В 2018 я вам рассказывала об Охотничьем замке в Граупе. И тогда мы посмотрели только часть Вагнеровских мест у Пирны. Пришло время восполнять пробелы. В этой части снова заглянем в Граупу.
Сначала прогуляемся по замковому парку.
Замковый парк Граупы в своей основной форме был заложен около 1600 года Кристофом фон Лосс Пильницким (Christoph von Loß zu Pillnitz), как охотничий заповедник для саксонских курфюрстов Веттинов и служил этой цели до 1827 года.
Сегодня местность разделена на три ботанических зоны:
Большая лужайка в северной части, когда-то пахотная или пастбищная, используется как фестивальная поляна для культурных мероприятий под открытым небом.
Есть там и детская площадка.
Особенно впечатляющая территория — это старая дубово-буковая роща, похожая на парк, с красными буками и 250-летними английскими (черешчатыми) дубами, посаженными примерно в 1787 году, когда комплекс приобрели саксонские курфюрсты.
На краю рощи старый дуб, ему более 450 лет и он рос на этом месте ещё до того, как Кристоф фон Лосс приобрёл эти земли под охотничьи угодья.
В восточной части находится посаженная в 1942 году тополиная роща, которую высадили учащиеся школы лесных деревьев Граупы в период с 1946 по 1959 годы. Лесоводство в Граупе развивалось и при ГДР, и культивируется по сей день.
По территории парка проходит Природная тропа Граупа (Naturlehrpfad Graupa). Разнообразие природного и культурного ландшафта представлено на 24 досках. Примерно шестикилометровый маршрут можно пройти как от Граупы (Graupa)в сторону Оберпойрица (Oberpoyritz), так и в обратном направлении.
Вы знали, что Рихард Вагнер жил и работал в Риге?
В охотничий замок не пойдём, только ещё раз обойдём его.
Вообще, в Граупе мне хотелось попасть в Дом Лоэнгрина.
В прошлый раз нам этого не удалось, в этот раз я успела зайти буквально на полчаса. Экспозиция небольшая — две комнаты, воспроизводящие обстановку жилых комнат, в которых останавливался Вагнер с женой Минной, урождённой Планер, летом 1846 г. в «отпуске» в Граупе. Здесь в Граупе он много гулял и создавал вариации и композиционные наброски к опере Лоэнгрин. Поэтому дом сегодня называют Lohengrinhaus.
Комнаты расположены наверху,
а внизу зал с тематической выставкой «Миф о лебеде», проходящей с 22 апреля по — 17 октября 2021 года.
У входа работа АВГУСТА ГАУЛЯ. Молодой лебедь, чистящий перья. Бронза, 1920. Предоставлен Kunsthandlung Kühne Dresden, Weißer Hirsch.
Георг Август Гауль (Georg August Gaul, 1869 — 1921) — немецкий скульптор-анималист. Новым в его подходе было то, что он отказался от обычных мифических и анекдотических образов животных. Вместо этого он попытался проработать характеристики естественных форм тела, отказавшись от натуралистических деталей, Гауль создал серию скульптур лебедей, в основном для фонтанов.
Дальше, часть посвящённая опере «Лоэнгрин» Р. Вагнера.
И ещё одна часть другим произведениям и авторам использовавшим мифы и символы лебедя.
В синопсисе всех традиционных мифов и историй символ лебедя в искусстве становится головоломкой. Он переплетается между человеком и животным, божественным и человеческим, чистотой и обманом, целомудрием и похотью. Смешение мужских и женских ролей придает ему андрогинный характер.
Эта двойственность сделала символ лебедя проектором сексуальной инаковости в XIX веке, особенно однополой любви. Гомосексуальные отсылки можно найти ещё в древних мифах о лебедях, например, о Кикне (др.-греч. Κύκνος «лебедь») — сыне Аполлона и Фирии, Ганимеде и Орфее, или в Аполлоне и его возлюбленном — всаднике на лебеде Гиацинте.
В этом контексте черный лебедь, который был обнаружен только в наше время, развил свою собственную символическую динамику. Это может означать необычное и табуированное удовольствие, но также и утопию демонизации инаковости. Следы этих часто замаскированных кодов можно найти у короля Людвига II, Петра Чайковского, Зигфрида Вагнера и в изобразительном искусстве рубежа веков.
Из представленных экспонатов Шлем Лоэнгрина, украшенный лебедем. Предоставлен Оперой Лейпцига (Oper Leipzig).
Искусствовед Браге Бей дер Виден (Brage Bei der Wieden) интерпретирует фигуру Рыцаря-Лебедя как двойную проекцию мифической птицы. Из символики лебедя Лоэнгрин излучает не только чистоту и божественность, но и стремление к господству и защите. Для главного героя оперы Вагнера это открывает разнообразные, часто противоречащие друг другу интерпретации.
Лебяжье пальто Марлен Дитрих (Marlene Dietrich). Реплика из искусственного меха для постановки Spatz und Engel в Кильском театре (2016). Предоставлено Театром Киля (Theater Kiel).
Марлен Дитрих носила экстравагантное лебединое пальто для своих выступлений на сцене с 1950-х годов. Его сделали из грудного пуха 300 лебедей. Создание могло быть вдохновлено мифом о девственниках-лебедях с их странной гендерной символикой. Марлен Дитрих вела бисексуальную жизнь и создавала крутой, похотливый и андрогинный образ своими мужскими нарядами. В кругах лесбиянок и геев она до сих пор остается иконой.
Пачки для белого и черного лебедя от Лебединого озера. Собственность Richard Wagner-Stätten Graupa.
В балете Чайковского «Лебединое озеро» сказочного белого лебедя и демонического черного лебедя традиционно танцует одна и та же балерина. Символика противоположных видов лебедей позволяет интерпретировать гомосексуальность Чайковского.
Комикс Черный лебедь из Путеводителя по птицам Ноа Кац, Тель-Авив.
Биологи обнаружили, что около четверти всех членов семьи Черного лебедя являются гомосексуалистами. Они крадут кладки или берут самку в свою семью до тех пор, пока яйцо не будет отложено. Шансы на выживание выше, чем у гетеросексуальных пар. Эти биологические факты ведут к абсурдным утверждениям о том, что гетеросексуальная норма соответствует естественному порядку.
«… Томас дожил до преклонного возраста и был похоронен рядом со своим партнером Генри на берегу реки, где они провели вместе 30 лет.»
Большой стенд посвящён Зигфриду Вагнеру и теме лебедей у его творчестве.
Но это уже без меня. Хватит с меня «лебедей».
ДорОгой в музей не ходил, ждал меня во дворике у мемориальной доски для дома др. Ханса Бюлова (Dr. Hans von Bülow).
Бюлов родился в Дрездене. Дом, в котором он родился разбомбили в феврале 1945 и историческая табличка считалась утерянной, заказали новую, но позже нашли старую. А эта мемориальная доска осталась не у дел и пока коротает время во дворе Дома Лоэнгрина, ведь Вагнер и Бюлов были дружны, и вторая жена Рихарда Вагнера — Козима, была первой женой Ханса Бюлова и матерью Зигфрида Вагнера.
В первом рассказе о Граупе я пересказала байку, про то что в Граупу Вагнера заманил запах булочек тамошнего пекаря, которые тот привозил на еженедельный Дрезденский рынок. Пекарня существует и сегодня в том же доме между Домом Лоэнгрина и Охотничьим замком.
Сегодня она называется Bäckerei Richter. Дом конечно перестраивали. Зайти внутрь не удалось, было закрыто.
Последний взгляд на Граупу и домой.