Турист Liubov Tukalo (LiubovTukalo)
Liubov Tukalo
была 5 марта 2022 14:40

Крепкий "Орешек", или путешествие вдоль Невы к Ладожскому озеру

Санкт-Петербург — Россия Июнь 2012

В Петербурге кроме достопримечательностей собственно самого города, предлагаются вниманию туристов многочисленные экскурсии в пригороды- Петродворец, Павловск, Пушкин и т. д., которые заслуженно получили название «жемчужное ожерелье Санкт-Петербурга» и без которых представление о городе на Неве было бы неполным и не таким впечатляющим. Но я хочу рассказать о поездке, которая очень отличается от упомянутых выше, но заслуживает не меньшего внимания. В местах, которые я посетила нет и намека на роскошь, великолепие и блеск, но есть что то, что оставляет в душе неизгладимый след.

Итак, наш путь лежал из Города вдоль Невы к ее истоку- Ладожскому озеру. Широка за городом Нева, одета не в мрачный гранит, а в нарядные зеленые берега.

Крепкий Орешек, или путешествие вдоль Невы к Ладожскому озеру

Ехали через бывшую слободу «Рыбную», куда Петр І в 1716 году переселил рыбаков с Оки, мимо города Отрадное, где располагалось ранее имение Пелла, в котором по одной из версий тайно венчались Екатерина ІІ и Григорий Потемкин, проезжали Невский «пятачок», на котором в годы Великой Отечественной погибли десятки тысяч наших воинов… И вот этот пространственно-временной тоннель привел нас к первой остановке- месту Невской битвы, произошедшей в 1240 году и навсегда прославившей благоверного князя Александра Ярославича.

Крепкий Орешек, или путешествие вдоль Невы к Ладожскому озеру

Сейчас здесь находится небольшой поселок Усть-Ижора. В поселке — церковь Александра Невского, история которой долгая и нелегкая. Построенная по указу Петра I на ее месте в 1711 году деревянная церковь сгорела, как и ее последующая копия. По просьбе и при участии местных жителей на собранные ими средства при содействии казённых кирпичных заводов в 1799 году была построена каменная церковь с колокольней, деревянной крышей и куполом. Позднее переживала перестройки, закрытие и использование под склад, а в годы Великой Отечественной войны была взорвана колокольня церкви, являющаяся ориентиром для авиации противника. В 1987 году добровольное объединение «Невская битва» взялось за восстановление церкви. В 1997 году завершились работы по росписи купола.

Крепкий Орешек, или путешествие вдоль Невы к Ладожскому озеру

А мы отправляемся далее. Цель нашей поездки- Ореховый остров, расположенный у самого истока Невы. Крепость «Орешек», расположенная на нем за свою многовековую историю была участницей нескольких войн и свидетельницей многих трагических и героических судеб, примерила разные облики и поменяла несколько названий-Орешек, Нотебург, Шлиссельбург, снова Орешек. Перед нами она предстала такой.

История крепости началась в год ее основания- 1323. Побывала она и Литовской вотчиной, и владением Московского княжества, и шведским владением. Только однажды за всю историю отдался «Орешек» в руки врага. После девятимесячной осады в 1612 году крепость была взята шведами измором. Через 90 лет Петр I вернул России утраченные владения.

Крепкий Орешек, или путешествие вдоль Невы к Ладожскому озеру

К концу XVIII века Шлиссельбургская крепость утратила свое боевое значение, находясь вдалеке от границ Российской империи. Начался новый этап в истории крепости — она стала использоваться как политическая тюрьма. Первой высокопоставленной заключенной была царица Евдокия Федоровна Лопухина, первая жена Петра Великого. Самый таинственный узник крепости — Иоанн Антонович, еще в младенчестве провозглашенный Российским императором. Арестантами ее позднее стали народовольцы, некоторые декабристы, многие известные люди.

Крепкий Орешек, или путешествие вдоль Невы к Ладожскому озеру

Перелистнув мрачные страницы истории, попадаем в ХХ век.

Во время Великой Отечественной войны 1941 — 1945 гг. здесь проходил передний край обороны. Город Шлиссельбург в сентябре 1941 был захвачен немецко-фашистскими войсками, но крепость осталась в руках советских войск. Героическая 500-дневная оборона Шлиссельбургской крепости является величайшим подвигом советских солдат и офицеров, составлявших гарнизон крепости.

Как и в былые времена, Шлиссельбургская крепость стала неприступной твердыней, закрывшей неприятелю выход в Ладогу, по которой проходила «Дорога Жизни» — единственная ниточка, связывавшая Ленинград с «большой землей».

Тем не менее, средневековая крепость не смогла противостоять оружию XX века — практически все ее постройки были разрушены.

В центре крепостного двора возвышаются руины Иоанновского собора, превращенные в мемориал, посвященный героическим защитникам Шлиссельбургской крепости.

Крепкий Орешек, или путешествие вдоль Невы к Ладожскому озеру

Попрощавшись с Орешком, с легким отпечатком грусти возвращаемся назад. Я надолго сохраню в памяти эту поездку. Желаю посетить эти замечательные места и вам…

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.