У нас уже стало традицией каждый год 31 декабря мы с друзьями… на Международный женский день или около того взбираться куда-нибудь повыше. В этом году ближе к праздникам в моих планах было забраться на гору Качканар. Качканар — одна из самых высоких гор на Среднем Урале, а из легкодоступных и вовсе первая по высоте. Мало какая вершина этой части Урала способна сравниться с ней по красоте.
С советских времен гора Качканар является популярным туристическим маршрутом, где исторически всегда были люди. В том числе гора издавна привлекала внимание многих известных людей. Первое описание горы в 1770 году дал академик П. С. Паллас. Вогулы показали Палласу рудники, где добывался магнитный железняк. Позже гору изучали президент Лондонского геологического общества и первооткрыватель пермского периода Р. И. Мурчисон (1840–41), геологи Э. К. Гофман (1857), Е. Н. Барбот де Марни (1889–90) и другие. В 1869 годы Качканарский массив исследовал известный геолог А. П. Карпинский, позже возглавивший Академию наук. Качканару посвящена одна из картин известного художника Аполлинария Васнецова. Здесь бывали художник А. К. Денисов-Уральский, уральский фотолетописец В. Л. Метенков и другие. Источник
Но не только ради этой природной достопримечательности я туда отправилась… На вершине горы расположен первый и единственный в нашем регионе буддийский монастырь. Так как я уже отчаялась, что мы когда-нибудь самостоятельно туда доберемся, то запросила в подарок экскурсию в буддистский монастырь Шедруб Линг. Ни на какие другие, предложенные в качестве альтернативы подарки, я категорически не соглашалась. У меня были причины торопиться посмотреть эту необычную достопримечательность…
Сначала Санников работал над строительством монастыря один. Постепенно слава о необычном человеке и его идее построить буддийский монастырь разлетелась по округе, а затем и по стране. На Качканар потянулись добровольные помощники.
Экскурсия планировалась накануне праздника 7 марта из Екатеринбурга. Но в связи с тем, что в СМИ прошла новость о закрытии монастыря, места на экскурсию разлетались как горячие пирожки. И вместо 7 марта мы поехали через неделю — 14-го. Повезло, что было много желающих и организаторы тура без труда набрали еще одну группу. Так сбылось еще одно мое желание. Подарок на 8 марта — поездка из серии «Давно собиралась и вот, наконец…».
Рано утром мы выехали из Екатеринбурга до деревни Косья. Маршрут на гору начинается здесь. От Косьи до вершины ближе на 2 км, чем от самого Качканара, но подъем круче. Но, этот путь был выбран не из-за того что он короче, а по другой причине…
Перед выходом на маршрут вначале мы познакомились друг с другом и сделали разминку, т. к. подъем 6 км в гору.
Компанию нам составил местный пес Рыжик. Одна из собак, проживающих в буддистской общине.
Перед подъемом в гору женщина, член буддистской общины, предложила взять мужчинам по бревну и донести их до монастыря, т. к. приходиться обогревать помещения дровами. Мы любезно согласились. Причем все участники мини-похода. Считаем плюсик к карме.
По дороге на гору наш экскурсовод Игорь, который лично знаком с этой общиной и даже участвовал в строительстве монастыря, рассказал вкратце о том кто такой Будда и его учении — буддизме. Но я рассказывать про Будду и его учение, пожалуй, здесь не буду. Многие были в Юго-Восточной Азии и знакомы с ним. Гораздо интереснее такое явление как буддисты на Урале.
При слове буддизм воображение рисует бритых наголо людей в традиционных для этого учения оранжевых одеяниях, поющих мантры в храме. Но стереотипы здесь ломаются напрочь. Уральские буддисты такие же люди, как и все. Как говорит сам лама Докшит: «У людей сложилось мнение, будто лама должен быть не от мира сего. Я не знаю, почему так думают и где это написано. Я обычный человек: точно так же ем, точно так же сплю. Шапку ношу теплую, когда на улице холодно».
История строительства и противостояния
Шедруб Линг в переводе с тибетского значит «место практики и реализации». Его строительство начал Михаил Санников. Его биография сплошь крутые повороты: ровно один день отучился в православной духовной семинарии и ушел, не понравилось; служил в КГБ, шесть лет воевал в Афганистане, а когда оттуда списали «по состоянию здоровья», жизнь занесла его в Иволгинский дацан в Бурятии, где учитель Дарма-Доди указал точку на карте, вершину горы Качканар. И Санников пошел строить монастырь. Сам… Один… Потом появились единомышленники. Многие, узнав об этом, подключались к стройке. Кто-то приходил, помогал и уходил, другие оставались на месяц, на полгода, навсегда…
Санников, впрочем, тоже лама — его буддийское имя Санье Тензин Докшит.
Лама Докшит в 90-х и в начале «нулевых» пытался узаконить монастырь, но собрал только ворох отписок: чиновники вроде как не отказывались дать землю, но и оформлять ее тоже не спешили. С юридической точки зрения этот монастырь — самострой.
Полтора десятка лет отсутствие документов на землю не было проблемой для ламы и его учеников. Но сегодня, когда на горе отстроена добрая часть культовых сооружений, а сам Шедруб Линг стал точкой притяжения как для верующих, так и для туристов, свои права на гору предъявил промышленный гигант ЕВРАЗ, компания Романа Абрамовича.
Более 60 лет назад около месторождений железной руды на окраине нашей области появился Качканар. Его горно-обогатительный комбинат претендует на роль градообразующего предприятия. А ЕВРАЗ появился в Качканаре в 2004 году: компания выкупила местный горно-обогатительный комбинат у другого промышленного гиганта — УГМК.
БЕЛАЗ сверху как игрушечный
ЕВРАЗ дает работу шести тысячам человек в Качканаре — 40-тысячном городе на южном склоне горы. Но от компании почти нет социальной политики в Качканаре. Предприятие забирает ресурсы и ничем их не компенсирует.
Сейчас компания разрабатывает Гусевогорское месторождение титаномагнетитовых руд, но его запасы — почти истощены. Собственно-Качканарского месторождения городу хватит на 100–150 лет. Без его разработки Качканар при нынешних экономических условиях просто умрет.
Первый тревожный звонок прозвучал в 2012 году: компания написала жалобу в прокуратуру, что буддисты незаконно занимают лесной участок. Состоялся суд, где ответчиком стала основанная учениками ламы буддийская организация, зарегистрированная в Качканаре. Суд встал на сторону промышленников. В свою очередь буддисты ликвидировали организацию. Рассудив так, что нет ответчика — некому освобождать участок. Но в 2013 году компания подала в суд на ламу Докшита, указав, что «при определенных условиях» он «мог бы быть владельцем монастыря».
Согласно старым планам, монастырь попадал лишь в санитарную зону будущего карьера. А по новым чертежам — находится прямо в воронке.
Лама Докшит предлагал компромисс: «отрезать» от новой схемы разработки 5% территории — столько занимает монастырь. Во-первых, говорит он, ЕВРАЗ не сильно потеряет в прибыли. Во-вторых, монастырь готов дать Качканару новый смысл существования.
У буддийского монастыря давний конфликт с компанией «ЕВРАЗ», которой принадлежит Качканарский горно-обогатительный комбинат. В своё время оформить землю под монастырём в собственность буддисты не смогли.
Но, границы месторождения «Евраз» изменить не может, они утверждены государством. Компания также обязана добыть все запасы железной руды в месторождении, потому что «нарушение этого требования чревато штрафами и даже отзывом лицензии», которую компания получила в 2007 году.
К тому же, если остановится работа ГОК (главного предприятия и основного работодателя Качканара), то остановится и работа предприятия «Евраз НТМК» — одного из градообразующих предприятий Нижнего Тагила и крупного налогоплательщика Свердловской области.
В феврале 2017 года Служба судебных приставов выпустила постановление о сносе монастыря. Тогда за буддистов вступились власть и общественники, в том числе музыкант Борис Гребенщиков, а приставы из-за размытой дороги долго не могли вручить постановление ламе. Попутно выяснилось, что по крутому склону на вершину вряд ли поднимется строительная техника, необходимая для сноса. Вопрос повис в воздухе, и жизнь на горе продолжилась.
После многолетнего конфликта лишь осенью 2019 года «ЕВРАЗу», властям и буддистам удалось прийти к соглашению, вот его основные пункты:
- выделение буддистам 26 млн рублей из внебюджетных средств на строительство новых сооружений на предоставленном земельном участке в посёлке Косья;
- реконструкция дороги от Косьи до построек монастыря на горе;
- сохранение религиозных объектов монастыря на горе и предоставление к ним доступа по согласованию с «ЕВРАЗом», «до момента подхода горных работ к данному земельному участку».
Но оба участника спора нарушили это соглашение. Дорога была не построена вовремя и буддисты отказались покидать гору.
В ноябре 2020 года удалось урегулировать этот конфликт и стороны выполнили основные пункты соглашения.
Все изменилось не только для представителей общины уральских буддистов, но и для туристов. Ещё недавно на гору Качканар можно было пройти по территории предприятия, мимо смотровой площадки Западного карьера. Большинство туристов поднималось именно этим путем. Теперь проход по территории закрыт, а туристов-нарушителей задерживают. При этом ЕВРАЗ разрешает туристам посещать гору лишь по выходным днях (суббота и воскресенье), но и, то только после процедуры подачи заявки и её рассмотрения.
Поэтому самый простой способ, на мой взгляд — это поехать экскурсией. Что мы и сделали. А этот конфликт и ограничения в посещении еще больше увеличило посещение монастыря, который и так посещало более 10 000 туристов в год. Изначально прием туристов не был целью буддистов. Но благодаря конфликту с ЕВРАЗом об уральских буддистах стало узнавать все большее количество людей. Негативный, вроде, PR привел к всплеску посещаемости. И вот, чтобы встречать туристов, ЕВРАЗ разрешил с вечера пятницы подниматься 2–3 членам общины на гору в монастырь, чтобы подготовиться к приему посетителей.
С точки зрения закона ЕВРАЗ прав, но вот не покидает это чувство несправедливости! Когда крупный бизнес пытается небольшую группу буддистов прогнать с горы, где они десятки лет обустраивали место для религиозной практики.
Да, монастырь попадает в санитарно-защитную зону разрабатываемого карьера, но работы непосредственно рядом с ним начнутся только через десятки лет — пока он находится на безопасном расстоянии. Поэтому разрушение буддистского храма кажется репрессивной историей, когда людей заставляют без причин отказаться от того, что они создавали годами. Да, монастырь не находится в статусе действующего, а еще в статусе строящегося. Как я поняла, чтобы получить этот статус необходимо, чтобы у монастыря были монахи, а не послушники, как сейчас. Многие считают эту организацию сектой. Но, как я уже сказала, впечатления от этой истории неоднозначные. И остается только надеяться, что монастырь еще какое-то время простоит, и доступ у туристов к нему будет.
А мы уже дошли от поселка Косья до последнего КПП. Вот уже виден монастырь.
«Место практики и реализации» на горе Качканар
Первое, что видят туристы при приближении к северной вершине Качканара, — это склон горы, над которым виднеются гармонично вписанные в скалы постройки буддийского монастыря Шедруб Линг.
Шедруб Линг- единственный на Урале буддистский храм. Он стал визитной карточкой не только Качканара, но и Свердловской области. Если начать искать в интернете, какие достопримечательности стоит увидеть в Свердловской области, то среди них обязательно будет этот монастырь.
Чтобы попасть в монастырь нужно пройти через главные ворота.
Двери ворот имеют красочную роспись. Ветра, влажность и холод довольно беспощадны даже для современных акриловых красок.
В настоящее время монастырь «Шедруб Линг» включает в себя следующие постройки и помещения на горе: две ступы Пробуждения (малая и большая), храмовый (алтарный) зал для проведения обрядов и медитаций, дом йоги, чайный домик, учебный класс, жилые помещения, а также баню, мастерские, гараж, складские помещения, помещения для собак и домашнего скота, огород. Некоторые домики и сооружения встроены прямо в скалы. Также общине принадлежат объекты в посёлке Косья.
Удобства здесь на улице, но с видом на 5 звезд!
Пластиковый дракон — он же летом клумба.
Несмотря на суровость места и климата, люди из общины невероятно доброжелательны. Здесь рады туристам, как люди, так и драконы:)
А пока это рукотворное чудо восточной веры и уральского упорства стоит, посмотреть на него по-прежнему много желающих.
Есть даже ветрогенератор. Но больше всех привлекает внимание огромная статуя Будды на крыше реликвария. Ее установили в 2016 году — она выглядит монолитной, но на самом деле собрана из нескольких частей и покрыта всесезонной штукатуркой.
Не ожидайте увидеть тут буддийских монахов, подобных известным нам по фильмам – с бритыми головами и в соответствующих одеяниях. Члены общины обычные с виду люди, решившие по той или иной причине отойти от привычной жизни, никакие не религиозные фанатики. Состав проживающих часто меняется. Некоторые уезжают на учёбу в другие буддийские монастыри.
Буддийский монастырь уже давно превратился в главную достопримечательность Качканара. Сюда приезжает множество туристов (в том числе не только с Урала, но и из других регионов страны, а иногда даже из других стран) и их поток с каждым годом увеличивается. Приветливые насельники монастыря никому не отказывают — приглашают в гости, угощают обедом, можно и остановиться на ночь (но об этом нужно договариваться заранее и соблюдать ряд нехитрых правил). В обмен принимаются пожертвования, продукты и стройматериалы, а также помощь по хозяйству. Но сейчас, как я уже написала, община находится в Косье. А здесь, на горе, встречает пара ее представителей, которые на сегодняшний день дежурные по гостям. Их обязанность встречать и поить гостей чаем. Один развлекает разговорами, а второй — дежурит на кухне.
Что приводит людей в этот монастырь? У каждого свой путь. Кто-то приехал, помог и уехал. Кто-то каждый год приезжает. Кто-то раз приехал и остался. Помогают по хозяйству, обеспечивают жизнедеятельность монастыря. Надо топить печь, убирать снег… Работы хватает. В монастыре — очень тяжело жить, поэтому не все готовы. Быт здесь суровый, как и климат…
На вершине всегда намного холоднее, часто дует пронизывающий ветер. Надёжных источников воды наверху нет, но для приготовления пищи можно набрать воду в ямках-лужицах под скалами. Есть и небольшое озерко в карьере неподалёку от северной вершины. Дрова тоже приходится доставлять в гору из деревни. Многие приходили, не выдерживали тяжелых условий и уходили по-английски…
Честно говоря, я ни разу не пожалела, что поехала в это место именно экскурсией. Игорь, организатор тура, лично знаком с общиной, проживал на территории монастыря и участвовал в строительстве. Поэтому ему и туристам из его групп здесь очень рады. Хотя, по большому счету, буддисты рады всем.
Отогревшись душой и телом, идем смотреть природные достопримечательности.
На горе Качканар красиво в любое время года и при любой погоде. Но зимой эта вершина по-своему очаровывает. Почему?
Монастырь, удачно вписанный в ландшафт, зимой выглядит на горе особенно органично.
Недавно буддисты согласились освободить землю на горе и не препятствовать сносу там зданий и сооружений. Кстати, до этого долгое время рассматривался вариант с переездом на соседнюю гору Мохнатка, но в итоге остановились на посёлке Косья.
Снег и ветер превращают территорию горы Качканар в настоящую зимнюю сказку, которой хочется любоваться бесконечно… Ну или пока не замерзнешь…
Наиболее известна и популярна скала Верблюд, удивительным образом похожая на это животное. Верблюд — излюбленное место для фотосессий. Здесь непременно делают снимки на память все поднимающиеся на гору туристы.
Скала Верблюд зимой имеет почти фотографическое сходство с этим животным. Кажется, будто это скульптор вылепил морду верблюда, но имя этим скульпторам снег, мороз и ветер…
С этой стороны скала Верблюд действительно оправдывает свое название
Если продолжить путь по тропинке в западном направлении, то можно попасть к скале Ракета (она же пик Гагарина). Здесь установлен металлический памятник в виде ракеты в честь знаменательного полёта Юрия Гагарина. Но мы по сугробам не пошли…
Дорога до монастыря зимой гораздо проще. Нет грязи и камней под ногами (это со слов гида).
В целом это очень красивое и спокойное место…
Часто вершина оказывается в низких облаках, в тумане разной степени плотности. В это время в каменном городе Качканара возникает особенная, таинственная атмосфера, но увидеть что-то внизу в такую погоду вряд ли удастся.
С обзорных площадок открывается потрясающий вид…
Порывы ветра не мешают любоваться красотой уральских пейзажей зимой. К тому же с погодой нам несказанно повезло — «мороз и солнце — день чудесный…»
Туристы посещают главным образом северную вершину. Скалы на ней особенно впечатляют. Тут раскинулся целый каменный город с останцами причудливых форм. Много скал со сквозными отверстиями. Некоторые из скальных останцев имеют свои названия.
Ну, а с этой высоты открываются просто потрясающие виды. Если сесть на скалу, спрятавшись от ветра, и сидеть так, то я думаю как раз и можно достичь нирваны, к которой стремятся буддисты…
особенно хотела бы я посидеть там на закате…
Мысли привела бы в порядок… Чему способствовали потрясающие виды с горы.
На горе Качканар красиво в любое время года и при любой погоде. И зимой и летом эта вершина по-своему очаровывает. В хорошую погоду сверху открываются красивые виды на окрестности. Нам с погодой повезло
Внизу причудливыми узорами раскиданы скалы… лес.
Карьеры… над тобой облака… умиротворение… слияние с природой воедино… тишина… лишь ветер гуляет вокруг…
С горы Качканар открывается великолепный вид на горы Северного Урала: Серебрянский и Конжаковский камень. Самая высокая вершина — это Конжаковский камень. Валерий уже писал о своем подъеме на него. А у меня это пока еще в списке желаний, но видимо там и останется. Почему? Да, все потому же… Добыча полезных ископаемых. Здесь единственное дунитовое месторождение в России. Изначально, когда компания ООО «Дуниты Северного Урала» только получила разрешение на разработку в этом месте, общественность возмущалась, что это нанесет вред природе и испортит неповторимый рельеф этой местности. На что гендиректор компании Николай Винедиктович Кузьмин СМИ заявлял: «- Тащиться 20 километров в гору с большим рюкзаком, ну кто это может? Я уверен, что половина из присутствующих на Конжаке даже не была! Когда здесь будет дорога, любой желающий сможет добраться сюда на автомобиле — пешком до вершины останется пройти всего два километра и можно будет любоваться красотой наших Уральских гор. Это привлечет и зарубежных путешественников, которые не очень то любят ходить пешком». И действительно, дорога туризму поспособствовала. За те два года, что она была открыта, многие там побывали. Увы, я не успела… Была возможность в сентябре 2020 года, но обстоятельства помешали. А в ноябре того же года дорогу закрыли, т. к. насыпная дорога — технологический проезд их предприятия. Нынешний директор предприятия заявляет: «Это не туристическая дорога, она не для туристов строилась». Теперь можно, если я не ошибаюсь, только организованным группам с заброской. Такое вот небольшое отступление от темы… Может когда-нибудь закрою и этот гештальт…
Среди других вершин Среднего Урала в пределах Свердловской области горе Качканар нет равных (но не путайте с более высоким Северным Уралом). Его вершины выше. Они видны вдалеке
Когда уже начали спускаться с горы, то возле одного КПП произошел следующий диалог с одним из охранников:
— Ну как? Понравилось?
— Да. Очень интересно
— Приезжайте еще!
Зная о конфликте общины с Евразом, совсем не ожидаешь встретить доброжелательных охранников, приглашающих приехать еще раз. Ведь многие из тех, кто работают здесь ничего против общины и монастыря не имеют. Более того, некоторые даже дружны с представителями общины и даже помогали им в строительстве. Люди просто бояться остаться без работы. Как я уже сказала, это градообразующее предприятие. А муж после этого диалога пошутил, что охранники на горе прониклись идеями буддизма.
А мы, проникшись атмосферой монастыря и сурового окружающего ландшафта, начали спуск вниз в поселок Косья.
Спуск и подъем здесь не очень простые. 6 км в гору, а потом обратно — это большая нагрузка на колени. Не всем из группы этот поход выходного дня дался легко. У одной из девушек при спуске начались проблемы с ногой. Фотограф Сергей отдал ей свои палки. Вот он на фото.
Глядя на него, понимаешь — буддист, верящий в реинкарнацию и не держащийся ни за что в этом мире, разве что за фотоаппарат. Как я поняла, с палками все эти подъемы и спуски преодолеваются проще. Но на практике так и не пробовала.
Новое место общины поселок Косья
270 километров от Екатеринбурга. Косья — угасающий поселок. Когда-то здесь добывали золото и платину. Добыча драгоценных металлов велась открытым способом — работали драги и гидравлика. Стела в виде дражных ковшей и сейчас встречает въезжающих в поселок. Население достигало 4500 человек. Но ресурсы кончились. Люди начали уезжать. И сегодня в поселке осталось около 300 жителей. Почта одна, один фельдшерский пункт. Магазинов — два. Правда, школа еще новая строится.
Буддисты для коренных жителей Косьи оказались даже полезны: благодаря им в поселок потянулись туристы — посмотреть, что же такое буддийский монастырь посреди Урала. Смотрят на Шедруб Линг, а на обратном пути скупают у селян молоко, овощи и яйца. Быть может будущее Косьи связано с туризмом?
Мы же, спустившись с горы, отправились на поздний обед в столовую общины, расположенную в обычном деревянном доме. Большая печь, мурчащие котейки… Единственное, что отличает комнату от привычного интерьера, это маты на полу, на которых мягко и тепло сидеть по-турецки или же подворачивая ноги под себя, или на коленях; низкий стол. К слову сказать, обед у нас был простой, незамысловатый, но по-домашнему вкусный. Свой я по традиции разделила с котиками. Они здесь совсем не избалованы. Едят, что останется. Но при этом очень ласковые. Особенно запомнился черный пушистый — Калачик.
На территории общины проживают и собачки. Упряжка из дворняг — куда более серьезное подспорье, чем может показаться. Как нам сказал гид, эти собачки помогали переезжать общине с горы в поселок. А раньше дорогу в снегу прокладывали с помощью упряжки и стройматериалы на гору подвозили исключительно на собачьей тяге. Вот эти пиренейские овчарки были оставлены туристом-французом, посещавшим монастырь. Его собака ощенилась, и он их здесь оставил. Пристроить не удалось, так и живут…
Шедруб Линг существует уже четверть века, но будущее его туманно… До превращения в полноценный духовный центр ему еще далеко. Чтобы это произошло, монастырь должен взрастить четырех полных монахов, которые приняли все необходимые обеты. Среди учеников ламы Докшита пока нашлось только двое таких смельчаков. Но община, несмотря на трудности, рук не опускает… Ведет строительство уже в поселке и планы у нее просто наполеоновские. Как говорится: «Собаки лают, караван идет…»
Фотоальбомы к рассказу
Теги:
Культурно-познавательный туризм