Есть города, которые пленяют с первых же шагов, едва успеваешь ступить на их улочки. И я сейчас имею ввиду не роскошные столичные или какие-то общепризнанные города-красавцы, а маленькие «находки». Такие вот, как Безигхайм, в котором пересеклись, как в песне, «две дороги, два пути». Потому что находится он одновременно на Немецкой Фахверковой дороге и на Вюртембергском винном пути.
Чуть раньше я написала про городки, затерянные в Чёрном лесу: «В каждом, стóит лишь найти возвышение и оглядеться, увидишь поверх крыш примыкающую к границам города россыпь холмов, покрытых густой темной массой хвойных деревьев». Всё так и есть, но в Безигхайме поверх крыш видны не сосны, а стройные линии виноградников.
Глядя из любой точки Безигхайма на эти мягкие склоны холмов, заштрихованные зелёными росчерками, сразу понимаешь, что это винодельческий город, с давними традициями. В 2013 году Винный фестиваль Безигхайма был признан лучшим винным фестивалем года на конкурсе WELT am SONNTAG.
На торце здания не фреска, а настоящая картина - вид на Безигхайм из осенних виноградников
Но «рамка» из виноградных лоз не единственное, чем отличается картина Безигхайма. Его обрамлением служат также
умиротворяющие пейзажи вдоль речных берегов. Сразу двух рек.
Очень здорово, когда находясь в черте города, есть возможность прогуляться у воды и оказаться наедине с природой. Тихой, почти сельской.
Весь Старый город умещается на длинном холме, с трёх сторон окружённом водой. Рельеф местности немного повышается с севера на юг. Две реки, омывающие Безигхайм- Энц на западе и Неккар на востоке, — встречаются возле северной оконечности города.
Скульптор Карл-Хеннинг Зееманн. Фонтан Энц и Неккар (2001-2004)
Тому, что здесь находится место слияния рек Энц и Неккар, посвящена невероятно талантливая, на мой взгляд, скульптурная композиция.
Статуя-фонтан изображает две фигуры, сливающиеся среди водных брызг. Символические Энц и Неккар. Вроде и застывшие, но динамика ощущается во всем: в их изгибах, пластике, в стремительном беге навстречу друг к другу.
Безигхайм вообще богат современной скульптурой, любители это оценят.
Если же учесть, что с подобным искусством встречаешься в «декорациях» средневекового города и на фоне идиллических пейзажей, эстетическое удовольствие могут получить даже те, кому современная скульптура, в принципе, безразлична.
В 2003 году к 850-летию существования Безигхайма, в городе была открыта экспозиция «Тропа скульптур» — Besigheimer Skulpturenpfad
Тогда на пути от железнодорожного вокзала на Энце, вверх по склону через исторический центр города, до гидроэлектростанции на Неккаре было выставлено порядка двадцати работ региональных художников.
Символически эти произведения были призваны напомнить о местных особенностях и прежде всего о том, что уже к 1900 году Бесигхайм получил славу не только, как «винный город», но и как «город художников».
"Путь Св.Якова" (Якобскампф), скульптор Йорг Файльмезгер
Замечательно, что временная выставка под открытым небом так понравилась людям, что её оставили. Теперь «тропа» стала постоянной, потихоньку пополняясь новыми произведениями. Большая их часть находится на мосту через реку Энц.
А вообще скульптуры встречаются повсюду, создавая необычный художественный ансамбль из современных форм на фоне старейших исторических зданий. Например, странное существо, присевшее у подножия башни Вальдхорн — одной из самых древних построек в Безигхайме.
" Kauernder»(съежившийся, присевший) автор: Анетт Мюрдтер
Башня Валдхорн, высотой 29 метров и диаметром стен у основания 4 м., была возведена около 1220 года. Это одна из двух башен Штауфена, имеющихся в городе. Вокруг башни Валдхорн в средние века существовал так называемый Нижний замок, который был разрушен в 1693 году и окончательно снесен в 1750-ом. Башня получила свое название от непосредственно примыкающей гостиницы Вальдхорн, на верхнем этаже которой раньше был вход в башню. Само же слово Waldhorn означает «валторна», а дословно «лесной рог».
Нынешний вход в нижний из 5 сводов башни был создан только после Второй мировой войны.
Пожалуй, эта башня — лучшая точка отсчёта, чтобы начать экскурсию по городу, вот только обозреть окрестности сверху получается не всегда, так как с некоторых пор башню облюбовали соколы сапсаны.
Сапсаны удивительные, это самые быстрые существа не только среди птиц, но и в животном мире вообще. В стремительном пикирующем полёте они способны развивать скорость свыше 300 км/ч!
Вот ради их спокойствия подъем наверх в башне Вальдхорн теперь запрещен в период гнездования. Впрочем, такую причину можно считать уважительной.
От башни по улице Кирхштрассе легко пройти в самое сердце старого города. Главное, не забыть оглянуться, минуя развилку — пересечение улиц Кирхштрассе и Энтенгассе, рядом с отелями Hirsch и Altstadthotel.
С этого места откроется самый топовый вид альтштадта:
На маленькой треугольной площади, образованной на развилке двух улиц важно держать себя в руках, дабы не впасть в фотографический экстаз))
Здесь каждая деталь притягивает взгляд: прекрасные кованые вывески, фахверковые дома с цветными ставнями и увитыми зеленью фасадами…
Один из трёх исторических колодцев, восстановленных в городе в рамках реконструкции 1988 года, тоже уместился на этом треугольном пятачке.
Но для меня самым любимым стал чуть иной ракурс. Постепенно поднимаясь из нижней части к центру, можно оглянуться на ту же развилку, но с более дальнего расстояния. И тогда, помимо красочных фасадов, в поле зрения появится Башня Вальдхорн, а за ней те самые виноградники, так очаровавшие меня именно потому, что видны даже из самого центра Безигхайма и удивительно дополняют городской пейзаж.
Безигхайм впервые упоминается в акте дарения в 1153 году, когда владение было передано маркграфу Бадена королем Штауфеном Барбароссой.
Город переходил из рук в руки несколько раз подряд, пока наконец не стал собственностью Вюртемберга в 1595 году.
Фонтан начала 16 века с фигурой, известной как Йоргле находится на Рыночной площади. Йоргле в средневековом облачении держит щит с гербом Бадена и свиток, который указывает на права Безигхайма, как свободного имперского города.
Центр альтштадта типичен для немецких городов: Ратуша, Марктплац, фонтан с гербоносцем и церковь. Типичен, но от этого не менее прекрасен. Тем более, что средневековая городская застройка Безигхайма считается одной из наиболее хорошо сохранившихся на юге Германии.
Все дома на Рыночной площади фахверковые. Цвета балок самые популярные: красный, желтый и серый. На площади можно увидеть полную гамму.
В этом фахверковом ансамбле доминирует здание Ратуши, построенной в 1459 году. Самая красивая на площади, с фасада Ратуша выглядит, как сказочный терем-теремок, но на деле она гораздо значительнее.
Прямо позади неё сохранились остатки крепостной стены, по которой можно прогуляться и спуститься вниз.
Если взглянуть на здание Ратуши оттуда, то предстанет совсем иной ракурс, с которого яркий «теремок» смотрится, как настоящий замок.
К нему по крепостной стене «карабкается» фантазийный красный человечек — очередной экспонат «Тропы скульптур». Так называемый Флосси или Флоссман (автор- Розали). Красный цвет выбран не случайно, он призван акцентировать внимание именно на Ратуше и гармонировать с ней.
Насчёт акцента не поспоришь, кстати. Насчёт гармонии…??? Ну, современное искусство, вы поняли)
Ратуша и с моста, ведущего через реку Энц смотрится, как замок, доминирующий над городской застройкой. Вид великолепный! И все дома тоже фахверковые. Представляю, насколько могло бы быть ярко, но фасады в данном случае оштукатурены.
Что интересно, в Безигхайме, гуляя внутри старого города, можно обнаружить оштукатуренные дома, у которых кусочек толстого внешнего покрытия специально снят, чтобы виден был изначальный строительный материал. Старинный камень или деревянная балка.
С того же моста, но на юго-восточной стороне, видны остатки настоящего, Верхнего замка, и вторая знаменитая городская башня. Верхняя башня Шохентурм — Башня Шоха, получившая название по имени одного из её смотрителей, была построена, как и Вальдхорнтурм, около 1220 года.
Верхняя и Нижняя башни почти идентичны, обе служили в Средневековье частью оборонительных городских укреплений, будучи поставлены в двух стратегически важных местах города, возвышаясь над реками, но подальше от берега. Башни являются самыми старыми постройками Нижнего и Верхнего замков. Два соответствующих замковых дома (из которых сохранился только каменный дом возле верхней башни) были добавлены примерно столетие спустя.
Schochenturm (Шохентурм) — круглая тесаная башня, высотой 31 метр, с бойницами деревянной наружной лестницей и жилым этажом (квартира смотрителя) под конической крышей. В этой башне скрывался в 1312 году граф Эберхард Прославленный Вюртембергский.
Слева могучий Штайнхаус, построенный около 1235 года, рядом с ним старый дом приходского священника, а за ними — евангелическая городская церковь и школа Штайнхауса.
Штайнхаус или «Каменный Дом», был построен во второй половине 12 века, как часть Верхнего замка. В начале 19 века здание превратили в тюрьму, которая просуществовала до 1949 года. После 1967 года здание отремонтировали, и теперь его занимает музыкальная школа. Так что стены древнего «Каменного Дома» повидали за столетия и господ, и преступников, и одаренных детей.
Ещё одно учебное заведение располагается рядом в комплексе зданий под общим названием «Школа у Каменного дома». Заложенная в 1457 году, как Латинская школа, окончательно она была построена в 1750 году архитектором Фогтом Эссихом.
Евангелическая городская церковь была заложена в 1383 году.
В скромном по большей части убранстве примечателен, однако, 13-метровый алтарь, выполненный из липового дерева. Он был создан около 1520 года Кристофом фон Урахом.
Рядом со входами в церковь и Каменный дом на маленькой площади установлена стела Штауфера. Такие стелы восьмиугольной формы представляют собой мемориальные камни, увековечивающие память Штауфенов, римско-германских королей и императоров. Изготовляет скульптор Маркус Вольф из Штутгарта-Плинингена. Подобные памятники можно встретить в Германии, Франции, Австрии, Чехии и Нидерландах.
Из разряда нового, такого, чего до сих пор не встречала, я отметила для себя в Безигхайме пару интересностей. Во-первых, очень старинное здание пекарни. В таких бакхаузах хозяйки выпекали хлеб на каменных плитах, раскалённых после сжигания на них виноградной лозы. Это было безопаснее, чем затеваться на собственной кухне и в обществе соседок веселее. Подобные бакхаузы можно увидеть и в других городах Шварцвальда. Довольно умное решение с точки зрения профилактики пожаров для поселений с деревянной застройкой. Конкретно этот бакхауз был построен в 1820 году и до сих пор находится в рабочем состоянии. Только вряд ли современные жители пользуются, ведь дым от сжигания лозы получается знатный, а в моде нынче экология)
Второй интересностью стала телефонная будка. Красная, очень узнаваемая — лондонская. Когда англичане их демонтировали, немцы решили выкупить.
Применение весьма оригинальное: в будке устроена маленькая библиотека — бесплатный книгообменник.
В общем, небольшой городок, насчитывающий около 12 тысяч жителей, порадует и стариной, и искусством, и винными фестивалями, вот уже более 100 лет оправдывая своё звание города «вина и художников».