В парке Гросзедлица мы впервые побывали лет 20 назад и, видимо, тогда ещё не вошли во вкус барокко, а потому культурного шока не испытали и это место для посещений более не рассматривали. Но настали новые времена, когда дальние страны манят, но пугают из-за нестабильной ситуации в мире, поэтому мы все чаще и чаще ищем чем развлечься вблизи Дрездена. В июне я неожиданно открыла для себя Дону, но оказалось, что одну важную достопримечательность — замок Дона — мы пропустили, поэтому совершили ещё один поход.
На этот раз мы доехали от Дрездена до Гросзедлица электричкой, а далее наш путь лежал через барочный парк Гросзедлиц на Дону, оттуда до ж/д вокзала Хайденау, и вновь электричкой в Дрезден.
Если от ж/д станции идти по указателям, то можно прямиком дойти до парка.
Вначале будет один затяжной подъём, но потом дорожка станет комфортной.
Виды с пригорка живописные.
Ну, а как выйдете к липовой аллее, то вы уже почти у парка.
Да, здесь, у входа в парк, одна из 17-ти остановок Тропы Сказочной жизни («Märchenlebenspfad») — Золотая птица. Эта сказка Братьев Гримм напоминает русскую сказку об Иване-царевиче и Сером волке. Только у немцев вместо волка лис.
До прошлого года вход в сад был бесплатный, а с 2022 года с весны по осень приходится платить по 5€ (льготникам — 4€).
Об истории барочного сада Гросзедлиц есть что рассказать.
В 1719 году Август Кристоф Граф фон Вакербарт (August Christoph Graf von Wackerbarth) поручил саксонскому мастеру-строителю Иоганну Кристофу Кнёффелю (Johann Christoph Knöffel) построить свой дом, где он собирался жить после отставки. Идеальное место выбрали в Гросзедлице (Großsedlitz), находившимся в то время всего в двух часах езды от Дрездена. На строительство было брошено до 1000 солдат одновременно и дворец Фридрихсбург был завершён в 1720 году, а верхняя оранжерея — в 1721 году.
В 1723 году Август Сильный купил сад у бывшего генерал-адъютанта саксонской армии. Начиная с 1710 года Фридрих Август Сильный в «кольце» дворцов и садов вокруг саксонской резиденции планировал проводить праздники по определённым поводам — такие ежегодные фестивали. К уже существующим — Цвингеру, Морицбургу, Пильницу и Гроссер Гартену и был приобретён Гросседлиц под место проведения фестиваля «Польского Ордена Белого Орла», кульминацией которого стала стрельба с большим призом. Сам орден Белого Орла был учреждён Августом Сильным ещё в 1705 году. Им награждались знатные люди за выдающиеся заслуги перед государством и престолом.
ЖАН МАРК НАТЬЕ / JEAN-MARC NATTIER (Париж 1685-1766 Париж). Граф Мориц Саксонский (1696-1750), 1720 г. Масло на холсте, доставлено из Франции в 1725 г.
С 1720 года сын Августа Сильного находился на службе у французов. Там он отличился военными успехами, что особо подчеркнуто на этой картине. Он носит доспехи, украшенные польским орденом Белого Орла. Он поддерживает правой рукой книги Цезаря, в которых рассказывается о его успехах в Галльских войнах. Старик на заднем плане - олицетворение времени. Он венчает снятый шлем лавровым венком в знак победы.
Гросзедлиц согласно плана 1719 года, воссоздано по исследошаниям Клауса Мертенса (Klaus Mertens)/ Технический Университет Дрездена, модель изготовлена Манфредом Шубертом (Manfred Schubert).
Разбитый Вакербартом сад и дворец были маловаты для грандиозных планов Августа Сильного. Нужно было позаботиться о 400 лошадях в близлежащем поместье, для этого был перепроектирован весь комплекс: дворец и верхнюю оранжерею предполагалось снести и построить центральный дворцовый комплекс. Помимо Кнёффеля над садом в стиле барокко теперь работали Маттеус Даниэль Пёппельманн и Захариас Лонгелуэн (Matthäus Daniel Pöppelmann und Zacharias Longeluene). В 1727 году была завершена Нижняя оранжерея. Теперь сад достиг своих нынешних размеров. В том же году Август Сильный впервые отпраздновал в Гросзедлице праздник польского ордена Белого Орла (между 1727 и 1756 годами этот праздник отмечался в Гросзедлице двенадцать раз).
В последующие годы Август Сильный потерял интерес к своим саксонским замкам. В 1728 г. он отказался от строительства центрального дворца, а в 1732 г. все работы по строительству комплекса были прекращены. Лесной каскад остался незавершенным, а сад в стиле барокко составляет всего около трети первоначальных планов.
С 1745 по 1813 год военные конфликты нанесли значительный ущерб барочному саду. В это время королевская семья использовала Гросзедлиц только эпизодически, поэтому комплекс не был перестроен в соответствии с современными вкусами. Масштабные ремонтные работы были проведены во времена правления короля Иоганна. Нижняя оранжерея была реконструирована и получила современное воздушное отопление. Замок Фридрихсбург пришлось снести в 1871 году. Полная новая реконструкция здания не могла быть профинансирована, так что возвели только восточное крыло. Остались также подвалы центрального корпуса и западного крыла. Замок Фридрихсбург стал замочком Фридрихшлёсхен (Friedrichschlösschen).
Конец Первой мировой войны в 1918 году положил конец монархии и правлению Веттинов в Саксонии. В 1924 году, по государственному договору дворец и парк Гросзедлиц стали собственностью Свободного государства Саксония. Архитектор Хьюго Кох в 1925 году назвал парк «забытым раем, подверженным опасности распада». Там все ещё сохранялись саженцы в горшках и среди них примерно 60 апельсиновых деревьев, некоторые ещё со времён Августа Сильного. Здание и техника находились в плачевном состоянии.
Суровой зимой 1928/29 года большая часть апельсиновых деревьев замерзли из-за нехватки топлива и перебоев с отоплением. Летом 1929 года были проведены ремонтные работы на лестнице и балюстрадах, а также крыша Нижней оранжереи получила плоский потолок из «железобетона», так называемый потолок Аккермана, что позволило использовать крышу как террасу.
С 1924 года Фридрихшлёсхен использовался как детский дом для выздоравливающих, с 1938/39 года — как школа руководства женской трудовой службы, а во время Второй мировой войны — как вспомогательный госпиталь. Во время войны парк почти не пострадал. К 1948/49 г. были восстановлены выбитые окна в зданиях оранжерей, повреждения скамейки и скульптуры. Первые систематические научные работы по реконструкции и возрождению сада в стиле барокко с были инициированы в 1930 году директором парка Германом Шюттауфом (1890–1967). При нем же появилась традиция разбивать красочные цветочные клумбы.
В 1952 году управление и уход за парком Гросзедлиц перешли в ведение города Хайденау, за охраной памятников следил Институт охраны памятников в Дрездене. В середине 1950-х годов в саду проводились плановые мероприятия по ремонту и обновлению. Были отремонтированы водоемы и фигуры, изготовлены копии особо поврежденных садовых скульптур, отремонтированы и отреставрированы фонтаны, а так же «Тихая музыка»
(«Stille Musik» — впечатляющая и просторная лестница в стиле барокко, созданная по проекту Пёппельмана и украшенная поющими ангелочками) и все лестницы и дорожки. После завершения строительства оранжерей было закуплено 145 горьких апельсиновых деревьев и около 300 горшечных растений. Теперь они снова украшают сад Гросзедлица летом, как и во времена Августа Сильного. В Гросзедлице находится самая большая коллекция горьких апельсиновых деревьев в немецкоязычном мире. Кстати, апельсиновые деревья Цвингера зимуют тоже в Гросзедлице.
Ценные скульптуры отреставрированы или заменены копиями.
Сегодня Гросзедлиц управляется государственным предприятием «Schösserland Sachsen». Из «Забытого рая» он превратился в «Саксонский Версаль» и сияет в своей былой славе.
Классическая планировка Версальского сада с дворцом, террасой, партером, боскетом и охотничьим парком не полностью перенесена в барочный сад Гросзедлиц: второстепенная ось, первоначально задуманная для здания оранжереи, стала главной осью симметрии сада. Искусное использование очень сильно террасированного, элегантного, небольшого комплекса в Гросзедлице обнаруживает параллели с итальянскими садами. Это пример близости августовского барокко к ландшафту и природе. Вероятно, сад не изменяли по моде более поздних художественных стилей из-за его удаленности от Дрездена, и сегодня он сохранился как одно из самых важных и грандиозных произведений садово-паркового искусства эпохи позднего барокко 18 века в Германии.
Вдоволь набродившись по тенистым аллеям и солнечным площадкам, мы вышли на Парковую улицу — тоже часть комплекса. Для работников и охраны тоже были предусмотрены дома.
Здесь дорогОй свернул налево,
на проселочную дорогу, и мы потопали на Дону…