В 1966 году поэт Роберт Рождественский написал стихи, ставшие песней. В основу легли реальные события, произошедшие в ГДР. Два советских лётчика Янов Ю.Н. и Капустин Б.В. спасли ценою своих жизней многих берлинцев 6 апреля 1966 года, уведя неисправный самолёт от скопления людей и направив его в воду озера.
Благодаря песне о подвиге стало известно. А сколько таких случаев было и до и после катастрофы с Яновым и Капустиным? Много…
А если авиакатастрофа происходила с военным самолётом, то он этом практически не знал никто. Приходили лишь похоронки близких родственникам с краткой формулировкой: «Погиб при исполнении служебных обязанностей». Особенно много смертей бывало при испытании новой техники. Иногда об лётчиках — испытателях не осталось ничего кроме имени на могильной плите.
В мае 2013 года я заглянул на старое Воскресенское кладбище, специально поехал на него, чтобы посмотреть на храм, мимо которого я всегда проезжал, когда ехал из Саратова в Уральск или из Уральска в Саратов. До храма я добрался Время святить куличи, решил походить и посмотреть могилы. Обнаружил неожиданное место Военнопленных венгров в Энгельсе помнят.
Заодно выяснил, что на Воскресенском кладбище Энгельса находится несколько мемориалов, посвященных погибшим лётчикам. Место захоронения лётчиков, погибших 22 августа 1955 года, я не нашёл.
Представляете площадь кладбища. Если точно не знаешь, где искать, то не всегда это отыскать можно.
Самое старое захоронение, мною обнаруженное, - погибших лётчиков 22 ноября 1957 года. Про него я уже рассказывал «А город подумал — ученья идут…» 22 ноября 1957 года.
Эта тема заинтересовала меня и я походил по Воскресенскому кладбищу и обнаружил еще 4 захоронения лётчиков,погибших в мирное время. Еще 3 отыскал на Восточном кладбище. Про Восточное кладбище мне подсказали прихожане храма.
Потратил на эту тему два дня, т.к. Восточное кладбище находится на одной окраине Энгельса, а Воскресенское кладбище - на другом конце города.
Воскресенское кладбище.
1). 12 июня 1961 года
Рядом с мемориалом погибшим 22 ноября 1957 года находится захоронение, над которым располагается мемориальная плита с надписью: "Вечная память погибшим воинам-авиаторам Дальней авиации 12.06.1961".
На гранитной плите четыре фамилии: подполковник Орлов Борис Петрович, капитан Скуратов Николай Моисеевич, старший лейтенант Черных Алексей Павлович, младший сержант Моряков Александр Васильевич.
Секретность испытаний и гибели людей до сих ощущается при поиске информации. В релизе о гибели стоит другая дата: "При освоении новой авиационной техники и совершенствовании лётного мастерства на боевом посту героически погибли 12 июля 1961 г. майор МОРОЗОВ П.Н. капитан РЫБАКОВ Б.М. подполковник ОРЛОВ Б.Л. капитан СКУРАТОВ М.М. старший лейтенант ЧЕРНЫХ А.П. лейтенант РЫБАЛКО Н.И. сержант МОРЯКОВ Н.В.".
Но и на на новом памятнике и на старом были только четыре фамилии из семи. Может быть здесь захоронены не все члены экипажа. Возможно это произошло из-за того, что самолёт по непроверенным данным погиб не под Энгельсом, а на Украине. И якобы погиб не только экипаж, но и несколько колхозников, работавших на поле. Секретность, секретность...
Лётчики погибли на самолёте -3М (по кодификации НАТО: Bison-B) — советском стратегическом бомбардировщике разработки ОКБ Мясищева. У этого самолёта хватало недоработок. В начале 1960 годов произошло много катастроф. Трагична и судьба родственников. В 2011 году дочь Орлова Ирина продолжала искать своих родственников, которые жили в Оренбургской области и приезжали на похороны её отца. Девочке в момент гибели отца было 7 лет, отец не смог увидеть как его дочь пошла в школу, как появились у него внуки и правнуки.
2). 25 января 1971 года
Если войти в центральный вход Воскресенского кладбища и повернуть налево, метров через 40 справа будет монумент. Он стоит лицевой частью к могилам.
25 января 1971 года произошла катастрофа самолёта М4, из 8 членов экипажа командира отряда майора Бондаренко В.Я. погибло 7 человек. Чудом остался в живых командир огневых установок, чья отдельная кабина находилась в хвосте самолёта. Самолёт совершал перелет с тундрового аэродрома Воркута (Советский) на аэродром Энгельс. Авиакатастрофа была очередным "смертельным вкладом" недоработок ОКБ Мясищева.
На памятнике яркая красная надпись: "Вечная память воинам-авиаторам" и 7 чёрных плит с фамилия и фотографиями.
Капитан Шаров Иван Иванович Майор Бондаренко Владимир Яковлевич
3).15 апреля 1972 года
Когда заходишь на старое кладбище в городе Энгельсе, то слева вдоль ограды, огораживающей кладбище от улицы, находится скромный мемориал с надписью "Вечная память".
Это еще один памятник военным лётчикам авиабазы дальней авиации в Энгельсе, погибшим в мирное время.
Вот, что известно о гибели самолёта и экипажа: "Экипаж командира корабля майора Лыбина Г.А., выполнял перелет ночью с аэродрома Энгельс на аэродром Оленья. Выполнив полет по маршруту, экипаж вышел на аэродром Оленья. На пробеге произошло несколько отделений самолета от ВПП. Четвертое приземление произошло с большим углом тангажа и левым креном на удалении 1693 м от начала и в 30 м левее оси ВПП с ударом левой плоскостью о грунт и кормовой кабины о ВПП, которые при этом начали разрушаться, затем основные колеса отделились от земли и самолет, пролетев 130 м, ударился основными стойками о грунт, разрушился, взорвался и сгорел. Экипаж в составе 8 человек погиб."
Оленья — это бывшая база авиации ВМФ на Кольском полуострове в 92 километрах к югу от Мурманска, недалеко от города Оленегорск. С июня 2011 года была переподчинена Командованию Дальней Авиации РФ.
На бетонной плите только семь имён.
Майор Лыбин Георгий Анатольевич, 1932 года рождения Капитан Давыденко Юрий Семёнович, 1928 года рождения Старший лейтенант Хмелинин Геннадий Николаевич, 1934 года рождения
Видимо прах капитана Кашкарова Е.М. забрали родные для захоронения на родине.
Один из последних сохранившихся самолётов- дозаправщиков 3МС-2 аналогичных тому , на котором погибли лётчики, находится в Музее Дальней авиации на территории авиабазы в городе Энгельсе Музей Дальней Авиации. Сентябрьское посещение. В них в своё время в семидесятых годах прошлого века связи с проведением сокращения наступательных вооружений были переоборудованы бомбардировщики 3МС.
4).13 мая 1975 года
Захоронение находится прямо за церковью, у главного входа на кладбище.
Иногда совпадения кажутся мистическими.
Когда 13 мая 1975 года загорелся взорвался в воздухе самолёт 3М с экипажем майора Крылова С.А. на борту, состоящего из шести человек, то шесть человек и погибло. Но один член экипажа остался жив, погиб же командир полка Блинков В.И. Ничего не предвещало беды, обычный полёт по маршруту днём в составе пары самолётов. На борту в качестве лётчика-инструктора командир полка. Недоработки в конструкции самолётов 3М, первые из которых поступили в Энгельс в 1957 году, регулярно ставили на грань гибели лётчиков. В этот раз повысилась температура на борту, затем отказала УКВ- связь. Командир полка принял решение сажать самолёт и видимо это было ошибкой. Дым и начавшийся пожар не позволял управлять управлять самолётом и было принято решение о катапультировании.
КОУ- командир огневых установок, находящийся в отдельной кабине в хвосте самолёта, успел катапультироваться на 20 минуте полёта. Прошло еще пять долгих минут , после чего самолёт взорвался в воздухе, никто за это время больше не покинул самолёт.
29 февраля 1972 года тоже во время полёта 3М, которым управлял другой экипаж майора А. Г. Игнатьева, произошла разгерметизация. Как и в 1975 году отказала СПУ (самолётное переговорное устройство) и КОУ покинул самолёт. Но самолёт не погиб, бортмеханик смог одеть маски на лётчиков и те спасли самолёт и спаслись сами. В 1975 году спасся только КОУ.
На памятнике, стоящем над шестью плитами с именами, надпись: "Живые помнят Вас".
На кладбище похоронены 6 человек.
Полковник, командир 1230-го тяжёлого бомбардировочного авиационного полка Блинков Валентин Иванович (1931 года рождения)
.
Восточное кладбище
Чтобы попасть с Воскресенского кладбища на Восточное кладбище - приходится возвращаться к центру города, а затем ехать в другом направлении. Но я сделал проще и поехал туда на следующий день на автобусе из Саратова. При этом пришлось от конечной остановки автобуса идти пешком минут 15, но зато памятники обнаружились достаточно просто, тем более, что они расположены компактно. А вот обратный путь я построил по другому. На маршрутке поехал в центр Энгельса, а уже оттуда возвратился в Саратов. Чуть дольше вышло, зато ноги лишний раз топтать не нужно было.
5).8 августа 1984 года
На Восточном кладбище города Энгельса стоит обелиск "Живые помнят Вас", сбоку от обелиска находится табличка и три символических надгробия.
На табличке надпись: "8 августа 1984 года отводя беду от мирных людей погиб экипаж стратегического бомбардировщика".
Эта недосказанность при авиакатастрофах вызывает недоумение. Можно только догадываться, что экипаж самолёта спас от смерти жителей Энгельса, а может Саратова.
Непонятны еще пару фактов. Возле памятника три символических плиты с металлическими табличками, сообщающие биографические данные.
Майор Козионов Виктор Александрович (1950 г.р)
В катастрофе же погибло 5 членов экипажа, отсутствуют плиты с именами: полковник Тухватулин Вил Рахманович (1936 г.р) капитан Миронов Константин Константинович.
Может быть быть прах их вывезен на родину по просьбе родственников.
Вот как пишут о гибели самолёта: " Экипаж заместителя начальника отдела боевой подготовки, полковника, военного летчика-снайпера В.Р. Тухватулина вскоре после взлета ночью в простых метеоусловиях при развороте вправо и, находясь на высоте 350 м, услышал хлопки. Как выяснилось позже, струя горячего воздуха из разрушившегося соединения противообледенительной системы (ПОС) попала на бензиновый бачек запуска турбостартера С-300М двигателя РД-ЗМ-500А, что вызвало взрыв паров бензина. Этот бачек располагался в кессоне корневой части крыла левой плоскости в непосредственной близости к его носовой части, где проходил трубопровод ПОС.В результате вырвало часть верхней обшивки и механизации левой плоскости крыла, из-за чего возник опасный крен. Командир, доложив о происшествии руководителю полетов, развернул самолет на посадку, уводя его в сторону от населенного пункта. Но ситуация быстро переросла в катастрофическую, с последующим разрушением левой консоли крыла, приведшим к значительному уменьшению подъемной силы и к потере поперечной управляемости. Когда крен достиг 54 градусов штурман-оператор и командир огневых установок, не дожидаясь приказа командира, катапультировались. Затем самолет задел крылом землю и взорвался, унеся жизни остальных членов экипажа."
Выплывает второй непонятный факт: награждены согласно указа от 18 января 1985 года посмертно: орденом Красного Знамени — полковник Тухватулин Вил Рахманович, орденом Красной звезды — майор Козионов Виктор Александрович, капитан Шаврин Николай Васильевич, капитан Миронов Константин Константинович, прапорщик Воротников Александр Васильевич. Но в списке награждённых — 6 человек, один из них награждён орденом Красной Звезды не посмертно — капитан Ефишин Александр Иванович.
Если это один из двух, покинувших борт самолёта без команды командира, то за что его наградили, непонятно.
Непонятен и еще один факт. При расследовании было выяснено, что причиной летного происшествия являлся конструктивный недостаток — необоснованное, далеко отнесенное место расположения запорного крана противообледенительной системы от места отбора горячего сжатого воздуха из-за компрессора двигателя. Виновник: предприятие — разработчик самолета ЗМ. В течение 3-4 месяцев доработка была выполнена на всем парке самолетов ЗМ.
Но за 9 лет до этого случая (13 мая 1975 года) причиной гибели экипажа и самолёта стал прорыв горячего воздуха из трубопровода противообледенительной системы последующим воспламенением жгутов электрических проводов. Неужели за это время нельзя было исправить конструктивные недоработки, а не ждать гибели нового экипажа.
6). 16 мая 1992 года
В огромном небе есть свои пути и бывает самолёты сталкиваются как автомобили, только шансов уцелеть у лётчиков меньше, чем у водителей.
В 10-30 утра 16 мая 1992 года при выполнении планового полёта из Энгельса в Семипалатинск на высоте 8100-8400 метров столкнулись два заправщика ЗМС-2 с бортовыми номерами 10 и 19.
Из 14 человек , входивших в состав двух экипажей, в живых осталось только трое из первой машины: командир корабля майор С. Челяпин, его помощник и штурман-оператор.
Четверо из первого самолёта погибли: бортовой техник капитан Г.В. Архипенко и командир огневых установок В.А. Ежов вместе с самолётом. У воздушного стрелка прапорщика Ю.В. Федотова не раскрылся парашют, штурман А.Ф. Мостовский запаниковал и не дал раскрыться парашюту.
Экипаж второго самолёта после его взрыва погиб полностью, никто не спасся. Вот их имена: командир майор A.M. Саюк, второй пилот-инструктор майор В. В. Сироткин, штурман корабля майор И.А. Киселев, старший бортовой техник капитан К.Д. Довранов, второй штурман корабля старший лейтенант В.А. Липов и старший воздушный стрелок-радист прапорщик Л.Н. Василенко. При взрыве самолёта оторвало хвостовую часть фюзеляжа вместе с гермокабиной, где находился командир огневых установок прапорщик В.А. Щербич, и этот обломок на тормозных парашютах приземлился в поселке Краснореченское Саратовской области. Но судьба уже решила за Щербича и ,пока местные жители разбивали бронестекло, он умер. Не взорвался в небе со своими товарищами, но пережил их всего на несколько минут.
Вместо памятника погибшим установлено крыло с бортовым номером 10.
Вдоль крыла устанолены клумбы с цветами.
Если будете в Музее Военно-Воздушных сил в Монино, то найдите стратегический бомбардировщик ЗМД (бортовой номер 30). Последний его полёт, 2384-й по счёту, совершил 8 июля 1986 года майор В.В.Сироткин, перегнавший его из Энгельса в Монино. Тогда бог миловал его экипаж и Сироткин смог избежать столкновения со строительным краном при посадке.
7).18 сентября 2003 года.
18 сентября 2003 года стал новым днём рождения для жителей села Степное в Саратовской области и датой гибели четверых лётчиков.
Падение с высоты одного километра и взрыв стратегического бомбардировщика ТУ-160 произошли в 11 часов 03 минуты в двух километрах от крупнейшего в Европе подземного хранилища газа общим объемом 8 миллиардов кубических метров, в котором на момент авиакатастрофы хранилось около 5 миллиардов кубометров газа, и в семи километрах от посёлка Степное. По словам специалистов, если бы самолёт упал на хранилище, то от Степного осталась бы одна гигантская воронка и погибло бы около 20 000 человек.
Лётчики успели за несколько оставшихся секунд жизни увести самолёт в сторону... Для катапультирования им было достаточно двух секунд, но они спасали людей и когда катапультировались — было уже поздно, ударной волной и огнем их парашютные системы были разрушены и экипаж погиб. А если бы на борту находились ракеты с ядерными боеголовками, то экологическая катастрофа была бы неизбежной, но не было ракет в тренировочном полёте.
Вот имена погибших героев : Командир корабля – гвардии подполковник Дейнеко Юрий Михайлович, 1963 года рождения. Посмертно ему было присвоено звание Герой России. Помощник командира корабля – гвардии майор Федусенко Олег Николаевич, 1969 года рождения. Штурман корабля – гвардии майор Колчин Григорий Афанасьевич, 1958 года рождения. Второй штурман – гвардии майор Сухоруков Сергей Михайлович, 1972 года рождения.
Ю.М.Дейнеко, О.Н.Федусенко, Г.А.Колчин похоронены на Восточном кладбище в Энгельсе, на их могиле установлена гранитная плита.
Это отражено на мемориальной плите.
Обратите внимание на памятник с красной звездой позади плиты..
Прах С.М.Сухорукова по просьбе его родственников был отправлен в Йошкар-Олу.
Самолёт ТУ-160, называемый российскими лётчиками ласково "Белый лебедь", является самым крупным в истории военной авиации, имеющим наибольшую среди бомбардировщиков максимальную взлётную массу, и состоит на вооружении российской армии до сих пор.
Каждый ТУ-160 имел своё имя, разбившийся в 2003 году бомбардировщик имел бортовой номер "01" и имя "Михаил Громов". Всего на вооружении в момент авиакатастрофы находилось 15 ТУ-160. В конце августа 2003 года на тот момент времени министр обороны Сергей Иванов на ракетоносце ТУ-160 с именем "Александр Молодчий" совершил перелет с авиабазы Энгельс (Саратовская область) во Владивосток для участия в командно-штабных учениях на Тихоокеанском флоте. В паре с этим самолетом полет на Дальний Восток из Саратовской области выполнил второй Ту-160 "Михаил Громов". Дальний перелёт завершился успешно, а тренировочный полёт возле базы привёл к трагедии. Судьба...
А полёты оставшихся бомбардировщиков были возобновлены только в середине января 2004 года.
Дай бог, чтобы подобные захоронения больше не появлялись на кладбищах города Энгельса, да и в других местах
Фотоальбомы к рассказу