Часть I. Введение и самые-самые.
Посещение замков Луары, пожалуй, — одно из самых больших удовольствий, которые может получить даже очень избалованный впечатлениями путешественник. Здесь вас радует, поражает и восхищает все: и богатая история, и лучшее, что можно увидеть из архитектуры и искусства французского ренессанса, и великолепная природа этого района Франции. Но для того, чтобы насладиться всем этим в полной мере, нужно хорошо подготовиться к путешествию: почитать про историю средневековой Европы, изучить карту Турени и тщательно составить план, исходя из количества времени, которым располагаешь, и целей, которые перед собой ставишь.
Всего в бассейне реки Луары и ее притоков (Вьенны, Шэр, Эндр, Мэн) насчитывается около 100 средневековых замков, и невозможно, да и не стоит стремиться, посетить их все за время одной поездки. Из 18 замков, которые я описала, составлено 3 группы. В первую я включила общепризнанные шедевры, которые нельзя пропустить. Во вторую вошли замки, посещая которые можно выучить историю Франции, столько в них всего произошло. В третьей оказались те, которые имеют все: и историю, и архитектуру, и великолепные сады, и в каждом есть еще что-то особенное, из-за чего туда нужно поехать.
Подавляющее большинство замков Луары включены в список национальных памятников Франции и являются частью Всемирного наследия ЮНЕСКО. Они находятся в разной форме собственности: бОльшая часть принадлежит либо государству, либо местным (городским) администрациям, либо находятся в какой-то форме совместного владения. Однако значительная часть является частной собственностью, и их владельцы, резервируя для себя часть замка, допускают посетителей на остальную территорию.
80 из 104 замков объединены в Ассоциацию замков Луары, целью которой является популяризация знаний об этих замечательных памятниках, что способствует одновременно развитию туризма и культурному образованию населения. Делается это очень успешно. Большинство замков, как государственных, так и частных, находятся в идеальном, или почти в идеальном состоянии и являются любимым местом посещения прежде всего самих французов, а потом уже многочисленных иностранных туристов. В большинстве замков есть экскурсионное обслуживание, чаще всего на двух языках — французском и английском. Уровень подготовки экскурсоводов очень высокий, и экскурсии исключительно содержательные. Кроме того, имеются аудиогиды на разных языках, включая русский, описание экспозиции каждого зала в бумажном формате и, наконец, используются электронные «таблетки», на которых содержится описание отдельных залов замков, а также предлагается визуальное изображение того, как они могли выглядеть и что в них происходило в период средневековья. «Таблетки» используются там, где внутренняя экспозиция небогатая, компьютер дорисовывает недостающие детали интерьера, иногда и персонажи с ним связанные.
Каждый замок имеет свою особенность, и сколько замков ни посещай, это никогда не надоедает. Для местных жителей это становится своеобразным увлечением: многие хвастаются, что посетили все замки, открытые для публики.
Немного истории…
БОльшая часть замков, которые мы можем посмотреть сегодня, построены на местах, где веками проживали люди. Фундаменты их лежат на остатках галло-римских поселений, на которых, в свою очередь, в XII–XIII веках возводились ранние средневековые замки. Галло-римляне селились на удобных пересечениях речных и сухопутных торговых путей, лучшего места для средневековых замков найти было трудно. Назначение замков, построенных в XII–XIII веках, было в первую очередь оборонительное: в этот период шли бесконечные войны. Сначала это были войны между соседями — феодалами: анжуйские постоянно наезжали на блуазских, а Бретань воевала с Анжу, и отдельные территории этих княжеств бесконечно переходили от одних к другим. С началом Столетней войны земли по Луаре фактически стали пограничными между англичанами, захватившими весь северо-запад и центр страны и тем, что еще контролировали французские короли. Отсюда и такое количество крепостей по течению Луары.
В замках проживали феодалы со своими семьями, их челядь и военная охрана, а в период нашествия неприятеля под их защиту сбегались крестьяне из округи вместе со своим скотом и скарбом, и население замков увеличивалось в десятки раз. Сначала эти замки были небольшими: на высокой скале возводили каменную башню-донжон, обносили частоколом, — вот тебе и замок. По мере совершенствования военной техники улучшалась и защита от нее: толстые стены, башни, рвы с водой и подвесные мосты, — все это пристраивалось вокруг донжона.
Жизнь в таких замках была совсем некомфортной. Люди страдали от холода и сырости, скученности и болезней. Поэтому территория замков стала расширяться и поблизости от донжонов начали возводить первые дворцы, предназначенные для проживания сеньоров и их семей в периоды относительного затишья между войнами и для приема гостей, в том числе и королевского двора с многочисленной свитой. Особенностью французского государства того периода было то, что короли были гораздо беднее, чем их подданные. Ведение нескончаемых войн истощало казну, и короли постоянно были в долгах, как в шелках. Они не могли толком содержать себя и свой двор, поэтому не задерживались долго в принадлежащих им королевских резиденциях, а вели кочевой образ жизни, переезжая со всеми пожитками от одного своего вассала к другому. Для короля и его свиты в замках всегда имелись свободные покои.
Так продолжалось до XV века, когда закончилась столетняя война. После 1453 года ситуация коренным образом изменилась. Франции удалось отвоевать все свои территории, захваченные Англией и другими соседями, и установить границы там, где, фактически, они находятся и сегодня. Прочный мир не наступил — не успев закончить воевать с Англией, Франция ввязалась войну с Итальянскими королевствами, но это уже было на чужой территории. Провинции по течению Луары оказались в центре страны, далеко от театров военных действий. Одновременно менялось и само государство: на смену средневековой раздробленности приходит централизованное государство. Власть короля усиливается, прекращаются внутренние междоусобицы, нужда в крепостных сооружениях для защиты от нападения соседей отпадает.
Замки, построенные в XII–XIII веках, начинают сначала приходить в упадок из-за неспособности разоренного столетней войной дворянства поддерживать их, а потом начинают разрушаться. Оборонительные сооружения (должоны, стены) были со временем разобраны: камни попросту растаскивали для строительных нужд окрестные жители. От этих первых замков почти ничего не осталось. Тем интереснее посетить те места, где кое-что все же сохранилось, и такие места есть.
Наступил XVI век и он стал временем французского ренессанса. Ренессанс пришел из Италии, где оказались французские дворяне в период Итальянской войны 1521–1526 годов.
Французское восхищение итальянским сродни русскому преклонению перед всем французским. Обедневшая французская знать во главе с королем Франциском I, оказавшись в Италии, с благоговением взирала на роскошные ренессансные замки, богато украшенные потрясающими произведениями искусства. Желание повторить у себя во Франции этот опыт привело к тому, что из Италии во Францию стали привозить не только архитекторов, строителей и мастеров разного рода, но и вывозить произведения искусства: картины, скульптуры, мебель. Итальянские мастера приспосабливали свои навыки под местные традиции и вкусы французской знати. Так возник французский ренессанс со всем своим своеобразием.
Большая часть замков Луары, которыми мы любуемся сегодня, были возведены в XV–XVI веках на фундаментах раннесредневековых замков, иногда включали в себя их части, но вцелом являют собой творения ренессансной эпохи. Это роскошные особняки с просторными жилыми помещениями, большими окнами, каменными каминами, великолепными широкими лестницами. Французская знать стала больше наслаждаться жизнью в своих красивых резиденциях, проводя время в общении, балах, охоте в лесах вдоль Луары и ее притоков. Постепенно начинает складываться придворный этикет и жизнь тогдашней знати становится все более активной и разнообразной. Двор обосновался в Блуа, и этот город становится столицей государства, придворные стараются устроиться пососедству, так на берегах Луары и ее притоков возникают десятки новых богатых резиденций.
Через столетие, однако, жизнь начинает меняться. Со строительством Фонтенбло под Парижем, который очень полюбился некоторым королям, центр общественной жизни начинает перемещаться туда. Но Турень, провинция, которая охватывает земли по Луаре и ее притокам, недалеко от Парижа, и замки Луары превращаются в шикарные загородные летние резиденции королей и французской знати. Так продолжалось вплоть до Великой французской революции.
Революция нанесла грандиозный, а в некоторых случаях непоправимый ущерб замкам Луары. Они были разграблены, предметы искусства проданы с торгов, их хозяева изгнаны из страны, а беспризорные поместья быстро стали приходить в упадок. Лишь немногим из них удалось относительно спокойно и с минимальными потерями пережить эти турбулентные времена, если их владельцы обладали способностями наладить контакт с новой властью. Некоторым замкам нашлось быстрое применение, и они были конвертированы в тюрьмы, в том числе и для их бывших владельцев. Можно считать, что им повезло: они лишились своего внутреннего убранства и великолепных парков, которыми были окружены в XVI — XVII веках, но хотя бы сами постройки сохранились, несмотря на многочисленные перестройки. Больше всего пострадали наиболее исторические из них (Шинон, Амбуаз), видимо, потому, что история французских королей никого в те времена не интересовала.
Запустение и разрушения достигли такой степени, что к середине XIX века нахождение на территории некоторых замков стало опасным, и местные власти стали поднимать вопрос об их окончательном сносе. Возможно, этим бы и закончилось, не вступись за них известные деятели культуры того времени. В 1840 году писатель и общественный деятель Проспер Мериме с привлечением видных ученых-историков приступил к составлению списка наиболее значимых исторических памятников, которые нужно было спасать, куда вошли и замки Луары. Статус национального памятника обеспечил им защиту от уничтожения. Постепенно определились с собственниками, потом начались исследовательские, археологические и дорогостоящие восстановительные работы, которые частично, или полностью вернули замкам прежний облик и наполнили некоторые из них содержанием, заимствованным из музеев и частных коллекций. Бывали случаи, когда местные власти обращались к жителям окрестностей с просьбой продать попавшие к ним предметы интерьеров, когда-то составлявшие убранство замков, чтобы чем-то обставить помещения.
Замки Луары стали открываться для посещения в начале XX века. Еще раз они послужили Франции в период Первой и Второй мировых войн, когда в некоторых из них были размещены госпитали для раненых французских солдат.
Как решить, какие замки посещать в первую очередь и какие, если останется время…
По общему мнению, наиболее красивыми замками Луары являются Шамбор, Шенонсо и Азэ ле Ридо. Но чаще всего посещают Шамбор, Шенонсо и Кло Люсэ, потому что этот последний связан с именем Леонардо да Винчи.
Шамбор.
Шамбор — детище красивого, умного, невероятно деятельного любителя искусства и вообще всего прекрасного — короля Франциска I (король с 1515 по 1547гг.). Франциск I был яркой личностью, инициировал многие начинания, вел успешные и не очень успешные войны, но больше всего с его именем связан расцвет французского ренессанса. Он обладал природным даром видеть и ценить красоту, и на протяжении его жизни во Франции были возведены замечательные ансамбли замковых сооружений, главным из которых является Шамбор.
История создания Шамбора так же необычна, как уникален и сам дворец. За 5 веков, прошедших с тех времен, так и не удалось понять, почему для одного из самых грандиозных своих проектов Франциск I выбрал именно это низкое, болотистое, влажное место с песчаными почвами, затруднявшими строительство огромного сооружения. Земельный участок он получил в наследство от своего предшественника Людовика XII. Известно, что Франциск часто охотился в окрестных дубовых лесах, желудями с которых питались дикие кабаны. По всей вероятности, он пользовался охотничьим домиком, или старинным замком, который при возведении Шамбора был снесен, но фундамент которого использовался при строительстве и был обнаружен позднее при археологических раскопках. То есть место это было ему хорошо знакомо.
Теряясь в догадках, исследователи часто рассуждают на тему о том, что возведение этого величественного и не имеющего аналогов замка было задумано, как часть реализации плана по созданию идеального города — Роморантина, центра нового мира, вокруг которого должна была вращаться вселенная, управляемая королем. Откуда Франциску пришли в голову такие мысли можно понять: первая половина XVI века — период завершения феодальной раздробленности и становления абсолютизма. Абсолютная власть короля, по разумению Франциска, должна была стать стержнем государства, а новый непревзойденный еще никем и нигде дворец должен был символизировать могущество королевской власти.
Общий вид Шамбора. К сожалению, часть замка стоит в лесах из-за проходящей в нем реставрации.
Кто проектировал Шамбор неизвестно: в ту эпоху не придавалось большого значения документам. Кроме того, в процессе строительства (а оно продолжалось десятилетия) первоначальный замысел менялся в зависимости от обстоятельств. Шамбор сотворили безымянные гении, а лавры достались Франциску. Архитектором Шамбора был, безусловно, итальянец, ведь итальянские орнаментальные приемы преобладают в украшении стен, крыш, окон. Им мог быть Доминико да Кортона, прозванный Боккадором, с которым много общался Леонардо да Винчи. Свидетельств того, что Леонардо, в то время главный королевский архитектор и инженер, проектировал замок Шамбор нет. До XVII века сохранялась деревянная модель замка, но неизвестно, кто ее создал. Скорее всего, Леонардо участвовал по крайней мере в обсуждении этого проекта как с королем, так и с Боккадором. Предполагается, что именно Леонардо принадлежит идея создания уникальной по красоте стержневой винтовой лестницы с двумя параллельными пролетами, которые, пронизывая все здание снизу доверху, никогда не пересекаются. Эта лестница сама по себе является высочайшим произведением архитектурного искусства.
Винтовая лестница и лепнина на потолке - это все, что украшает замок сегодня.
Грандиозность замка иллюстрируют такие цифры: 400 комнат, более 80 лестниц, 365 каминов, почти 800 резных капителей. Строительство Шамбора началось в 1519 году, и на протяжении всей жизни Франциска над возведением замка постоянно работали 18 тысяч строителей. Он лично следил за продвижением проекта, но строительство не завершилось ни к 1547 году, когда умер Франциск, ни к 1556 году, когда проект был приостановлен. Завершение работ затянулось на долгие годы: век спустя, в 1641–42 гг, все еще приобретались земли для разбивки сада и возводилась ограда к нему. Сам Франциск провел в замке по разным оценкам от двух недель до месяца. Он принимал там в 1539 году короля Испанского и императора Священной Римской империи Карла V, у которого когда-то провел в плену несколько лет. Проиграв Карлу соперничество за титул императора Священной Римской империи, Франциск хотя бы смог похвастаться Шамбором — этим шедевром архитектуры, равного которому в те времена не существовало.
В последний раз Франциск посетил Шамбор в 1545 году к моменту завершения строительства королевского флигеля. Центром нового идеального города будущего Шамбор не стал. Еще печальнее, что он не стал и любимым местом для короля. Огромные высокие помещения было трудно отопить и уютно обустроить. Сырая и болотистая местность вокруг также не особенно способствовала длительному пребыванию там королевского двора. Для фаворитки короля графини д’Этамп гораздо привлекательнее стало Фонтенбло, другой грандиозный замок Франциска, да и он сам охладел к Луаре, и постепенно двор стал тяготеть к Парижу.
Замок выглядит гораздо импозантнее снаружи, чем внутри: из внутреннего убранства ничего не сохранилось. Лишь одна только уникальная винтовая лестница украшает это огромное симметричное здание.
Лестница сужается кверху и ввинчивается в главный фонарь.
Гуляя по пустым залам дворца, трудно представить себе как выглядели эти же стены, когда они были увешаны великолепными картинами и гобеленами, а комнаты уставлены дорогой мебелью. А ведь там собиралось блестящее общество французской аристократии, мудрость, поэзия и ум той просвещенной эпохи, и высокий красавец Франциск в неизменном берете с перьями прогуливался в окружении прекрасных дам, поклонником которых он был.
Главный фонарь является центральной осью замка.
Окна и каминные трубы украшают декоративные вставки из темно-серого шифера в форме кругов и ромбов. Сочетание серого с почти белым цветом основного строения усиливает орнаментальный эффект.
Огнедышащая саламандра - это геральдицеский символ Франциска I. Он украшает все замки, возникшие при нем.
После смерти Франциска I на протяжении веков Шамбор принадлежал нескольким значимым историческим личностям, которые занимались его благоустройством. В середине XVII века им владел брат короля Людовика XIII Гастон Орлеанский, который осуществил ремонт центральной фонарной башни и сводов третьего этажа, поврежденных водой. При нем был разбит парк вокруг дворца. Людовик XIV со своим двором во второй половине XVII века посещал Шамбор в общей сложности 7 раз, главным образом осенью, в сезон охоты. Для него Мольер со своей труппой устраивал в Шамборе театральные представления. Людовик обустроил новый парадный зал, где проходили грандиозные балы, а также осушил прилегающие к замку территории. В 1725 г. в Шамборе поселился король Польши Станислав Лещинский и пытался, было, продолжить начатое Людовиком XIV благоустройство территории, но, подхватив малярию, в 1733 году переехал в Блуа. В 1745 г. Шамбор из рук Людовика XV за свои военные подвиги получает Морис Саксонский, который обустраивает на третьем этаже донжона театр для своей любовницы, актрисы Адрианы Лекуврер. Об этом напоминают следы от крепления занавеса, которые видны и сегодня. Морис Саксонский заканчивает разбивку французского сада и прокладывает в парке множество дорожек для псовой охоты, любителем которой он являлся.
В годы Великой французской революции Шамбор подвергся разграблению, мебель и предметы обстановки были проданы на аукционе. В 1809 г. Наполеон подарил Шамбор начальнику своего штаба маршалу Луи-Александру Бертье. У его вдовы на средства, собранные по подписке, Шамбор был выкуплен в 1821 г. и передан Генриху д’Артуа, герцогу Бордо, последнему прямому потомку Людовика XIV Бурбона. С 1830 года Генрих д’Артуа находился в ссылке в Австрии и оттуда управлял своим замком. При нем проводились ремонтные и реставрационные работы, в замке он разместил свою коллекцию произведений искусства, тогда же был открыт доступ в замок для широкой публики.
Замок внесли в список исторических памятников Франции, составленный Проспером Мериме, в 1840 году. Почти столетие спустя, в 1930 г., он был выкуплен государством, а в 1981 г. стал частью Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Шенонсо
Если бы у меня было время для посещения только одного замка Луары, я бы выбрала Шенонсо. Его называют «Дамский замок» из-за того, что этот архитектурный шедевр был задуман, построен и сохранен для истории и потомков благодаря тому, что им почти непрерывно владели женщины, и это делает его совершенно исключительным местом. Именно с женскими судьбами связаны трогательные, романтические, трагические истории, которые можно узнать при его посещении.
Первый замок на этом месте был возведен в XII–XIII веках семьей де Марк, но в ходе одной из осад он был сожжен. В 1432 году де Марки построили башню-донжон, которую мы можем увидеть сегодня, а перед ней — водяную мельницу на берегу реки Шэр и обнесли все это крепостной стеной. К окончанию столетней войны де Марки так обеднели, что вынуждены были продать Шенонсо Тома Бойе, который управлял финансами последовательно при Людовике XI, Карле VIII и Людовике XII и стал главным казначеем при Франциске I в. период его итальянской кампании. Обладая практически неограниченными финансовыми возможностями, Тома Бойе и его жена Катрин Бриссоне в период с 1513 по 1517 годы снесли мельницу, перестроили башню де Марк в ренессансном стиле и возвели замок на берегу Шэр.
Башня-донжон осталась от средневекового замка, но была переделана с использованием ренессансных элементов.
Колодец, сохранившийся от старинного замка.
Входная дверь тоже сохранилась со времен Бойе.
Остатки первоначальной плитки замка 16 века еще можно увидеть по углам комнат.
Башня-донжон и ренессансный дворец составили гармоничный ансамбль.
Но через 6 лет, в 1523 году, Бойе умирает в Италии, а его наследники быстро оказались в долгах, и в 1535 году Франциск I в. счет уплаты долгов забирает замок в королевский домен, т. е. превращает его в королевскую резиденцию. Вступив на трон, сын Франциска, Генрих II в. 1547 году дарит его не своей законной супруге, Екатерине Медичи, а нежно и преданно любимой Диане де Пуатье, с которой до конца жизни его связывали любовные отношения.
Диана была женщиной с фантазией, развитым и утонченным вкусом и высокими требованиями. Немало средств из королевской казны было потрачено на достройку и украшение замка и на разбивку изумительного парка в итальянском стиле с гротами, фонтанами и цветниками. Диане принадлежит идея перебросить мост на северный берег реки Шэр, куда она любила ходить погулять. Построенный при ней мост был одноэтажным, второй этаж появился уже при следующей владелице — Екатерине Медичи. Именно этот мост превратил красивое и гармоничное здание замка в уникальный шедевр ренессансной архитектуры, парящий над водами Шэр.
Компактное здание замка вместе с перекинутым через Шэр мостом создают единственный в своем роде ансамбль.
На этом старинном эскизе видно, что при Диане мост через реку Шэр был одноэтажным.
Король Генрих проводил в Шенонсо много времени. Любимым развлечением богатых в те времена были турниры и охота, Генрих любил и то, и другое. После охоты он приезжал в замок отдыхать вместе с придворными. Частенько в Шенонсо оказывались все трое: Генрих, Диана и Екатерина, и законной супруге и королеве приходилось, сцепив зубы, наблюдать за идиллическим счастьем мужа с другой женщиной. Каким-то образом, видимо, благодаря доброжелательности Дианы и расчетливости Екатерины, им удалось ужиться там всем вместе, справедливо полагая, что лучше уж найти устраивающий всех модус вивенди, чем бесконечными склоками подтолкнуть короля к поиску другой фаворитки. Эта жизнь втроем была графически увековечена в покоях Шенонсо. Камины и потолки многих комнат украшает герб королевской четы, где инициал короля Генриха H переплетается с инициалом королевы Екатерины С, и инициалом Дианы D.
Вензель с инициалами Генриха, Дианы и Екатерины, переплетенными вместе.
Диана наслаждалась жизнью в своем сказочном королевстве 12 лет; конец ее счастью пришел неожиданно вместе со смертью Генриха II в. 1559 году в результате несчастного случая на турнире.
Расправа над фавориткой была скорой и жестокой. Шенонсо у нее отобрали, так же, как и подаренные королем драгоценности; взамен ей был предложен замок Шомон сюр Луар, где раньше проживала Екатерина. Но в Шомоне Диане не понравилось, хотя она и провела там некоторое время, попробовав приспособить его под свой вкус. Она переехала в замок Анэ, где прожила до 1566 года. Там она и умерла. Люди, навещавшие ее незадолго перед смертью, свидетельствовали, что в 67 лет она была так же прекрасна, как в молодости.
В Шенонсо на 30 лет, с 1559 по 1589 гг., водворилась Екатерина Медичи, сначала в качестве опекунши молодого Франциска II, а затем королевы — матери. Из небольшого кабинета, в котором сохранились ее рабочий стол и кресло, Екатерина управляла французским королевством.
Рабочий кабинет Екатерины Медичи.
Наконец-то судьба предоставила возможность этой умной и коварной женщине заниматься своим любимым делом: плести нескончаемые интриги и вершить судьбы людей, двигая ими как шахматными фигурами. Но помимо государственных дел Екатерина с удовольствием предавалась радостям жизни. В ее бытность Шенонсо превратилось в место роскошных увеселений, которыми она как будто хотела затмить свою предшественницу. Именно тогда над мостом через Шэр была надстроена 60 метровая галерея с 18 огромными окнами, выходящими обеими сторонами на реку и дававшими этому первому в своем роде бальному и банкетному залу естественное освещение. Соперничая с Дианой, Екатерина приказала с другой стороны замка разбить еще один сад, и в раскрытые окна галереи проникал запах тщательно подобранных цветущих растений и звуки музыки в исполнении итальянских музыкантов.
Галерея, построенная при Екатерине над первым этажом моста, служила местом для торжественных приемов и балов. Из огромных окон, выходящих на обе стороны, открываются великолепные виды на реку Шэр.
Она тратила сумасшедшие деньги на украшение замка скульптурой и живописью из Италии, гобеленами, мебелью, посудой. Она любила Шенонсо больше других королевских резиденций и старалась бывать там как можноо дольше.
Екатерина не скупилась при покупке дорогой мебели, гобеленов, картин и предметов декоративного искусства.
Екатерина завещала Шенонсо Луизе Лотарингской, прозванной «белой королевой», вдове своего сына, Генриха III. Брак Луизы с Генрихом является редким примером королевских союзов, в которых супруги оказались рядом исключительно из расчета и государственных интересов, но были, по всей видимости, глубоко и преданно привязанны друг к другу. После смерти Генриха от руки католического монаха-фанатика в 1589 г. Луиза навсегда поселяется в Шенонсо, где ее комната обтягивается темным крепом и где всегда царит полумрак. В средневековой Франции цвет траура — белый; в белые одежды облачается Луиза и как тень перемещается по тем комнатам, где когда-то царило безудержное веселье. Она посвящает свое время чтению, молитве и благотворительности и постепенно о ней все забывают.
Спальня Луизы Лотарингской. Окна этой комнаты всегда оставались занавешенными, а обивка стен темной.
Луиза Лотарингская оставалась в Шенонсо 11 лет и была последней королевской особой, проживавшей в замке. Она завещает его своей премяннице Франсуазе, герцогине де Вандом, жене Сезара Вандомского, а затем на время он становится собственностью де Гизов. В 1720 г. Шенонсо был продан герцогу Бурбонскому, премьер-министру Людовика XV, а в 1733 г. становится собственностью Шарля Дюпена, главного сборщика налогов. При нем управление замком вновь берет в свои руки женщина — его жена, Луиза, образованная и очаровательная представительница эпохи просвещения.
Луиза возвращает Шенонсо его блеск и былое великолепие, организовав в нем литературный салон, где собирались все выдающиеся литературные умы того времени, включая Монтескье, Вольтера, Руссо. Кроме всех других своих достоинств, она обладала добрым характером, была в дружеских отношениях с крестьянами, проживавшими в округе. Именно уважение к личности мадам Дюпен спасло Шенонсо от участи других королевских резиденций в годы революции.
В ХIX веке в Шенонсо поселяются представители крупной буржуазии. Сначала его купила Маргарита Пелуз, наследница богатых промышленников. Она потратила целое состояние на реализацию своей затеи с возвращением Шенонсо первоначального облика, какой он имел при Диане де Пуатье. При ней успели срубить украшения больших окон танцевальной галереи, надстроенной над мостом через Шэр при Екатерине Медичи. Тут, к счастью, она оказалась вовлечена в политический скандал, финансовые последствия которого разорили ее.
На смену Маргарите Пелуз пришли шоколадные фабриканты. Анри Менье выкупил Шенонсо у Банка Креди Фонсье в 1913 году. После смерти Анри его брат Гастон, депутат Национального собрания, а позже сенатор, превращает замок в военный госпиталь на весь период Первой мировой войны и финансирует все расходы на его функционирование. Семья Менье владеет замком Шенонсо до сегодняшнего дня и открыло его для посещения публики в 1913 году.
Азэ-ле-Ридо
Как выточенный из камня ювелирный кораблик плывет этот замок по воде реки Эндр, окружающей со всех сторон остров, на котором он стоит. Азэ-ле-Ридо не такой шикарный и впечатляющий, как Шамбор, и не такой утонченно-изысканный, как Шенонсо, но именно он считается образцом французского ренессанса, нового стиля, сложившегося из слияния французских традиций с приемами и декоративными элементами, пришедшими из Италии.
Азэ ле Ридо со всех сторон окружен водой.
Азэ-ле-Ридо является современником Шенонсо и Шамбора, но не имеет такой же захватывающей дух истории. В 1510 году средневековую крепость д’Азэ, на месте которой стоит современный замок, вместе с окружающими ее землями приобрел Жиль Бертло. В то время он был советником короля Людовика XII, казначеем Франции и мэром Тура, т. е. он был очень богатым человеком, и этой покупкой хотел закрепить свой социальный статус в обществе. Когда в 1518 году Людовика XII сменил на троне Франциск I, Жиль Бертло сохранил свои позиции одного из главных финансистов при французском дворе. В том же 1518 году он приказывает снести старый замок на острове и приступить к строительству нового по моде того времени. По долгу службы он часто бывает в отъезде и за работами следит его жена, Филиппия Лебаи. Дело движется очень быстро и к 1522 году замок в основных чертах возведен. Получилось сравнительно небольшое сооружение из двух этажей и флигелем с круглой башней. По итальянским канонам того времени здания должны были иметь симметричный план, но Азэ остался недостроенным, поэтому флигель у него только один. Итальянцы принесли с собой традицию вместо винтовых строить лестницы с прямыми пролетами с богато украшенными потолками. Именно такие мы видим в Азэ.
Центральная лестница прямая с шикарными лепными потолками.
Жилю Бертло не довелось порадоваться жизни в своем новом дворце. Он слишком долго стоял у руля французского казначейства, чтобы источник его баснословного богатства не вызвал вопросов у короля. В 1527 году Франциск I после разгрома под Павией искал средства для оплаты выкупа, назначенного испанским королем Карлом V, у которого Франциск находился в плену. Жертвой королевских репрессий пал родственник и близкий Бертло человек Жак де Бон де Семблансэ, министр финансов, заподозренный в махинациях при поставках для армии в период итальянского похода Франциска. Он был казнен, и Жиль Бертло не стал дожидаться той же участи. Ему удалось бежать, бросив свой замок и жену, и через 2 года он скончался в Камбре. Замок Жиля в 1528 году поступил в королевскую казну, а затем Франциск I пожаловал его Антуану Раффену, своему верному соратнику по Павии и Мариньяно. Филиппия Лебаи, жена Бертло, пыталась вернуть свою собственность, но успеха не имела.
Из рук Раффенов замок при Людовике XIII в. начале XVII века перешел семейству Сан Желэ де Лансак, а от них в середине того же века маркизу де Вассэ, но из-за отсутствия средств на его содержание де Вассэ выставили замок на торги незадолго до Революции. В 1791 году Азэ ле Ридо приобрел маркиз Шарль де Биянкур. Биянкуры владел замком на протяжении всего XIX века (1791 — 1899) и вложили немало средств в его восстановление. Именно они придали ему тот облик, в котором он находится сегодня. При них же был разбит великолепный ландшафтный парк в английском стиле, модном в тот период.
Угловые круглые башенки чисто французские, а люкарны (окна в крышах) – это из Италии. Белым камнем тщательно отделаны каминные трубы.
Азэ ле Ридо сменил еще нескольких владельцев прежде, чем он был куплен государством в 1905 году.
С 2014 до 2017 годы сначала в парке, а затем и в замке шли комплексные реставрационные работы. Решено было вернуть замку тот вид, какой создали Биянкуры и которым восхищались Бальзак и Проспер Мериме во время их пребывания там, вид шикарной и комфортабельной резиденции богатых людей XIX века.
Одно нижнее окно превращено в дверь, к которому могут причаливать лодочки.
Английский парк был заново разбит вокруг замка во время последней реставрации.
Кло Люсэ.
Небольшой замок из розового кирпича и белого туфа вряд ли привлекал бы к себе внимание такого большого числа посетителей, если бы не был связан с именем Леонардо да Винчи. Он стоит в долине реки Амасс, притоке Луары, которая протекает по окружающему замок парку, и находится всего в 400 метрах от королевского замка в Амбуазе.
Попасть в Кло Люсэ можно из Амбуаза, пройдя по узкой улочке вверх всего 400 метров. Если у вас есть выбор, то хорошо бы запланировать посещение Амбуаза в воскресенье, когда в парке на набережной Луары работает огромный рынок. Туда съезжаются фермеры из окрестностей города, чтобы продать свои овощи и фрукты, а также пекари, сыровары, домашние кондитеры и изготовители всякой другой еды, которая продается на вынос и для потребления на месте. А еще там можно приобрести живых кур и цыплят, уток и котят, щенков и попугаев, послушать местных музыкантов и певцов, в репертуаре которых преобладают не американские хиты, а французские песни разных эпох. Люди приходят туда не только чтобы запастись продуктами на следующую неделю, а чтобы просто погулять семьями из трех поколений с собачками и колясками, встретиться и пообщаться со знакомыми. В общем, это чудесное оживленное место и любимое развлечение выходного дня для французов.
Клод Люсэ был построен на фундаменте галло-римского укрепления в 1471 г. в период правления Людовика XI, который позже передал его своему фавориту Этьену леЛу, бывшему поваренку, ставшему дворянином. Через 20 лет он был выкуплен Карлом VIII и из крепости перестроен в королевскую резиденцию. Обновленный замок был предназначен для Анны Бретонской, на которой Карл незадолго до этого женился. Анна проводила в замке много времени, приходя в себя от преследовавших ее несчастий. Ни один из родившихся в браке с Карлом детей не пережил младенчества, и, возможно, их она оплакивала в очаровательной готической часовне, дожившей до наших дней. Одна из четырех фресок, украшающих часовню, была позже написана учениками Леонардо да Винчи.
Фреска на стене часовни была написана одним из учеников Леонардо.
Потолок часовни замка Кло Люсэ.
В Кло Люсэ проживала Луиза Савойская, где она занималась воспитанией своих детей — Франциска, будущего короля Франциска I, и Маргариты Наваррской, писательницы и деятельницы эпохи французского просвещения. Франциск любил Амбуаз и Кло Люсэ: ведь там прошло его детство. Еще до того, как Франциск стал королем, а был просто герцогом Ангулемским, он и его сестра Маргарита приглашали в Кло Люсэ художников и архитекторов ренессансной эпохи. Это и определило выбор места для проживания великого итальянца.
Леонардо да Винчи провел в Кло Люсе три последние года своей жизни. Его переезду во Францию предшествовало длительное знакомство с предшественниками Франциска I — Карлом VIII и Людовиком XII. В борьбе с императорами Священной Римской Империи, оба этих короля стремились подчинить себе итальянские герцогства. Эту политику продолжил Франциск, который отвоевал Миланское герцогство в 1515 году и пригласил Леонардо переехать во Францию. Раньше такое же предложение поступало Леонардо от Людовика XII, но было отклонено. Причины, по которым художник изменил свою позицию, похоже, чисто материальные. В Италии в это время не нашлось богатых знатных людей, на службу к которым Леонардо мог бы поступить, а Франциск не только предоставил ему и его близким Кло Люсэ, но и выделил на его проживание 2000 золотых экю на два года. Об этом свидетельствует платежный аттестат, сохранившийся во французском национальном архиве.
Леонардо прибыл в Кло Люсэ во второй половине 1516 года. В возрасте 64 лет он верхом на муле перевалил через Альпы в сопровождении своих учеников, в числе которых был самый любимый из них — Франческо Мельци, а также его миланский слуга Батиста да Вилланис. Леонардо привез с собой три своих шедевра, украсивших Кло Люсэ: Джоконду, Святую Анну с Мадонной и младенцем Христом и Иоанна Крестителя, а также рукописи, наброски, рисунки и записные книжки.
Копии картин, которые Леонардо привез с собой из Италии, выставлены в студии для рисования.
В Кло-Люсэ Леонардо да Винчи имел возможность заниматься исследованиями, которые представляли интерес лично для него. На первом этаже замка для него была оборудованная мастерская, а также студия для занятий живописью. Одновременно он работал над проектами для Франциска. Известно, что общение двух этих людей было длительным и разносторонним. По легенде между Амбуазом и Кло Люсэ был прорыт подземный ход, по которому Франциск ежедневно посещал Леонардо. Скорее всего это выдумка, ведь два замка находились друг от друга на расстоянии видимости. Они обсуждали проект создания Роморантина, идеального города, будущей столицы королевства; Леонардо работал над проектом системы каналов и шлюзов, соединяющих Луару с реками в районе Лиона, что позволило бы быстрее попадась из Франции в Италию; продумывал пути осушения болот в Солони; устраивал развлечения с фейерверками для королевских праздников; конструировал разборные дома, которые королевский двор мог бы использовать при своих переездах с одного места на другое.
Рабочий кабинет и библиотека.
Уважение и привязанность Франциска к Леонардо были столь глубоки, что он считал его своим отцом и предоставил ему титул «первого королевского художника, инженера и архитектора».
Круг общения Леонардо да Винчи в Кло Люсэ не ограничивался встречами с королем Франциском. Он принимает своих соотечественников, в числе которых были известные фигуры, такие как кардинал Луиджи Арагонский, послы, королевские вельможи и собратья по профессии — итальянские художники, обретающиеся при дворе Франциска, среди которых был и Доминико да Кортона, будущий архитектор Шамбора.
Зал, где Леонардо принимал посетителей.
Несколько залов первого этажа подробно рассказывают о 40 изобретениях Леонардо, некоторые из которых появились за столетия до того, когда смогли быть реализованы. Это касается летательных аппаратов, автомобиля, автоматического пистолета.
Некоторые из изобретений Леонардо.
В замке сохранилась спальня Леонардо, откуда открывается великолепный вид на долину реки и замок Амбуаз. Здесь он написал свое завещание, оставив три привезенные из Италии картины Франциску, а все свои рукописи, наброски, эскизы и записные книжки Франческо Мельци. В этой комнате он и умер 2 мая 1519 года. На стене висит картина, изображающая сцену смерти художника, при которой Франциск, якобы, присутствовал. Это выдумка, т. к. доподлинно известно, что в момент смерти Леонардо Франциск находился далеко от Амбуаза на войне, но потерю друга и учителя он искренне оплакивал.
Спальня Леонардо да Винчи, где он скончался. На стене картина Энгра, изображающая короля Франциска I у смертного одра Леонардо.
При посещении Кло Люсэ нужно обязательно оставить время для осмотра великолепного парка. Он не был таким во времена Леонардо, его спланировали при создании музея специально для того, чтобы показать некоторые из изобретений великого художника в действии.
Макет летательного аппарата.
Великолепный ландшафтный парк с изображением картин художника.
Двухуровневый мост, придуманный Леонардо.