Первый день: прилет в Катманду, встреча с гидом Нарайяном, экскурсия на площадь Дурбар. Второй день нашей программы посвящен монастырю Тритен Норбутсе и храмовому комплексу Сваямбунатх, где главным святилищем является одноименная ступа.
Нарайян приезжает за нами в отель около 10 часов утра. К этому времени мы успели позавтракать (шведский стол, скромный ассортимент блюд — яичница, свиная поджарка, вареные сосиски, чай, кофе), погулять в районе отеля. Все торговые палатки, кроме маркета, закрыты. Дело в том, что рабочий день в Непале начинается в 10 часов утра и связано это каким-то образом с завтраком по непальскому обычаю. На завтрак непальцы обязательно употребляют только рис, и если рабочий день начнется с 8-ми или даже с 9-ти часов утра, они не смогут позавтракать рисом. Из объяснений Нарайяна я так и не смог уяснить взаимосвязь этих явлений.
Монастырь Тритен Норбутсе является носителем тибетской до буддистской религии Бон-по, которая возникла за 18000 лет до нашей эры. Этот монастырь находился в Тибете, был полностью разрушен во время культурной революции в Китае и заново отстроен здесь, в Катманду, в 80-х годах прошлого столетия. Это совершенно не туристическое место и оно обладает своеобразной атмосферой и энергетикой.
Монастырь построен уступами на склонах холма, возвышающегося над Катманду. К нему ведет длинная крутая лестница. Вокруг чисто, опрятно и как-то празднично, несмотря на расстилающийся вокруг туман. Из замусоренного, мрачного Катманду мы переместились в совершенно другой мир. На территории монастыря много монахов-тибетцев в одеждах оранжевого цвета.
При монастыре имеется буддистский храм, а так же большой барабан (молитвенное колесо), на внешней стороне которого написана мантра (молитва) «Ом Мани Падме Хум», что переводится следующим образом: «о жемчужина, сияющая в цветке лотоса». Эта мантра имеет глубокий сакральный смысл и является одной из самых известных в тибетском буддизме — ее чтение может дать человеку дар ясновидения и получить благословение Будды. (подробнее о мантрах можно посмотреть здесь).
Внутри барабана на тонких листах бумаги записаны тысячи и тысячи мантр «Ом Мани Падме Хум» Одно вращение барабана равнозначно произношению всех мантр, находящихся внутри и на его поверхности. Чтобы мантра произвела необходимое положительное воздействие, ее надо прочитать (пропеть) миллион раз, и молитвенное колесо ускоряет этот процесс. Если не прибегать к помощи молитвенного колеса, то на чтение мантры уйдет год.
Вращая молитвенное колесо, надо тихо или безмолвно, про себя, произносить мантру. Чтение мантры может совершать любой человек, независимо от его вероисповедания.
Кроме того, вращение барабана очищает карму человека, приносит умиротворение и покой в сердце, защищает от заразных болезней и эпидемий, от злых демонов. Молитвенный барабан характерен только для буддизма Тибета. Я не встречал их в храмах Таиланда и Бирмы.
При монастыре есть недорогое кафе, где вас покормят недорого и качественной пищей, а с вершины холма, на котором он расположен, открывается вид на Катманду.
После осмотра монастыря мы отправляемся к ступе Сваямбунатх. Это главное святилище не только долины Катманду, но и Непала расположено на вершине холма Сваямбу (высота холма80 метровнад уровнем долины). Интересен смысл этого названия: «создавший сам себя из ничего миллион миллионов лет назад для всех и навсегда». Считается, что это самое «сильное» место долины Катманду, и мантры, прочитанные здесь, имеют в 13 миллиардов раз большую силу, чем прочитанные в любом другом месте. Этим объясняется большое количество паломников в храме.
Наше авто паркуется около нижней площадки, где расположены белокаменные тибетские буддистские ступы — чортены. В плане архитектуры и декора они резко отличаются от того, что можно увидеть в Таиланде и в Бирме. На них, как и на ступе Сваямбунатх, нарисованы всевидящие глаза Будды. Это как бы введение, подготовка человека к тому, что его ожидает на вершине холма. Здесь же находится водоем Мира и паломники бросают в него непальские монеты. Мы поняли значимость этого ритуального места тогда, когда на наших глазах служители храма лопатами собирали со дна водоема монеты и ссыпали их в ведра.
От площадки на холм ведет лестница. За ее перилами резвятся сотни обезьян, а на площадках сидят индианки с детьми и просят милостыню. Подъем заканчивается и перед нами предстает величественная и загадочная ступа с не менее загадочными глазами Будды. Эрнст Мулдашов, известный не только в России, но и за ее пределами офтальмолог пришел к заключению, что это глаза представителя древнейшей цивилизации Атлантов. Как офтальмолог, он по форме глаз и носа определил, что «атланты имели мощное телосложение, огромный рост, вели полуводный образ жизни, и в своей жизнедеятельности пользовались „третьим“ глазом». Он (глаз) наделял их способностями к телепортации, телекинезу, телепатии. Сами же тибетские верховные ламы называют существо с такими глазами «Сын Бога».
Сваямбунатх — это огромная ступа (возраст 2000 лет) с основанием в форме полусферы. На полусфере находится квадрат (хармики), на каждой стороне которого изображены всевидящие глаза Будды. Они имеют необыкновенный разрез, а между бровями нанесена точка (тика), которая по мнению Мулдашова олицетворяет «третий» глаз. Далее идет шпиль, увенчанный зонтом.
Основание ступы символизирует землю, полусфера — символ воды, шпиль — огонь, а зонт символизирует воздух. То есть в архитектуре ступы нашли свое отражение все четыре стихии. Шпиль и зонт сделаны из меди.
Сам шпиль состоит из 13 концентрических кругов, символизирующих 13 этапов познания на пути к просветлению. Все 13 этапов прошел только Будда Шакьямуни. Как правило, ступы не имеют внутренних помещений, но в них обязательно при строительстве закладываются статуэтки, священные формы из глины, тексты и реликвии. Если при этом все сделать правильно и получить благословение Учителя, то ступа начнет работать как «силовое» поле Будды на благо всех существ.
По окружности ступы расположены молитвенные колеса, и паломники обходят ступу по часовой стрелке, вращая каждое колесо и улучшая свою карму, а от зонта спускаются вниз Лунг-та — молитвенные флажки с мантрами и священными изображениями. В тибетском буддизме Лунг-та играют огромную роль в охранении людей, в отведении от них всякого рода неприятностей.
Вокруг ступы множество больших и маленьких ступ-чортенов, священных колонн, расположены буддистские и индуистские храмы. Ни на одном из них нет золота или позолоты. Особым почитанием пользуется храм индуистской богини Харати. Это небольшой по размерам храм, куда приходят беременные женщины, женщины, которые хотят забеременеть и родить ребенка, женщины с детьми. В наше время богиня Харати их главная и единственная заступница, а когда-то она безжалостно уничтожала младенцев, напускала на них всякие болезни и только увещевания Шивы изменили ее безнравственное поведение.
Будда Шакьямуни (Будда настоящего) родился в семье, исповедующей индуизм, родился на территории Непала в поселении Лумбини, он является одной из аватар индуистского бога Вишну. Эти обстоятельства играют существенную роль для введения Будды в пантеон индуистских божеств. Поэтому в долине Катманду можно встретить храмы, где рядом с Буддой (храм, ступа) стоят храмы индуистских богов и божеств, присутствует индуистская символика. Именно это мы и наблюдаем в храме Сваямбунатх, который по сути является буддистским святилищем.
Рассказывают, что здесь находится загадочный и запретный храм Шантипура (второе его название Акашапура). Кроме избранных, посвященных, никто не осмеливается войти в этот храм, так как любой человек, вошедший внутрь храма, ослепнет. Я очень сожалею, что узнал о существовании этого храма уже по возвращении домой, в Россию (Нарайян про храм Шантипура мне ничего не рассказывал). Конечно, внутрь храма я бы не рискнул зайти, но посмотреть на него было бы очень интересно.
В целом, храмовый комплекс на холме Сваямбу поражает своей древностью. Такое ощущение, что как в машине времени ты попал в далекое прошлое нашей цивилизации. Это впечатление создает не только архитектура и декор храмов, но и вся атмосфера храма. Ощущение древности усиливается колоритными фигурами аборигенов. Современный мир где-то еще далеко в будущем.
Двух часов, которые мы уделили осмотру святилищ на холме Сваямбу, явно недостаточно. Помимо них здесь расположены многочисленные лавки, где продаются уникальные сувениры, открытки и фотоальбомы с видами Катманду, долины Катманду, Гималайских вершин, городов Покхара и Лумбини, карты различных регионов Непала. Здесь я купил за 13 долларов чудесный фотоальбом «Непал. Долина Катманду, Горы, Люди, Храмы и Фестивали» с текстами на русском языке.
С вершины холма открывается прекрасный вид на Катманду, благо туман рассеялся, но увидеть вершины Гималайских гор, к сожалению, не удалось. Помешала облачность.
Храмовый комплекс Сваямбунатх (храм Сваямбунатх) охватывает территорию не только холма Сваямбу, но и территорию, расположенную у его подошвы. Я попросил Нарайяна остановиться около композиции с чудесными скульптурами Будды, Авалокитешвара и Падмасамбхава. Последние две представляют собой значимые фигуры буддийского религиозного мировоззрения. Падмасамбхава, известный как Гуру Ринпоче, внес огромный вклад в развитие тибетского буддизма, а Авалокитешвара сострадатель не только Будды, но и всего живого на Земле.
После аскетизма, который присущ храмовому комплексу на холме Сваямбу, этот кусочек храма Сваямбунатх радует
своим декором, яркими красками и жизнерадостностью.
Рабочий день нашего гида заканчивался в 17 часов, а так как было еще светло, я попросил Нарайяна высадить нас с женой около площади Дурбар. Я очень хотел прогуляться по ней еще раз. Он подвез нас к пропускному пункту на площадь, договорился. чтобы нас пропустили бесплатно и объяснил, как нам добраться до отеля на такси (в отличии от Таиланда, у нас не было местных симкарт, и в случае каких-то непредвиденных ситуаций мы не могли с ним связаться оперативно).
Около часа, до наступления сумерек, мы гуляли по площади Дурбар, набирались дополнительных впечатлений. Мы увидели новые сценки на площади, новые храмы. На моих глазах какой-то неадекватный непалец случайно задел девушку, та закричала и как из-под земли выскочил полицейский. Он не читал этому несчастному билль о правах человека, а начал его тут же пинать, повалил на землю и добавил пинков. После такой расправы неадекват встал и побрел дальше. Толпа гуляк безучастно обходила место экзекуции.
Когда начало темнеть, мы поймали таксиста, показали ему визитку нашего отеля и назвали свою сумму оплаты за проезд. Нарайян обьяснил нам стоимость такси до отеля, поэтому на попытки таксиста содрать с нас больше, мы ему говорили «ноу» и уходили. Понимая, что мы знаем «цену вопроса», таксист согласился с предложенной суммой.
В номере отеля было холодно, мы включили сплит-систему и отправились на ужин. Дальше все было так же, как и в первый вечер. Впечатления от прошедшего дня заставили нас забыть о мелком дискомфорте в отеле.