Детство мое, во всяком случае, до 10-ти летнего возраста проходило в морском городе, в Новороссийске и поэтому, видимо, в моих мозгах крепко отложилась любовь и тяга к морю и всему что с ним связано. Впечатленный морской романтикой, в том числе от чтения многочисленных популярных повестей и рассказов, я мысленно видел себя то юнгой, то пиратом, то благородным капитаном — первооткрывателем новых материков и островов, но всегда это были образы морских путешественников, рассекающих просторы океанов и морей под парусами.
Несмотря на то, что я остановил свой выбор на профессии сугубо сухопутной, тема моря никогда меня не оставляла равнодушным и тяга к морским путешествиям не покидает мои мысли даже в зрелом возрасте.
И вот смирившись с сухопутной своей судьбой, осознавая несбыточность своих мечтаний, я совершенно неожиданно в 2019 году получаю подарок на день рождения от родных в виде 10-ти дневной морской практики на парусной яхте на черногорском побережье Адриатического моря с возможностью, в случае успешной сдачи экзамена, получить лицензию (по нашему «права») шкипера прибрежного плавания на парусной яхте! Представляете?
Едва оправившись от такого оглушительного подарка, я начал подготовку к практике… Яхт-клуб «12 узлов» предлагает на выбор период практики (я выбрал начало октября), а также теоретическое пособие «Яхтенный капитан» Владимира Ватрунина. Вооружившись этой книгой, я в течение августа — сентября проштудировал все разделы теоретической подготовки яхтсмена от «МППСС-72» (Международные правила предупреждения столкновения судов) до теории приливов и метеорологии, а также навигацию, систему связи и технику хождения под парусом и швартовки.
Помимо рекомендованного пособия я использовал для подготовки как специализированные приложения для смартфона (по устройству яхты, по сигналам, огням и навигационным знакам), так и другую практическую литературу, главной из которой конечно явилась книга «Введение в яхтинг» двух профессионалов, двух друзей, влюбленных в яхтинг Александра Киричука и Виктора Лабусова. Книга явно не художественная, но написана с глубочайшими знаниями истории, практики и теории яхтинга, доступным и понятным языком, щедро сдобрена хорошим морским и неморским юмором и читается просто на одном дыхании, при этом внушительная часть информации прочно оседает в клетках мозга, отвечающих за память. Я с удовольствием перечитываю некоторые главы и сегодня, в периоды, когда накатывает очередная волна воспоминаний и тоски по путешествиям.
Практическая часть подготовки заключалась лишь в подборе соответствующих предметов одежды, обуви и аксессуаров. Да, и билеты до аэропорта Тиват и обратно до Москвы я приобрел самостоятельно на удобные мне даты и часы.
Конечно, меня одолевали беспокойство и тревога: сдам ли я экзамены, смогу ли управлять парусом, как там другие кандидаты на шкиперы (всего должно быть 6 человек), впишусь ли я в команду с учетом, скорее всего очевидной, разницы в возрасте?
В черногорском аэропорту Тиват меня встречал наш инструктор Игорь Б., с которым мы дождались ещё четверых членов команды, прилетевшим другим рейсом. На машине Игоря мы направились сначала в марину (есть такое понятие в яхтинге) «Порто Ин», к месту швартовки нашей яхты, где встретились с шестым членом нашей команды курсантов. Оставшееся светлое время первого дня ушло на знакомство с капитаном, яхтой, членами команды, программой обучения и правилами поведения, закупкой запасов воды, продовольствия и других сопутствующих товаров. Вечером знакомство было закреплено посещением популярного среди местных жителей ресторана с аппетитными блюдами из морепродуктов и вполне приличным черногорским вином.
1 из 9
В виду того, что рассказ свой я публикую без согласия других участников события, то и в своем изложении я обойдусь без персоналий, хотя в целом мои восторженные впечатления от морской практики не менее чем на половину — заслуга нашего дружного экипажа и его капитана профессионального яхтсмена Игоря Б.
Настороженность моя пропала с первых минут общения с остальными членами команды, четверо из которых представляли собой веселую компанию друзей и партнеров по бизнесу и один член команды — одиночный любитель путешествий. Все конечно были моложе меня, но ненужные в море барьеры в общении сразу же были сняты совместным решением перейти на «ты» и распределением обязанностей между членами команды, по итогам которого мне деликатно не достались весьма ответственные роли кока, кассира или завхоза.
Так, рядовым матросом я начал восьмидневную службу на 13-ти метровой, четырехкаютной, крейсерской, парусной яхте «Elan Impression 434», постройки 2010 — 2014 гг. известной словенской верфью «Elan». Полагаю, что яхту как основного участника событий маскировать нет необходимости, посему я щедро делюсь её фотографиями.
1 из 9
Морская практика подразумевает проживание на яхте (во всяком случае, за это дополнительно платить не требуется), приготовление еды и питание за свои средства, а главное — 8-ми часовые ежедневные занятия теории и практики морского дела. Сдача зачетов по навыкам управления парусной яхтой и пользования средствами связи, а также тесты по теории запланированы на последние два дня учебы.
С первых же дней занятий я, как, впрочем, и все остальные члены команды, погрузился по-полной в морское дело.
В первую очередь отрабатывались навыки командных действий при подготовке и выходе яхты из марины, заходе в марину и её швартовке. Пришлось очень быстро осваивать такие новые слова как кранцы, утка, муринг, ванты, транец, кнехт. Попутно практиковались в вязании морских узлов, безопасному перемещению по корпусу яхты, пользованию средствами спасения и пр. пр. пр.
1 из 7
1
В последующем уже каждый член экипажа смог получить достаточно практики по управлению парусным вооружением, по швартовке лагом и кормой, по спасению человека за бортом, по ведению радиопереговоров. Теории также уделялось достаточно времени.
Но в отчете я не намерен излагать всё содержание программы обучения, а хочу лишь обозначить некоторые слагаемые моей восторженной памяти об этих незабываемых днях.
Во-первых, проживание на яхте дает возможность тесного знакомства с ней и с инфраструктурой различных яхтенных стоянок (мы побывали в трёх маринах: «Порто Ин» — основная, «Котор» — одна ночь, конечно, «Порто Монтенегро» — одной из лучших в Европе, три ночи). По причалам последней можно ходить часами, любоваться, восторгаться, недоумевать, вопрошать, рассматривать многообразие яхт, расставленных в соответствии с их длиной и осадкой. А следующие фотографии достаточно понятно объясняют, почему яхта — это судно, «предназначенное для получения удовольствия его владельцу». Или же яхта — «это дыра в море, обшитая деревом, куда нужно непрерывно бросать деньги» (чуть плагиата из книги «Введение в яхтинг»).
1 из 12
Но, «благодаря яхте человек способен войти в унисон с дыханием моря и удерживаться в этом состоянии блаженной гармонии со стихией столь долго, сколь пожелает. Это ощущал каждый, кто хоть раз выходил в море на яхте» (это опять оттуда). Прям рекомендую почитать эту книгу!!!
1 из 13
Во-вторых, помимо обучения имеется достаточно свободного времени для отдыха или спорта. Так утро у нас начиналось с пляжного купания (температура воды в начале октября была очень комфортная), вечером с одним из членов нашей команды мы играли в теннис, благо в полукилометре располагался современных спортивный центр с профессиональными кортами и 10-ти евровой часовой арендой. Пока мы час — полтора играли, кто-то готовил ужин, кто-то купался или прогуливался по набережной Тивата. Ужинали неизменно всей кампанией в полном составе, иногда в ресторанах, которых здесь предостаточно.
1 из 11
Кроме того, хождение под парусом по которскому заливу также давало возможность получить внушительную порцию морского отдыха: ныряние с яхты во время якорной стоянки, посещение устричной фермы, прибрежных симпатичных деревень, исторических достопримечательностей, и что мне как-то сильно запомнилось — магазина морепродуктов!
1 из 8
В-третьих, конечно, знакомство с новыми людьми, общение с ними, совместные отдых, работа, учеба, уборка, готовка, купание, прогулки. Я был в восторге от ребят, от их всегда уместного тонкого юмора, доброго подначивания всех и всякого, балагурства никаким образом, не выходящего за рамки приличия. Несомненно, нам сказочно повезло с тем, что был среди нас настоящий профессионал в поварском деле (а по факту он просто очень любит и умеет готовить), который как-то сразу самовыдвижением был избран коком и на протяжении всей нашей матросской карьеры радовал нас разнообразными интересными и вкусными блюдами. Кстати, не отставал от него и наш капитан Игорь Б. охотно принимающий деятельное участие в процессе готовки.
Ожидаемым завершением морской практики явились зачеты по теории и навыкам управления яхтой. Наша команда к всеобщей радости испытания прошла успешно и уже в Москве через месяц-полтора мы получили долгожданные свидетельства нашего «яхтенного профессионализма»!
Конечно, у многих моих знакомых возникали ко мне вполне логичные вопросы: «А зачем это надо? А что, у тебя есть яхта? А пригодится ли когда-нибудь эта морская практика?». Я же на все это как-то отшучивался, что-то мямлил, а на самом деле про себя удивлялся: неужели это им неинтересно? Как можно оставаться равнодушным к такой возможности окунуться в море свежих впечатлений и ощущений? Почему они довольствуются существующим скучным жизненным ритмом? Почему у многих представление о хорошем отдыхе ограничено пляжным отдыхом и отелем «all inclusive»?
Я всё же хочу выразить пожелание тем, кого «цепляет» море, у кого есть материальная возможность, попробовать себя в качестве моряка, а потом, если затянет, то может и шкипера парусной яхты, участника регаты или дальнего плавания!
Как писал самый известный в мире российский яхтсмен, энтузиаст-самоучка, дважды кругосветный одиночник Евгений Гвоздёв: «Сидя дома, я даже представить себе не мог — сколько яхт бродит по морям и океанам нашей планеты. Только в первом моём плавании на „Лене“ приоткрылись мои глаза, и до сознания дошло, что отдыхать можно не только в санатории колхоза имени Заветы Ильича».