Древний Новгород был удивительным городом, словно отдельным высоко культурным государством, крупнейшим центром искусства, городом с высокой грамотностью. Древний Новгород был центром передового средневекового производства, а ремесленные достижения иногда стояли выше производств Западной Европы того времени.
Застройка улиц в Новгороде не была сплошной, дома строились на расстоянии друг от друга, так же, как и хозяйственные постройки, а значит были открыты солнцу и свету.
Можно бесконечно перечислять достижения древнего Новгорода, о коих я прочитала очень много литературы, но это совсем не обязательно. Мне хочется поделиться лишь одним из них, удивившем и поразившим.
Вспоминаю, как реагировала на исторические фильмы, в которых были сюжеты, показывающие осеннюю дождливую погоду и городские улицы, словно залитые слоем грязи. А герои, шагая по этой жиже, проваливались в нее едва ли не по колено.
В Новгороде же к решению этой, казалось бы, извечной проблемы, подошли иначе уже с самых древних времен! Вдумайтесь: уже в 11 веке в городе существовал «Устав о мостах», т. е. своего рода мостовая повинность, обязывающая следить за мостовыми, за их непременным мощением. Технологию описывать не собираюсь, но, когда деревянные мостовые снашивались, их не убирали, а сверху настилали новые.
При проведении раскопок древней Холопьей улицы, в настоящее время не существующей, был расчищен слой высотой 7,5 метров и снято 28 настилов, относящихся к 11–16 векам. Т.е улица настилалась, обновлялась через каждые 20 лет. И что показательно, вся эта процедура с мощением улиц и поддержанием порядка не была привилегией богатых и аристократических районов! И еще, раскопки так же показали, что мостились и въезды во дворы, в хозяйственные постройки, а иногда мощение было каменным. Вот так, каково! И это тоже выделяет Великий Новгород из большого перечня городов и стран Европы, ставит его на первое место по облагораживанию мест проживания. Для примера первые мостовые в Париже появились в 12 веке, а в Лондоне лишь в 15-м.
Уже после написания своего первого вводного рассказа «Господин Великий Новгород. Новгород Великий» я прослушала роман Дмитрия Балашова «Господин Великий Новгород» и окунаясь в эпоху 13 века было невероятно приятно узнавать в романе виденные мною в реальности исторические места и ощущать себя сопричастной к происходившим событиям.
А сейчас идемте гулять по солнечному и гостеприимному Великому Новгороду, по его Торговой стороне, заселение которой началось в далеком 10-м веке. Название произошло от расположенного на ней городского рынка — торга.
Слева от Великого моста
на парапет присела, уставшая от прогулок по городу туристка, сбросила туфельки и подставила лицо солнышку и приятно ласкающему ветру. Но ранним утром на лицо туристки падала тень от моста. Удовольствием видеть Памятник Туристке, установленный в июне 2009 года, мы обязаны автору проекта Вадиму Боровых и меценату Николаю Сумарокову.
За спиной туристки, застывший на водах Волхова, виден красивый парусник, реконструкция трехпалубного торгового судна «Святой Апостол Павел». На нем находится ресторанный комплекс «Фрегат Флагман».
Пешеходный мост плавно переходит в старейшую Ильинскую улицу, но к ней мы вернемся позднее, а пока я спешу поближе к реке Волхов. С набережной Александра Невского открывается панорамный вид на Кремль, его стены и башни.
Читала, что весь исторический центр Великого Новгорода ожидает масштабная реконструкция, реновация. Обновление уже затронуло многие объекты культурного наследия города, в том числе и обе набережные реки Волхов.
Еще с моста мое внимание привлекла старинная деревянная крепость, стоящая на берегу Волхова. Подойдя ближе, я увидела, что это уличный театр «Садко»,
зрительный зал которого, рассчитанный на 500 зрителей, на случай непогоды укрыт навесом. Внутри проводятся различные мероприятия, мастер-классы «Ремесленная слобода», по выходным проходит шоу-мюзикл «Садко».
Немного побродила по берегу за театром, там весьма живописненько
и виды на Новгородский Кремль отличные.
Буквально в трех минутах ходьбы от театра на пересечении улиц Большой Московской и Нутной на пустыре, заросшем высокой травой и разбросанными по ней яркими комочками одуванчиков,
тесно прижавшись друг к другу, соединенные кирпичной галереей, стоят две церкви.
Первой, в 1300-м году, была построена каменная церковь Михаила Архангела на Торгу на месте деревянной церквушки, пришедшей в упадок. В последующие столетия она дважды подвергалась перестройкам, в результате которых от 15 века сохранилась кладка нижних частей стен, а в 1812-м году верхние части церкви были разобраны.
Сложенная заново, оштукатуренная и побеленная она потеряла свои прежние исторические черты, что отразилось на ее дальнейшей судьбе. Новое революционное руководство считало, что храм, якобы построенный в 19 веке, не представляет историческую и культурную ценность. Купол был убран, а сама постройка усердно использовалась для всяких хозяйственных нужд и склады.
До наших дней церковь Михаила Архангела на Торгу так и дошла в своем перестроенном виде, а о церкви напоминает лишь сохранившаяся апсида, на фото слева.
Вторая церковь Благовещенья на некотором отдалении от церкви Михаила Архангела на Торгу была возведена в 1362-м году, но в 1555 году после случившегося пожара была полностью перестроена и соединена галереей, перпендикулярно примыкающей к соседней церкви и расположенной над аркой. К западной стене была пристроена двухэтажная трапезная и кухня — результат нового общежитного Устава для новгородских монастырей.
Шатровая колокольня была пристроена к галерее в конце 17 века.
В результате реставрации в середине прошлого века церковь Благовещенья выглядит как в 16 веке, на фото она справа.
Обойдя церкви по кругу, обнаружила запустение, заброшенность, но было заметно, что церкви все же использовались, но судя по всему отнюдь не по назначению.
Вернулась к началу Никольской улицы, образованной в результате перепланировки Торговой стороны в 18 веке и примыкающей к Ярославову городищу. В начале улицы сохранилась историческая застройка 19 и начала 20 веков. Этот красивый дом цвета пыльной розы по адресу Никольская № 4 был построен в конце 18 века для купца Н. П. Кузнецова. В настоящее время в нем находится адвокатская контора.
На пересечении улиц Большой Московской и Никольской сохранился двухэтажный дом Воронова с флигелем, год постройки конец 18, начало 19 веков. Памятник архитектуры и градостроительства сейчас отдан под жилые квартиры.
Улица Большая Московская— одна из основных магистралей Великого Новгорода. Она протянулась на 3,5 километра с юга на север через всю Торговую сторону. В древности на ее месте уже была улица, упоминание о которой датируется 1566 годом. Прокладка самой Большой Московской была начата в 1730-м году. На улице частично сохранилась историческая застройка 18–19 веков и было бы очень интересно прогуляться по ней с юга на север, но на это посещение города у меня были другие планы. Но про одну усадьбу я все же вам расскажу.
В 1883 году купец 1-й гильдии, потомственный почетный гражданин Григорий Максимович Сметанин на пересечении улиц Большой Московской и Никольской, прямо напротив Ярославова дворища приобрел участок с уже построенными на нем прежними владельцами двумя двухэтажными домами, соединенными между собой аркой. Красивый дом, построенный в конце 19 века в стиле классицизма, купец подарил своей жене Ольге Афанасьевне.
Второй дом был больше похож на длинный флигель.
Владения Сметаниных растянулись на большую часть квартала. В поисках информации о доме, натолкнулась на биографию Григория Максимовича Сметанина, занимающегося невероятно разносторонней, благотворительной и обширной общественной деятельностью, полезной для города.
Вот лишь небольшой перечень его сфер деятельности: почетный мировой судья, городской голова, гласный Городской Думы, церковный староста и все эти должности подразумевали не только управление, но и вложение личных средств.
Именно по инициативе Сметанина в Кремль было проведено электричество, сооружен первый городской водопровод, устроен первый в Новгороде фонтан. В 1878 году им совместно с другими купцами был открыт первый новгородский пивзавод «Богемия», выпускавший не только пиво, но и газированную воду. Завод пережил трудные времена, войны, но в настоящее время брошен, часть зданий разрушена, но что-то еще сохранилось.
Но вернемся к домам: уцелевший после ВОвойны дом Сметаниной впоследствии занимали различные структуры. В начале 20-го века он был выставлен на торги, удачно куплен и в 2015-м году хозяин приступил к реновации и сохранению памятника архитектуры регионального значения. В настоящее время дом носит имя Сметаниной Ольги Афанасьевны и в нем располагается Рахманинов Отель на 16 номеров.
С флигелем дела обстояли сложнее, позабытый и заброшенный он был прибежищем для разного рода личностей, пока зимой 2020-го года в нем не случился пожар, заставивший обратить на исторической здание внимание руководства города.
В итоге, объект культурного значения — Дом Сметанина передан в безвозмездное пользование Новгородскому гос.университету им. Ярослава Мудрого и в нем планируется создание Центра студенческих инициатив.
Идемте теперь далее по исторической Никольской улице, по пути любуемся небольшими историческими купеческими особнячками, большая часть которых внесена в список культурного наследия России и обычными жилыми симпатичными домиками.
Перекрестки переходить не спешу, а поглядываю налево-направо, боясь пропустить что-то интересное, а заприметив, конечно же не раздумывая поворачиваю туда. И вот, удивительная находка на улице Славная № 22, без определения даты, хозяина и прочих деталей — ну и ладно, зато не совсем обычный и традиционный домик.
Такое милое название улицы, оказалось, что о ней упоминалось в 1536 году, но как о Славенской, а с 1623 года она трансформировалась в Славную.
Напротив, по адресу Славная № 28 обратил на себя внимание каменный двухэтажный Дом причта Успенской церкви, постройка -19 век, памятник регионального значения.
Возвращаюсь на улицу Никольскую. На пересечении со Славной под № № 23/32 находится здание подворья Валаамского монастыря, 19 век.
Далее на улице Никольской под № 28 интересный дом купца Ширяева П.И, постройки первой половины 19 века, памятник архитектуры регионального значения.
На перекрестке с улицей Знаменской под № 29 вот такой симпатичный деревянный дом, выстроенный в 1994 году на месте разобранного дома, построенного в свою очередь в 1900 году.
Участок и дом принадлежали известному археологу-самоучке Василию Степановичу Передольскому, занимавшемуся историей древнего Новгорода, на свои средства организующему раскопки.
Напротив, на углу улиц Никольской и Знаменской находятся очень красивые храмы святого апостола Филиппа и святителя Николая Чудотворца, имеющие уникальные архитектурные особенности.
Впервые в летописях храм святого апостола Филиппа упоминается в 1194 году. Затем в течении почти двухсот лет с завидным постоянством деревянный храм три раза горел в пожарах и отстраивался вновь, при чем в разных местах. Наконец в 1383 году на пределе, стоявшей здесь раньше Никольской церкви. был построен каменный храм святого апостола Филиппа. В 1527 году вплотную к храму строится Никольская церковь.
До начала 17 века, разделенные лишь смежной стеной, церкви Филиппа и Николая существовали порознь. В 1606–1607 году после случившегося бедствия- чумы, унесшей тысячи жизней горожан, церкви объединились в один приход. В Великом Новгороде это единственное храмовое сооружение имеющее общую крышу.
Росписи в храме, по мнению искусствоведов, расписал знаменитый русский художник, первый и лучший живописец 18 века, прошедший голландскую школу живописи, Андрей Меркурьевич Матвеев.
Осмотрев храмы, я вышла за территорию, повернула направо и отправилась по Знаменской улице, рассматривая целую россыпь деревянных частных домиков.
Я словно оказалась в милом провинциальном русском городке, спешить не хотелось,
но впереди уже показался великолепный Знаменский монастырь. О нем я хочу рассказать отдельно, а мы идем далее, к жемчужине Великого Новгорода- Ильинской церкви.
Крестово-купольная церковь Спаса Преображения на Ильине улице построена жителями Новгода в 1374 году и представляет собой наиболее выдающийся памятник Новгородского зодчества 14 века, классический образец архитектуры периода Республики.
Церковь привлекает внимание своими лаконичными фасадами, стройностью пропорций и многообразием декоративных мотивов.
Но что еще более ценно и уникально, это единственный в мире храм, в котором сохранились фрески византийского мастера, знаменитого Феофана Грека, расписавшего церковь в 1378 году. Всего им было расписано около 40 церквей.
В периоды перестроек и реконструкций стены храма подвергались штукатурке и побелке. В 20 веке росписи были очищены, но сохранились они частично: в куполе храма и в Троицком пределе.
Но мне не посчастливилось увидеть своими глазами эту красоту — храм был закрыт.
Обойдя его весь по кругу, я заинтересовалась вот этими непонятными знаками. Что это, может быть кто-то знает?
Спасибо, кто вместе со мной интересуется древним Великим Новгород и его уникальной храмовой архитектурой. Продолжение еще будет.