Байё (Bayeux) — совсем небольшой город, с населением порядка 15 тысяч жителей и очень древней историей. Выросший на территории плодородной долины реки Ор (Aure), в 12 километрах от Ла-Манша, Байокас (Bajocasses) был столицей галлов, играл важную роль при римлянах, а позже, в 4 веке, стал епископством. В 9 веке (880 год) Байё был захвачен викингом Ролло, и долго оставался оплотом норманнов. Его неоднократно осаждали, захватывали и снова сдавали в течение Столетней войны и религиозных войн 16 века… Но далее, вплоть до наших дней, город жил спокойно. Примерно с того времени он больше ни разу не восстанавливался, потому что не подвергался разрушениям. Никогда, даже во время Второй мировой. Поэтому Байё действительно старинный и аутентичный, местами — солидный, а по большей части совершенно пасторальный, чем и привлекателен.
У погоды с самого утра было игривое настроение, и пока мы гуляли по Байё, она сменилась четыре раза! Серые тучки пытались брызгать дождем, но их тут же вытесняло солнце. Вопреки календарному октябрю, в воздухе пахло озоном и весной. Синева неба отражалась в реке Ор, играла в каналах, текущих меж домов, даже по брусчатке мостовых, политых недавним дождем, бликами рассыпалось голубоватое свечение.
Цвет настроения был «синий!» — несерьёзный и романтичный, сам вид городка его только подпитывал.
Хотелось просто гулять, ходить по улочкам и наслаждаться свежестью воздуха, особым оттенком города, а заодно рассматривать идеально сохранившийся ансамбль средневековых строений.
Ор протекает через весь город от исторического центра до окраин. С самых древних, галло-римских времен и вплоть до начала 20 века, река играла главную роль в развитии Байё. По ней доставлялись грузы, товары и необходимые материалы, она была источником водоснабжения и энергии.
В Байё сих пор сохранилось несколько старых мельниц, которые смотрятся очень колоритно. Этакий привет из средневековья. Хотя, надо полагать, в настоящем Средневековье именно в этих местах было не столь приятно находиться. Вдоль берегов Ор тогда обосновались кожевенные заводы и красильные мастерские, а мельницы использовали, в частности, для измельчения коры дуба, из которой извлекали танин — вещество, применяемое в кожевенном производстве для придания коже пластичности, прочности и стойкости к гниению.
Кварталы кожевников работали в Байё до середины 19 века, а красильни и того дольше. Представляете, какой неприятный запах заполнял всю округу, особенно, когда кожаные изделия обрабатывали, а затем сушили? Отнюдь не современная идиллическая картинка, которую видит турист, без устали фотографируя стены старинной кладки, отражения на поверхности водной глади и расставленные по всему городку ящики с цветущими бегониями.
Дополнительный шарм Байё придают каналы, проходящие вдоль улочек или прямо между домами. В каких-то местах каналы, заросшие ряской, образуют тихие заводи, в которых для пущей красоты покачиваются цветные лодочки.
Где-то река течёт быстрее, меж поросших высокой травой берегов или, наоборот, замедляется под самыми стенами каменных домов. И вся эта прелесть находится прямо в историческом центре города. Сплошное умиротворение.
Практически отовсюду в Байё видны, в том или ином ракурсе, готические шпили Собора Пресвятой Богородицы — шедевра романского и готического искусства, являющегося одним из самых посещаемых мест в Нормандии.
Собор возвели на остатках существовавшего здесь в 3 веке, более древнего. Строительство затеяли в романский период (начало 11 века), а продолжалось оно вплоть до 15 столетия. Хотя основная часть работ производилась в 1230–1270 годах. Поэтому в архитектуре Нотр Дам де Байё получилось довольно необычное сочетание стилей: готическое здание 13 века, окутывающее примитивную романскую структуру.
Фактически, от романского собора 11 века сохранились лишь башни главного фасада и крипта, которая произвела на меня сильнейшее впечатление. Крипта представляет собой романский склеп с шестью нишами и тремя нефами, находящийся на 3,50 метра ниже хора собора Байе. Эта, самая древняя часть здания, датируется 1050—1060 гг., то есть построена непосредственно при жизни Вильгельма Завоевателя и его сводного брата, епископа Одо.
В истории крипты есть удивительный факт — её теряли! Буквально. В 13 веке, когда строились готические хоры, склеп под ними был полностью замурован, за ненадобностью. Шли десятилетия, минул целый век, и даже знания о том, что крипта когда-то существовала, канули в лету. Обнаружили крипту случайно, в начале 15 века, когда после смерти Жана де Буассе, епископа Байе, в 1412 году, было решено выкопать его могилу в хорах. На радостях украсили находку фресками. Во всяком случае, специалисты датируют роспись на стенах приблизительно 1412 годом.
На северной стене находится склеп с обезглавленной лежащей фигурой Жерве де Ларшана, — каноника Гупильера, отличившегося в 1405 году, во время Столетней войны и английской оккупации.
Кстати, меня периодически смущает расплывчатая формулировка «специалисты датируют», и хочется спросить: а на основании чего они это делают? Конкретно в данном случае мне посчастливилось узнать способ, а заодно и уяснить, что для подобных исследований, на самом деле нужно обладать глубокими специальными знаниями. Так, на фресках крипты в Байё изображены ангелы и 18 музыкантов. Именно по стилю их причёсок, деталям одежды и набору используемых музыкальных инструментов историки смогли определить, с погрешностью всего в несколько лет, когда были сделаны росписи. Учитывали также и развитие (вплоть до десятилетия) различных художественных стилей, в частности, франко-бургундской школы.
Cathédrale Notre-Dame de Bayeux был освящен в 1077 году епископом Одо Контевильским (Odon de Conteville) в присутствии его сводного брата Вильгельма Завоевателя. Специально для украшения нефа собора епископ Одо заказал полотно, ныне известное, как «гобелен из Байе» — вышитую картину, повествующую о завоевании Англии герцогом Нормандии Вильгельмом, в 1066 году.
Cathédrale Notre-Dame de Bayeux
Собственно, на этом моменте мы с моей подругой и неизменной, на протяжении уже 10 лет, спутницей в путешествиях, разошлись в интересах. Мне хотелось увидеть гобелен, а Софу интересовала военная история: Байё стал первым из городов, освобождённых союзными войсками после высадки десанта на берегу Нормандии.
Уже 7 июня 1944 г., т. е. на следующий день, в Байё вошли англичане, и город оставался базой для британской армии во время сражений за Нормандию. Здесь есть огромное военное кладбище, на котором находятся 4648 могил военнослужащих 11 разных национальностей — большинство солдат, которые похоронены на этом кладбище, умерли от ран в госпитале Байё. Естественно, в Байё имеется и Мемориальный музей битвы за Нормандию, в который хотела попасть моя подруга.
В общем, договорившись через пару часов встретиться возле Собора, мы с Софой разбежались, каждая в сторону интересующего её музея. Я отправилась к массивному зданию бывшей Семинарии, построенному в 17 веке.
Немного задержалась во внутреннем дворе, невероятно выразительном, благодаря резким контрастам света и падающих теней. В пасмурную погоду, думаю, это были бы просто мрачные каменные стены.
Сейчас в Семинарии находится центр Вильгельма Завоевателя, а фактически, музей «одного экспоната» — знаменитого гобелена, который был перенесён сюда из Собора Notre-Dame de Bayeux.
«Ковёр из Байё» — памятник искусства раннего Средневековья. Удивительная вышивка, возрастом почти в тысячу лет. Долгое время полагали, что эта картина вышита руками королевы Матильды, жены Вильгельма Завоевателя. Но теперь историки больше склоняются к гипотезе, что гобелен выполнен по заказу Одо, епископа Байё, который был одним из ближайших соратников Вильгельма.
Чтобы увидеть всю картину, придётся пройти несколько коридоров и поворотов, вдоль которых она растянута. Ширина полотна 50 см, точная длина 68,5.
Tapisserie de Bayeux
Представьте себе шпульку для швейной машинки, но только квадратную, огромную, помещенную в клуатр. А на «шпульку» натянута длинная льняная лента, которую посетители обходят по периметру. Полотно испещрено вышивками людей, лошадей, лодок, сцен сражений — на семидесяти метрах в хронологическом порядке разворачиваются все события захвата английского престола Вильгельмом Завоевателем.
Масштаб работ, проделанных средневековыми искусницами, просто невероятен. На гобелене 58 отдельных сцен, смысл которых разъясняет аудиогид — на выбор, на 14 языках, в том числе на русском. Кажется, если начать осмотр гобелена, даже не зная о Вильгельме Завоевателе вообще, то на выходе из музея будешь чувствовать себя специалистом по истории конфликта норманнского герцога с Гарольдом Годвинсоном. Всё, начиная от невыполненных обещаний до битвы при Гастинге в 1066 году за английский престол.
Помотав слегка шальной от обилия новой информации головой, я буквально бегом побежала к собору, чтобы встретиться с Софой в условленное время, и узнала, что ей попасть в военный музей не удалось. Он уже был закрыт, и оставалось осмотреть лишь ту часть мемориала, которая находится снаружи. Мои восторги по поводу самого городка Байё подруга не особо разделяла — как много значит разное настроение при восприятии тех или иных мест!
Чтобы как-то развеяться, я потащила её снова гулять вдоль реки.
Ор протекает через весь город с юга на север. Следуя за ее течением, мы вышли на окраину Байё, в небольшой парк. Местность вокруг стала совсем не городской, лично я наслаждалась сельским колоритом.
Погода никак не устаканивалась, примеряя то серую, то солнечную маски. Изменить моего настроения ничто не могло, оно оставалось яснее неба, которое периодически становилось безупречно синим. Зелень же вокруг была яркой и насыщенной. Всё это не случайно. Байё находится всего в 12 километрах от пролива Ла Манш, и близость Атлантики сильно влияет на климат и погоду.
Через несколько сотен шагов мы оказались и вовсе за пределами города, где мирно паслись коровы, зрела облепиха, а въезд в Байё стерегли самшитовые фигуры, напоминавшие нам о временах рыцарей.
Так не хотелось покидать это идиллическое место, которое было мне созвучно в тот момент, но из Байё люди часто совершают поездку к так называемым D-Day пляжам, и мы не стали исключением. Вскоре Софа попала в музей, где очень подробно освещается история высадки союзного десанта. Ну, а мне предстояло столкнуться с эхом прошедшей войны, независимо от моих желаний или настроения.