Продолжаю рассказ о тех местах, в которых я побывала во время отдыха в Анапе. Они совершенно разные, но общее у них одно — Чёрное море.
Начну с экскурсии, пожалуй, самой продолжительной и самой насыщенной по содержанию. В неё входило посещение станицы Тамань, затем проезд по Крымскому мосту в Керчь, краткое знакомство с городом, на обратном пути — дегустация таманских вин в станице Стрелка.
Станица Тама́нь располагается на берегу Таманского залива в том месте, где встречаются Чёрное и Азовское моря.
Конечно же, это место издавна притягивало к себе людей со всего света. За шесть веков до нашей эры греческие мореплаватели заложили на береговом плато город Гермонассу. Спустя столетия их сменили византийцы, потом хазары, и наконец, здесь создало свою столицу русское княжество с хорошо знакомым названием Тмутаракань, а в 1792 г. она стала центром черноморского казачества.
Всё это нам рассказала гид, напомнила также о пребывании М. Ю. Лермонтова в Тамани.
Интересно было посмотреть городок, о котором М. Лермонтов отозвался очень даже нелестно: «Тамань — самый скверный городишко из всех приморских городов России. Я там чуть-чуть не умер с голода, да еще в добавок меня хотели утопить».
Именно такими словами начинается часть I «Тамань» романа «Герой нашего времени».
В сентябре 1837 года, поэт провёл здесь какое-то время по пути на Кавказ, куда был сослан за стихотворение «На смерть поэта».
Лермонтова чтят в Тамани. На высоком берегу Таманского залива, в сквере Лермонтова стоит памятник поэту, а рядом — небольшой дом-музей Лермонтова.
Состоит он из двух казачьих мазанок, передающих колорит позапрошлого столетия. Конечно, это не тот самый дом, в котором проживал когда-то Михаил Юрьевич, но в нём всё воссоздано так, как описано в романе «Герой нашего времени».
Первое, что мы посетили в Тамани — Храм Покрова Пресвятой Богородицы.
По преданию, старейшую на Кубани церковь построили в 1793–94 годах прибывшие в Тамань казаки на фундаменте какой-то старой греческой постройки, поскольку средств на строительство храма с нуля у казаков в то время не было. Может быть поэтому её выстроили с колоннами, в греческом стиле.
Церковь сильно пострадала в 1855 году, когда в ходе Крымской войны к Керчи подошла французская эскадра и обстреляла всё вокруг.
Позже была добавлена отдельно-стоящая колокольня в стиле казачьей сторожевой вышки. Внутри церкви есть старые, потемневшие от времени иконы, возможно, сохранившиеся со времён русского освоения Кубани.
Было воскресенье, в церкви шла утренняя служба и было много прихожан.
Затем мы переехали в центр станицы, и желающие отправились вместе с гидом в археологический музей. Меня местная археология никак не привлекла. Нас таких было несколько человек и, проигнорировав музей, мы отправились на осмотр станицы. Рядом с музеем — большой парк.
В нём находится мемориал Великой Отечественной войны
и монумент «Первым запорожцам-поселенцам». Он воздвигнут в 1911 году в память о первых запорожцах, высадившихся у Тамани 25 августа 1792 года. На пьедестале возвышается фигура казака, держащего флаг в руке.
От парка мы спустились к лиману. Всех, конечно, привлек своей мельницей ресторанно-гостиничный комплекс «Диканька».
Погода была переменчивая, в основном прохладная и пасмурная, что не мешало людям лежать на пляже и купаться в заливе.
Белоснежная лестница — миниатюрная копия одесской «Потемкинской лестницы», поднимается с пляжа прямо к скверу Лермонтова, к памятнику поэту.
Чем ещё славится Тамань? — Вином. Под Таманью находятся центры кубанского виноделия. В одном из них, станице Стрелка у нас была дегустация Таманских сортов вин. Но это было на обратном пути, из Керчи.
Из Тамани, по Крымскому мосту (теперь имею представление, какой он) мы переехали в Керчь.
Керчь
Этим летом в центре города велась масштабная реконструкция улиц, что не очень хорошо для туристов, но определённо благо для города, тем более, что город летом буквально утонул в дождях.
Знакомство с городом мы начали с площади Ленина, которая находится в исторической части города. На ней расположена стела городов-героев, которая представляет собой ионическую колонну со скульптурой грифона — символа Керчи.
Фасадом на площадь выходит драматический театр имени Пушкина. Здание театра было построено в XIX веке.
Любопытный факт из истории театра: осенью 1915 года никому неизвестная актриса Фаина Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась, и начинающая актриса отправилась покорять другие театры. Позже она взяла псевдоним Раневская.
Так что, Керченский театр может похвастаться тем, что в нём начинала свою актёрскую карьеру сама Фаина Раневская.
Очень впечатлил храм Иоанна Предтечи, старейший из действующих храмов Крыма.
Этот памятник византийского зодчества был построен в VIII—XI вв.
В его основании находятся остатки древнего сооружения, сложённого из рядов белого камня и плоского красного кирпича. Такое оформление придало фасадам храма некоторую нарядность, не требующую дополнительных украшений.
Храм состоит из двух частей: одна из которых более древняя, а вторая относится к постройкам XIX века. В 1834 году был достроен притвор, а в 1845 году общая картина дополнилась двухъярусной колокольней.
Сейчас трудно представить себе, что во время Великой Отечественной войны город был практически полностью разрушен (85% зданий). Керчь была ареной ожесточённых сражений между советскими и германскими войсками, и линия фронта четырежды проходила через город.
Во время оккупации фашисты проводили жестокие репрессии против населения. Были убиты 15 тысяч мирных жителей. Из них 7 тысяч расстреляны в Багеровском рве. Более 14 тысяч угнаны в Германию.
С мая по октябрь 1942 года более 13 тысяч советских солдат и местное население, в том числе женщины с детьми, были вынуждены прятаться в Аджимушкайских каменоломнях и вести оборону против немецких войск.
Жаль, что в эту экскурсию не входило посещение мемориального музея Аджимушкайские каменоломни, в котором увековечена память героев военных лет.
Те, кто посещал мемориальный комплекс говорят, что это — потрясающее место и в эмоциональном плане очень тяжёлое.
В память о трагических событиях во время фашисткой оккупации, в самом центре города, в парке Славы находится Памятник детям Керчи — жертвам Великой Отечественной войны. Скульптурная композиция представляет собой фигуру скорбящей матери, прижимающей к себе мальчика лет десяти.
Торжественное открытие памятника состоялось 30 декабря 2003 года. Автор скульптурной композиции — художник Анатолий Александрович Сальников, заслуженный архитектор Автономной Республики Крым.
Визитной карточкой Керчи можно назвать Большую Митридатскую лестницу.
Она была построена в 1833 — 1840 годах в стиле классицизма по проекту итальянского зодчего А. Дигби.
Лестница ведёт на вершину горы Митридат и состоит из 432 ступеней. В честь освобождения города на вершине горы Митридат воздвигнуты Обелиск Славы и Вечный огонь.
После совсем краткой обзорной экскурсии по центру городу, нам отвели примерно час на самостоятельный осмотр. Я решила по лестнице подняться на гору, с которой открывается вид на город, порт и виден Крымский мост.
Но преодолеть все эти четыре сотни ступенек — то ещё дело! Да и время поджимало. Короче, до вершины я не добралась.
Ну вот, поверхностное знакомство с Керчью состоялось. Конечно, город интересный, лучше ехать сюда самостоятельно и хорошо подготовиться к его осмотру.
А теперь о том месте, которое доставило эстетическое наслаждение.
Кабардинка.
Посёлок с таким поэтичным названием находится между Новороссийском и Геленджиком.
Кабардинка — это, прежде всего море, пляжи, прекрасная набережная и всё, что связано с отдыхом на море. Но есть в посёлке настоящая достопримечательность, которую надо непременно посетить, даже если вы отдыхаете не в Кабардинке.
Культурный центр «Старый парк»
Здесь и музейный комплекс, представляющий культуры разных времён и народов, и театр, и картинная галерея. Это архитектура и скульптура, ландшафтный дизайн и гармония пространства.
На небольшой площади можно увидеть архитектурные образцы античной Греции, Древнего Египта, Средневековья и Ренессанса, восточной и православной культуры.
Создатель «Старого парка» — журналист и писатель Александр Алексеев. В созданном им парке представлены архитектурные копии, выстроенные по канонам своего времени. Задумывая этот парк, автор хотел показать все нам, что Природа у нас одна и Культура одна — Общечеловеческая.
Ещё до входа в парк, посетители могут полюбоваться Готическим фонтаном. К сожалению, во время нашего путешествия, воды в нём не было. Но и без воды он достаточно привлекателен.
Скульптуры внутри него представляют образы святого Павла, святого Георгия, святого Петра и Мефистофеля и обозначены соответствующими эпитетами: Усмиряющий, Разящий, Хранящий и Вездесущий.
Парк условно делится на Верхний и Нижний. В Верхнем парке представлены Египет, Античность, Классицизм, Средневековье, Готика.
В Нижнем парке погружаешься в атмосферу разных цивилизаций. Здесь есть японский уголок с синтоистской часовней, а рядом с ним — православная часовня.
Дом Кавказа соединяет в одном здании три типа архитектуры: духовную, гражданскую и военную.
Дом Востока. В этом здании можно увидеть совершенно разные архитектурные типы, оно соединяет в себе исламскую и восточную многоликость. Фасадная часть — это величественный дворец, взметнувшиеся ввысь минареты напоминают исламскую мечеть, а золотой купол несёт в себе характер персидских и индийских усыпальниц — мавзолеев.
Акведук — арочное архитектурное водоносное сооружение, предназначенное для создания в Нижнем парке влажной атмосферы тропиков.
Самое видное место занимает Театр Старого парка.
Это целый ансамбль: красивое здание в виде огромной ротонды, театральная беседка и декоративная афиша.
Кстати, почти ежедневно в театре проходят различные представления и разножанровые концерты (джаз, классика, орган). На сцене театра выступают артисты и музыканты из Краснодара, Москвы и Петербурга.
Театральная беседка выполняет функцию уличной сцены, на которой может выступить любой, у кого есть желание и хоть какие-то способности.
Дом Искусств — амбициозное и важное для культурного центра строение в стиле русский лубок. Главный фасад здания украшает фигура былинного богатыря Ильи Муромца. Колонаде здания, которая представляет собой сплошной лес, отведена особая роль. На самих деревьях подрезаны ветви и острижены кроны. Возможно, этим автор хотел сказать, что Россия сейчас — это не дикий лес, а уже давно окультуренное пространство.
После краткой ознакомительной экскурсии по парку в сопровождении гида, было часа три свободного времени. Я неспешно погуляла по парку. Место во всех отношениях очень приятное и пользуется популярностью. Входной билет не дешёвый — 600 рублей. Большие автобусы с туристами приезжают один за другим, а ещё сколько самостоятельных путешественников. В общем, очень проблематично было фотографировать: везде кто-то был с бесконечной фотосессией.
Группа наша разбрелись кто куда. Кто-то времени не тратил даром — быстенько пошли купаться на море, кто-то осматривал Кабардинку.
Из парка я отправилась на набережную. На пляже — аншлаг! Народу не меньше, чем в Анапе.
Приятно было пройтись по ухоженной набережной, на которой есть даже миниатюрная Эйфелева башня.
Эта экскурсия тоже закончилась дегустацией вин, на этот раз из геленджикского сорта винограда (он какой-то особенный, из-за того, что произрастает на каменистой почве).
Побывав на двух дегустациях и испробовав вин разных сортов и разной крепости, я так ничего себе и не купила. Не потому, что ничто не пришлось по вкусу, а потому, что далее у меня была поездка по Калининградской области, и таскать по стране чемодан с вином совсем не хотелось)))
На этом заканчиваю цикл рассказов об отдыхе на Чёрном море, в Анапе.
Спасибо за внимание!
Теги:
Культурно-познавательный туризм