Замок временем срыт
И укутан, укрыт
В нежный плед из зелёных побегов,
Но… развяжет язык молчаливый гранит —
И холодное прошлое заговорит
О походах, боях и победах.
В. Высоцкий
Среди достопримечательностей Франции почетное место занимают замки долины Луары. Экскурсии по знаменитым замкам настолько популярны, что их предлагают десятки парижских турагентств по самым разным ценам. Но как бы не хотелось объять необъятное, охватить все разом при любом раскладе не получится. Мы остановили свой выбор на однодневной автомобильной экскурсии и в итоге за один день успели достаточно хорошо осмотреть Шамбор, Шеверни, Шенонсо, а на Амбуаз и Блуа взглянули только краешком глаза уже на обратной дороге в Париж.
Статуя Людовика XII в натуральную величину над входом в замок Блуа
Всего в долине реки Луары насчитывается более 300 замков. Из них около 60 открыты для публики. У каждого замка есть своя история, и своя «изюминка». А вместе они являются уникальным памятником прошлого, которое необходимо знать каждому.
Эмблема Людовика XII на фасаде замка в Блуа
БОльшая часть замков была возведена в средние века. Построенные для защиты от набегов викингов первые оборонительные сооружения представляли собой настоящие цитадели. В дальнейшем сносили их редко, но с течением времени постройки обретали новые очертания и структуру.
В период Столетней войны замки Луары стали надежным убежищем для королевского двора, тем более что в 1420 году Париж находился под оккупацией англичан, а в центральных областях царили разруха и феодальная анархия. Вероятно, не случайно именно на берегах Луары появилась освободительница французского народа — Жанна д’Арк, возглавившая движение против иноземных захватчиков.
Победоносное окончание войны с Англией стало исходным пунктом экономического подъема. Страна возрождалась для новой жизни, а французские монархи и аристократы принялись перестраивать суровые бастионы в элегантные дворцы и возводить новые роскошные жилища. Восторженное отношение к симметрии и декоративным элементам сказалось и на развитии ландшафтного искусства. В результате вокруг замков раскинулись красивейшие сады и парки.
Вершиной французского Ренессанса считается правление Франциска I, оставившего, пожалуй, наиболее значимый след в истории луарской долины. Высокий, красивый, прекрасно образованный, Франциск I вступил на престол в 1515 году в возрасте 20 лет. Он называл себя «король-рыцарь», много путешествовал, любил женщин, турниры, пышные праздники, обожал все итальянское и покровительствовал художникам, музыкантам и поэтам. В 1517 году король специально пригласил во Францию Леонардо да Винчи, последним пристанищем которого стал небольшой замок Кло-Люсе, расположенный на южной окраине маленького городка Амбуаз, неподалеку от королевского замка.
Часовая башня в центре Амбуаза
Впервые город Амбуаз упоминается в хрониках 503 года, когда на острове Св. Иоанна, как раз напротив нынешнего замка, король франков Хлодвиг встречался с королем вестготов Алaрихом, чтобы договориться о союзе. В 11 веке Фульк III Нерра, граф Анжуйский, отобрал город у графа Блуа и построил каменное укрепление, из которого потом вырос замок. Позднее город перешел во владения могущественного рода Амбуаз-Шомон. Но в 1431 г. Луи д’Амбуаз оказался замешанным в заговоре против Ла Тремуйля, фаворита короля Карла VII, и замок был конфискован в пользу короны. С тех пор на протяжении многих веков неприступный Амбуаз служил резиденцией королевской семьи. Здесь родился и нелепо погиб совсем молодым Карл VIII. В замке воспитывались Франциск I и его сестра Маргарита Ангулемская; росли дети Генриха II и Екатерины Медичи; провела свое детство Мария Стюарт. За толстыми стенами крепости в 1560 году, во время Амбуазского заговора, прятался от гугенотов юный король Франциск II. Здесь же над заговорщиками была учинена массовая расправа. Сообщается, что общее число казненных достигло 1500 человек, хотя это, по-видимому, преувеличение. Однако Амбуазский заговор и его жестокое подавление со стороны Гизов явились прологом к продолжительной эпохе религиозных войн, кульминацией которых стала кровавая Варфоломеевская ночь.
За свою долгую жизнь замок Амбуаз пережил множество важных событий и владельцев поменял немало. В настоящее историческим зданием управляет Фонд Святого Людовика, созданный в 1974 году принцем Генрихом VI Орлеанским. Замок открыт для свободного посещения круглый год, кроме 25 декабря и 1 января. Экскурсия включает осмотр дворца, внутреннего сада и готической часовни Святого Юбера (Губерта), в которой покоятся предполагаемые останки Леонардо да Винчи. Великий гений умер в возрасте 67 лет в 1519 году и завещал похоронить себя в церкви св. Флорентина, что стояла на территории замка. Воля Леонардо была выполнена, однако в ходе гугенотских войн храм был разграблен, а захоронения внутри него были осквернены. Между 1806 и 1810 гг. церквушка и вовсе была разрушена (сегодня на её месте установлен бюст Леонардо). Могила да Винчи долго считалась утерянной и только в 1863-м на месте церкви Сен-Флорентин были проведены раскопки. Обнаруженные «подходящие» кости захоронили в часовне Сен-Юбер как останки гения. Произвести идентификацию пока не удалось.
мост через реку Луару в Амбуазе ( Pont General Leclerc)
В Амбуазе есть ещё одна церковь посвященнная Святому Флорентину и зачастую именнно её ошибочно связывают с именем Леонардо, хотя храм не имеет к нему ни малейшего отношения. l'église Saint Florentin была построена у подножия замка в 1470 году специально для местных жителей по инициативе короля Франции Луи XI, который опасаясь заражения во время вспыхнувшей эпидемии чумы закрыл для прихожан замковую церковь.
l'église Saint Florentin d’Amboise
На Луаре Леонардо да Винчи провел последние три года жизни и всё это время был главным советником Франциска I по вопросам переустройства замков. Предполагают, что гениальный ученый и инженер участвовал в проектировании замка Шамбор, построенного по инициативе Франциска. Насколько это верно, неизвестно. Каких-либо чертежей и документов, удостоверяющих авторство, не сохранилось, а умер великий Леонардо в год закладки первого камня Шамбора.
Великолепный замок Шамбор возвышается над живописной излучиной речушки Коссон — приток реки Бёврон, впадающей в Луару.
Окруженное густыми лесами поместье предназначалось для охоты и развлечений. Но так как строительство затянулось надолго, Франциску не удалось увидеть творение мастеров в завершенном виде. Шамбор был полностью готов только к концу XVII века, уже при правлении Людовика XIV. Король-Солнце был большим любителем охоты, по достоинству оценил красоту дворца и регулярно вывозил сюда весь французский двор. Здесь устраивались пышные балы, помпезные празднества и театральные представления. Приезжал и некий господин Мольер, представивший в 1670 году свою пьесу Мещанин во дворянстве.
Впоследствии владельцами замка были многие богатые и известные люди и каждый старался хоть немного, но переделать замок по своему образу и подобию. В начале 18-го века здесь проживал изгнанный польский король Станислав Лещинский. А в 1748 году замок был пожалован в награду главному маршалу Франции Морицу Саксонскому. Полководец оказался хорошим хозяином и, в частности, восстановил конюшни, отреставрировал театр, облагородил прилегающую к замку территорию.
Керамическая печь с гербами маршала Саксонского
Во время Великой Французской революции жители близлежащего городка постановили разобрать «ненужную груду камней» и построить «дома для патриотов». К счастью, их остановили необходимые для этого колоссальные траты. Тогда замок был экспроприирован под нужды армии. Вся мебель ушла с молотка, а в подвалах устроили пороховой склад.
До 1930 года замок ходил по рукам и менял владельцев, как перчатки, пока не был выкуплен государством у его тогдашнего обладателя Элии Бурбон-Пармского за 11 млн. золотых франков. Только после Второй мировой войны начались восстановительные работы, впоследствии превратившие Шамбор в важнейший туристический объект.
Даже сегодня размах замка впечатляет: 220 000 тонн камня, 160 метров фасада, 77 лестниц, 365 окон, 282 камина! А в 440 комнатах легко можно заблудиться.
Главной, сразу же бросающейся в глаза особенностью замка является огромное количество башенок, шпилей, куполов и мансард, разбросанных по верхним этажам.
Отчетливо прослеживается упорядоченность и геометрическая стройность всего комплекса, центральная часть которого помещена внутри прямоугольного двора. По углам квадрата основного здания — донжона — размещены круглые башни. На каждом этаже по четыре квадратных и по четыре круглых комнат.
Кессонный свод в виде пологой арки, украшенной эмблемами Франциска I – буквой F и саламандрой
Несмотря на кажущуюся простоту плана замок представляет собой причудливый лабиринт из переходов, залов и извилистых лестниц. К осмотру доступна лишь малая часть помещений. В их числе: Охотничий зал, украшенный чучелами животных, покои Франциска I, парадные и королевские апартаменты. Третий этаж донжона занимает Музей охоты и природы с коллекцией оружия.
Спальня короля Людовика XIV
На пересечении центральных галерей установлена винтовая лестница, состоящая из двух гигантских параллельных спиралей, позволяющая людям подниматься и опускаться, не пересекаясь друг с другом.
Фонарная башня двухвинтовой лестницы, ведущей на террасу
По лестнице можно выйти на верхнюю террасу и прогуляться вдоль балюстрады, чем мы с удовольствием воспользовались. Отсюда в деталях просматриваются причудливые башенки, каминные трубы и открывается чудесный вид на окрестности.
В 1948 году леса вокруг замка получили статус национального заповедника и сегодня он является самым большой огороженным парком лесного типа в Европе. Его территория в 5 441 гектар (из которых 1 000 га открыты для публики) окружена самой длинной стеной во Франции — её протяженность составляет 32 км!
В 18 км от замка Шамбор, в регионе Солонь, находится белоснежный замок Шеверни.
От первоначального здания 15 века почти ничего не осталось. Оно было полностью перестроено в начале XVI столетия по заказу тогдашнего владельца графа Анри Юро, который хотел вычеркнуть из истории то, что произошло в стенах дворца (…муж возвращается домой, закалывает любовника кинжалом, застигнутая с поличным жена выпивает яд). Через два года, когда страсти утихли, Анри Юро женился во второй раз — на Маргарите Гайяр-де ла Мориньер. Она была столь же мудра, сколь и красива, и в дальнейшем серьёзно занималась расширением и обновлением замка.
В 1650 году отделку интерьеров завершила их дочь, Сесиль-Элизабет, близкая подруга «Великой Мадемуазель» герцогини де Монпансье. Последняя часто навещала Шеверни и называла его «волшебным замком», с которым ничто не может сравниться по совершенству.
Дворец Шеверни с года основания и по сей день являлся частным владением семьи Юро, маркизам де Вибре. Это позволило сохранить единство стиля и всего ансамбля в целом. Остались нетронутыми первоначальный фасад, архитектура, интерьеры. По-прежнему находятся в прекрасном состоянии фламандские гобелены, предметы искусства и старинная мебель.
Для туристов открыты многие помещения замка Шеверни: зал трофеев, будуар, детские комнаты, гостиная, столовая, несколько спален, библиотека и т. д. Помимо их осмотра можно познакомиться с внушительной коллекцией оружия и доспехов.
Здешие угодья всегда славились обилием зверья, а излюбленной забавой знати была охота с собаками. При замке по сей день функционирует псарня, где живёт сотня трехцветных собак, полученных путем скрещивания английского фоксхаунда с французской гончей. На сегодня стоимость собак этой породы достигает 10 тысяч евро. Однако невыносимый запах псины отбил у меня желание не только покупать))), но и стоять рядом.
Одно из развлечений в Шеверни — наблюдать за кормлением охотничьих собак во второй половине дня. К счастью, мы пришли уже после пиршества
По соседству разбит громадный цветник. Выращенными в нём цветами украшают внутренние помещения замка.
Продолжаем путешествие и держим курс на город Тур (Tours), неподалёку от которого, на реке Шер (приток Луары), находится самый романтичный замок Франции — замок Шенонсо. Французы любовно называют его «дамским» и главным образом потому, что наибольшее влияние на его архитектуру оказали именно женщины.
Известно, что с незапамятных времен здесь, в глубинах лесного края, существовало феодальное поместье. В 15 веке им владел Жан Маркес. В 1412 году его обвинили в заговоре против короля, и тот в наказание приказал сжечь замок Жана. Через 20 лет несчастный сумел-таки восстановить свое жилище и поставил на реке мельницу, но все проделанные работы обошлись в целое состояние. Наследники Жана погрязли в долгах и вынуждены были продать усадьбу. В 1513 году этот сказочный уголок приобрёл высокопоставленный французский чиновник Томас Бойе, сделавший блестящую карьеру при королях Карле VIII, Людовике XII и Франциске I. Находясь в постоянных разъездах он предоставил своей жене Катерине Брисоне полную свободу действий во всем, что касалось благоустройства семейного гнездышка, чем она с успехом и занималась с 1515 по 1522 год. При Катрин Брисонье практически все старые постройки были снесены, а на их месте над рекой вырос один из самых очаровательных замков Франции.
От древнего укрепления остались лишь глубокие оборонительные рвы с подъемными мостами и перестроенная в духе Ренессанса башня Марка, названная так в память о прежнем владельце.
Томас Бойе умер в Италии, а его жена скончалась двумя годами позже. Замок был конфискован Франциском I под предлогом компенсации за финансовые махинации. В 1547 г. Франциск I умирает, а уже через три месяца после его смерти молодой король Генрих II дарит Шенонсо своей фаворитке Диане де Пуатье.
Знаменитая красавица Диана де Пуатье была на 19 лет старше своего венценосного любовника, но он любил её так преданно и самозабвенно, что ни дурная молва, ни строгие нравы, не смогли погасить пламенные чувства к этой удивительной женщине, о которой до сих пор слагают легенды. Его называли «король-рыцарь», «король-прекрасные сумерки» и «затворник», её — «распустившийся цветок красоты», «Диана-охотница» и «колдунья». Фаворитка имела возможность влиять на ход политических событий, активно вмешиваться в жизнь королевского двора и даже — во внутрисемейные отношения правящей фамилии.
Портрет Екатерины Медичи (1519-1589). Художник Анри Соваж (1853-1912)
Генриху пришлось жениться в возрасте 14 лет. Его женой стала невысокая, неуклюжая, с глазами навыкате Екатерина Медичи. Она вошла в историю не только как отчаянная интриганка, отравительница и зачинщица Варфоломеевской ночи, но и как одна из самых влиятельных женщин Европы XVI века. Страсть Генриха к Диане приводила ее в ярость, но она безропотно всё терпела и сумев переступить через свою гордость, расположила любовницу мужа к себе. А так как король все-таки свой супружеский долг исправно исполнял, то Екатерина родила в общей сложности десятерых детей, что помогло итальянке укрепить свое положение при дворе и упрочить свою власть.
Говорят, что Генрих не раз помышлял о разводе… Однако всё решил несчастный случай. Любовный треугольник распался в один миг. 30 июня 1559 года король участвовал в рыцарском турнире и был смертельно ранен в поединке с графом Габриэлем де Монтгомери — обломок сломанного копья через прорезь шлема попал королю в глаз и вонзился в мозг. Несмотря на все усилия врачей Генрих умер 11 дней спустя. В память о муже Екатерина Медичи до конца дней носила траур, облачившись в черные одежды и задала таким образом новый тренд — до этого символом скорби считался белый цвет.
После смерти Генриха II Диану тотчас отстранили от двора. Екатерина потребовала вернуть все подарки, подаренные когда-то Генрихом, и сослала свою вечную соперницу в замок Шомон-сюр-Луар.
Став единственной и полноправной хозяйкой Шенонсо, вдовствующая королева дала волю своей фантазии, и старалась не отстать от бывшей фаворитки, внося новые декорации в поместье. Замок превратился в роскошную королевскую резиденцию, наполненную произведениями искусства и украшенную триумфальными арками, колоннами, статуями и фонтанами с хрустальной водой. Гордостью Шенонсо стала двухэтажная галерея, возведенная в итальянском стиле на мосту через реку Шер. Этот огромный зал длиной 60 метров, из всех 18 огромных окон которого открывается изумительная перспектива, стал местом проведения многолюдных балов. Позже Гюстав Флобер назовет Шенонсо замком, «плывущим по воздуху и по воде».
Когда Екатерина скончалась, замок перешел к ее невестке, Луизе Лотарингской, жене короля Генриха III. Именно в Шенонсо Луиза узнала об убийстве своего мужа, после чего впала в депрессию и до своей смерти бесцельно бродила по комнатам, увешанным черными занавесками с вышитыми черепами. Замок постепенно угасал, Бурбоны мало им интересовались и больше здесь не слышались музыка и смех. Зато появились монашки из близлежащего монастыря урсулинок — одно из крыльев замка было переоборудовано под монастырь.
Широкая аллея, ведущая к замку Шенонсо
В 1773 году герцог де Вандом Бурбонский продал Шенонсо богатому банкиру Клоду Дюпену, который вложив немало средств отреставрировал замок и вернул его к жизни. Жена банкира, Луиза Дюпен, утонченная личность и большая поклонница искусств, устроила в Шенонсо блистательный салон, где собирались известные поэты, писатели. Здесь бывали Монтескье, Фонтенель, Вольтер и Руссо. Мадам Дюпен прожила долгую жизнь (93 года) и была столь уважаема крестьянами, что во время Революции они встали на защиту своей госпожи и спасли замок от разорения.
1864 году Шенонсо приобрела мадам Пелуз. Одержимая идеей вернуть замку первоначальный облик (до переделок Екатерины Медичи) она велела убрать с фасада каменную резьбу и фигуры атлантов и кариатид. В итоге Геракл, Паллада, Аполлон и Кибела переехали в парк. В своем неутолимом рвении к переустройству мадам Пелуз не заметила, как разорилась. Поместье было конфисковано и в 1888 году продано крупнейшему промышленнику Анри Менье. Его потомки владеют замком Шенонсо до сих пор.
Портрет Людовика XIV. (Свой портрет кисти Риго Король-Солнце подарил своему дяде герцогу Вандомскому в память о своем посещении Шенонсо 14 июля 1650 года)
В интерьерах дворца много картин в золочёных рамах, мраморных каминов и изделий декоративно-прикладного искусства. Но мы с не меньшим удовольствием прошлись по паркам, прилегающим к замку.
На восточной стороне расположен цветочный сад Екатерины, на западной -сад Дианы де Пуатье. Каждый сантиметр здесь дышит спокойствием, свежестью и романтикой. Радует буквально всё: и увитая цветущими розами ограда, и пронизанная солнечным светом зелень, и насыщеный ароматами трав и цветов воздух. Открывающиеся отсюда виды надолго западают в душу вместе с огромным чувством восторга и благодарностью к тем, кто создал и сохранил это блестящее произведение архитектуры и садово-паркового искусства, позволяя нам в какой-то мере представить, каким дорогим и милым был этот пейзаж для самих обитателей замка, познавших здесь взлеты и падения, любовь и ненависть, счастье встречи и горечь разлуки…