Город Санкт-Петербург, основанный Петром I 16 мая 1703 года, на протяжении всей своей 318 — летней истории привлекал и продолжает привлекать к себе пристальное внимание, как русских, так и иностранцев.
Многие из них оставили свой неизгладимый след в его истории, благодаря чему город буквально насыщен героическими, трагическими, драматическими событиями. Санкт-Петербург, это город-история, город-тайна, город-легенда, который невозможно охватить полностью даже в очень продолжительный срок пребывания в нем. Весь огромный исторический центр Санкт-Петербурга, все его улицы, проспекты, площади и парки представляют собой одну сплошную огромнейшую достопримечательность, это настоящий и бесценный кладезь для ценителей архитектуры, истории и красоты!
Именно поэтому на очередной сессии международной организации ЮНЕСКО в 1990-м году огромному культурно — природному объекту «Исторический центр Санкт-Петербурга», был предоставлен статус памятника.
Я всем сердцем люблю Петербург, для меня это город — Вдохновение, город — Лекарство, город-Удовольствие, город — История, город — Архитектура. В любую погоду я готова гулять по его неповторимым улочкам, где каждое здание — шедевр архитектуры своего времени и стены каждого их них хранят тепло его многочисленных жильцов.
У меня на страничке уже есть много материалов о самом Петербурге и о его окрестностях, пригородах, но они неисчерпаемы. Я целенаправленно и усердно продолжаю изучать этот огромный великолепный памятник, разыскивая все новые и новые необычные, уникальные объекты. А порой их и не стоит искать, а можно просто выбирать любую улицу и шагать по ней, ощущая окружающую историю и наслаждаться архитектурой.
В конце 19 века участки с № 10 по 16 на Каменноостровском проспекте принадлежали купчихе Матрене Антоновне Александровой, на двух из которых по ее заказу были выстроены Доходные дома. Один, в стиле модерн, был возведен в 1880-м году по проекту архитектора Крыжановского Дмитрия Андреевича.
Два соседних участка под № 10–12 были отданы ее сыну Георгию Александрову, опытному театральному администратору.
В 1886 году по его распоряжению здесь был создан театр-сад «Аквариум», в котором установили ресторанные столики, давали балы-маскарады, устраивали различные гулянья и фейерверки. В 1907-м году прошел первый конкурс красоты.
В 1908 году на территории сквера был построен самый большой на то время театр-варьете, в 1912-м открыт первый в стране искусственный каток. В 1918-м году, в сложное революционное время в особняке открылось кино-ателье, положившее начало киностудии «Ленфильм», где и сняли первые советские фильмы.
Спрятанное в глубине сквера строение, построено в 1956-м году по проекту архитектора Георгия Петрова – это главное здание киностудии «Ленфильм». Вплоть до 1980-х годов студия «Ленфильм» оставалась единственной в Ленинграде студией художественных фильмов. В 2014-м году в здании был проведен ремонт и в настоящее время в нем открыт Киноцентр: музей и кинозал.
Напротив, на Каменноостровском проспекте, 11, привлекает внимание небольшой трехэтажный особняк, прилепившийся к огромному Доходному дому. Это бывшая заводская контора, построенная в 1886 год по проекту архитектора Ашемура Альфреда Александровича в стиле эклектики. На верхних этажах были жилые квартиры.
Здание изначально принадлежало уроженцу Саксонии Рудольфу Грошу, открывшему в 1878 году в глубине участка небольшой механический завод с литейной мастерской. Но что-то пошло не так и уже на следующий, после строительства конторы, год, в 1887 заводик перекупает прусский поданный, промышленник, купец второй гильдии Рихард Людвигович Лангензипен.
Вся дальнейшая судьба механического завода и мастерских, их расширение, процветание связано с именем нового владельца. У завода есть и современная судьба, но это уже не наш формат.
По адресу Каменноостровский проспект, 5, удалось сфотографировать небольшой трехэтажный особняк, построенный в 1898 году по проекту архитектора Эрнеста Францевича Вирриха в стиле неоклассицизма.
В этом же, 1898 году, он был куплен Марией Ивановной Витте, женой одного из известнейших политических деятелей царской России, министра путей сообщения, министра финансов Сергея Юльевича Витте. Сам он переехал в особняк лишь в 1903 году.
С 1935 года в здании располагается детская музыкальная школа №2, которую в свое время окончил известный скрипач и дирижер Владимир Теодорович Спиваков.
Следующий объект, расположенный на Кронверкском проспекте, 7, памятник исламской культовой архитектуры, великолепная и крупнейшая в европейской части России Санкт-Петербургская соборная мечеть.
Организация создания мечети велась под четким патронажем Эмира Бухарского, им был куплен участок, он пожертвовал наибольшую сумму, он организовал конкурс. Из представленных 45 проектов, созданных с использованием характерных особенностей мусульманского зодчества, победил проект архитектора Васильева Николая Васильевича.
К работе были привлечены его коллеги Александр Иванович Фон Гоген и Стефан Самойлович Кричинский.
Строительство соборной мечети началось в 1909 году и к празднованию трехсотлетнего юбилея царствования Дома Романовых в 1913-м году, здание мечети было построено. Строительные работы окончены не были, внутренняя отделка вообще не начиналась, но мечеть отапливалась, что позволило в памятную дату юбилея- 21 февраля, совершить первое богослужение. Полностью мечеть была готова в 1920-м году — война, революция не способствовали быстрому окончанию строительных работ.
Керамический завод «Гельдвейн-Ваулин», поставлявший плитку для декорирования порталов с 1916 года перепрофилировался на выпуск снарядов. В 1917-м году на заводе произошел пожар, в результате которого погибло все оборудование и завод перестал существовать.
Закрытая в 30–40 е годы прошлого столетия мечеть была вновь возвращена верующим в 1956-м году.
Роскошная, великолепная серо-голубая 39-метровая Соборная мечеть с двумя 48-метровыми шпилями минаретов, куполом и главным порталом, украшенными голубой майоликой, не может не привлекать внимание.
Следующее здание, расположенное на пересечении Кронверкского проспекта и улицы Куйбышева (бывшей Большой Дворянской) под № 2–4, особняк, построенный по проекту архитектора, о котором я уже упомянула выше — Александра Ивановича Фон Гогена для прима-балерины Матильды Феликсовны Кшесинской. Возведенный в 1904–1906 годах особняк, с главным фасадом, выходящим на старейшую площадь города — Троицкую, был великолепным образцом петербургского модерна.
В своем роскошном доме, Кшесинская устраивала приемы, концерты, баллы, различные домашние праздники, которые так полюбились богатому и изысканному обществу Санкт-Петербурга.
Рядом с особняком балерины в 1909–1911 году для крупного лесопромышленника, выходца из Германии, барона Василия Эммануиловича Бранта, по проекту архитектора Романа Федоровича Мельцара, был построен еще один особняк в стиле модерн.
В феврале 1917-го прима-балерина Матильда Кшесинская, дав последний званый обед, покинула северную столицу и отправилась в Париж, где в 1921 году благополучно вышла замуж за одного из великих князей рода Романовых — Андрея Владимировича. Умерла Кшесинская (светлейшая княгиня Романовская-Красинская) в 1971 году, не дожив всего несколько дней до своего 100-летия.
Её сосед, барон Брант, также эмигрировал в Париж, продолжил там свою предпринимательскую деятельность, но умер гораздо раньше, в 1924-м году. Особняки же продолжили свою, отличную от прежней, жизнь.
Особняк Матильды Кшесинской становится одним из центров жизни революционного Петрограда, его стены видели Ленина, Сталина, Зиновьева и других большевиков. В 1935 году в особняке организован музей Кирова.
Не известно, было ли что-то личное между бароном и его прелестной соседкой, но их домам была уготована дальнейшая общая судьба.
В 1955 — 1957 годах по проекту архитектора Николая Николаевича Надеждина был построен корпус, соединивший два особняка в единое пространство.
В организованном музейном комплексе сначала был открыт Музей революции, а в 1991-м году после реставрации он был преобразован в Музей Политической истории.
В первый день моей прогулки погода решила показать большую часть припасенных сюрпризов, при чем в самый непродолжительный период времени. Дождь, хмурое и совершенно не интересное небо — это как минимум. Но потом…Хотя, нет все по порядку!
Едва я ступила на Троицкую площадь, возникшую в еще 18 веке и бывшую в то время центром Петербурга, дождь прекратился.
Там, на верху, кто-то лихорадочно завертел рукоятку, словно проспал и опоздал сделать это вовремя: декорации стремительно замелькали! Из разорванных, темно-синих туч стремительно пробивались освобожденные лучики солнца, радостно освещая терракотовые тропинки сквера. Распихивая мрачный отработанный материал в стороны, тут же появились ярко синие крошечные заплатки.
Я же, остановившись в центре сквера, на пересечении тропинок, старалась представить себе, как смотрелся здесь деревянный Троице-Петровский собор, построенный в 1709 году. Храм был центром всех происходящих в рождающемся городе событий, здесь служили молебны и отмечали самые важные события. Именно в этом, своем любимом храме Петр Первый стал Императором. Храм несколько горел, сильно страдал от наводнений, но его все время восстанавливали, а потом, в 1933-м году, его просто снесли.
Сквер на Троицкой площади был создан в 1903-1905 годах, автором проекта выступил садовых дел мастер В.И.Визе. В 1950-м году по проекту архитекторов Николая Варфоломеевича Баранова и Олега Ивановича Гурьева был разбит партерный сквер, с уходящими от центра в стороны аллеями.
А на месте Троице-Петровского собора в 1955–56 годах, по проекту группы архитекторов, одним из которых был Олег Иванович Гурьев, построили это огромное, монументальное здание с колоннами, портиками, растянувшееся на целый квартал. Нет, в нем разместилась не администрация, это жилой дом (слева) и здание для ЛенНИИпроекта (справа).
К юбилейной дате — 300-летию образования Санкт-Петербурга в 2003 году на Троицкой площади, вернее в уголочке, ближе к набережной, была построена часовня Троицы Живоначальной.
Выйдя на простор Петровской Набережной
я обомлела: погода прямо-таки расстаралась, отогнав тучи на окраины города, она украсила весеннее небо нежной, едва различимой радугой.
А вдали, словно вопреки непогоде, пробивающиеся через мрачные, почти черные лохмотья туч лучики, осветили бело — голубой собор Смольного института. Невероятное зрелище, невозможно оторвать взор от этой удивительной картины.
Я стояла и любовалась прекрасной рекой, панорамами города. Дома и особняки издали смотрелись как игрушечные, разноцветные кубики. Притихшее небо внушало беспокойство, оно все время было на грани…
Но надо продолжать экскурсию, посмотрите направо -в 1803 году на месте Троицкого моста находился наплывной мост.
В 1891–1903 годах возвели новый, металлический разводной мост, расширили береговую линию и благоустроили гранитную набережную. Построенный французскими архитекторами Вильбоде и Рене, Троицкий мост на тот момент был самым длинным в Петербурге — 582 метра.
Практически всем достопримечательностям, показанным мною, в течение своего существования меняли названия, не буду об этом писать, буду называть их так, как они называются сейчас.
Вместе со мной радугой любовались и два гранитных, не то мифологических, не то фантастических существа, львы — стражи Ши-Цза, на самом деле это что-то среднее между полульвами или полулягушками.
Их история такова: сделаны были в Китае, в Манчжурии, в городке Гирин. Новый правитель, после смерти владельца львов, подарил их генерал-губернатору Приамурья, писателю и этнографу Николю Николаевичу Гродекову. Не найдя для этих добрейших существ места во всем Приамурье, Гродеков передал их в подарок Санкт-Петребургу. И вот стоят эти милейшие создания на набережной аж с 1907 года и, хочется верить, радуются каждому, обратившему на них внимание.
Рядом ресторанный комплекс «Благодать»- реконструкция исторического парусника, заложенного по распоряжению Петра I в. 1715-м году.
Сразу за Троицким сквером по адресу Троицкая площадь, 1, находится интересный по сути создания комплекс, состоящий из трех шести и семи-этажных зданий- Дом политкаторжан. Задуманный и построенный новыми властями в 1933-м году в красивом месте с видом на Неву, дом предназначался для привилегированных семей бывших политических узников царизма.
Здание было построено по принципу дом-коммуна, где весь быт был общественным и вынесен за пределы жилых комнат: кухни, столовые, комнаты отдыха, библиотека, даже театр имелся. И представьте себе, на крыше здания были сооружены обзорная площадка и солярий! В общем что-то типа санатория или дома отдыха. Только вот мне интересно, а убирал и готовил кто?
Но недолго радовались такой жизни бывшие политические, приближалось время сталинских репрессий, а уж в те годы досталось всем!
Со временем пространства дома перестроили под нормальные квартиры с максимум удобств. Библиотека и детский сад остались прежними, часть помещений первого этажа заняли различные службы.
А следующий особняк — трехэтажное красивое здание с ротондой, портиками было построено в 1910–1913-м годах по проекту архитектора Александра Сергеевича Хренова.
Этот последний великокняжеский дворец, построенный в Петербурге для одного из членов императорской семьи, предназначался для князя Николая Николаевича Романова младшего, племянника Императора Александра II, дяди Императора Николая II.
В начале первой Мировой войны князь Николай Николаевич был главнокомандующим всеми вооруженными силами Российской империи, после поражений в 1915-м году смещен и назначен наместником на Кавказ.
В 1919-м году вместе с императрицей Марией Федоровной и ее дочерьми эмигрировал в Италию, затем жил во Франции, умер в 1929 году. Эмигранты белой армии считали его главным претендентом на российский престол.
В 1920–1940-е годы в здании находился институт Мозга. С 1988-го года -Дворец Бракосочетания. С 2009 года в особняке располагается администрация Президента России.
А сейчас на минуточку мы с вами перенесемся на улицу Мичуринскую, 5, чтобы посмотреть на главное здание пожарной части № 1 с каланчой.
Здание из красного кирпича возведено в 1872–1874-х годах по проекту архитектора Николая Федоровича фон Брюлло. Сыновья его родственника- ученики Академии художеств Карл и Александр, известные нам как художники Брюлловы.
На первом этаже здания находились помещения для обозов, мастерские, кладовые и кухня, на втором и третьем этажах — казармы и служебные квартиры. В глубине двора располагались и другие помещения: дом полицейского управления, конюшни, кузница, ангар для пожарной машины.
Здание и в настоящее время используется по своему первоначальному предназначению.
Следующий объект — наиважнейший, ибо именно с него и начинался город Санкт-Петербург — это Домик Петра I, уникальный памятник архитектуры и старейшее здание города. Дом для проживания царя был срублен из сосновых бревен в кратчайший срок — за три дня в мае 1703 года.
Площадь его 65 м², размеры 12×5,5 метров, но в документах петровского времени он именовался не иначе как «Первоначальный дворец»! Чтобы сохранить первый дворец, еще при Петре в 1723 году по проекту Доминико Трезини над домиком был возведен второй, своего рода деревянный футляр. В 1784 году в годы правления Екатерины II деревянный чехол заменили на каменный.
Тот шатер, что мы видим сейчас, был перестроен в 1844-м году. В 1875-м году вокруг домика был разбит сад, который обнесли ажурной чугунной решеткой, а рядом установили бронзовый бюст Петра I.
После капитального ремонта домика в 1930-м году в нем открыли музей. С 2003 года Домик Петра входит в музейный комплекс Русского музея.
Далее, по симпатичной аллее отправляюсь к давно манящему меня зданию, к своего рода памятнику основателю Санкт-Петербурга — зданию Училищного дома имени Петра I.
Закладку места под постройку освятили в 1902 году, но лишь в 1905-м был объявлен конкурс проектов, в котором победила работа архитектора Дмитриева Александра Ивановича. В 1912-м году состоялось торжественное открытие училища, приуроченное к 240-й годовщине со дня рождения Петра I.
После Революции в здании размешались школы, в 1944 году Училищный дом был передан Нахимовскому училищу.
Перед входом в училище в 2016-м году установлен, на мой взгляд, замечательный и невероятно трогательный памятник — «Служим Родине с детства», посвященный воспитанникам первого военного набора в Нахимовское училище.
В 2017-м году вместо стоявшего на этом месте бюста, на высоком постаменте установлена скульптура адмирала Павла Степановича Нахимова в полный рост.
Рядом с училищем расположен уютный небольшой сквер с фонтаном в центре и скамейками. Название «Нахимовский сквер» ему присвоено в 2019-м году.
А напротив училища, на постоянной стоянке знаменитый крейсер «Аврора»!
Дремлет притихший северный город,
Низкое небо над головой.
Что тебе снится крейсер Аврора
В час, когда утро встает над Невой?
Буквально несколько дат о нем, чтобы не нарушать общую концепцию рассказа.
Заложен крейсер 23 мая 1897 года, торжественно спущен на воду в мае 1900 года в присутствии Николая I и императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны.
Назван крейсер в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося в годы Крымской войны в 1853–1856 годах при обороне Петропавловска-Камчатского.
Пропускаю боевой путь крейсера, а далее продолжу с ноября 1948 года, когда крейсер принял на борт воспитанников выпускной группы Нахимовского училища для прохождения практики.
В 1956 на крейсере «Аврора» открылся филиал Центрального военно-морского музея.
Далее продолжу прогулку по Петроградской набережной, под № 4–6 находится комплекс построек Фильтроозоновой станции. Сооружения для очистки и озонирования воды построили в 1911 году после очередной вспышки эпидемии холеры в 1908 году. В 1998 году станция была закрыта. Комплекс является региональным памятником культуры и архитектуры, но несмотря на это в 2019-м году был частично демонтирован.
Сразу за зданиями Фильтрозоновой станции расположены несколько красивых зданий, принадлежащих купцу и промышленнику Крупенникову Н.Ф. — это и особняки, и доходные дома.
Справа через Большую Невку еще один разводной мост — Сампсониевский, он соединяет Выборгский и Петроградский районы, отсюда и первое название моста — Выборгский. Современное название дано в 1822-м году по названию Большого Сампсониевского проспекта, а пятипролетный металлический мост, который мы видим в настоящее время, сооружен в 1955–1958 годах.
Сампсониевский мост плавно переходит в улицу Куйбышева и единственное здание, которое привлекло мое внимание под № 32.
Титулярный советник, архитектор, гражданский архитектор Петр Николаевич Батуев создал около 50 проектов, по которым были построены дома в Петербурге, многие из них именно на Петроградской стороне. В 1910-м году он решил построить Доходный дом для себя, где и проживал с женой. На первом этаже возведенного здания в то время находился винный магазин АО «Латипак». Выглядит дом каким-то уж слишком чумазым.
Далее, на углу улиц Мичуринской и Малой Посадской, своим роскошным фасадом цвета охры на маленькую треугольную площадь выходит Доходный дом Р. Я. Шмерко.
Построен в 1912-м году в стиле эклектики по проекту архитектора Лялевича Мариана Станиславовича. Угол дома красиво венчает башенка со шпилем. Угловые здания совершенно невозможно фотографировать — провода, со всех сторон провода! Убирать их не стала, это слишком муторно, жизнь, как она есть!
Следующий небольшой, но интересный трехэтажный жилой дом находится по адресу Малая Посадская № 20. Этот участок в 1887 году был приобретен купцом 1-й гильдии Гавриилом Васильевичем Козиным. В 1889–1891 года по проекту техника Андреева Михаила Андреевича для его семьи был построен особняк в стиле эклектики. В 1905 году в этом доме родился его внук, будущий известный певец Вадим Алексеевич Козин, названный поклонниками «русским соловьем». В 1943 году вместе с Марлен Дитрих он пел перед участниками Тегеранской конференции. В 1945 году певец был приговорен к 8 годам лишения свободы. Всю оставшуюся жизнь так и оставался в Магадане, где и умер в 1994 году. А сколько таких судеб, не счесть…
И последний на сегодня с интересным названием: Жилой дом СПб товарищества для устройства постоянных квартир. Расположен дом на углу улиц Малая Посадская, Большая Посадская, построен в 1910–1911 года по проекту гражданского инженера Алексея Ивановича Зазерского, имевшего в доме свою квартиру.
Этот дом я постаралась избавить от паутины проводов!
Спасибо всем, кто был со мной до конца, до следующей встречи с Петербургом.