20 мая 2010 года
Сегодня нам предстояло переехать из Сианя в Лоян. Слава Богу, поезд отходил ближе к обеду, и мы спокойно встали, собрались, поели и отправились на вокзал.
20 мая 2010 года
Сегодня нам предстояло переехать из Сианя в Лоян. Слава Богу, поезд отходил ближе к обеду, и мы спокойно встали, собрались, поели и отправились на вокзал.
Мы даже не ожидали такого красавца. Нам просто сказали, что поезд будет скоростной. Но такой скоростной, всем скоростным скоростной.
Проводница была одета словно стюардесса, и как стюардесса была мила и улыбчива.
И сам вагон напоминал салон самолета. Чистенький, аккуратненький с огромными мягкими креслами. Но туалеты были примитивные: просто дырка в полу и все.
А за окном плыли бесконечные поля, простирающиеся до самого горизонта. Все пространство было засеяно, ухожено и обработано.
Постепенно поезд прибавлял ход. И мы уже со свистом неслись мимо полей, станций и полустанков. «С какой скоростью мы едем?» — поинтересовалась я у нашей проводницы. Она мило улыбнулась и указала мне рукой на табло, на котором значилось «360 км/час».
Гроты Лунмэнь «Ворота дракона»
Одним из самых крупных в Китае буддистских пещерно-храмовых ансамблей являются гроты Лунмэнь.
Гроты Лунмэнь, расположенные в 14 километрах от Лояна, на берегу реки Ихэ, занесены в список мирового наследия ЮНЕСКО.
В 494 году, после того, как была перенесена резиденция правителей династии Вэй, в песчаных скалах за границами города Лоян был основан пещерный буддистский монастырь. Работы по высечению в гротах скал новых рельефов и изваяний продолжались китайскими ремесленниками в течение четырех веков.
В IX веке в Китае начались преследования последователей этой религии, и монастырь начали разрушать.
Во время второй китайско-японской войны, гроты были разграблены японскими захватчиками. Множество статуй было вывезено в Японию, и сейчас экспонируются в музеях. Позднее, в начале 20 века, в ходе народных волнений гроты также подверглись атакам вандалов. Часть статуй была разбита, а часть — продана за границу, в музеи Европы и Америки. Много вреда принесли варварские набеги и разгромы, учиненные в годы «культурной революции» хунвейбинами. Сделала свое разрушительное действие и природа — в монастыре началась эрозия камня. Но, до сих пор гроты остаются историческим памятником буддийской культуры. Гроты были объявлены народным достоянием и помещены под защиту только в 1949 году.
Гроты Лунмэнь состоят из примерно 1400 пещер, в которых было создано более 100000 статуй. Преимущественно, Будды, хотя были там и бодхисатвы, и лохани и простые люди. Создание гротов началось во время династии Северная Вэй (конец IV века), и продолжалось с переменным успехом до середины VIII века, правления династии Тан.
Главная достопримечательность Лояна возникла благодаря индийской традиции вырезать из скалы целые комплексы пещерных храмов. Считалось, что подобное деяние улучшает карму и способствует лучшему перерождению в следующей жизни. С приходом буддизма в Китай этот обычай привился и в Поднебесной. Особенно популярным вырезание Будд и Бодхисаттв из камня стало начиная со времён династии Северная Вэй, когда после отравления гонителя буддизма императора Тоба Тао и последовавшей смуты его внук Тоба Цзюнь (правил с 452 по 465 год) увидел во всем произошедшем знак свыше, и потому начал поддерживать буддистов и приказал делать пещерные храмы.
Сначала гроты с высеченными Буддами были сооружены возле города Датун, тогдашней столицы Северной Вэй. Однако в 494 году центр империи был перенесен в Лоян, и потому в окрестностях города решено было построить новый пещерный храм Лунмэнь, что в переводе значит «Драконьи врата». Не только император с придворными, но и обычные люди жертвовали деньги на высеченных Будд, чтобы тем самым увеличить свои заслуги перед высшим миром и скорее достичь нирваны.
Во второй половине 6 века Китай объединился под властью династии Суй, которая не любила буддистов. Поэтому многие из каменных статуй Лунмэня были лишены головы и изувечены. Однако после прихода к власти в 618 году династии Тан учение Будды обрело прежнюю популярность, и строительство пещерных храмов было продолжено. Именно в этот период было вырезано 60% существующих ныне гротов, включая наиболее восхитительный объект Лунмэня — статую Будды Вайрочаны со спутниками.
Современный музей «Гроты Лунмэнь» состоит из четырёх частей. Все они расположены вдоль реки Ихэ, текущей в узкой долине между невысоких гор. При этом наиболее важной частью музейного комплекса является западный берег Ихэ. Именно там расположены самые впечатляющие и красивые скульптуры Лунмэня.
Гроты тянутся на протяжении километра вдоль береговой линии, это настоящий шедевр китайской буддийской архитектуры. Вход на территорию гротов начинается сразу за живописным мостом.
Первой после входа в музей туристов встречает пещера Биньян. Она была вырублена одной из первых в начале 6 века и задумывалась как пещерный храм из трёх отдельных гротов. Три Пещеры Бинъян были построены императором Сюаньу династии Северная Вэй в память его родителей, а позже и его самого. Для окончания строительства средней пещеры потребовались 802 326 рабочих и 24 года напряженного труда. Занавески и цветочные ленты вырезаны на потолке пещеры с преобладанием изображения лотоса. Однако из-за политических неурядиц того времени до конца удалось довести только центральный грот, а боковые остались недоделанными.
Здесь мы видим улыбающегося Будду Гаутаму в окружении учеников и Бодхисаттв, который всем своим видом демонстрирует доступность буддийского учения обычным людям.
За Биньяном тянется череда гротов, вырубленных в середине 6 века при последних императорах Северной Вэй, которые перемежаются с малыми и средними гротами начала эпохи Тан. Из числа северовэйских гротов особо следует упомянуть Грот лотосного цветка (Ланьхуа Дун), где обезглавленный Будда сидит в нише, потолок которой украшен резьбой в виде цветущего лотоса.
Грот медицинских предписаний (Яофан дун), на стенах которого высечены рецепты приготовления лекарств.
Пещера Тысячи Будд является еще один Танским шедевром. Она была построена в 680 г. н. э. в часть императора Гао Цзуна и императрицы У. В северной и южной стенах пещеры вырезаны более 15 000 маленьких изображений Будды. Центральный Будда с полным и спокойным лицом, сидит на троне из лотоса с перекрещенными ногами, трон поддерживают сильные ваджры. За Буддой расположены 54 лотоса с восседающими на них Бодхисаттвами. Северная и южная часть покрыты 15 тыс. миниатюрными изображениями Будды. Под ними 12 апсар, каждая из которых танцует или играет на музыкальном инструменте. Пещера защищена металлическим забором, поэтому на миниатюрные изображения рекомендуется смотреть в бинокль.
Поскольку буддизм и его образы берут свое происхождение из Индии, все статуи испытали сильное индийское влияние, которое с течение времени слилось с китайским стилем и превратилось в нечто общее, имеющее и китайские, и индийские черты. Статуи, созданные в период Северная Вэй обычно носят просторные одежды с широкими ремнями, их тела худые, что должно свидетельствовать о силе духа. Статуи Танской династии отличаются полнотой тела с тонкими лодыжками и запястьями, что отражает идею изобилия.
Но самые большие и величественные из скульптур Лунмэня ждут нас в Гроте поклонения предкам (Фэнсянсы). Он был закончен в 672 году и строился на деньги императрицы У Цзетянь, которая в то время оттеснила от власти сыновей-наследников, казнила брата покойного мужа-императора и успешно подавила мятежи недовольных узурпацией. Однако, не смотря не все свои злодеяния, У Цзетянь была ревностной буддисткой и профинансировала строительство множества храмов, включая и Фэнсянсы.
В этом гроте мы видим фигуру Будды Вайрочаны, который является главным среди пяти дхьяни-Будд и олицетворяет собой чистое сознание. Статуя более 17 м высотой с головой 4 м и ушами почти 2 м длиной. Вайрочана сидит в медитативной позе с лёгкой улыбкой на лице, а с двух сторон от него стоят архаты и бодхисаттвы, помогающие донести до простых смертных глубины буддийского учения.
Многие учёные считают, что лику Вайрочаны были намеренно приданы черты лица У Цзетянь, но эта догадка пока не доказана. Благодаря необычной улыбки на лице скульптуры, ее называют «восточной Моной Лизой».
Эта статуя, вместе с шестью прилегающими к ней считается верхом мастерства в создании буддийских скульптурных изображений. Их оживленное выражение, гибкие тела и элегантно изображенная одежда, создают сильный контраст с тяжелыми и неподвижными статуями периода Северная Вэй.
Изначально статуи были алтарной частью большого деревянного храма. Позднее этот храм сгорел, и скульптуры несколько веков простояли под дождём и снегом. Однако сейчас над Вайрочаной и его свитой висит специальный навес, который защищает Будд от непогоды и обеспечивает лучшую сохранность этого шедевра искусства.
Замыкает череду гротов на западном берегу Ихэ пещерный храм Гуян, с которого, собственно, и началось строительство Лунмэня.
Внутри этого грота туристы видят трёх шестиметровых Будд, средний из которых, по мнению учёных, похож на северовэйского императора Сяовэня. Стены пещеры покрыты богатой резьбой, изображающей жизнь Будды Гаутамы и сюжеты его проповедей. Здесь же имеются уникальные каллиграфические надписи, дающие представление об особенностях письма того времени.
На восточном берегу реки Ихэ также имеется череда пещер, вырезанных в эпоху Тан. Среди них можно отметить прекрасный Грот принца Гаопина, в которой вырезан Будда, беседующий с учениками.
Однако в целом гроты восточного берега сохранились плохо, многие из их статуй потеряли свои формы и представляют собой расплывчатые фигуры без рук и головы.
Севернее гротов восточного берега находится буддийский храм Сяншань, построенный во второй половине 18 века при императоре Цянлуне. Он состоит из нескольких павильонов, расположенных ярусами на склоне холма.
Окрестности Лояна — одно из самых красивых мест на Земле. Этот край интересен не только пещерами, но и роскошными горами со всевозможными ущельями, лесами, родниками и водопадами. Две горы на восточном и западном берегах протекающей здесь реки покрыты зелеными соснами и кипарисами, и на них расположено множество террас. Около входа в одну из пещер на западной горе бьет горячий ключ с постоянной температурой воды +25 °С. Где еще, как не здесь, можно было в тиши скал, созерцая реку, достигать блаженства и пробуждения. Так Лоян стал центром буддизма в Китае.