30 июля 2022 года состоялся чувашский праздник Акатуй, прошёл он в селе Шняево Базарно-Карабулакского района Саратовской области. Мы там побывали и мне стало интересно, отчего фестиваль, достаточно громоздкое мероприятие проводится в одном из сёл, а не в районном центре, как очень часто происходит в Саратовской области. Оказалось, что Шняево является довольно-таки специфическим селом.
Село основали 12 чувашских семьи в 1692 года по милость русского царя Алексея Михайловича, пожаловавшего им грамоту на поселение и использование земель.
Через года половина семей откочевало поближе на 2 километра к Белой горе
и основало поселение Белая гора. На протяжении многих лет большая часть жителей обоих сел была чувашами и сохранили свои обычаи до сих пор.
Была когда-то в селе церковь Иконы Казанской Божьей Матери. В советское время её закрыли, обкорнали, а при Хрущеве решили её разобрать, а брёвна продать местному населению.
Как легко мы играем с датами. На празднике отмечались юбилейные даты: 330 лет со дня основания села и 85 лет местной средней школе.
Вот только школа здесь впервые появилась в 1890 году, правда размещалась в частном доме. После революции шла череда изменений в школьной жизни села. В 1937 году неполная средняя школа была преобразована в среднюю. Получается именно эта дата выбрана в качестве точки отсчёта. Хотя в 1944 году средняя школа была реорганизована в семилетнюю школу. Вновь стала она средней школой лишь в 1948 году.
Новое здание школы было построено в 1988–1989 годах.
В годы Великой Отечественной войны воевали свыше 400 уроженцев сел Шняево и Белая Гора, из которых погибли около 150. В 1967 году в центре села установлен обелиск.
С двух сторон от обелиска находятся плиты с именами погибших во время Великой Отечественной войны,
а также в Гражданскую войну.
Около 90% жителей села — чуваши, которые на забыли свои традиции и празднуют чувашские праздники.
Акатуй (в переводе с чувашского — «праздник плуга») — весенний праздник чувашей, посвященный земледелию.
Проходил праздник на большой поляне,
расположенной перед зданием сельской администрации. Интересно, что помимо администрации в здании располагается магазин.
Вдоль здания расположились стенды с фотографиями и две выставки художников, родившихся в Шняево: Владимира Ивановича Иванова (1930 — 2020), у которого было много персональных выставок, в том числе в 1999 году в Аделаиде (Австралия),
и Ивана Павловича Карабашева (1956 года рождения). Интересная у него судьба. Начав заниматься рисованием в младших классах школы, Карабашев в 14 лет бросил рисование, чтобы вернуться к нему в 47 лет. Его картина «Церковь в селе Шняево» даёт нам понятие, какой красивой она была,
а ведь таким храм художник не мог видеть.
Здесь читали стихи,
а также проводили мастер-класс по изготовлению «масмака» — чувашской женской налобной и головной повязки с вышитыми на ней узорами.
Между мемориалом и зданием администрации находилась главная сцена праздника.
Чувашские сёла располагаются не в безвоздушном пространстве и поэтому на праздник приглашают своих друзей.
Раскинули шатры на празднике чувашское, мордовское, татарское и русское подворье. Да и песни звучали на разных языках.
А какие колоритные народные одежды.
Мне запомнилась девушка, которая не знаю как держала свой наряд.
Различные сувениры радовали,
а любителей покушать здесь также ждали.
Из Чебоксар приехал почётный гость — Президент Чувашского национального конгресса с октября 2021 года Валерий Леонидович Клементьев.
Для него саратовская земля не чужая, здесь он учился в Саратовской консерватории, а затем работал.
Фестиваль еще продолжался, а мы с радушными хозяевами съездили к леченому роднику,
расположенному прямо за окраиной села Белая Гора,
испили родниковой водицы и запаслись с собой в дорогу в бутылки с эмблемой фестиваля.
Вернувшись в Шняево, остановились возле красивого озера, правда купаться никто не решился.
Когда уезжали в Саратов, то начал накрапывать дождь, который по прогнозу должен был начаться с утра. А нам вслед смотрели поля подсолнухов.