Город Шеки расположен в исторической области Азербайджана, недалеко от границы с Грузией. Географически это южные предгорья Большого Кавказа, и строения Шеки растянулись на перепаде высот от 500 до 850 метров над уровнем моря.
Город Шеки расположен в исторической области Азербайджана, недалеко от границы с Грузией. Географически это южные предгорья Большого Кавказа, и строения Шеки растянулись на перепаде высот от 500 до 850 метров над уровнем моря.
От Баку этот город находится довольно далеко, в 350 км. Соответственно, и климат различен. Среднегодовая температура в Шеки 12, даже летом не более +25, а местные ветра сильны. Потому, глядя в промозглую сырость утра под начавшимся снегопадом, никакого энтузиазма по поводу долгой прогулки по городу я не испытывала.
Так что в очередной раз порадовалась, что в нашем распоряжении удобный минивэн, на котором быстро и в тепле можно попасть в любую интересующую точку. Для начала требовалось заскочить в банк, так как в аэропорту мы обменяли минимум местной валюты, пора было пополнить запасы. Благодаря чему увидели вскользь центральные улицы Шеки, довольно простые на вид и совершенно безлюдные.
Древняя история Шеки изучена настолько слабо, что даже точный период основания города до сих пор не определён. Тем не менее, по результатам некоторых раскопок в окрестностях, специалисты примерно определяют возраст Шеки, как 2500 лет. А вот что известно точно, что город расположен на трассе Великого Шелкового пути.
Не знаю почему, но на уровне восприятия для меня упоминание «Великого Шелкового пути» равно «Тысяча и одной ночи» — и то, и другое из области древнего, истинно восточного и загадочного. А поскольку определённая сказочность и правда, присуща тем городам Шелкового пути, которые знаю, могу сказать, что ассоциациативные образы зачастую самые верные.
Одной из достопримечательностей Шеки является Караван-сарай, напоминающий о временах, когда богатые купцы и рабовладельцы вели по знаменитому пути своих верблюдов, груженых шелками, мехами и специями.
Караван-сарай в Шеки — это не просто постоялый двор для усталых путников. Здесь это настоящая крепость из мощного камня, с единственными внушительными воротами, которые всегда можно было закрыть в случае опасности.
У строения два уровня. Нижний имеет форму прямоугольника 55×85 м, во дворе которого находятся торговые ряды и бассейн. В этих помещениях останавливались купцы, отдыхали с дороги и вскоре начинали торговлю.
Укрывшись от непогоды или зноя под арочными сводами, караванщики предлагали свой товар, тут же прикупали необходимое в дорогу, чтобы через пару дней или уже назавтра продолжить путь.
Караван-сарай Шеки в нынешнем виде возведён в конце 18 века, прекрасно сохранился и сейчас, как и многие подобные строения в Азии, превращен в гостиницу. На Нижнем уровне 242 номера и ресторан, на Верхнем — 300.
Внутренний дворик необычайно живописен и, думаю, здорово остановиться на ночлег в подобном историческом месте. Хотя нам, в связи с непогодой, трудно было проникнуться его красотой и уютом. Но для сравнения, вставлю фото, которое мне прислали друзья всего через полтора месяца, чтобы показать, как выглядит Караван в мае.
Напротив Караван-сарая притягивает взгляд ещё один отель, весьма яркий, хотя и современной постройки. Его майское фото мне тоже прислали друзья, так что можно сравнить с моей фотографией, сделанной в марте.
С 15 века город Шеки стал не только частью Шелкового пути, но и сам превратился в один из центров шелководства. А в 1861 году здесь построили первую шелкопрядильную фабрику, крупнейшую на Кавказе. Уже через год, в 1862-ом году, на международной выставке в Лондоне, шекинский шелк был удостоен золотой медали.
Сегодня производство шелковых изделий в Шеки по прежнему действует. Некоторые фабрики смогли перейти на современное производство и новые технологии, но при этом продолжают с использовать собственное сырье — нити местных червей шелкопрядов.
Мы не преминули взглянуть на продукцию Sheki Silk Company — шелковой фабрики, работающей с 1931 года. Она занимает типично промышленное, с виду неказистое здание, но магазин при фабрике хорош. Настоящий бутик, как по оформлению, так и по обслуживанию и ассортименту.
Как ещё повлиял на Шеки тот факт, что через город проходил Великий Шелковый путь? Возможность продать проезжим купцам свои изделия хорошенько подтолкнула ремёсла. Спрос рождает предложение, и в Шеки издревле развивались кузнечное, ювелирное, оружейное и медное дела, кожевенное и гончарное ремесла.
А ещё заезжих гостей надо кормить, и наравне с местными ремесленниками прославились и кулинары. До сих пор именно Шеки иногда называют гастрономической столицей Азербайджана, а шекинские пити и пахлава — настоящие кулинарные знаменитости.
Чтобы попробовать знаменитую шекинскую халву-пахлаву, мы посетили лавку сладостей, которая, судя по всему, является семейным бизнесом. Понравилось оформление интерьера, простое и со вкусом, где даже униформа продавцов оказалась в цвет.
Учитывая, что дело было накануне праздника Новруз, торговля шла бойко. То и дело из подсобных помещений выносили всё новые поддоны с лакомством, и работники, ловко орудуя ножами, начинали нарезать пахлаву на стандартные ровные кусочки.
Шекинскую пахлаву не спутать с другими видами, её отличительная черта — ромбовидный узор, красная сетка на белом фоне. Алой краской служит подогретая смесь свекольного сока и шафранового настоя. Традиции приготовления сладости передаются из поколения в поколение и ведут своё начало от периода зороастризма. Так, правильная пахлава должна напоминать солнце и готовиться на круглой медной форме, вроде сковороды, приблизительно с метр диаметром.
Постепенно, несмотря на мрачную погоду, мы вошли во вкус прогулки, в прямом и переносном смысле. Самое время было подняться к стенам Нухинской крепости, расположенной на возвышенности в северо-восточной части города.
Нухинская или Шекинская крепость была построена в 18 веке, в период правления первого шекинского хана Гаджи Челеби (1743—1755 гг.), как ханская цитадель, в черту которой не входили сооружения для общегородского пользования.
Тем не менее внутри крепости имеются различные строения, количество которых варьировалось в разные времена. Например, достаточно монументально выглядит Трёхсвятительская церковь, посвящённая трём святителям (вселенским или московским). Церковь, ныне недействующая, функционировала до начала 20 века и относилась к Грузинской епархии.
Но главным среди всех строений цитадели является Дворец шекинских ханов — бывшая резиденция местных правителей, а ныне Памятник истории и культуры мирового значения, входящий в состав государственного историко-архитектурного заповедника «Юхары баш»
Две древние, огромные чинары растут по обе стороны фасада, намного превосходя высотой само строение. Высота каждого из деревьев превышает 30 метров. Чинары были высажены в 1530 году, то есть задолго до строительства самого дворца. Это всё, что осталось от дивного сада, который когда-то был здесь…
Где-то мне попалось мнение, что даже если бы в Шеки больше вообще не было, что посмотреть, сюда стоило бы ехать ради одного только этого дворца, построенного в 1797 году зодчим Гаджи-Зейнал-Абдулом.
Созданный в персидском стиле, дворец ярко отражает восточные вкусы и сочетает в себе характерные черты дворцов 18 века. Он построен из сырого кирпича, речного камня, чинар и дуба. И при этом, в строительстве не использовалось ни единого гвоздя или клея! Все крепится на особом растворе, рецепт изготовления которого навсегда утрачен.
Дворец невелик, в нем всего 6 комнат, 4 коридора и 2 зеркальных балкона. Тем не менее, ни одна комната дворца не похожа на другую, и мастерски отделана. Все окна и двери дворца украшает мозаика, точнее особая техника «шебике» — искусно вставленные в кусочки дерева пластины цветного венецианского стекла. Так что свет, проникающий внутрь дворца, отливает всеми цветами радуги: красным, желтым, голубым, зеленым…
Фотографировать внутри нам запретили категорически, мало того, велели спрятать фотоаппараты под куртки и приставили охранника, который истово следил! Но уйти без фото-улова из таких шедевральных интерьеров я просто не могла, и потому пришлось проявлять чудеса ловкости для воровской съемки. Кое-что смогла, хоть и не в лучшем качестве, учитывая условия.
В зале заседаний небольшой фонтанчик, журчание струй которого призвано было заглушать тайные переговоры. В помещении для подписания договоров низкий потолок — прослойка между ним и полом верхнего этажа также призвана заглушать звуки — такие вот восточные хитрости)
Удивительные росписи потолков изображают ковры. Причём изначально рисунок того ковра, что на потолке, в точности «зеркалил» настоящий ковёр, которым в своё время выстилали на пол.
При этом в комнатах не было ни единого пустого кусочка. Все стены расписаны миниатюрами: тут и мифические птицы в райском саду, необычные цветы и животные. Натуральные краски, используемые при создании рисунков, до сих пор поражают своими яркими цветами. Правда, я бы сказала, яркости здесь перебор — настоящая какофония изображений и цвета, особенно в женских покоях, через чур изобильно расписанных цветами и восточными орнаментами.
Женские покои находятся на втором этаже, который разделен на две части — женскую и мужскую. В мужской части расположен зал для приема гостей. Это самая богатая комната дворца, историки по миниатюрам на её стенах могут проследить ход истории Шекинского ханства. Вдоль стены протянут красочный карниз, на котором изображено оружие ханских войск и их врагов, одежда, знамена, военные сцены. Эта роспись удивительна прежде всего потому, что в исламе вообще-то не допускаются изображения людей, тем более с такими четко прорисованными лицами.
На потолке зала для приема гостей тоже богатая и сложная роспись с изображениями ханского герба и различных символов. Интересен и рабочий кабинет. На стенах и потолке написаны сцены охоты на слонов, редких птиц, и даже на дракона.
Символика оформления имеет философский смысл. Обо всех деталях не скажу, но вот некоторые примеры: гранат — символ величия, процветания и плодородия.
Павлин — дивная птица, символ красоты, но у него отвратительный голос и жутко некрасивые ноги. Это изображение должно напоминать, что ничто в мире не совершенно, у всего живого есть изъян и нет абсолютного идеала.
Львы с человеческим лицом, стоящие на рыбах означают, что даже положение царей и сильнейших мира сего на самом деле шатко, скользко и неустойчиво. На спинах у львов находятся женские головы: «если жена умная, у мужчины будет и корона, и крылья; если жена только красива, но не умна, крыльев мужу она не даст».
Вообще, конечно, дворец шекинских ханов производит неожиданно сильное впечатление. Даже при том, что кое-какие восточные дворцы и гаремы я уже успела повидать. Жаль, что из-за запрета я смогла заснять не много и лишь фрагментарно, а хотелось бы показать, как смотрятся интерьеры комнат в объеме.
Снаружи дворец не кажется чем-то выдающимся, но приглядевшись, можно заметить и внешнюю роспись, богатые орнаменты, изящную вязь решёток и великолепные ниши балконов, обрамлённые зеркальными элементами. Эти кусочки зеркал призваны отражать от дворца всё плохое, не давая злу проникать вовнутрь.
Небольшой садик перед дворцом, должно быть, очень мил, когда здесь зелено, но при нашем помещении он выглядел пустынно и по-зимнему. Поэтому мы все не задерживаясь, занырнули в сувенирный магазин, находящийся напротив дворца, на противоположной стороне сада.
Сувенирный магазин занимает одно из подсобных или служебных строений в комплексе дворца.
Совсем простое здание и внешне, и внутри тем не менее по настоящему старинное, возраст ощущается в каждом камне его мрачноватых сводов.
Сюда стоит заглянуть если не за покупками, то хотя бы, как в маленький музей — вещицы и оформление довольно интересные.
Немного жаль, что мы не успели посетить находящуюся неподалёку от дворца мастерскую Шебеке, где изготовляют витражные элементы, подобные тем, что можно видеть в Шекинском ханском дворце. Шебеке — это восточная техника изготовления мозаик из стекла, но хотя их и сравнивают с европейскими витражами, принцип несколько иной. Процесс проектирования и изготовления шебеке достаточно сложен: бруски и рейки из твердых пород дерева (самшита, ореха, бука и дуба) собирают особым образом, как лего, вставляя между ними кусочки цветного стекла. В одном квадратном метре шебеке может содержаться и 5000 стеклышек, а может и больше, вплоть до 14 000.