Севилья и Кармен. Вот штамп, которого хотелось бы избежать, как я думала. Не стоит поддаваться на уловки, — так я мысленно уговаривала сама себя, — не надо искать в этом городе Кармен.
Севилья и Кармен. Вот штамп, которого хотелось бы избежать, как я думала. Не стоит поддаваться на уловки, — так я мысленно уговаривала сама себя, — не надо искать в этом городе Кармен.
Оказалось, всё гораздо проще — её душа там действительно живет! Севилья сразу же пошла с козырей, первым делом явив одну из своих дочерей.
Танцует в Севилье Кармен
У стен, голубых от мела,
И жарки зрачки у Кармен,
А волосы снежно-белы
Танцовщица была не красавица, немолодая, хоть кудри ещё черны. Наверно, когда они поседеют, женщина всё равно останется собой. И хотя танцевала на потеху туристам, в ожидании награды в виде мелких монет, но движения были точны и плавны, дробно стучали каблучки по подмосткам, и плотно закрытыми были глаза. Она никого не замечала, вся во власти музыки, самозабвенно импровизируя. Видно, не умеет по-другому.
Готовясь ко встрече с Севильей, мне никак не удавалось побороть предвкушения чего-то волшебного и невероятного.
В глубине души я считала, что это плохо. Как известно, завышенные ожидания — прямой путь к разочарованию.
Только Севилья не такова. Никаких загадок и таинственности, вся распахнута, открыта и прекрасна до самого мелкого камушка на мостовой.
Дело, наверно, в красках. Они у Севильи необычайно ярки. Праздничные и чистые, без полутонов.
Она закружила нас в квартале Санта-Крус, очаровала восточным великолепием Алькасара, и окончательно сразила убранством собора Мария-де-ла-Седе.
О боязни разочарования речи давно не шло, сплошное удивление.
Как может город так околдовывать, так неудержимо выплескивать красоты на твою очумевшую голову? И сколько их ещё? Много. Гораздо больше, чем рисовалось в самых смелых ожиданиях.
Что например, я знала про один из символов Севильи — Золотую башню? То, что стоит она на набережной Гвадалквивира и является древнейшем сооружением в городе, построенным ещё в 1220 году.
А почему Золотая? Ну, так видно же: вон, как вся сияет и золотится, отражая горячие солнечные лучи всеми своими двенадцатью гранями…
Так да не так. Торре-дель-Оро (Torre del Oro) изначально была сооружена, как часть стены Алькасара и вкупе с ещё одной башней, стоявшей на другом берегу реки, служила защитой для гавани Севильи. Гвадалквивир при необходимости «запирали», натягивая между башнями крепкую цепь.
Когда в Испанию стали прибывать первые партии золота и добытых на американском континенте сокровищ, в Золотой Башне устроили хранилище, так что своё название она «отработала» на совесть.
Вдоль берега Гвадалквивира тянется проспект Кристобаль Колон. На нем, к северу от мавританской Золотой башни находится прекрасный образец барочной архитектуры — арена для боя быков Торос-де-ла-Маэстранса. Её строительство было начато в 1749 году и продолжалось 120 лет!
Во как. Я думала, только для соборов возможен подобный долгострой. Даже грандиозный дворец Сан-Тельмо возвели быстрее. Наверно, потому, что деньги на его строительство выделялись Инквизицией, не забалуешь…
Великолепный старинный дворец Сан-Тельмо расположен к югу от Золотой башни, на улице Авенида-де-Рома. Здание начали строить в 1682 году, как навигационную школу для детей-сирот моряков, но в середине 19 века дворец на некоторое время сделали своей резиденцией инфанта Мария Луиза Фердинанда и ее супруг герцог де Монпансье.
Позже инфанта подарила дворец севильскому архиепископу, а с конца 20 века в здании разместилось правительство Андалусского автономного сообщества.
Огромное здание в терракотовых тонах украшает светлый портал, украшенный столь вычурно и богато, что нам пришлось волей-неволей заучить новое слово «чурригерeско»(Churrigueresco). Это так называемый стиль ультрабарокко или, иначе, мексиканского барокко.
Резной портал, украшенный статуей Святого Тельмо — покровителя всех мореплавателей, был пристроен к зданию дворца в 1754 году, а на фасаде дворца можно видеть 12 статуй знаменитых жителей Севильи.
Пожалуй, в любом другом месте давно потребовалась бы передышка, чтобы как-то устаканить обилие впечатлений, но в Севилье предстояло сделать ещё один рывок. Дело в том, что более всего мне хотелось посмотреть на площадь Испании. Я прочитала о ней, казалось, всё, что только можно, пересмотрела сотни фотографий, но даже представить не могла, какое это чудо.
А которая из площадей считается самой красивой в Европе? Брюссельская Гран Плас? Спору нет, хороша, пусть будет первой. Но ведь есть ещё приз зрительских симпатий. Мои симпатии долгие годы оставались на стороне Падуи и её главной светской площади — Прато-делла-Валле.
Однажды оказавшись внутри огромного эллипса Прато-делла-Валле, с каналами, мостиками и белоснежными скульптурами, я навсегда оставила там частичку сердца. Ничто до сих пор не дотягивало до высоко установленной «планки».
Но вот площадь Испании. Узнаю и не узнаю. Не эллипс, а полукруг, тоже гигантский. И каналы по периметру, и мостики. Другие краски, другая атмосфера, но та же стройность и гармоничность.
Как же здорово, что в мире есть ещё одна площадь, столь же классически-прекрасная, как и в Падуе, но при этом совсем иная! Ладно, классическая все же только Прато-делла-Валле, а здесь всё в стиле нео-мудехар, но он-то для Испании как раз самая что ни на есть классика.
И хорошо, что две мои самые любимые, на сегодняшний день, площади такие разные. Севилье не к лицу белый убор невесты. Разноцветье цыганских юбок — вот это её.
Меня, наверное, было бы не выгнать с площади Испании, пока не обойду каждый маленький дворик, не рассмотрю каждый кусочек мозаик с изображениями провинций…
Однако появился риск расплавиться и растечься мокрым пятнышком прямо напротив терракотовых башен Муниципалитета Севильи.
Солнце распалилось не на шутку, и дабы не продлевать пытку, пришлось ретироваться под своды окружающей площадь галереи.
«Ну, вот, кажется все самое главное мы увидели», -подумала я, прогуливаясь в спасительной тени и по прежнему не отрывая взгляда от красавицы-площади.
Полное заблуждение! «Всё» ещё ждало впереди. Я, конечно, читала, что площадь Испании была построена в преддверии Испано-американской выставки ЭКСПО 1929 года, но данный факт как-то не зацепился в памяти. По части же того, насколько подготовка к проведению выставки повлияла на общий облик Севильи, в знаниях и вовсе обнаружился пробел. Тем приятнее было его восполнить.
Прямо от площади Испании начинается парк Марии-Луизы с фонтанами, клумбами, лавочками и верандами, украшенными изразцами в стиле мудехар.
Территория парка растянулась почти на километр — южная часть Севильи была перестроена и озеленена накануне выставки, были установлены скульптуры и памятники великим соотечественникам.
Монумент Колумбу
Кроме монумента Колумбу, очень запомнился памятник, посвященный мореплавателю Хуану Себастьяну Элькано (1476–1526), участнику первой кругосветной экспедиции Магеллана.
А более других меня заинтересовала конная статуя работы Анны Вон Хайат-Хантингтон. В Севильи находится копия памятника, а оригинал установлен в Буэнос Айресе. Герой, изображённый в очень экспрессивной манере, никто иной, как легендарный Родриго Диас де Вивар, более известный под именем Эль Сид Компеадор. Живший во времена реконкисты, этот кастильский дворянин, военный и политический деятель мало известен за пределами Испании. А здесь он — национальный герой, герой испанских народных преданий, поэм, романсов. Ведь спроси любого из нас о испанских рыцарях, и кроме Дон Кихота, комического персонажа, мы вряд ли кого-то назовём. Так вот Эль Сид (от арабского «сиди» — вождь) был настоящим рыцарем.
Заметив на окраине парка Марии-Луизы — бывших садов дворца Сан Тельмо — маленький, словно игрушечный шестиугольный замок с башенками по углам, я расценила это, как преддверие того, что мы вот-вот попадём в очередную сказку. У строения романтичное название «Замок Швейной Королевы», а создано оно в 1893 году по проекту архитектора Хуана Талавера-де ла Вега, этот замок должен был служить сторожкой или садовым павильоном.
А мы тем временем уже оказались в особом мире Всемирной Иберо-Американской выставки, идея которой заключалась в том, чтобы поддержать местную экономику и улучшить связи Севильи с бывшими испанскими колониями. Даже огромный полукруг площади Испании был задуман, как символ объятий, раскрытых навстречу странам-гостям. Для каждой из этих стран были возведены специальные павильоны.
Яркие, разнообразные, похожие на декорации к сказке, эти здания, тем не менее, декорациями вовсе не являются. В противовес большинству мировых выставок, в Севилье не поставили павильоны-однодневки. Все особняки и маленькие дворцы возводились здесь на долгий срок. Подготовка к выставке началась за 20 лет до её открытия!
Теперь замечательные здания павильонов, сгруппированные вокруг двух площадей — Испании (Plaza de Espana) и Америки (Plaza de America) — используются для музеев, офисов, консульств, и культурных институтов. Это настоящий праздник для любителей архитектуры!
Вот, например, Колумбийский павильон, в здании которого сейчас расположилось генеральное консульство Колумбии в Севилье:
Великолепный Мудехар-павильон на площади Америки был спроектирован архитектором Анибалом Гонсалесом. Площадь Америкии вообще очень красива. Это снова эллипс, с прудом, фонтанами и обилием растений. Mudejar Pavilion выполнен в традиционном для Севильи мавританском стиле — настоящий восточный дворец! Он находится на западе площади, и в самом здании располагается Музей Андалусских народных искусств.
Вот эти павильоны, оставшиеся с 1929 года, пожалуй, и стали для меня самой большой неожиданностью.
Все вместе они составляют цельный архитектурный комплекс, музейный «город в городе», разнообразие которого добавляет цыганской юбке Севильи ещё больше пышности и красок.