Пути Господни неисповедимы. Кто бы мог представить, что одним из центров распространения христианства (когда оно даже таковым не называлось) станет горная местность в самом сердце Турции. Это Каппадокия.
Пути Господни неисповедимы. Кто бы мог представить, что одним из центров распространения христианства (когда оно даже таковым не называлось) станет горная местность в самом сердце Турции. Это Каппадокия.
«Страна прекрасных лошадей» существовала за многие тысячи лет до рождения Христа. Здесь правили древние хетты, оставившие после себя удивительные архитектурные памятники. Им на смену пришли египтяне, мидийцы, персы. Персию завоевал Александр Великий, и Каппадокия временно стала эллинской.
2000 лет назад Каппадокия вошла в состав Римской империи, и мы подходим потихоньку к интересующему нас историческому периоду. Именно при римлянах, скрываясь от гонений, в пещерах Каппадокии поселились первые христиане. Тому есть сразу несколько важных причин.
Во-первых, близко. Каппадокия находится на перекрестке мировых цивилизаций. Не слишком далеко от Константинополя, и Антиохии, где впервые появился термин «христиане». А еще от Никеи, где проходили Вселенские соборы, решающие судьбу веры и верующих. Географическое расположение — важный бонус.
А также конечно повлияли мягкие туфовые скалы, в которых легко было прорубить себе жилище любого размера и комфортности. Сама природа подтолкнула к идее этих подземных и надземных городов. Ветры, дожди, иногда и снега поспособствовали созданию фантастических форм — ландшафты Каппадокии поистине сказочные и навевают самые невообразимые фантазии.
Долина Пашабаг и «камины фей»
Есть мнение, что когда первые христианские отшельники стали селиться в этих краях, местные жители об этом соседстве не ведали. Потому огонькам, горящим будто изнутри скал тут и там, приписывали потустороннее происхождение. Их так и назвали, «камины фей». По турецки их имя звучит не менее загадочно — перибаджалары.
Самые красивые образцы таких скал и пещерных жилищ можно найти в долине Пашабаг, иначе она зовется еще Долина монахов. Чего тут только нет: и инопланетные равнины, и останцы-великаны, и скалы в красивых объемных «шапках». Причём, в Пашабаг геологический процесс формирования пейзажа идет вовсю на ваших глазах. Одни шапки только-только отделяется от родительских скал, другие — держатся на последнем дыхании. Природа — фантастический художник.
Когда гуляете по долине, смотрите вверх. Ближе к верхушкам сохранились древние часовни и пещерные храмы, некоторые, говорят, расписаны фресками. Мы вот таких не встретили, потому едем дальше.
Скальный город Чавушин и церковь с колоннами
Если вернуться к истокам христианства, Каппадокия может продемонстрировать вам калейдоскоп самых блистательных имен и событий. Апостолы Петр и Павел, Андрей Первозванный, упоминание Каппадокии в Библии и Новом Завете. Георгий Победоносец, Василий Великий, Григорий Богослов, святая Нина, просветительница Грузии, и святой Григорий, крестивший Армению — их сандалии еще наверняка помнят эти запутанные тропинки.
А мы перемещаемся в пещерный город Чавушин. Только пещеры тут не как принято в Каппадокии, подземные, это город-крепость.
Где вместо строительного материала использована огромная желтая скала, пористая и дырчатая. Больше смахивающая на аппетитный кусок сыра, чем на горную породу. Вы поверите, если я скажу что люди жили в этих «квартирах» каких-то 70 лет назад?
Город в скалах Чавушин, известный своей историей в сотни, а может и в тысячи лет. Скажем, здесь сохранился очень древний храм Иоанна Крестителя. Действительно храм — многозальные, просторный, украшенный фресками, арками, барельефами и колоннами.
Церковь святого Иоанна одна из самых древних в Каппадокии, ее построили в 5 веке. А украсили фресками, кусочки которых чудом дошли до наших дней, никак не позднее 7-го.
Местом паломничества храм святого Иоанна стал в эпоху Византии. При этих христианских правителях в Каппадокии началась новая волна переселения — на этот раз ее уединенные скалы пригодились почитателям икон.
Национальный парк Гёреме и удивительные фрески
В 8 веке в Константинополе набирало обороты новое течение — иконоборчество. Его последователи верили, что все святые лики должны жить только в наших помыслах, и поклоняться иконам большой грех. Также, как и рисовать фрески святых, складывать мозаики и прочие изображения.
Все, кто по прежнему ценил сакральные образы, поспешили укрыться подальше от имперских нововведений. На Кипре, например, в горах Крыма, а еще в Каппадокии.
Нам очень повезло: отшельники, поселившиеся в пещерах Каппадокии, оказались умелыми мастерами. Лучшие образцы их творчества можно посмотреть в музее под открытым небом, национальном парке Гёреме. Наименее сохранившиеся образцы ждут вас в бесплатной части парка…
Прекрасно сохранившиеся — в платной.
Гёреме — городок, музей и национальный заповедник под охраной ЮНЕСКО. Именно с этих удивительных пещер началось около ста лет назад исследование Каппадокии иностранными археологами. Их впечатлили фантастические скальные многоэтажки, с залами церквей и пещерных комплексов. Самые известные храмы в Гёреме — Темная церковь, Яблочная церковь, Церковь с пряжкой и Церковь с сандалиями.
Всего около 20 святынь расположены на территории музея, из них 8 открыты для посещения. Они станут отличным завершающим аккордом вашего путешествия по Каппадокии.
Ну, или как у меня, еще одним поводом сюда вернуться:)