Выбирать себе любимчика среди городов Черного леса — сущая головоломка. Вроде, тянется рука указать на фахверковый Шильтах, но тут же всплывают в памяти виноградники и «Тропа скульптур» Безигхайма. Уверенно определяешь на первое место Генгенбах, за сказочность и «перманентный» карнавал, но немедленно спохватываешься — а как же аисты и чудесное барокко в Эттенхайме? Так что даже субъективно выделить «самый-самый» никак не получается. Каждый городок стоит отдельной строкой, не попадая под общий рейтинг. И Битигхайм-Биссинген тоже занимает особую нишу в моей эмоциональной памяти. В этом городе я «встретилась и познакомилась» с любимым скульптором.
Когда-то в детстве мне попался в руки мамин журнал, кажется, «Работница», а в нем картинка на одной из последних страниц. Я залипла на час. Название «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» запомнилось весьма приблизительно, кто художник я тогда не поинтересовалась вообще. Просто позднее, когда 15 лет спустя я увидела другое произведение Дали, немедленно и безошибочно угадала в нем тот же стиль. Следом выяснила, кто автор и так узнала имя моего любимого — с этой минуты и навсегда- художника.
Похожая история произошла и с Рене Магриттом. В 2012 году, в иерусалимском Музее Израиля мне попалась на глаза картина «Замок в Пиренеях», который уже не суждено было забыть. А вот имя художника благополучно выветрилось. Через четыре года в Брюсселе я посетила Музей Рене Магритта, увидела множество произведений автора и сразу узнала «кисть», вспомнила замок. И, как в случае с Дали, полюбила навсегда.
Третья история снова похожа. Настолько, что я уже над собой смеюсь. Много лет меня тянуло в Нюрнберг, и одной из причин был заяц. Не тот заяц, которого прославил великий Дюрер, а другой — страшила на площади перед музеем, заяц-мутант с когтистыми лапами и треугольными ушами, который погреб человека под собой. Меня эта скульптура восхищала! Кто автор — традиционно не задумывалась)
Позволю себе единственное фото из Нюрнберга, сделанное чуть более полугода назад. Для иллюстрации. И ещё потому, что на нем запечатлён момент "сбычи мечт" - встреча с долгожданным зайцем )))
Надо было попасть в Битигхайм-Биссинген, ошалело застыть перед «Башней Серых лошадей», чтобы понять — да, это «мой» скульптор, и его имя уже не забуду! Итак, знакомьтесь и вы:
Современный немецкий скульптор авангардист-анималист Юрген Гёрц родился 13 марта 1939 года в польском городе Челюсцине. Изображая различных животных, Юрген Герц весьма необычным образом доносит до нас в своих работах мысль о том, кем станет человек, беспощадно и легкомысленно относящийся к главному богатству планеты — природе.
В Нюрнберге Юрген Герц предложил свое видение философии Дюрера. А здесь, в городе Битигхайм-Биссинген поставил невероятные въездные ворота в верхнюю часть старого города. Да-да, Башня Серых лошадей это именно ворота, заменившие собой старые городские ворота Обертурм, которые были снесены в 1824 году.
Сама по себе скульптура, высотой 11 метров, при всей необычности, наполнена смыслом. Так, четыре лошади, стоящие друг на друге, напоминают о том, что Битигхайм издавна славился своим большим конным рынком. В наши дни ярмарка уже не актуальна, но в городе традиционно проводится конный праздник.
Во-вторых, украшающие лошадей женские портреты символизируют континенты: Африку, Европу, Америку и Азию.
А в-третьих, формы лошадей образуют арочные аркады, которые явно намекают на одну из значимых городских достопримечательностей — знаменитый ж/д виадук над рекой Энц.
Железнодорожный виадук Битигхайм, символ города, был построен в период с апреля 1851 г. по октябрь 1853 г. Карлом Этцелем
Turm der grauen Pferde — Башня Серых Лошадей — завершает верхнюю главную улицу и образует точку схода улиц, которая отсутствовала после сноса башни Обертор в 1824 году. Кроме того, скульптура объединяет довольно разнородные здания вокруг площади в замкнутый ансамбль.
Одно из этих зданий заслуживает особого внимания. «Дом Ягера» (по имени одного из владельцев), он же «Вилла Висконти» (официальное название), он же «Дом голов», исходя из современного вида.
В 2002 году здание было полностью перестроено по проекту архитекторов Дитера Шеффера и Йо Фровайна. Художественное оформление Виллы Висконти, как и всей площади перед зданием, выполнил скульптор Юрген Гёрц.
Внешние стены Виллы Висконти украшают более 300 скульптурных элементов в виде голов, в том числе 23 — на главном фасаде. Многие — действительно известные и великие личности, такие как Марсель Пруст, Пабло Пикассо, Чарли Чаплин, Христофор Колумб…нашлась даже Гольда Меир.
За пределами площади находится ещё парочка выразительных лошадиных статуй.
А если пройти через площадь в сторону центра, то в завершении главной улицы мы увидим необычный фонтан — ещё одну скульптуру Гёрца, под названием Ku (h) riosum — «Корова-курьез».
Появление бронзовой коровы на площади Кроненпляц в 1987 году было довольно скандальным и вызвало широкое освещение в международной прессе. Дело в том, что подобные центральные площади в городах всегда было принято украшать доминирующим центральным памятником, некой конной статуей генерала или монументом кому-либо из великих. И вдруг корова! Да не просто корова, а гибридное существо, являющееся одновременно и животным, и машиной, которая балансирует на пьедестале в виде бидона.
Идея произведения все та же, что и в случае с нюрнбергским зайцем, автор пытается напомнить о потребительском отношении людей к животному миру. Но вот с точки зрения привычного градоустройства это, конечно, разрыв шаблонов и карикатура на величественность.
Как я поняла, большинство читателей-путешественников на Туристере предпочитают классику и со скепсисом относятся к современному искусству. Тем не менее, даже рискуя встретить непонимание признаюсь, что меня Битигхайм-Биссинген привёл в полный восторг именно благодаря изобилию ёмких авангардистских произведений Юргена Гёрца. Они делают город запоминающимся и необычным. А что до присущих всем германским городкам ухоженности, яркости и историчности, то этого здесь тоже, уж поверьте, хватает)
Битигхайм-Биссинген-ан-дер-Энц возник в 1975 году из слияния города Битингхайм и деревни Биссинген-ан-дер-Энц. Оба населенных пункта до того развивались самостоятельно и имели очень долгую историю. Деревня Биссинген впервые упомянута в документах в 870 году. Город Битингхайм еще раньше — в 789, как Будинк-Хейм. Однако археологические исследования подтверждают, что уже в 5–7 веках на этих землях существовало алеманнское поселение.
В настоящее время Битигхайм-Биссинген с населением около 43 000 человек является вторым по величине городом в районе Людвигсбург и одним из крупных городов в земле Баден-Вюртемберг. Расположен примерно в 20 км к северу от Штутгарта.
В Битигхайм-Биссингене немало красивых исторических зданий и сооружений. Главная улица, окружённая фахверковыми домами, ведёт к изящной островерхой Ратуше, построенной в 1506 году.
Напротив главного фасада ратуши — торговая площадь Марктплац и непременный фонтан со статуей гербодержателя (1549 г.) Фонтан называется Ульрихсбруннен, в честь одного из представителей правящего герцогского рода, Ульриха фон Вюртемберга.
В городе есть ещё один старинный фонтан, созданный в 1557 году, колонне которого изображен герб Вюртемберга, а в качестве украшения выступает необычная двухвостая Русалка. В Средневековье русалки часто являлись персонажами различных легенд.
Из четырёх бывших городских ворот до наших дней сохранились единственные — Нижние Ворота, которые датируются 14 веком. Впоследствии их надстраивали и украшали, но изначально эти ворота предназначались для въезда в город гужевого транспорта и телег.
Очень красива настенная роспись на обратной стороне ворот:
Замечательно смотрится и Евангелическая церковь, построенная в 1401 году на месте старой часовни Петерскирхе.
Фахверковых домов в городе множество, и, как обычно, вокруг изобилие зелени и цветов.
Немецкие города настолько ярки сами по себе, что достаточно добавить хоть какой-то ещё элемент — вот как эти цветные флажки, гирлянды которых были развешены вдоль главной улицы в наш визит — и всё, от разноцветья начинает рябить в глазах! Нарастает ощущение иллюстративности и сказочности места, в котором пребываешь.
Единственное «серое пятно», обнаруженное мной в Битигхайме — это старинный и по-своему очень фактурный «Фонтан извозчиков», установленный рядом с Нижними воротами. В 17 веке корыто служило для водопоя лошадей, а позднее, в конце 18 века, фонтан был украшен колонной и рельефами.
И вот тут у меня снова есть повод вернуться к современной скульптуре, чтобы обосновать своё исключительно положительное к ней отношение именно в таких, исторических «декорациях».
скульптуры во дворике бывшего Бегинажа
Мне нравится в ходе прогулки периодически сталкиваться с произведениями искусства, которые словно отрезвляют от полусказочного забытья, расставляют акценты, но в то же время образуют единое целое с историческим городским пространством.
Как выразительно, например, выглядит бронзовая скульптура «Шватцвайбер» (Сплетники, болтуны) , установленная в 1977 году неподалёку от Нижних ворот на Хаупштрассе. Это карикатура на горожан, которые любят посплетничать и обсудить всех мимо проходящих.
Автор, Карл-Хеннинг Зееманн — один из крупнейших представителей реалистической скульптуры в Германии — живет и творит непосредственно в Шварцвальде. Поэтому композиции подобной тематики, но отнюдь непохожие по виду, можно встретить во многих городках Чёрного леса. В 1970-е и 1980-е годы такие вот многокомпонентные группы фигур, как «болтуны», стали чуть ли не визитной карточкой художника.
Ближе к окраине исторического центра вновь подгружаемся в атмосферу прошлых столетий. Уже знакомое мне по другим городкам региона неказистое строение с высокой трубой-дымоходом — это одна из общественных городских пекарен, каковые были обустроены на окраинах городов Шварцвальда, согласно королевскому указу от 1808 года, для снижения риска пожаров.
К сохранившейся по соседству крепостной стене примыкает северо- восточная Пороховая Башня.
Возведённая в 15 веке, эта башня должна была служить частью защитных укреплений, но по нелепой ошибке в строительстве оказалась развёрнута открытой частью в сторону города, а потому, в общем, бесполезна. В 1821 году эту башню выкупил у города живший по соседству пекарь Мюллер, и с тех пор за ней так и закрепилось название Башня Беккемюллера.
В 1950 году потомки пекаря продали башню обратно, во владение города. Теперь она стала очень даже полезна — в качестве исторического памятника.
Минуя остатки крепостной стены, на которой установлены значки городов-побратимов Битигхайма,
Здесь, на её берегу разбит прелестный городской парк, тоже украшенный разнообразными и разноплановыми скульптурами.
Но моё внимание, как вы уже догадались, не могло не привлечь самое авангардистское из присутствующих творений.
Это фонтан Enzblume, созданный художником Готфридом Грюнером. Водная скульптура из стали, ярко окрашенное нечто, которое стреляет водой во все стороны из множества сопел, напоминая то ли цветок, то ли одно из кинетических произведений Жана Тэнгли…
Впрочем, авангард тем и хорош, что на контрасте с ним всё понятное и простое воспринимается особенно идиллическим. Например, скользящие по воде лебеди с умильными детёнышами.
Небольшая часть городского парка отдана под японский сад. Поразительно, как листва некоторых деревьев в нём остаётся цветной даже в июле!
Японский сад создал ландшафтный дизайнер Джун Сусуки во время садоводческой выставки в 1989 году. Все камушки, фонарики и мостики были доставлены в подарок Битигхайму из Японии.
С антуражем сада очень гармонирует крытый мост через Меттер — ещё одну речку, протекающую через Битигхайм-Биссинген-ан-дер-Энц. (А ничего так, повезло городу с названием))
Вдоль реки Меттер рядком стоят симпатичные домики, многие из которых встроены непосредственно в бывшую крепостную стену.
Через мост, а далее через район между стеной и «Бахе» (так местные жители называют речку Меттер), мы возвращались назад в центр города. По пути встретился ещё один парк. Парк Хексенвегле (Hexenwegle) совсем крошечный и совершенно классический. Вот так, на прощание, город с трудно произносимым названием показал, что может быть очень разным.