Ихэюань (Летний императорский дворец)
Ихэюань, в переводе с китайского, означает «Парк глубокой гармонии». Расположен в 19 км к северо-западу от столицы Китая.
В настоящее время Ихэюань занимает территорию 290 га. Три четверти территории парка покрыты водами озера Куньминху. Гора Ваньшоушань («Гора долголетия»), расположенная к северу от озера, занимает оставшуюся площадь. У подножия и на вершине горы, вдоль озера и на острове, в окружении густых лесов, раскинулся великолепный дворцовый комплекс. Всего здесь насчитывается около 3000 строений.
Первый храм был построен в XV веке, во время правления династии Цзинь. Тогда парк назывался Циниюань. Все сооружения, а также озеро и гора имели другие названия.
Что касается озера, первоначально оно было почти наполовину меньше. Постепенно водоем увеличился путем искусственного расширения и соединения с горными речками. В конце XVII века озеро играло важную роль в водоснабжении столицы и являлось одной из важнейших «водных артерий» империи. Современное название озеро получило в 1750 году. К этому времени вся территория парка была значительно расширена и благоустроена. Император Цяньлун подарил Ихэюань своей матери.
Во время Второй Опиумной войны (1856—1860 гг.), почти все строения сильно пострадали от рук англо-французских захватчиков. Через 28 лет, по приказу императрицы Цыси, парк был полностью восстановлен.
Вскоре резиденция снова была разрушена. Как огненный смерч, сметая все на своем пути, по ее территории прошлись солдаты армий восьми империалистических держав. Вандалы разрушали здания, сжигали картины, грабили библиотеки, оскверняли памятники. До середины XX века Ихэюань так и не был восстановлен.
Лишь после победы народных сил в Гражданской войне, в 1950 году, было принято решение о восстановлении уникального дворцового комплекса, имеющего огромную историческую и религиозную ценность. С 1998 года Ихэюань находится под охраной ЮНЕСКО.
В парк Ихэюань мы приехали после сытного обеда. Думали немного отдохнуть от толп китайцев, но не тут то было. Нас постоянно окружали люди, нас толкали, пихали и орали все кому не лень.
Пройдя через восточные ворота, где нас встречали бронзовые львы, мы увидели озеро Куньминху.
Так стояла бы и смотрела на озеро, на его гладь. Как плывут лодки и катамараны, как местные запускают воздушных змеев и наслаждаются их полетом.
Но нас торопит Женя. Сегодня она проводит экскурсию и очень хочет, что мы ее послушали, и никто не потерялся в суете.
Видите камень, у которого она стоит? Его назвали Камень Зеленого Дягиля. Очень красивый камень. Используется более ста разновидностей камней, особенно ценятся старые, сложной формы, поднятые со дна моря камни. Они, камни, установлены в каждом саду и очень ценятся.
Ну, что пошли вдоль озера к Горе Долголетия. «Дворец человеколюбия и долголетия», «Дворец добродетелей и гармонии», «Павильон орхидей», «Зал благодеяния и долголетия». Все это дворцы, расположенные вдоль озера. В них жили, из них правили императоры.
Чанлан («Длинная галерея»). Построена в 1750 году. Галерея тянется с востока на запад по берегу озера Куньминху, соединяя между собой все строения, расположенные поблизости. Состоит из 273 секций. Длина галереи 728 метров.
Чанлан имеет низкую балюстраду и двускатную крышу. Каждый пролет украшен картинами, на которых изображены сцены из произведений литературы и пейзажи Китая. В галерее нет ни одного повторяющегося изображения. Всего в галерее насчитывается около 8000 рисунков.
И вот мы у Горы Долголетия. Центральный храмовый и дворцовый ансамбль начинается от арки Пайюньмэнь («Арка заоблачных высей»). Расположена она в центре Чанлан. Перед аркой установлены два бронзовых льва и 12 камней необычной формы, символизирующих 12-летний цикл летоисчисления. Отсюда начинается восхождение на Гору Долголетия.
Я думала, что нас поведут на гору, и мы увидим Башню Воскуриваний. В храме находится позолоченная статуя богини милосердия Гуань-Инь. Статуя сделана из бронзы и покрыта золотом, ее высота пять метров, а вес 5 тонн. Эта элегантная и величественная статуя так же имеет название «Будда с тысячью руками и глазами». У статуи одна голова, состоящая из четырех ярусов, по три лица в каждом — всего двенадцать лиц, а также двадцать четыре руки. Статуя сидит на лотосе, у которого число лепестков в девяти слоях — 999.
Но нас посадили на лодку, и мы отправились по воде на остров Наньхудао («Южный остров»).
Покачиваясь на волнах, наша лодка медленно приближалась к Южному острову.
Возвращаться нам предстояло по великолепному арочному мосту Шицикунцяо. Мост Шицикунцяо («Мост из 17 пролетов»), построен более двух веков назад. Мост целиком выполнен из камня. Пролеты его напоминают сцепленные между собой кольца. Столбики перил украшают 544 каменные статуи львов. Длина моста 150 м, ширина — 8 м.
На этом наше посещение Летнего императорского дворца было завершено.
У нас был свободный вечер и нам переложили на выбор посетить Китайскую оперу (о которой русские туристы отзываются не очень доброжелательно) или Китайский цирк. И так как, в каждом из нас всё еще живет маленький ребенок, любящий клоунов и акробатов, мы выбрали Цирк. Ура!
Опера, прости нас! В следующий раз обязательно мы с тобой встретимся!
Китайский цирк
Китайский цирк — один из самых древних в мире. Поэтому артисты соблюдают традиции 4000-летней давности. В каждом населенном пункте многомиллионного Китая есть свои акробатические группы, в которых «гуттаперчевые» мальчики и девочки с раннего детства развивают и совершенствуют свое мастерство, поражая зрителей своей пластичностью и необыкновенными трюками.
Почти все номера в Китайском цирке исполняются подростками. Возраст артистов — от 12 до 23 лет. Детей в Китае начинают учить цирковому искусству с 3-х лет. Потом еще и конкурс пройти, а выбирают обычно из двух-трех тысяч претендентов. Так что в 10–12 лет они уже имеют звания лауреатов и являются высокопрофессиональными артистами. Попадание ребенка в цирк обычно гарантирует ему будущее.
Китайские акробаты являются непревзойдёнными в искусстве владения своим телом, никто в мире не способен повторить или исполнить их номера и трюки.
После очень насыщенного экскурсиями дня, приняв по 100 грамм виски на брата для храбрости и остроты впечатлений, мы со священным трепетом вошли в храм искусств под названием «Цирк».
Здание цирка совсем уж не похоже на нашу круглую арену, вокруг которой сидят зрители. Это скорее обычный театр со сценой, рядами кресел и занавесом. Отдав за билет по 200 юаней, мы рассчитывали чуть ли ни на VIP-места, но оказались на последнем ряду в полупустом зале. Сказав гиду, что мы о ней думаем, просто взяли и пересели поближе к сцене.
И полетели по залу попугаи и голуби, запрыгали в обручи мальчики. А девочки нашли где-то велосипед, но никак не могли решить, кому же из них он достанется, поэтому решили кататься все вместе одновременно. Не верите? Смотрите сами.
Цирковой номер «Полет стрижей» уходит корнями в далекое военное прошлое Китая. По старинной легенде, китайским воинам надо было быстро проскочить в небольшое отверстие, и это у них получилось. Если раньше это умение считалось обязательным, то в наши дни это цирковой номер.
А следующий номер мне понравился больше остальных. Отважные и ловкие мужчины под куполом китайского цирка. Женщины кричали и рыдали от страха. Но всё закончилось благополучно.
Вот, собственно и всё! Немного наивно, немного примитивно, но артисты старались и вызвали бурю аплодисментов. Хотя, я ожидала чего-то большего.