрания был граф Г. Г. Орлов. После его смерти в 1783 году Гатчинский дворец вместе с собранием оружия перешел в собственность великого князя Павла Петровича и его семьи. Коллекция уникальная! Чесменскую галерею я пробежала быстро из-за темного освещения и незавершенности работ. Сыну было интересно в обоих залах, а нам с дочкой не очень, и мы решили разойтись, чтобы не мешать друг другу фокусировать внимание на чем-то своем. Внешне брутальный и довольно суровый дворец внутри наполнен прекрасными светлыми интерьерами, украшающими парадные залы. Их череду открывает Аванзал — место ожидания выхода императора
Здесь же во времена царствования Павла Первого происходила встреча гостей и развод военного караула — под барабанный бой дежурные офицеры сменялись для охраны дворца. Обращает на себя внимание большая картина «Изгнание из рая» неаполитанца Луки Джордано, 17 век, приобретенная еще графом Орловым для Кухонного каре, после смерти графа переехавшая в Павловский дворец. Мария Федоровна завещала ее сыну Николаю, вступившему на престол после смерти брата — императора Александра Первого. По воле матушки ей отводилось место в Аванзале Гатчинского дворца
Картина, на которой изображены Адам, Ева и Архангел Михаил, написанная в контрастной манере, перенятой у Караваджо, считается шедевром Гатчинского дворца. Помимо зайцев внизу картины, означающих победу над вожделением и похотью, внимание приковывают символично протянутые руки человека и Архангела — им не суждено сомкнуться. Вспомните этот же жест у Микеланджело в «Сотворении Адама», отражающий невозможность соединения божественного и человеческого. Следующий зал — Мраморная столовая со статуей Эрота, копии XVIII века с античного оригинала
Украшением Мраморной столовой стали шестнадцать колонн коринфского ордера из каррарского мрамора, привезенные в XVIII веке из Италии. Самый большой зал центрального корпуса Гатчинского дворца — Белый зал
Он предназначался для праздничных приемов и балов. Хороша первоначальная отделка зала, оставшаяся от Антонио Ринальди
Белый рояль удачно дополняет убранство, наверное, здесь бывают концерты (надо будет выяснить)
Из зала можно выйти на террасу, откуда открывается превосходный вид на лежащий перед ним плац, отсюда Павел Первый наблюдал за парадными построениями собственных войск
А когда хозяином дворца стал его правнук Александр III, на балконе и играли дети, и царская семья иногда обедала. Верхняя Тронная Павла, предназначенная для аудиенций и приема важных гостей. Центр зала занимает золоченое тронное кресло, изготовленное по образцу серебряного золоченого тронного кресла императрицы Анны Иоанновны в Зимнем дворце
Стены украшены шпалерами, изготовленными на Королевской гобеленовой мануфактуре Франции, и были подарены Людовиком XVI великокняжеской чете — Павлу Петровичу и Марии Федоровне во время их путешествия по Европе
Гобелен под названием «Зебра», а этот называется «Двое слуг несут вождя» из серии «Новые Индии»
Над камином помещен гобелен «Церера» из серии «Портьеры богов»
Парадная опочивальня Марии Федоровны
Изумительной красивости образец представительских апартаментов демонстрировал статус хозяйки дворца. Альков с высокой резной золоченой кроватью, под покрывалом и балдахином из лионского шелка, просто шикарен
На стенах — пилястры искусственного мрамора. В ходе реставрации стены задрапировали голубым шелком, произведенным по специальному заказу музея на Лионской мануфактуре. В тон апартаментов расписан и живописный плафон на мифологический сюжет «Свадьба Психеи»
Овальный будуар Марии Федоровны довольно камерный, так как предназначался для занятий рукоделием, частных бесед, чтения, словом, для досуга
В первой четверти XIX века в будуаре установили изразцовую печь
Фрагмент фрески на стене у камина чудом уцелел в годы войны, реставраторы провели консервацию и не стали дополнять роспись, оставив элемент подлинного декора. Мне смотрительница настоятельно рекомендовала не проходить мимо и сфотографировать его как особо ценный в силу натуральности (из-за медленного интернета не стала делать слайд-шоу, поэтому многие фотографи не попали в рассказ). К будуару примыкает Башенный кабинет императрицы, названный так по своему местоположению — в угловой северо-восточной башне дворца
В таком виде он сохраняется с 19 века. Стены кабинета сплошь затянуты зеленым шелком, из бывших личных комнат императрицы Марии Федоровны переместили мраморные скульптурные портреты родителей государыни — герцога и герцогини Вюртембергских работы И.-Х. Даннекера (за портрет отца немецкий мастер получил в 1798 году, сверх платы, бриллиантовый перстень и приглашение приехать в Петербург). Центральное место в убранстве занимает тканый портрет Павла I, изготовленный на Петербургской шпалерной мануфактуре в 1790-е годы. Ценный экспонат был эвакуирован и сегодня снова находится на своем историческом месте. Туалетная императрицы Марии Федоровны сохранила первоначальную декоративную отделку 1770 годов
Очень хороша. Советуют обратить внимание на мраморные барельефы — портрет императрицы Екатерины II в. раме из лазурита, а также портреты римских императоров. На каминной полке, где прежде стояли скульптурные портреты старших детей императрицы Марии Федоровны, в настоящее время находятся мраморные римские бюсты. Над дверными наличниками из искусственного мрамора помещены фигурки путти. В Тронной Императрицы Марии Федоровны главным в убранстве комнаты является собрание картин
Каминную полку украшают вазы из зеленого и жёлтого мрамора, часы, бронзовые светильники в виде читающих юноши и девушки. Сохраненная коллекция картин, насчитывает несколько десятков подлинных работ европейских мастеров 17–18 века — итальянцев, голландцев, немцев, представителей фламандской школы
Основу убранства Греческой галереи составляет круглая скульптура
Восемнадцать бюстов расположены на лепных кронштейнах по стенам, три статуи — копии с антиков, установлены на пьедесталах из искусственного мрамора. Помещение, выполненное по проекту Бренны, было превращено в своеобразный домашний музей, украшенный полотнами французского художника Гюбера Робера (сейчас их заменили на копии, а оригиналы отправили в Павловский дворец). Не помню, где это я сфотографировала, кажется в галерее
Мне смотрительница подсказала — подлинный экземпляр. Очень приятная комната Ротари, расположенная сразу за Греческой галереей, в ее оформлении задействованы картины итальянского художника П. А. Ротари, прославившегося изображением женских головок
Как ни старалась избежать многословия, не удержалась… Потерпите, не долго осталось. Сейчас мы поднимемся Сигнальную башню и подобно дамам и кавалерам 19 века, часами рассматривавшими окрестности с этой удобной точки, полюбуемся открывающимися видами
Затем зайдем во внутренний двор дворе Арсенального каре Гатчинского дворца посмотреть недавно установленный памятник-исполин императору Александру III. Гатчину царская семья любила всем сердцем
Если в марте 1881-го, когда Александр с Марией Федоровной и детьми приехали во дворец, императрица называла Гатчину «гигантской тюрьмой», то спустя два года, император написал: «Вот опять я в нашей милой Гатчине». Фраза: «счастлив быть снова дома» высечена на памятной табличке у ног бронзового императора. А мне хочется сказать: «Слава нашим реставраторам, историкам, музейщикам, людям искусства, возродившим дворец, который будет жить в веках и радовать благодарных потомков».