Желающим полетать на воздушном шаре в Каппадокии рассчитывать на долгий сон не приходится, выезд затемно в 4–45, из нашей группы решились подняться в небо только двое — я и немолодая ирландка Irene. Моя попутчица слегка нервничает, я тоже не спокоен: в первом полете на воздушном шаре посадка была исключительно экстремальной и жесткой. Irene что-то говорит мне, вроде на английском, но понять ничего не могу — ирландский диалект под шум двигателя мне не по зубам. Нас долго возили по ночным дорогам, собирая всех аэронавтов, после чего не забыли покормить завтраком, проинструктировать, и на рассвете отвезли в одну из долин.
Каждое утро здесь сгорают тысячи кубометров газа, именно их яркое пламя наполняет жизнью безвольные оболочки и заставляет их летать. Суетятся наземные команды: кто-то надувает новый шар, кто-то стаскивает с трейлера на землю тяжеленную корзину, сплетенную обязательно из ивовых прутьев, другие напрягают все силы, удерживая рвущийся в небо шар от взлета без пассажиров.
4
Запуск даже одного воздушного шара — это исключительно волнующее зрелище, но здесь происходит нечто поразительное — в течение короткого времени в воздух поднимается одновременно 50–70 разноцветных шаров с корзинами, которые издалека кажутся совсем маленькими, но на самом деле вмещают 14–24 человека. Каждый новый день в удивительной стране Каппадокия начинается фантастически — тысячи людей взмывают в предрассветное небо.
19
Изумленные и пораженные увиденным, туристы резво засуетились и защелкали затворами камер, пытая поймать каждое мгновение происходящего: со всех сторон, справа, и слева, спереди и сзади из-за скал медленно и величало всплывали гигантские грушевидные аэростаты, увлекаемые вверх силой нагретого воздуха. Воздушный шар — это вам не самолет с ревом реактивных двигателей, разгоняющих стальную птица до бешенной скорости, в нем пассажиры не упрятаны в герметичную металлическую «сигару» за крепкими иллюминаторами. Здесь все иначе — между пассажирами, землей, воздухом и небесами нет никаких преград, люди теснятся друг к другу в открытой корзине, полной мерой получая ощущения свободного полета.
9
Теперь, главное не опоздать — суетливо и неловко переваливаемся через борт корзины, последние секунды перед взлетом, сердце забилось чуть чаще… Пилот жмет на газ, многометровая огненная струя раскаленного газа ударяет в пустоту оболочки, воздух нагревается и шар очень медленно отрывается от земной тверди. Земля неспешно уходит из-под ног, медленно меняются все масштабы: уменьшаются машины внизу, скалы, минуту назад казавшиеся огромными, теряют свой размер и внушительность, гигантские шары становятся маленькими — полет начался.
10
14
Легкий ветерок, которого мы даже не замечаем, медленно гонит шар в предрассветных сумерках куда-то в сторону, повсюду вокруг нас почти безмолвно плывет целая армада атмосферных баллонов. Лишь иногда можно видеть, как соседние шары изнутри озаряются ярким пламенем — пилоты «поддают газку», чтобы чуть подняться и не зацепиться за «шляпку» очередного каменного гриба. Внизу проплывают долины, поля, причудливые скалы и конусы, даже кладбище на окраине села отлично видно.
33
14
16
9
Показалась мечеть с минаретом, в проекции сверху он выглядит жирной точкой. Рядом высокая скала-обрыв, изрытая по местной традиции множеством комнат-пещер — еще одна древняя многоэтажка проплывает под ногами — это местечко Чавушин. Большинство помещений пустует с незапамятных времен, и лишь малая часть на нижних ярусах используется под хозяйственные и туристические нужды.
15
22
13
Кстати, в окрестностях очень много больших подземных пещер с комфортной температурой — их до сих пор используют как хранилища для урожая фруктов. Хотя Каппадокия и считается фруктовой житницей страны, цены на фрукты и свежие соки здесь выше, чем на побережье: стакан апельсинного фрэша стоит 2 доллара, вместо 1, а гранатовый сок идет по 3–4 бакса.
13
Рядом со скальным городищем торчит островерхий утес необычайно насыщенного лимонного цвета. Мы медленно набираем высоту и проплаваем буквально в нескольких метрах над «крышей» утеса. В корзине, туристы, деликатно толкаясь филейными частями, пытаются сделать тот самый исторический кадр, которым будут гордиться их внуки, не зря ведь тащили в такую даль мощную и дорогостоящую фототехнику. Осторожность отсутствует совсем: свеситься над бездной через край корзины — это в легкую!
19
23
5
17
Только условия для съемки паршивые — вечерние тучи так и не разошлись. Вдруг над соседней горой серая пелена разорвалась, и в тот же миг из образовавшейся бреши несмело брызнули робкие лучи восходящего светила — жаль, что погода подвела, и восход длился меньше минуты, но это все же лучше, чем ничего.
15
Многие шары пошли на снижение — их время вышло, а нам еще можно полетать.
9
«Все выше, и выше, и выше…« — это про нас, опираясь на длинную огненную струю, шар резво устремляется ввысь, поближе к серым тучам. Земля все дальше, она уже подернута легкой дымкой, горизонт чуть искривляется, высота нарастает очень быстро, немного холодает, пилот ведет отсчет: 200, 300, …600 м.
16
7
17
Почему-то становиться тревожно, а вдруг вывалюсь? — край корзины ненамного выше моего пояса. Крепко цепляюсь за петлю — какой нелогичный поступок, ведь падение с 50 м тоже смертельно, а я об этом совсем не думал, когда с удовольствием перегибался через край и щелкал по сторонам (не варежкой, конечно). Полет близится к завершению, адреналин чуть схлынул, сотни кадров пополнили флэшку, утихли восторги. Меньше часа прошло, а столько эмоций и впечатлений, под нами проплывают поля — именно там будем садиться, чуть дальше уже приземлившихся пяти баллонов. Один из пилотов умудрился посадить корзину прямо на трейлер — вот это точность!
8
Мы тоже готовы — присели в корзине, плотно прижавшись спиной к стенке, по старой памяти я приготовился к сильному удару, но… корзина, как пушинка, мягко коснулась свежей пашни. Наша оболочка недовольно морщится после открытия клапана и опадает на поле, а довольным пассажирам разрешают потоптаться по плотному пластику.
12
16
А пилот рад угостить народ шампанским, железную оплетку по традиции прикрепляют к воздушному шарику, турок удивленно смотрит ему вслед — неужели полетел?!? Поздравления, благодарности, смех, фото на память и вручение сертификатов — до новых встреч, воздушная стихия, я буду ждать…
15
9
16
Стоимость удовольствия зависит от жадности гида и тарифов авиакомпании, и составляет 150–190 евро, 10–15% из них гид берет в свой карман. В наше время сверхзвуковых скоростей, шустрого Интернета и падающих ракет, воздушный шар, летящий со скоростью усталой лошади, выглядит анахронизмом. Однако, только на нем можно почувствовать себя героем Жюля Верна и наяву испытать радость подлинного воздушного приключения. Полетать на воздушном шаре нужно обязательно — удовольствие и необычайные ощущения гарантированы!