Духовницкое находится на севере Саратовской области. До 2019 года я там ни разу не был. Если бы не празник, посвященный пирогам, то может быть так туда и не доехал. Дорога была длинной и достаточно монотонной.
Пироги известны на Руси в течение сотни лет. Постепенно в разных местностях сложились свои пекарские традиции и стали появляться пироги с различными названиями, видами теста и начинок. Порой пирог заменял собой полноценный обед.
В одной из своих книг про путешествия немецкий путешественник Адам Олеарий (нем. Adam Olearius; Адам Ольшлегель, 1599–1671)писал: «Между прочим, у них (русских) имеется особый вид печенья, вроде паштета, или, скорее, пфапкухене, называемый ими „пирогом“; эти пироги величиною с клин масла, но несколько более и продолговаты. Они дают им начинку из мелко рубленной рыбы или мяса и луку и пекут их в коровьем, а в посту в растительном масле; вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять».
Жаль только, что пироги немецкий путешественник увидел не в Духовницке, которого в ту пору еще не существовало, хотя и проплывал в здешних местахв 1636 году из Нижнего Новгорода вниз по Волге и дальше по Каспийскому морю в Персию.
Через десятилетия после путешествия Олеария в здешние места пришли старообрядцы и стали создавать скиты. Появились у здешних обитателей и свои пироги, которые назывались чинёнками, они были овальными и большими пирогами, чтобы одним пирогом можно было наесться.
У Владимира Ивановича Даля чинёнка — пирог с чем-либо. Этимология слова связана с глаголом чинить, начинять, набивать, наполнять.
Поэтому, когда в Саратовской области в разных районах стали проводиться фестивали, то в Духовницком не стали особо думать, вспомнили старину. На один из таких фестивалей мы и отправмлись. Хорошо, что не на лошади ехали, а на комфортабельном микроавтобусе, несколько раз попадали под дождь, пока не добрались до Духовничцкого.
На входе нас встречали с музыкой
и приветсвовал брутальный кавказский мужчина, правда несколько надутый.
Вот мы входим на территорию «Королевства пирога».
У любого королевства должен быть король или королева. На этом пирществе пирогов была королева, бывшая пышной и сдобной красавицей.
Возле сцены стояли ворота, из которых вышла процессия, воглавляемая королевой.
Так выглядела сцена перед началом фестиваля.
У некоторых групп людей в разноцветных одеждах имелись непонятные треугольной формы предметы.
Потом стала понятна задумка организаторов. Духовницкий район состоит из разничных муниципальных образований. И эти непонятные кусочки симовилировали части пирога. На наших глазах этот пирог стал собираться.
И вот лежит собранный пирог, правда из серии «висит груша — нельзя скушать».
И таких прикольных деталей на празднике хватало.
Еше один несъедобный пирог,
Множество людей в разнообразных костюмах
и несколько музыкальных коллективов
оживляло пространство праздника.
Мне понравилась Красная Швпочка, которая с пирожками собралась к бабушке.
в том числе картины,
радовали взор.
Ну и естественно гвоздём программы были пироги!
Пироги были из теста дрожжевого и слоеного, пресного и сдобного, открытые и закрытые, большие и маленькие, круглые и квадратные с мясом и дичью, грибами и яйцами, крупами и овощами, творогом и фруктами, рыбой, щавелем, ревнем — более 25 видов.
Конечно проверять число различных пирогов я не стал, но пирогов было в изобилии,
многие из них мы попробовали. Под конец даже челюсти устали.
Некоторые из пирогов были произведениями искусства.
А под пироги можно и рюмочку пропустить.
Нашлось местно на празднике пирогов и ухе.
В Саратов мы вернулись поздно, но об этом никто не жалел.
Теги:
Культурно-познавательный туризм