Покидать Черногорию нам предстояло поздним вечером из аэропорта в По́дгорице, именно поэтому на последний день путешествия было запланировано знакомство с этим городом. Меня данная перспектива не воодушевляла, разве что отметиться для галочки в бывшем Титограде (в честь Иосифа Броз Тито), а нынешней По́дгорице —
молодой столице молодой страны.
Город совершенно не туристический, из таких, про которые уверенно знаешь, что «смотреть там нечего!», не зря же скромную столицу игнорируют практически все туристы, отдыхающие в Черногории и на Балканах вообще… Тем удивительнее было ощутить, буквально с первых же минут пребывания, что Подгорица мне нравится, ложится на душу и, вот дела, мне здесь даже интересно!
При въезде в город на авто-развязке зацепила глазом очень необычную скульптурную композицию. Поскольку и предыдущие дни мы проезжали мимо несколько раз, рассмотреть получилось детально, хотя фото на ходу вышло несколько смазанным.
Выяснила позже, что эта скульптурная композиция посвящена национальному традиционному черногорскому танцу «Оро», и в самой Подгорице есть ещё одна, в парке возле старого здания правительства. Оро исполняют женщины и мужчины, вставая в круг. Под песни в танце разыгрывается целое представление, в центре которого находится парень, изображающий смелого орла. В процессе танца парни делают второй двухэтажный круг, вставая друг к другу на плечи.
Ну, а мы свою прогулку начали от Часовой башни, возведённой во второй половине 17 века, в те времена, когда Черногория входила в состав Османской империи. Другое название башни Сахат-Кула.
Сахат-Кула использовалась, как минарет, но гораздо более важным назначением этого сооружения был контроль города сверху — не на предмет пожаров, а для своевременного оповещения об очередном нападении черногорцев. Башня — не бог весть какая древность, да и архитектура простейшая, однако для города, где исторические памятники попросту не сохранились, и это ценность.
На самом деле место, где находится Подгорица, является одним из наиболее древних поселений в Южной Европе. Археологические раскопки показали, что свою историю оно ведёт из каменного века. Позднее эти территории были завоеваны римлянами, и здесь появились три поселения — Алата, Бирзиминиум и Диоклея. В 5 веке, после падения Римской империи, на эти земли пришли первые славянские племена, которые вели непрекращающиеся войны с Византией в надежде образовать собственное государство.
Как Подгорица место стало упоминаться в архивах с 1326 года. Этимология проста: городок строился у подножия крутого холма Горица. А развитию города способствовало его удачное расположение на перекрестке важных торговых путей.
Но вырасти во что-то путное Подгорица не успела. С началом Османской оккупации, которая продлилась свыше 4 веков, пришёл упадок торговли и бесконечная резня, ведь гордые черногорцы так никогда и не покорились более сильному противнику. Поэтому турки, захватившие город, были вынуждены в 15 веке возвести вокруг него крепость, дабы защититься от нападений черногорских кланов.
Крепость называется Депедоген, от турецкого слова «depedöğen», что означает «под холмом» или всё та же «Подгорица» на турецкий лад. Однако, на слух гораздо приятнее другое название — Рыбница, в честь протекающей мимо форта небольшой реки. Большинство местных сейчас именно так крепость и называют.
Остатки Депедогена, неровно растянувшиеся вблизи слияния рек Рыбница и Морача, не смотрятся, как ни странно, руинами. Я, пожалуй, впервые видела, чтобы развалины сочетались с ландшафтом до такой степени живописно, словно специально созданы, а затем «слегка порушены» исключительно для выразительности и красоты.
Люблю то чудесное состояние, когда ошалев от количества заманчивых ракурсов, не сразу осознаёшь, что уже несколько минут без перерыва «жмёшь на курок», в смысле, терзаешь свой фотоаппарат и мобильник) В Депедогене как раз это со мной и произошло.
Подумалось, что место должно быть востребовано у местных и вообще идеально подходит для всяческих фотосессий, даже для свадебных. И, судя по всему, я угадала. Прямо под стенами крепости возле Старого моста через реку Рыбница шла подготовка то ли к дискотеке, то ли к концерту.
Да и сам Старый мост, построенный в 16 веке, в наши дни стал местом своеобразной традиции — именно на нем влюбленные пары клянутся друг другу в вечной верности. В прежние века мост подводил путников к небольшой церкви, но сейчас и от неё остались лишь руины.
Зато район, для защиты которого османы в 1474–1478 годах построили свой форт Депедоген, как раз сохранился. Во всяком случае, атмосфера небольшого мусульманского селения явно присутствует в квартале, называемом Стара Варош.
Стара Варош (Stara Varoš) — «старый город» — это дома с плоскими крышами, деревянные балкончики и традиционные узкие улочки, характерные для старинного османского города.
Совсем недавно вернувшись из Стамбула, я особенно остро ощущала этот квартал, как кусочек чего-то турецкого посреди черногорской столицы.
Первые дома в квартале Стара Варош были построены в 1486 году, так что он изначально формировался в период господства Османской империи. В частности, чтобы расселить гарнизон крепости, состоявший из 700 солдат, которым приходилось почти ежедневно противостоять черногорским борцам за независимость.
Сегодня Стара Варош полон спокойствия и тишины, словно погружён в долгий сон. Боевые будни остались далеко позади, как и турецкое владычество, которое окончилось в 1878 году, когда Берлинский конгресс признал независимость Черногории.
В наследие осталась Стародоганьская мечеть — одна из немногих исторических построек квартала. Хотя опять же, внешний вид старинного здания 15 века, известного также под именем мечети Скендер Чауша, до нас не дошёл. Подобно большинству строений Подгорицы, мечеть была почти полностью разрушена в годы Второй Мировой войны, а после восстановления вновь повреждена от сильного землетрясения 1979 года. Последняя реконструкция относится к 1985 году.
Как ни странно, это маленькое белёное строение сегодня является штаб-квартирой Высшего исламского совета Черногории! Измельчавший осколок великой когда-то империи…
Стародоганьская мечеть в Подгорице
Вот, собственно, и вся городская «старина». С противоположного берега реки Морача уже заманивают к себе новые районы Подгорицы.
Во время Второй Мировой войны город был уничтожен практически до основания, погибла треть его населения. В 1946 году Подгорица была переименована в Титоград и стала столицей новообразованной Социалистической Республики Черногория.
Так что восстановление города происходило уже в социалистический период, отсюда хорошо узнаваемые широкие улицы и здания-особняки, которые занимают правительственные учреждения и иностранные посольства.
Как и во многих столичных городах, в Подгорице есть своя пешеходная улица. Hercegovacka Street, которая на разных картах именуется то Херцеговацкая улица, то Херцеговачка.
Херцеговачка — главная пешеходная улица с приятной растительностью, торговыми рядами и множеством кафе и ресторанов. Именно на этой улице архитектура зданий очень запоминающаяся. Похоже на частные особняки прошлого-позапрошлого веков. Единственное, конструкции ресторанных террас основательно прикрывают фасады и мешают их рассмотреть.
По Херцеговачке можно дойти до парка, минуя Черногорский национальный театр. Вот что-что, а здания театров, особенно в столицах, привычно видеть классическими, кое-где даже помпезными, возрастом уж никак не менее 150–200 лет.
Однако Титоградский городской театр молод во всех смыслах. Лишь в 1969 году он получил официальный статус национального театра, а здание, которое он занимал, сгорело в 1989-ом.
Так что нынешние столичные подмостки расположились в современном вместительном здании, построенном в 1997 году. В настоящее время здесь довольно часто исполняют произведения из русской классики например такие как, «Преступление и наказание», «Дачники», «Обломов», «Чайка» и «Ревизор».
Что ж, родство и сплетение судеб двух близких по духу славянских народов — русского и черногорского — факт исторический. И как раз в Подгорице дружба Черногории с Россией ощущается особенно сильно. Через пару часов прогулки даже возникают мысли «а не оказались ли мы в неком провинциальном городке бывшей союзной республики?». Особенно, когда на бульваре Петра Цетинского набредаешь на памятник А. С. Пушкину и его супруге Наталье Гончаровой.
Главный литератор Черногории — Петр II Петрович Негош в своё время восхищался русским поэтом и мечтал о личной встрече. Однако, так сложилось, что в Россию он прибыл как раз в тот день, когда Пушкин был ранен на дуэли.
В знак особого уважения к творчеству поэта, Черногория пригласила группу российских архитекторов и скульпторов, и созданный ими памятник был установлен в Подгорице в 2002 году.
Выйдя к реке Морача, видим очередной пример дружбы стран и взаимодействия властей: пешеходный мост «Москва-Подгорица», который ещё называют просто Московским.
Московский мост появился в столице Черногории в 2008 году и стал подарком Москвы дружественному славянскому народу. На возведение моста длиной 105 м было потрачено около 2 млн. евро.
Рядом с Московским мостом реку Морача пересекает ещё один мост, настоящая гордость и достопримечательность города — мост «Миллениум».
Мост Тысячелетия был построен по проекту архитектора Младена Улевича. Длина моста — 140 м, а высота пилона — 57 м. Открытие моста состоялось 13 июля 2005 года, в День государственности Черногории.
Сооружение моста Миллениум обошлось государству в сумму 7 млн. €. В числе спонсоров была Елена Батурина, супруга бывшего московского мэра.
Река Морача протекает практически через всю Подгорицу. С её впечатляющими каньонами мы успели познакомиться во время предыдущих своих экскурсий по стране. Морача течёт с севера и впадает в Скадарское озеро. Вода её сохраняет изумрудный цвет и кристальную чистоту даже здесь, в городских пределах, а потому жители столицы в летнее время ловят в реке форель и с удовольствием купаются.
Самый лучший вид на Миллениум открывается как раз во время прогулки по пешеходному мосту Москва-Подгорица, рядом с которым на западном берегу реки стоит ещё один памятник, небезразличный русскоязычным людям.
Известный скульптор Александр Таратынов, который участвовал в проекте памятника Пушкину, также создал в Подгорице памятник известному советскому поэту и актеру В. Высоцкому. Неоднократно бывая в Черногории, Высоцкий упоминал её в своих песнях и стихотворениях.
Зеркальный пьедестал, напоминающий экран, обрамляет пятиметровую бронзовую скульптуру, которая изображает барда, сжимающего в руке гитару. У подножия лежит череп — отсылка к роли Гамлета, сыгранной Владимиром Высоцким 317 раз. Последний раз актёр вышел на сцену в костюме Гамлета всего за неделю до своей смерти, в июле 1980 года.
Ограниченный с востока бульваром Станка-Драговича, здесь же на берегу реки Морача находится Ньгошев парк — одна из зелёных зон Подгорицы. Даже не так. Это старейшая садово-парковая зона, расположенная в историческом центре столицы. Парк был создан в 1925 году и назван в честь черногорского короля и поэта Петра II Петровича Негоша.
Парк не отличается обилием деталей и украшений, хотя в нем имеется всё для отдыха — прогулочные дорожки, лесные тропинки, природный ландшафт. Преимущество Ньгошева парка в его естественности.
Напротив исторического центра Подгорицы, на другом берегу реки Морача находится Собор Воскресения Христова — кафедральный храм Подгорицы, одновременно являющийся крупнейший в черногорской столице православной церковью.
Как ни странно, но в Черногории, где находится огромное количество церквей и монастырей, вплоть до 1993 года не существовало главного храма. Закладка будущего Собора происходила в присутствии представителей Русской церкви, а первый камень в основании освятил патриарх Московский всея Руси Алексий II.
Архитектурная стилистика храма представляет собой смешение ряда направлений. Можно назвать её неовизантийской с некоторыми элементами модернизма. Но прослеживается дань истории: башни колоколен возводились по подобию звонниц старинного собора Святого Трифона в Которе.
Собор Воскресения Христова окружают широкие открытые пространства и современные здания — то, что мы увидели, покидая уютную столицу.
Когда в начале рассказа я написала про свой интерес к городу, то не имела ввиду некие значимые достопримечательности — таковых в Подгорице, и правда, нет. Но вот видеть, как сочетаются здесь природа и городской ландшафт, наследие социалистического прошлого и современность, районы с восточным духом и кусочки чего-то родного, российского… это да.
Всё вместе выглядело неожиданно симпатично, местами даже захватывающе. Впрочем, отдаю себе отчёт, что моё восприятие индивидуально, а исключительно положительные эмоции от Подгорицы — субъективны.