Мероприятие состоялось 22 мая 2022 (в воскресение).
Мероприятие состоялось 22 мая 2022 (в воскресение).
Кузнец за работой.
Раздувает меха.
Молотьба хлеба цепами.
«Мусаткин двор» — единственное в стране мероприятие, представляющее интерактивные мастер-классы, иллюстрирующие крестьянский быт: обмолот зерна, помол муки, выпечка хлеба, добыча и выплавка железной руды, кузнечное дело, плетение плетня, трепание льна, ткацкое ремесло, изготовление травяных троицких кукол, обжиг глиняной игрушки, гончарное ремесло.
Сечкой капусту рубят на зиму.
Изготовление саманных кирпичей с помощью соломы и глины.
Кирпичи не обжигаются огнем, а сушатся на солнце.
Ремесло плотников и столяров.
Изготовление игрушек.
А здесь можно потренироваться в раскраске ткани.
Ткани раскрашиваются при помощи специальных форм и молоточка.
Раньше краски были природного происхождения (без химии) и поэтому быстро рисунок выгорал.
Техника штучной печати для воспроизведения различных изображений издавна широко использовалась по всей Восточной Азии. Доказано, что она возникла в Древнем Китае эпохи династии Хань сначала как метод печати на текстиле, а затем и на бумаге.
Смысл процесса состоит в следующем. Прежде всего изготовляют так называемую модель (манеру) — гравированную на дереве форму с рельефным зеркальным изображением узора, который хотят воспроизвести на ткани. Поверхность модели покрывают краской и плотно прижимают к натянутому полотну. Модели делают из цельного куска твердого дерева — груши, ореха, клена и т. д. Гравированный узор может иметь как выпуклую, так и углубленную форму. В последнем случае окрашивается фон, а сам узор остается в цвете ткани.
Примерно с XII века начала появляться так называемая набойка. Набойка выполнялась при помощи резных досок — манер. Такая доска смачивалась краской или вапой (см. ниже), накладывалась на ткань, разложенную на столе, затем пристукивалась — «набивалась» деревянным молотком для пропечатки рисунка. Отсюда и набойка. «Набивка» рисунка на ткань первоначально производилась вручную красными или оранжевыми красками по белому или окрашенному фону. Затем стали применять так называемые смывные краски, а впоследствии более прочные — «заварные» краски.
Ткань набивной техники, в зависимости от характера узора и способа его выполнения, называлась набойкой и выбойкой, и только в XVIII веке устанавливается единое название — набойка.
«Выбойкой» называлась ткань с рисунком естественного цвета ткани по окрашенному фону, а набойкой — с одноцветным или даже с многоцветным рисунком по незакрашенному фону. Обусловлены эти названия тем, что при подготовке печатной доски для выбойки мастеррезчик «выбирал» рисунок, оставляя фон выпуклым. Для набойки «выбирал» фон, оставляя выпуклым рисунок.
Выбойка всегда была одноцветной и только дополнялась рисунком масляной краской, наносимой вручную кистью или так называемым квачом. Как правило, это был «горох». Набойка же могла быть как одноцветной, так и многоцветной. Количество цветов соответствовало количеству досок, накладываемых последовательно на ткань. Поскольку фон оставался незакрашенным, такая набойка называлась белоземельной, в отличие от кубовой выбойки, при которой ткань после нанесения на нее вапы опускалась в чан — куб, как правило, с синей краской.
Первые русские набойки были по большей части мелкоузорчатые, основой их были растительные мотивы, предельно обобщенные. Позднее появились резчики, достигшие виртуозного мастерства в резьбе манер. По мере освоения технологии резьбы и набивки рисунки усложнялись, и в XIX веке резные доски стали дополнять вставками из металлических полос, изогнутых в соответствии с рисунком, а также металлическими гвоздиками со шляпками и без них.
Вот что у меня получилось.
Вообще, я с этой техникой познакомился месяца два назад в Павловском Посаде.
Гончарное искусство.
Романовская липецкая игрушка из села Романо (Ленино).
В Липецке бились «на любца».
То еть вызывали на бой первого попавшегося противника и ударом кулака по очереди пытались сбить друг друга с ног.
Помните поэму М. Ю. Лермонтова «О купце Калашникове»?
Единоборства из детского клуба.
Липчанин идет на рекорд чтобы попасть в книгу рекорда Гиннеса.
13 раз была поднята штанга одной рукой за три минуты!
Выступление с гирями.
Парни гнут гвозди руками в узел.
Был показан и так называемый «турецкий жим».
Это когда из положения лежа поднимаюся с гирей.
Хор из соседнего Воронежа.
Игра «клюшкование».
Игра идет до первого загнанного мяча в лунку противника.
Ну и куда без казаков вехнего Дона?
Казачество у нас было в конце 16-го века.
Не обошлось без ярмарки ремесленников, песен, плясок и выступлений фольклорных ансамблей, транслирующих подлинную традиционную культур.
Воронежские певуньи иполняют «страдания».
Посмотрите на одежду Воронежской губернии.
В ней обязательно присутствуют черные цвета как напоминание о Черноземье.
Битва на трубах из поролона.
Проводилиаь и игра «в лапту».
Я в детстве в такую играл.
Это Вам не заморский «бейсбол».
Состязание кикбоксеров.
Одним из «гвоздей» программы стало участие самого известного в стране сказителя русского эпоса Александра Маточкина.
Он знает наизусть около 15 тысяч строк русских старин и былин, это почти половина всех дошедших до нас сюжетов.
На «Мусаткином дворе» в рамках проекта «Богатырская застава» Маточкин представил программу «Известные и малоизвестные богатыри русских былин».
Известный фольклорист Илья Ахромеев рассказал о том, как появились герои русских былин и почему они именно такие.
Женщины пытались поднять коромысло с деревянными ведрами.
Желающие попробовать себя в роли хозяйки на крестьянском дворе могли принести воды на коромысле, истолочь в ступе пшена, постирать белье золой, выгладить его рубелем и сделать многое другое.
Стенка на стенку.
Среди организаторов мероприятия — администрация Липецкого муниципального района, МБУК «Сырский поселенческий центр культуры и досуга», ОАУ «Центр развития культуры и туризма», ЛООО «Объединение мастеров народных промыслов», Федерация этноспорта России, ЛОИАОО «Поиск», военно-спортивный клуб «РИФ», ДДТ «Октябрьский».
В подготовке материала использованы сведения с сайта:https://compuart.ru/article/24635