Никогда бы не подумала, что список вещей для поездки в Петербург возглавят сарафан и «отсолнечная» шляпа! Правда, зонтик в сумку я все-таки положила тоже: метео-сайты путались в показаниях, и то обещали дожди и грозы, то нет. Да и как это в Питер без зонтика?! А вот летняя шляпа и Питер это что-то из ряда вон, ужас как боялась забыть))).
Конечно, не раз слышала, что аномальные температуры в Петербурге переносятся хуже, чем в Москве, потому обещанные 30–32 не радовали совсем. В Москве душегубка настоящая была в те дни — куда же еще хуже?! Кондиционированное чрево «Сапсана» покидала с опаской… Однако, или в этом году жара «неправильная», или кто-то что-то присочинил, оказалось, что дышится легко! Дул легкий ветерок, и стены домов вовсе не казались столь раскаленными, как в Москве.
Отель (о нем здесь) на сей раз выбрала поближе к вокзалу, чтобы поскорей избавиться от сумки. На счастье и заселили сразу же, не дожидаясь «часа икс». На улице Восстания, по которой шла к Жуковского, где находится отель, раньше бывать не приходилось, и она приятно удивила: удобной плиткой вымощена, симпатичные бары и ресторанчики, небольшие магазины. На какой-то миг вообще показалось, что я в Риме… Большой город, жара, народ за столиками летних террас кафешек сидит… Но — гораздо чище, чем в Риме, что не могло не радовать. (Ни в коем случае не в укор Вечному городу, люблю его и досадные мелочи прощаю).
Всякого — разного «хочу и очень хочу» у меня в Петербурге всегда через край, и порой планы приходится на ходу корректировать из-за какой-нибудь погодной пакости. Плюс 30 это вообще-то тоже не подарок, сочувствовала тем, кто в Питере оказался впервые; не очень, наверное, весело знакомиться с ним в такую жару. По местному ТВ передавали, что даже часы работы некоторых музеев сократили…
Ну, а я решила, что в июльский зной самое то попастись на травке, а значит, настало время для давно задуманной прогулки по Каменному острову. Который, несмотря на название, являет собой один из самых зеленых уголков Петербурга. И от воды там наверняка свежестью веет: Большая, Средняя и Малая Невки, речка Крестовка, каналы, через которые перекинуто ... 20 мостов! Авось все это поможет не разлениться на жаре и отыскать побольше из чудом сохранившихся (и не очень, увы, сохранившихся) вилл и дворцов великосветской публики, облюбовавшей некогда Каменный остров для строительства ближних дач. (О том, с чего дачная история острова начиналась, замечательно рассказала недавно Наташа Семчина)
Вот туда-то я и отправилась, быстренько разместившись в моем «березовом номере» (тоже почти «на травке»))).
Доехала на метро до «Черной речки» и по Ушаковскому мосту перешла на Каменный остров, любуясь водным простором и в кои веки — не доводилось до сих пор! — увидав, хоть и вдали, иглу Лахта-центра.
Оказавшись на острове, поначалу, оторопела — и это «Тихий отдых»?! Машины по Каменноостровскому проспекту неслись, что тебе по Невскому! («Тихим отдыхом» называется парк, в границы которого включена вся территория острова). Поток транспорта был такой, что пришлось топать до светофора, чтобы перебраться на другую сторону проспекта, к первой из намеченных интересностей — Предтеченской церкви.
Выглядит она весьма необычно, похожа на протестантскую либо католическую, но всегда была православной.
Построена в ознаменование победы русского флота в Чесменской битве (уже второй храм в честь этой победы вижу в Петербурге, и снова в неоготическом стиле! кто бы сказал — почему?..), освящена 24 июня 1778 года, в очередную годовщину сражения, которая почти совпадает с днем празднования Рождества Иоанна Предтечи.
Вроде и небольшая совсем церковка, но была любима и сильными мира сего (Павел I когда-то даже пел на ее хорах, а потом, став Великим магистром Мальтийского ордена, устроил при церкви кладбище рыцарей, рядом с храмом они давали присягу; часто здесь молился Александр I), и просто людьми замечательными (нередко бывали тут Гаврила Державин и Александр Суворов).
В Предтеченской церкви крестили троих из четверых детей Пушкина (Александр Сергеевич снимал дачу сначала на Черной речке, а потом и на Каменном острове). Вероятнее всего именно в этот храм заходил поэт перед роковой дуэлью… Такие вот пересечения…
Очень вкусно пахнет внутри: иконостас и обрамления икон из дерева.
Рядом с церковью — небольшая часовенка иконы Богородицы Всецарица. Удивилась, узнав, что часовней этот «домик» стал совсем недавно, в 2002-м году, очень уж его вид «созвучен» храму. А до того (дата постройки 1956-й) в нем размещались технические службы Ушаковского моста. В часовне можно взять святой воды, а свечи здесь ставятся снаружи — у мозаичной иконы Всецарица, расположенной на противоположной входу стене.
Предтеченская церковь была когда-то домовым храмом Каменноостровского дворца. Сейчас проход ко дворцу со стороны церкви закрыт, можно лишь золоченым вензелем с царской короной вверху кованых ворот полюбоваться. Да и с набережной Малой Невки, куда выходит парадный фасад дворца, проникнуть на территорию проблематично. С недавних пор во дворце расположена Академия талантов Санкт-Петербурга (центр медиа-искусств для школьников), любопытствующим вход запрещен. Вроде бы по субботам здесь проводятся экскурсии, по предварительной записи. Судя по фото, кое-какие интерьеры удалось отреставрировать, но их не так много. Так что не очень я туда и стремилась, а вот по парку возле дворца прогулялась бы. Ну и рассмотреть классический фасад с колоннами (Кваренги) было бы неплохо, хотя, похоже, самый удачный вид на него открывается с соседнего Аптекарского острова. Поначалу была мысль красивую картинку добыть, но сил не хватило…
Все самое интересное располагается на Каменном острове справа от совсем нетихого проспекта, с которого поскорее хотелось удрать. Тем не менее, я прошла по нему от Ушаковского до Каменностровского моста в стремлении отыскать улицу… которой нет! То есть, подозреваю, что она все-таки есть, только вот попасть на нее могут лишь те, кому положено… Ну, как на платформу девять и три четверти, от которой отправляется Хогвартс-экспресс))) Те же, кто в круг избранных не входит, видят только табличку «Улица Лунных Кошек» на стене одного из самых обычных домов, слева от проспекта, почти у набережной Малой Невки.
Конечно, кто-то повертит пальцем у виска — сдалась тебе эта табличка?! Но я люблю подобные фишечки! А табличку, мне кажется, повесили для хозяев котиков, чтобы знали, где встречать своих любимцев, когда они возвращаются в наш реально-рациональный мир из своих мистических ночных блужданий…
А вот на набережной Малой Невки можно увидеть уже вполне осязаемую достопримечательность — пару «египетских» сфинксов по бокам гранитных ступеней к воде. Смотрятся они здесь настолько органично, что кажется, будто каким-то большим мастером городских пейзажей так и было задумано.
Однако, впервые на этом месте сфинксы появились лишь в 1971 году. Хотя созданы были в далеком 1826-м, в качестве пробных образцов декора для всем известного Египетского моста через Фонтанку. Долгое время они хранились на заводе Берда, где и были отлиты, пока в конце 19-го века скульптуры не выкупил купец Галактионов, занимавшийся торговлей металлом. Галактионов установил «египетские» диковины у входа в свой дом на Верейской улице. Переехав после на Можайскую, купец и сфинксов перевез с собой. Там они обрели покой до середины 60-х годов 20-го века, когда по программе реконструкции городских набережных было принято решение перенести сфинксов на пристань у Каменноостровского моста. И все бы хорошо, но бедолагам очень уж доставалось от несознательных граждан, в итоге к концу прошлого века они пребывали в плачевном состоянии. Вследствие чего было принято решение изваяния демонтировать и установить перед зданием ГУП «Мостотрест» на Индустриальном проспекте, где они находились бы под круглосуточным наблюдением. К счастью, есть на свете люди неравнодушные, благодаря стараниям которых многострадальные скульптуры получили статус выявленного объекта культурного наследия.
В мастерской ГУП «Мостотрест» была выполнена реставрация, и 17 апреля 2010 г. сфинксы вернулись на Каменный остров, к пристани на набережной Малой Невки. Аллилуйя! Теперь в свой день рождения (ну да, 17-го апреля))) буду обязательно эту парочку вспоминать.
Аккурат за сфинксами находится одна из тех самых великосветских дач, ради которых я сюда приехала — дача принца Ольденбургского. Вернее намек на дачу, ибо сейчас там забор, пылища и грохот строительной техники. Правда, плакат на заборе уверял, что к сентябрю 22-го года все это закончится. По состоянию на день сегодняшний верится с трудом, но кто знает? Бог в помощь, авось и в само деле вскоре увидим возрожденную дачу.
Лишь бы не обнесли ее высоченным забором, как находящуюся по соседству дачу актрисы императорских театров Е. П. Леоновой. Впрочем, наверное этот страшенный бетонный забор временный, т. к. вокруг дома еще идут какие-то работы, но, думаю, красивой — и не мешающей фотать — решетки, мы здесь не дождемся… В здании собираются разместить роскошный апарт-отель, а на наших просторах считается необходимым территории подобных заведений от взглядов «кого ни попадя» надежно прятать. Сущее наказание… Т. к. рассмотреть великолепно отреставрированную дачу Леоновой хотелось во всех подробностях, до того затейливый мини-дворец!
Увы, заборов, мешающих видеть интересные здания, на Каменном острове предостаточно. Нынешние хозяева жизни, понастроив здесь немало своих резиденций или вселившись в отреставрированные виллы, снабдили их основательными оградами. Хорошо, что все же не в три метра высотой, и что местами они полупрозрачные.
На счастье, находящиеся почти напротив дворца Леоновой дачи академика Бехтерева и княгини Кугушевой можно хоть по кругу обойти — ничто не препятствует. Говорят, что лепнина на фасадах дачи Бехтерева сейчас совсем не та, что была изначально, но барельеф с «медицинским змеем», указывающий на профессию бывшего владельца, над балконом парадного входа присутствует. Сфотать, правда, проблематично: высоко очень.
Дача Кугушевой на княжескую вроде и не похожа — небольшой двухэтажный дом с «европейской» башенкой, зато очень уютная. Сейчас здесь расположена детская художественная школа имени Кустодиева. Косметический (а может и не только) ремонт не помешал бы… Апарт-отель денежкой, конечно, не поделится, а жаль…
Проклятущие машины и здесь, по Боковой аллее, проносились одна за другой, и в поисках «тихого отдыха» куда-то я свернула, в результате совершенно запутавшись в Боковых, Березовых, Больших и Западных аллеях. Жесточайший приступ топографического кретинизма накрыл! В итоге вместо желанных старинных особняков вынесло меня к какому-то почти дворцу, занимающему немалую территорию на той стороне острова, откуда я изначально пришла (!), с колоннами, лесенками, ротондой и серьезнейшим КПП. Еще и рвом с водой сие сооружение окружено.
Явный новодел, несмотря на «классичность», и никаких табличек нигде. Вид охранника к разговорам не располагал. Потом уже выяснила, что дом 19 по 2-й Березовой аллее считается самым престижным в Петербурге. Цены на квартиры здесь обморочные, но даже если у вас завалялась в швейцарском банке необходимая сумма, купить апартаменты в этом жилом комплексе можно лишь став членом некоего элитного клуба.
А вообще, очень мне интересно — члены элитного клуба за особо охраняемую территорию совсем не выходят?.. По аллеям погулять, по мостикам через каналы?.. Такое впечатление, что нет! Парк не то, что элитным, но просто ухоженным к великому сожалению не выглядит. А ведь совсем несложно — и вряд ли очень дорого по сравнению со стоимостью апартаментов — превратить все эти аллеи и набережные в наиприятнейшее место для вот именно тихого отдыха…
Возле дома № 19 с картой я к счастью снова подружилась, во всяком случае, путь до Каменноостровского театра представлялся понятным — шагай себе по набережным Большой и Средней Невки. Берег здесь совершенно нестоличный — никакого гранита, березки прямо у воды растут, тут и там крохотные песчаные пляжики с каким-то частоколом из острых коряг перед ними.
Подозреваю, что таким образом гражданам намекают на то, что купаться запрещено. Но — народ еще как купался! А кое-кто явно расположился тут на целый день — раскладные столы-стулья, солидные запасы съестного. И вид на пять звезд — на Елагин дворец на соседнем острове))).
Конечно, жара у воды и среди деревьев, смертельной не казалась, но пловцам я позавидовала. Неплохо было бы окунуться! Кто бы знал, что этим летом в Питер еще и купальник надо брать?!)). Но ведь просто пошлепать ногами по воде могу? …Как же рады были ножки! И гусиной лапки на берегу полно — приятно по ней босиком идти! Лично я первый раз по Питеру босиком))) Да еще и к театру! Ну, правда, у площади, на которой расположен Каменностровский театр, обуться все же пришлось)))
О театре немало читала, особенно в связи с открытием его после реконструкции, проводившейся в 2007–2010 годах. Это единственный сохранившийся в городе памятник деревянного зодчества эпохи классицизма, построен в 1827. Конечно, сырость местного климата деревянному зданию была не на пользу. Уже к 1840-му году потребовалось его спасать, т. к. нижние части конструкции сгнили. Впоследствии провели еще несколько капитальных ремонтов и реставраций. Последняя, судя по описанию, стала наиболее кропотливой и основательной, летний театр превратился в действующий круглогодично.
С 2005 года Каменноостровский театр — часть сценического комплекса БДТ. Очень бы хотелось как-нибудь побывать внутри. Хотя бы затем, чтобы посмотреть, что такое «цвет белых ночей» — именно так цветовую гамму интерьеров (ныне восстановленную) характеризовали первые его посетители.
Справа от театра виднеется совершенно восхитительная — легкая, ажурная — башенка. Увы, рассмотреть весь замок — дачу графини Клейнмихель — не получится… Снова забор… да еще и густо посаженные елочки… Теперь здесь Дом приемов Управления делами Президента РФ.
Еще один интереснейший особняк — дачу Фолленвейдера — несмотря на ограду из слегка прозрачного пластика, видно все же получше.
Дом в стиле северного модерна был построен в 1905-м для подданного Швейцарии Эдуарда Фолленвейдера, возглавлявшего портновскую мастерскую (никогда прежде не слышала этой фамилии, но, видимо, портной был уровня как минимум Юдашкина))). Особняк этот иногда называют Сахарной головой или Теремком. Второе, мне кажется, подходит больше. Форма-то крыши может и напоминает сахарную голову, но вот черепица, а именно ею крыша покрыта, как-то не очень. Кто или что занимает виллу сейчас — непонятно. Но явно не пустует, балконы цветочными вазонами украшены.
Неподалеку от дачи Фолленвейдера, на той же Большой аллее, по направлению к набережной Большой Невки, стоит особняк Яковенко. Башенка с конусообразной крышей хороша, состояние дома — оставляет желать… Кому пришло в голову такой страшенный навес над крыльцом соорудить? Да и примитивно-пластиковые окна инородно выглядят…
Собственно, чего и ожидать? Не отель и не резиденция — здание находится в ведении Морского рыбопромышленного колледжа.
А вот даче Гаусвальд (она наискосок от дачи Флленвейдера, только мост через Большой канал перейти) повезло больше — не так давно ее отреставрировали, сейчас этот деревянный дом, напоминающий английский коттедж, смотрится как игрушечка.
Кое-кто сравнивает особняк с пряничным домиком, и вполне вероятно это не случайно — построен он для жены известного в Петербурге булочного мастера Евгении Гаусвальд. Считается, что это было первое сооружение в стиле модерн (1898) не только в городе, но и в стране. Петербуржцы нередко называют эту дачу домом Ирэн Адлер — здесь снимали сцены знаменитого сериала о Шерлоке Холмсе. А также эпизоды «Летучей мыши» и «Дона Сезар де Базан». Кинозвезда, а не особняк!
Собственную Его Императорского Величества дачу на набережной Крестовки — бледно-желтую с белым, с «кружевной оборкой» над балконами рассмотреть удалось с трудом — опять же забор, да и листва деревьев мешала.
Владел дачей Николай I, а впоследствии летние месяцы здесь проводили министры императорского двора, потому иногда ее называют Министерской.
Неподалеку, тоже на набережной Крестовки, расположена Голубая дача. Выглядит масштабно, построена в 1914-м для жены статского советника Вургафта.
Смотрится куда солиднее Министерской, но Министерская милее… Залы Голубой дачи можно арендовать под какое-либо торжество. Полагаю, недешево.
По набережной Крестовки я вновь вышла к Малой Невке, порядком уже устав. Никак не думала, что остров такой большой, да еще умудрилась ведь в его аллеях заблудиться, накрутив совершенно ненужные километры. Решила возвращаться к «Черной речке», хотя сначала собиралась пройти по Каменноостровскому мосту на Аптекарский остров и вернуться в центр от метро «Петроградская». К тому же оголодала, припасенная аж с Москвы булочка давно была уничтожена, а на Каменном острове даже и ларька с мороженым мне не попалось.
На обратном пути встретилась еще одна дача, в прекрасном состоянии причем. И даже с креативным фонтанчиком на территории. Дом деревянный, украшен резьбой. Оказалось, впрочем, что это реплика, воссозданная по старым чертежам. Прежняя дача купцов Кожевниковых по причине ветхости была разобрана в 1989-м. Приятно, что новые хозяева жаждой абсолютной приватности не страдают: забор вокруг дачи невысокий кованый — вот везде бы так!
Конечно, не все заслуживающее внимания на Каменном острове удалось отыскать, но упираться до победного это вообще не моя история, если чувствую, что хватит, значит, хватит — все должно быть в удовольствие!
После обеда по пути в отель совершила набег на «Булочную Вольчека» — одна из них находится возле метро «Площадь Восстания». Итог: пирожное буше, три миндальных печенья (размером с пирожное, продают по три!), кусок сметанника Фокина, и два кусочка смородинового тарта. Да-да — съем всё! Меня и в жару кормить надо)) Ну, не сразу, конечно, съем, что-то за вечерним чаем, что-то на завтрак. А вот буше «уговорила» сходу, очень нежным оказалось! К тому же я их сто лет не видела, даже забыла, что бывает такое пирожное.
Немного переведя дух в отеле, отправилась на вечернюю прогулку по городу. И почти сразу пришлось извлекать из сумки фотик, до того интересным оказался дом на углу Жуковского и улицы Восстания.
Закругленный его угол увенчан щипцом с барельефом: эту нежную деву с крыльями прозвали «печальным ангелом». А до чего хороши майоликовые вставки эркеров и решетка балкона! Модерн во всей красе! Оказалось, прежде это был доходный дом, и вроде бы жила здесь одно время небезызвестная фрейлина последней императрицы Вырубова. Раньше во всех подъездах дома топились камины, гостей встречали швейцары, верхнюю одежду и калоши принято было оставлять внизу.
Еще чуть вперед по Жуковского и снова останавливаюсь: еще один доходный дом (№ 47), фасад которого — невероятное буйство всего на свете!
И даже парочка крокодилов над одним из окон имеется.
Хорошо начинается вечер, однако! Уже два подарка!
Шагала я вообще-то по направлению к Литейному проспекту, но зачем-то вдруг свернула на Чехова. А тут — ага, снова архитектурный изыск! Оттенка какао с молоком, с изящными полукруглыми балкончиками, по бокам которых стоят девы в римских тогах.
И этот дом был в свое время доходным, причем оснащен был для своего времени (1882) великолепно — проведен водопровод, имелось здесь 49 ватерклозетов, 37 раковин, 14 медных ванн, в самых богатых квартирах было установлено 13 каминов. У парадного подъезда постоянно находился дежурный швейцар.
К Литейному я шла, чтобы разведать дорогу к Шереметевскому дворцу, который намеревалась посетить на следующий день. Заходить в его двор (как раз с Литейного) вообще-то не собиралась, т.к музей Ахматовой, прожившей в Фонтанном доме более 30 лет был уже закрыт, но — потянуло…
И какое же счастье, что потянуло! С ноября прошлого года одна из стен сада превращена в некую «тень» коммунальной квартиры на Литейном 24, где жил вместе с родителями Иосиф Бродский. Входная дверь со множеством звонков, рядом с ними фамилии близких и друзей, которым посвящены стихи… коридор с оборванным проводом телефона, одного на несколько семей… на вешалке окаменевшее пальто с фотографией в кармане…в кабинете копирка со следами перепечатанных на машинке стихотворных строк… Фрагменты стихов по всей стене, Бродского и не только.
«Пойдемте в сад — я покажу вас розам» Шеридана тоже здесь (меня эта строка убедила поделиться фото небольшого розового сада в Сокольниках, без нее, может, и не собралась бы сделать альбом…).
Идешь вдоль стены, читаешь, смотришь и будто переносишься во вроде бы и недавнюю, но совершенно иную, эпоху…
И вдруг, среди сурового быта питерской коммуналки, окно в Италию: стена цвета охры, бирюзовые ставни, католический крест… «Удары колокола с колокольни, пустившей в венецианском небе корни, точно падающие, не достигая почвы, плоды…»
Даже и не знаю, почему до сих пор с поэзией Бродского я почти не пересекалась, а тут проняло и еще как проняло… Какая-то девушка наигрывала на стоящем неподалеку пианино «Аллилуйю» Леонарда Коэна, а две другие тихонько пели…
Шумный проспект медитативному состоянию, в которое погрузило меня неожиданное волшебство парка, отнюдь не соответствовал, и тут вдруг открылись ворота в еще одну арку. Конечно, зашла… Рев машин моментально стих, а я очутилась в крохотном садике с буйно цветущим лилейником. Интереснее всего здесь сиденья скамеек — волной выгнуты! Но как ни странно, удобные! Оказалось, занесло меня во двор Театра на Литейном.
Сплошные неожиданности на пути! И ведь какие приятные! Собственно никаких определенных планов на вечер я и не строила, собиралась просто бродить — пока получается неплохо!
Вот и Литейный дом княгини Юсуповой в коллекцию добавился сам собой, искать и не думала! Внутрь бы еще как-нибудь заглянуть, хотя понимаю, после дворца на Мойке вряд ли испытаю восторг.
По улице Белинского иду к Фонтанке, подмечая то, что так люблю — детальки! Да и церковь Симеона и Анны хороша…
На набережной наблюдаю за разномастными туристическими корабликами: на реке только что не заторы в такой-то теплый тихий вечер! Прохожу один причал, другой… А почему я-то на берегу?! Ведь страшно вспомнить, как давно у меня было традиционное «по рекам и каналам»! Тем более теперь маршруты куда разнообразнее. Предлагают, например, «Петербург Достоевского» — благодарю покорно))) Чудный вечер и Достоевский?!
А вот это другое дело: «Северная Венеция»! И отправление через пять минут! Народу на кораблике всего ничего, человек 12. Размещаемся и в путь. После дневного пекла, на реке благодать… Рассказывает экскурсовод грамотно и интересно, как потом выяснилось, она бывший преподаватель русского и литературы. Маршрут вполне традиционный: по Фонтанке до Крюкова канала, затем Мойка, по Зимней канавке выходим на простор Невы и возвращаемся в Фонтанку. Прогулка длится чуть больше часа, и час этот пролетает мигом! И слушать интересно, и видеть с воды то, что сто лет как раз с воды и не видела.
Вот только фотать почти не успеваю, да и ладно: куда приятнее просто смотреть… Более-менее удались лишь Юсуповский и Строгановский дворцы. Первый почти год назад с парадной стороны запечатлеть забыла, в совершенном восторге от интерьеров, а второй — давняя печаль, никак не удается там побывать…
В городе уже начиналась подготовка к военно-морскому параду, туристические катера совсем крошками смотрелись на фоне зашедших в Неву кораблей.
Закатное небо ошеломило феерией красок, причем над дворцами на набережной оно было с лиловым, будто предгрозовым оттенком, а в сторону Васильевского острова — медово-золотистым, цветов чайной розы…
Но вот солнце опустилось совсем уже низко, и нежность вдруг превратилась в почти тропическую насыщенность. Точеный силуэт Петропавловки на этом фоне — восторг…
Мимо Летнего сада и Михайловского замка возвращаемся, замыкая круг.
Завершить день хотелось вечной и прекрасной классикой. От причала на Фонтанке по Итальянской улице
прошла к площади Искусств, вазоны с необычно ярким душистым табаком благоухали там вовсю…
Потом вышла на Невский. На Зеленом мосту через Мойку, останавливались, мне кажется, почти все — солнце село, но темноты еще нет!
Волшебным сиренево-розовым светилось небо над рекой, да и сама река…
Говорят, такое бывает именно в это время года в северных широтах после захода солнца.
А над Дворцовой площадью небо было драматичным, даже чуть тревожным, но оттого не менее впечатляющим…
На разогретых за день солнцем ступеньках Английской набережной, у воды, я оказалась как раз в тот момент, когда включили подсветку… И снова — АХ…
Как жаль, что этот день заканчивается… И как хорошо, что завтра у меня будет еще один день в Петербурге…
Теги:
Культурно-познавательный туризм