Каких-то полчаса езды от аэропорта в городе Тиват, и путешественники оказываются на замечательном курорте, который подойдёт и любителям пляжного отдыха, и поклонникам природных красот. Именно такова Будва, уютно расположенная на берегу морского залива в окружении гор.
Для меня время, проведённое в Будве, прошло в основном, в разъездах, но и сам город вниманием обойдён не был. Базироваться в Будве было здорово ещё и потому, что при каждом выезде и возвращении получалось с самых разных уровней и ракурсов любоваться окрестностями. В частности, будванской ривьерой, раз за разом, и это не надоедало. Я лишь сожалела, что многое не удаётся заснять на быстром ходу.
К счастью, в самых «стратегических» местах мы всё же делали короткие остановки, чтобы запечатлеть панорамы Будвы и знаменитых островов — Св. Николая и Св. Стефана.
Остров Святого Николая, расположенный прямо напротив самого большого пляжа Будвы, Славянского, является условно необитаемым, но на деле активно посещается туристами. Длина острова 2 км, общая площадь около 50 га.
Весь покрытый зеленью и окружённый чистой лазурной водой, этот кусочек суши местные любовно называют «Гавайи».
Панорама с островом Святого Николая
На самом деле Гавайями (Hawai) официально именуется только небольшой пляж, который находится на самом краешке острова Св. Николая.
Ещё один, незабываемо красивый остров назван в честь покровителя этого края, святого мученика, апостола Стефана. Остров Святого Стефана или Свети Стефан расположен в 5 километрах от Будвы у подножья гор, в паре сотен метров от берега.
Панорама с островом Святого Стефана и Св.Николая - на дальнем плане
На острове находится одноимённый поселок, который был обычной рыбацкой деревней, но в начале XX века здесь была возведена летняя королевская резиденция, а после, уже в середине пятидесятых годов, после масштабных реставрационных работ весь остров превратился в роскошный курорт.
Для посещения остров закрыт, дабы никто не мешал отдыху постояльцев его главного отеля премиум-класса «Святой Стефан». Остров и одноимённый отель посещают «богатые и знаменитые», звёзды мирового класса, а козырный вид является визитной карточкой всей Будванской ривьеры и украшает собой множество брошюр и локальных туристических сувениров. В числе именитых гостей числятся Клаудия Шиффер, Софи Лорен, Бобби Фишер…
Наконец, и сама Будва по мере удаления или приближения к ней со стороны гор смотрится просто замечательно. Яркое скопление белых домов под красными крышами в обрамлении зелени и синевы.
В реальности бо́льшая часть города застроена вполне обычными жилыми кварталами, и по-настоящему интересен лишь небольшой кусочек — Старый город Будвы. Он уместился на узком полуострове, словно пирс выступающем в море.
Неоднократно насмотревшись издалека на очертания древнего города, которому более 2500 лет, я очень радовалась моменту, когда, наконец, оказалась возле мощных крепостных стен.
В Старую Будву ведут 5 входов и 2 из них — старинные ворота крепости.
У входа в Старый город есть кое-что, что порадует ценителей контрастов: руины древнего некрополя на фоне современнейших зданий, сверкающих стёклами стен. Интересно, что античный некрополь, относящийся к 5 веку до нашей эры, столетиями существовал под слоями земли непосредственно возле средневековой Будвы, но никогда не был обнаружен. Только в наши дни, начав рыть котлован для постройки отеля «Авала», строители наткнулись на древние камни.
После проведённых затем археологических раскопок, были обнаружены многие артефакты: золотые и серебряные украшения, посуда и керамика. Всё это перенесли в городской музей. Далее, несмотря на то, что исследования подтвердили ценность находки, строительство отеля не удалось остановить, так что основная часть некрополя так и осталась погребённой под новым зданием. Только одну хорошо сохранившуюся стену гробницы и надгробный камень решили перенести на территорию рядом с площадью.
На этой же площади находятся одни из ворот, над которыми можно разглядеть каменное изображение венецианского льва. Венецианская республика правила в Будве с 1420 года по 1797 год, и именно во времена правления венецианцев городская крепость приобрела нынешний вид.
Икона Девы Марии на внутренней стороне ворот - свидетельство многовекового культа Богоматери в данной местности
Оттого и историческая часть Будвы являет собой образец классической, типично венецианской и средиземноморской архитектуры. Образец не музейный — живой, потому что и сегодня здесь, среди старинных церквей и дворцов продолжают жить люди и кипит жизнь. Теперь уже туристическая.
Старая Будва очень атмосферна. Стоит сделать всего несколько шагов по узким улочкам, и ты оказываешься в окружении древних стен, каменных мостовых и выщебленных временем ступеней.
И то ли яркое солнце, то ли морской ветерок делают своё дело, но в старой Будве нет ощущения «каменного мешка». Она тёплая и приветливая, нарядная даже. Улицы и площади с изящными зданиями, красные черепичные крыши, старинные барельефы и стильные фонари…
А какие здесь встречаются балкончики! Невольно вспоминается Италия и шекспировские персонажи.
«Да вот же я, здесь!» — машет рукой юная Джульетта, кокетничает, просится в кадр и смеётся, глядя на столпившихся внизу туристов…
Даже современные приметы сувенирно-туристической действительности вписываются в старинный антураж довольно занятно, но вполне гармонично.
Где-то под ногами повсеместно есть следы римской цивилизации — алтарь для жертвоприношений, остатки раннехристианской базилики и городской площади. Они разбросаны по всему Старому городу Будвы, ведь именно на древнеримском фундаменте она и стоит. Но любителям античности придётся поискать знающего гида или качественную карту, так как об этом наследии власти не позаботились. Нет ни табличек, ни ограждений, ни каких-либо других указателей.
По-настоящему здесь охраняются памятники более поздней эпохи — большая часть Старого города Будвы была отстроена венецианцами после разрушительного землетрясения в 17 веке. Это архитектурное наследие эпохи Возрождения сегодня находится под защитой ЮНЕСКО.
Одной из первых в просвете меж домов из тесаного камня видна высокая колокольня собора Св. Иоанна. Именно её я давно рассматривала издалека, доминирующую над красными черепичными крышами Старой Будвы и мощной стеной Цитадели.
Собор Св. Иоанна построен на месте раннехристианской церкви, которая стояла здесь уже в 7 веке н. э. Сильнейшее землетрясение уничтожило её через 800 лет, и тогда, в 17 веке был возведён Католический собор в готическом стиле.
Кроме собора, в Будве есть ещё несколько старинных церквей, как католических, так и православных. Православная Церковь Святой Троицы, возведенная в 1798—1804 гг., имеет статус памятника культурного наследия Черногории.
Церковь построена в византийском стиле, с большим куполом, покрытым ярко-красной черепицей и фигурной колокольней на три колокола, прямо над входом. Самой запоминающейся, на мой взгляд, приметой церкви Святой Троицы является «полосатый» фасад из камня белого и розового оттенков и мозаичная фреска Андрея Рублёва над порталом.
Выложенная мозаикой Троица Андрея Рублёва, храм Святой Троицы, Старая Будва
Буквально в 50 метрах от неё находится ещё один православный храм — Церковь Святого Саввы Сербского. Церковь находится на самом краешке полуострова, у южной стены, развёрнутой к морю. В таких местах привычнее видеть не храм, а маяк.
Церковь Святого Саввы, построенная из обтёсанного серого камня, выглядит неброско, как часть крепостной стены. Бастион веры) Она существует в Будве с 1141 года! Это одна из старейших и одна из самых маленьких церквей в Черногории. За века своего существования успела побывать бенедектинской, католической, перейти во владение ордена францисканцев, а с 1657 года стать полностью православной.
Непосредственно рядом с церковью Святого Саввы расположена церковь Санта-Мария ин Пунта, собственно, оба храма — единственные сохранившиеся сооружения, построенные на руинах старинного монастыря. По этой же причине церковь Санта-Мария ин Пунта отличается своим архитектурным обликом от остальных храмов Черногории. Она выполнена в форме неправильного прямоугольника с центральным входом, расположенным сбоку, а не в центре.
«Пунта» означает «мысочек», и приставка в названии церкви намекает на её расположение. Как и соседний храм, она находится на самом краешке полуострова, на мысе. По легенде именно здесь монахи-миссионеры показали местным жителям икону Девы Марии, выясняя таким образом, есть ли в этих краях христиане. Позднее бенедиктинцы построили в Будве большой монастырский комплекс, частью которого и стала церковь Девы Марии. Если верить надписи, оставленной на одной из её стен, то датой постройки можно считать 840 год, и по сути это означает, что церковь Санта-Мария ин Пунта — самое старое христианское здание во всей Черногории.
Хорошенько прожарившись под солнцем, не по-осеннему горячим, я устроилась в тени Цитадели, чтобы немного передохнуть.
Цитадель или крепость Св. Марии также входит в комплекс строений на южной части скалистого рифа. Цитадель- организующий центр старой Будвы, средневековая крепость в городе-крепости.
Цитадель была возведена 840 году для защиты от турецких набегов, и на то время являлась самым масштабным фортификационным сооружением на всём побережье.
Но до наших дней от первоначальных построек мало что сохранилось, нынешние здания — результат работы венецианцев, которые в 15 веке основательно перестроили и укрепили строения Будванской цитадели.
Из Цитадели за пару евро можно выйти на крепостную стену и обойти Старую Будву по периметру на уровне крыш. Учитывая мою любовь к крепостям вообще и прогулкам «по крышам» в частности, подобную возможность упускать было никак нельзя.
Как бы ни были мощны крепостные стены вокруг Старого города Будвы, они не устояли против сильнейшего землетрясения магнитудой 7 баллов, которое случилось в Черногории 15 апреля 1979 года. Разрушенный «Старый Град» и его крепость восстановили заново только к 1987 году.
Виды с крепостных стен на старый город не то, чтобы ах, но, как я уже упоминала, Будва сама по себе довольно атмосферная, и в любом случае удерживает настроение в рамках благодушного. Да и сама стена с её поворотами, изгибами, древними бойницами и кирпичной кладкой, мне очень понравилась.
Неспешно прогуливаясь, мы заглядывали в старинные внутренние дворики и наблюдали сверху за людьми, проходящими в узких улочках.
Именно глядя со стены, становилось ясно, что Старый Город очень зелёный. Внутренние дворики просто утопают в зелени и цветах.
Если же смотреть вовне, в сторону моря, со стены открываются виды на Будванскую ривьеру, современную жилую часть Будвы и кусочек марины.
Стена не замкнута, её форма напоминает подкову, поэтому вдоль стены получилось обойти лишь некоторую часть Старого города, а затем предстояло вернуться назад тем же путём. Но увидеть получилось достаточно, а заодно сориентироваться, в какую сторону выходить.
Выбрали прогулку возле марины, поэтому на выход прошли через Будванские ворота Пизанелла, ведущие на марину, с иконой Петра Негоша над ними.
Но потом я не удержалась, сделала «петлю», чтобы сфотографировать колокол возле соседних ворот. Благо, расстояния небольшие. Колокол у стен Старого города никак нельзя назвать исторической достопримечательностью, он и сделан-то не из металла, а из обычного крашеного пенопласта. Обманка. А точнее, наследие американской кинокомпании «Columbia Pictures», которая снимала в 60-х годах, недалеко от Будвы, фильм «Корабли викингов». После съемок бутафорский колокол водрузили на постамент — просто и фотогенично.
Ну, вот теперь с лёгким сердцем идём в марину. Она в Будве тоже тёплая, красочная, какая-то радостная. Без лишнего пафоса, здесь всё вместе: рыбацкие лодки и шикарные яхты.
Отсюда можно взять разные лодочные экскурсии или поехать на рыбалку.
Наверно, в конце октября уже не сезон, и большинство плавсредств стояли у причалов, но один торговец всё-таки выставил ящики со свежим уловом прямо на набережной.
Прогуливаясь вдоль марины мы подыскивали место для перекуса, и хотя вокруг было немало кафе и ресторанов, меня, конечно, потянуло на красочный антураж.
Ресторан, кстати, оказался отличным, средиземноморская кухня на уровне, порции огромные. Как и цены))
Всё, что не осилили, я сложила в салфетку, надеясь немедленно, тут же на набережной, разыскать и угостить кого-то из котеек. Потому что даже воробья в Будве сфотографировала, а котов — ни одного. Что и исправила уже через 5 минут, хотя, увлечённый предложенной рыбкой, кот отказался позировать и смотреть в объектив.