Моя малая родина — одна из оружейных столиц России — прощалась со мной силуэтом самого известного в мире оружия.
Моя малая родина — одна из оружейных столиц России — прощалась со мной силуэтом самого известного в мире оружия.
Мы ожидали, что Север нас встретит полярной ночью, но солнце все никак не хотело уходить за горизонт. Сумерки застали самолет над грядой Полярного Урала. Его последние лучи ласкали вершины гор.
И вот она — земля Ямала. С замерзшими реками. И редкими елками, торчащими из земли как зубочистки.
С высоты хорошо был виден зимник — дорога, соединяющая населенные пункты лишь в холодное время года.
Салехард — единственный город в мире, лежащий точно на 66 параллели, на пересечении Северного полярного круга.
Здание аэропорта — современное, с куполообразной крышей, за что местные прозвали его «рейхстагом». При досмотре необходимо показывать паспорт: регион считается пограничным. Сотрудники безопасности обращают внимание на фотографию и прописку.
Северный Полярный круг
Первая остановка: пересечение 66 параллели — Северного Полярного круга. Объявленная гидом в автобусе температура воздуха минус 39 — насторожила, но не испугала. Зря! Холод был настоящий с пронизывающим ветром.
Планировалось, что на обряд пересечения нам потребуется полчаса. Просматривая программу, подумала, маловато будет. В результате управились за 10 минут. Один куплет из песни, два притопа, быстро пробежали внутри стелы. Вот он — географический Северный Полярный круг.
Две минуты на дежурное фото с местным Дедом Морозом — Ямал Ири, и бегом в автобус. Итог: отмороженный «рабочий» указательный палец правой руки. Болел дня два, ощущения, как будто качественно прижала дверью.
Кстати, стела 66-й параллели в том виде, которая она сейчас, это уже второй вариант. Была еще одна, но ее снесли, потому что «вроде как стояла не в том месте». Ранее данный географический объект был напротив гостиницы «Полярный круг». Там же стояла еще одна достопримечательность — ресторан «Три чума», сгорел, к сожалению. Потом одно время каждую зиму ставили ледяное здание, подобие старого ресторана, но только из ледяных кубов. Сейчас уже не ставят.
Этот вечер был самым холодным за нашу поездку, скорее всего, из-за ветра. В остальные дни температура опускалась до -42-45, и ничего. На ногах бахилы, купленные в «Ашане» за 100 рублей, шерстяные носки, обычные утепленные штаны, пуховик, меховая шапка — этого достаточно, чтобы не мерзнуть, если передвигаешься мелкими перебежками, проводя на морозе минут по 15–20. Для меня главной неразрешимой проблемой оказалось, что надеть на руки для удобства съемки и смены объективов. К концу поездки приноровилась, могу теперь в соревнованиях на скорость участвовать.
Отель «Юрибей»
Встретил нас огнями и ростовыми куклами.
Это современный отель европейского класса, правда, количество звезд нигде не отмечено. 118 номеров располагаются на пяти этажах (два из них — для людей с ограниченными возможностями), 2 сюита и 8 апартаментов на шестом этаже. В здании есть лобби-бар, ресторан, конференц-залы, фитнес-центр, сауна, парикмахерская, химчистка и бильярдные. В гостинице работают авиа- и железнодорожные кассы.
Отель «Юрибей» построен точно на 66-й параллели. С учетом погрешности, можно сказать, что голова твоя спит до Полярного Круга, а вот ноги уже в Заполярье.
В двухместных номерах приличных размеров поразило наличие двух санузлов: это роскошь даже для пятизвездочных отелей.
Нам достался «счастливый» номер 222 на втором этаже. На кроватях у каждой уже лежали сертификаты о пересечении Северного Полярного круга.
Перефразируя «Огонь, вода и медные трубы» уикенд в Салехарде проходил под лозунгом «Мороз, жара и гудящие трубы».
Мороз — все логично, на Север все-таки приехали. Испытание морозом все выдержали достойно, ведь при плохой погоде, главное — правильно одеться.
Жара — топят здесь нещадно везде: в гостинице, автобусе, чуме. В номерах температура зашкаливала за 30 градусов. Но и этот экзамен мы сдали: достаточно открыть окно, чтобы проветрить комнату, в автобусе просто скинуть верхнюю одежду (как, например, делал наш водитель), ну, а в чуме можно и пару лишних свитеров скинуть.
А вот испытание «гудящие трубы» мы полностью проиграли. Еще при заселении в номере слышался посторонний шум, но утомленные дорогой и сытным ужином заснули быстро. Хуже стало ночью. Такое чувство, что поселись в трансформаторной будке. Гул то нарастал, то стихал. Промучившись с полчаса, вызвали горничную. 5 минут — ее нет. Перезваниваем: ушла — ждите. Еще 5 минут — никого. Третий звонок: горничная ушла за сантехником, скоро будут. Да, ночка перестает быть томной… Еще 10 минут: пришли, действительно разбудили сантехника. Он сразу сказал честно: помочь не смогу, это шумят батареи, когда на улице холодно. Интересно, а здесь бывает не холодно? Но, к чести, попытался что-то сделать. Снял облицовочный экран, что-то покрутил, и в комнате наступила звенящая тишина. С облегчением, вздохнули, и попытались уснуть… Не успели. Трубы сменили тональность и завыли еще сильнее. Ну, теперь-то мы знаем, что надо сделать: сняли экран, нашли, что можно покрутить: через 5 минут заставили-таки батареи замолчать. Очередная попытка уснуть, и опять не успели: трубы сменил тромбон, затем гобой, фагот и валторна… Дежурили у батареи по очереди: пока один пытался уснуть, задача второго (уже не заткнуть — куда там!) поддерживать тональность и монотонность ритма.
Поэтому, если вам случится остановиться в этом отеле, уточните на ресепшене о состоянии батарей в номерах *22 (122, 222 и т. д.). Иначе рискуете элементарно не выспаться. В защиту служащих отеля следует добавить, что они решили эту проблему просто: на следующую ночь нас переселили в другой номер.
Правила пожарной безопасности в «Юрибее» исполняются неукоснительно, но креативно: чего стоит пожарная лестница. В сумке — молоток, чтоб разбить стекло и веревочная лестница. Видимо, для того, чтоб к железу на морозе не прилипнуть.
Обзорная экскурсия по Салехарду
Я уже привыкла, что в подобных экскурсиях на тебя вываливается гора информации с датами именами, которые запомнить невозможно. К тому же в данных климатических условиях на воздухе долго не простоишь, записать что-то нереально, успеть бы пару кадров сделать, пока техника не подвела. Так что, наверно, ограничимся небольшим количеством фотографий и обрывками моей дырявой памяти.
Эти чумы настоящая семья оленеводов разбила напротив отеля «Юрибей» и администрации ЯНАО еще три дня назад, готовились к нашему приезду. Место выбрано неслучайно: именно здесь, проводится один из самых зрелищных праздников — День оленевода. Отмечается он в конце марта, в день весеннего равноденствия. Кульминацией праздника считаются соревнования: гонки на оленьих упряжках, прыжки через нарты (сани). А также метание тынзяна на хорей: и это отнюдь не состязание в стихоплетстве — участники соревнуются в закидывании аркана на длинный шест-палку, которой оленевод управляет оленьей упряжкой.
Одной из визитный карточек Салехарда считается автодорожный вантовый мост через реку Шайтанку. Наверху строения находится ресторан «Факел», местные называют его «Штаны». Подняться на смотровую площадку можно с помощью двух лифтов. Общая высота моста 50 метров, высота пролета до реки — 20 метров.
Раньше Салехард был городом бараков, сейчас постепенно столица ЯНАО застраивается новыми домами в капитальном исполнении. Не до всего дошли еще руки, например, это детский сад, все еще ждет свою «Сказку».
Все новостройки, включая государственные учреждения, разноцветные. Так как на Севере около семи месяцев лежит снег, и чтобы глаза отдыхали от ослепляющего белого цвета, новые дома стали раскрашивать во все цвета радуги.
Одна из улиц города названа в честь исследователя Дмитрия Мартыньяновича Чубынина, который опроверг, что на севере нельзя заниматься сельским хозяйством. С началом его испытаний в рационе северян появились картофель, злаковые. Он даже вывел специальный морозостойкий сорт зерна.
Музей под открытым небом — Обдорская застава — еще одно место, куда везут всех гостей города. С этого места началось строительство нынешнего Салехарда.
Обратите внимание, что все сделано из дерева. Это не оригинальные постройки, их лишь воссоздали. Но первые строения все же были из леса, который в те времена был весьма дефицитным товаром. Его не сплавляли по речке в связках, как это делают обычно, если город стоит на реке. Сюда лес доставлялся уникальным способом: баржи, на которых привозили продукты для Обдорской ярмарки, строились таким образом, чтобы их потом можно было разобрать. Приехало 10 барж, а уплывало обратно 2. Остальные разбирались на строевой лес, на дрова.
Меня, кстати, больше, чем острог поразила замерзшая Обь. Без дат образования, имен и фамилий, какая-то нереальная северная красота.
Самым красивым зданием в мороз всегда является церковь. Голубизна неба, белизна стен и золото куполов — очень органично сочетаются между собой.
Храм Петра и Павла. Собирали на его строительство всем миром. Требовался архитектор, который бы выполнил два главных условия: построил здание без свай, температура внутри которого должна быть не ниже +16. Нашелся такой умелец из Германии. Все, как и заказывали: здание стоит лишь на фундаменте. Необходимую температуру достиг с помощью системы дымоходов, которая нагревала пустоту между двумя стенами. В советское время снесли 26-метровую колокольню. Был здесь и барак для заключенных, и овощехранилище, и детская спортивная школа. В нынешнее время храм восстановили, а вот колокольню и белокаменную ограду нет.
«501-я стройка»
К сожалению, времени не хватило доехать до памятника жертвам ГУЛАГа: из-за плотного графика видели лишь из автобуса. Но для тех, кто приезжает в Салехард организуется экскурсия не только к паровозу, но и в тундру, по местам сохранившихся объектов железной дороги и бараков.
А началась вся эта истории, когда в годы Великой Отечественной войны в районе Обской губы всплыла немецкая подводная лодка. И Сталин решил, построить здесь военно-морской порт. Со всей страны собирались заключенные, чтоб построить железную дорогу, и по ней везти необходимые для строительства военный базы материалы. Но не учли рельеф: для захода в порт крупных океанских кораблей, необходимо было проводить серьезные работы по углублению дна. Но так как людей уже пригнали, в 1949 году Сталин принял решение железную дорогу все-таки строить. Строительство вели в двух направлениях: стройка № 501 из Салехарда в Игарку, и № 503, наоборот, из Игарки в Салехард. На середине пути эти строки должны были встретиться. Особого плана строительства не было, строили, как Бог на душу положит. Кирка, тачка и лопата — основные орудия труда. В бараках, длинных помещениях, примерно по 70 квадратных метров, 70 заключенных, ширина нар — 2 доски длиной по полтора метра. Обогревалось это помещение двумя бочками, стоявшими в разных концах, в которых вместо дров жгли разный мусор.
Среди заключенных было много женщин, сидевших по 58 статье — «за колоски», так называли тех, кто посмел срезать пару колосьев, чтобы накормить голодных детей. Наказание по этой статье было суровым: от 5 до 25 лет. Стройку закрыли со смертью Сталина. Однако часть ее все-таки успели построить: от ст. Чум до Лабытнанги, остальное забросили: что не смогли разрушить морозы, растащили люди.
Кто не знает Любочку? Любу знают все!
Скульптура мамонта Мити встречает гостей на границе города.
Останки мамонтов на Ямале находят постоянно. В 2007 году обнаружили уникальный экземпляр — мамонтенка Любу — самое лучшее в мире по сохранности на данный момент: с хоботом, хвостиком и даже внутренними органами. Если учесть, что примерные годы жизни животного — около 42 тысяч лет назад, находку можно считать удивительной.
Недавно Любу вставляли в Чикагском университете, где она имела потрясающий успех: только за одну акцию «Ночь в музее» экспозицию посетили 10 тысяч человек.
В прошлом году, в год 80-летия ЯНАО почетных гостей угощали элитной водкой «Мамонт», бутылка которой выполнена в форме бивня мамонта.
А олени лучше!
Катание на оленях — одно из самых ожидаемых событий, устроенных организаторами. Все та же семья, раскинувшая чумы напротив гостиницы, после обзорной экскурсии ждала нас в гости.
Мужчины катали туристов, женщины угощали в чуме, дети торговали сувенирами. На фоне современных зданий — это казалось сюрреалистичным.
Увы, сувениры, на Ямале недешевы.
Магниты (не просто фотографии, а сделанные вручную) — 270 рублей, фигурки местных жителей из глины — 1000, а если из кости коровы или оленя — от 3000 и выше. Композиции из оленьих упряжек достигали 12000 рублей.
Посчитав, что самые лучшие сувениры — это яркие впечатления, села в нарты, получила в руки хорей (а говорят женщинам трогать его запрещено), и уставилась в оленьи попы.
Кстати, олени очень чистоплотные животные, никакого неприятного запаха, хлеб с рук берут аккуратно. Управлять запряженными оленями оказалось нетрудно: если легко задеть хореем заднюю часть тела оленя, он двигается вперед, только делать это нужно быстро и каждого, иначе получится «лебедь, рак и щука», чтоб остановить упряжку, достаточно потянуть вожжи на себя.
Живое серебро Ямала
Я не знаю, как вы, но мне, для полноты образа места, где я была, необходимо побывать на рынке. Именно там — местный колорит, и только там продают аутентичные вещи и продукты. И когда выдалось полчаса «свободного» времени (пришлось пожертвовать ланчем), я отправилась на рынок. Благо он оказался в двух шагах от МВК им. И. С. Шемановского, где у нас проходила конференция. Хотя, если бы не повезло, и рынок оказался на другом конце города — не проблема: такси в любую точку 60 рублей.
Оленеводы привозят свою добычу на снегоходах.
Приценилась к буркам, дорого: от 7 до 10 тысяч рублей. Наверное, в них тепло, но для наших широт неэкономично.
На улице без ветра минус 41, терпимо, но, видимо, не для всех: бабульки кутались в платки.
Естественно, что главной «добычей» на рынке для меня была рыба: соленая, горячего копчения, холодного, икра, консервы — взяла столько, сколько могла унести.
Цена на рыбу(на момент поездки)
Для справки: слабосоленая подразумевает под собой очень слабосоленую, почти сырую рыбу. Не знаю, что они с ней делают дополнительно, но до дома я довезла съедобную всю.
Вот так не спеша, добрались мы до самой вкусной части истории. Кормили в поездке вкусно, по возможности разнообразно.
Строганина для меня — это северное сало. Подается нарезанное тонкой стружкой с солью и перцем, иногда с особым соусом. Правда, на мой вопрос, что за соус, официантка пожала плечами: майонез с кетчупом. Да, уж, особый. Сама строганина — на любителя, мне показалась пресной, несмотря на то, что ела и с солью/перцем, и с «особым» соусом. Но попробовать нужно, хотя бы для того, что бы иметь собственное мнение.
Морошка — северная ягода, подается свежемороженой с сахаром. Вкусно, очень. Похожа по структуре на ежевику, но более плотная. Увезти — нереально. Растает. В варенье или джеме — уже не то.
Муксун: соленый, жареный — восторг. Очень вкусный, сочный, особый вкус.
Оленина в салате: по вкусу — не удивила, похоже на мясо лося, которое мы готовим постоянно, а вот по мягкости — респект поварам. Кроме того, очень вкусной оказалась корзинка из теста.
А вот горячее — оленина в вишневом соусе — просто таяла во рту. Чуть кисловатые кусочки ягод прекрасно дополняли вкус мяса.
Вот таким оказался наш зимний уикенд в Салехарде: морозным, жарким, с медными трубами, сытным и гостеприимным.
P. S. После переписки с менеджементом отеля выяснилось, что виновник «гудящих труб» — организация, подающая в здание тепло. В данный момент, система прошла обкатку, проблемы по стояку устранены, люди в номерах *22 спят спокойно.
В следующей части о прошлом, настоящем и будущем Ямало-Ненецкого округа, развитии туризма и что такое для потомственного оленевода «свобода».