Каждый город мира, помимо основных и наиболее узнаваемых достопримечательностей, хранит свои диковинки, до которых зачастую у туристов не остается сил или времени. А они оказываются наиболее атмосферными и притягательными, дополняют образ города и помогают прочувствовать его атмосферу. Так и Петербург: на осмотр одних только обязательных красот уйдет неделя, а если углубиться, то, как в Эрмитаже… можно и годами.
Питерские дворы — отдельный вид прекрасного. Есть и дворы Достоевского, темные, мрачные, непарадные, но тоже очень колоритные. А есть красочные уютные дворики, созданные руками энтузиастов и ставшие полноценными достопримечательностями города. О них и пойдет речь.
После майской непогоды и сорванных планов с пригородами (именно из-за дождей и сырости) я временно переключилась на город, и в один из выходных решено было пройтись и поискать спрятанные во двориках красоты. Июнь в Петербурге бьет все рекорды по теплу и солнцу, в городе среди каменных зданий тяжко, но дух приключений, наконец, проснувшийся после небольшого перерыва, упорно звал вперед.
По традиции, путь начинается от Московского вокзала: центр, удобная транспортная развязка. Несколько кварталов по Невскому проспекту, и сворачиваем на Литейный проспект. А это — настоящее сокровище для искателей двориков. Собственно, в этот раз большая часть маршрута и пролегала по Литейному проспекту. Всего — чуть более 5 километров.
Первый на пути — дворик Сен-Жермен (Литейный пр., 46). Вход в него бывает закрыт, но есть домофон парикмахерской и часто выходящие местные жители. Я вообще просочилась вместе с автомобилем через ворота въезда.
Уже на входе арка напоминает старинные дома Парижа или Рима. Ну, раз Сен-Жермен, значит, Париж. До Рима еще дойдем, такой тоже существует. Чем не альтернатива и ответ пандемии при закрытых границах? Снаружи шумный проспект, а внутри — релакс и тишина. А узкие арочки уж очень напоминают знаменитую Нарнию. Раз — и телепорт переносит в какую-то совершенно непохожую атмосферу.
Сен-Жермен — это настоящий природный оазис среди бетонных и каменных джунглей. А когда все цветет и зеленеет, и подавно. К тому же, такие дворы — еще и надежное лекарство от летнего солнца.
Окруженный стенами дома сад имеет исторические корни. Скрытый от взгляда случайных прохожих, он был идеальной сценой для многих артистов и поэтов. Здесь пел Федор Шаляпин, выступала Анна Ахматова, заходил с гитарой Борис Гребенщиков, читали свои произведения Иосиф Бродский и Сергей Довлатов.
Долгое время сад был заброшен, но сейчас восстановлен фонтанчик, поставлены скамеечки, все облагорожено. Видно, что о дворике заботятся.
Когда выходишь обратно на Литейный, чудо испаряется сразу: ты снова в большом городе, в потоке людей. Благо до следующей красоты недолго бежать.
Это дворик искусств (ул. Жуковского 6). Вход в него возможен и с Литейного, и непосредственно с ул. Жуковского. О нем я не знала и нашла его совершенно случайно: арка была призывно открыта, ее я перепутала поначалу с двориком Сен-Жермен.
Первый двор нужно пройти насквозь — он ничем не примечателен, а вот следующий притянет ваше внимание наверняка. Еще один проход в арку — и вы у цели. Взглянув налево, на огромной стене дома можно увидеть картину на сюжеты пушкинских сказок…
А дальше только успевай оглядываться: стены всех окрестных домов расписаны сказочными сюжетами. Здесь есть и Дуб зеленый с цепью, а рядом Кот Ученый, чуть дальше — Руслан и Черномор.
Не спеша выходим снова на шумный проспект и на этот раз идем несколько кварталов. Нам нужен адрес Литейный пр. 15. Это не дворик-колодец, а на этот раз — настоящий сквер — Сад дружбы. Париж был, теперь — Шанхай во всей красе.
Сад был открыт в мае 2003 года в честь празднования трёхсотлетия города как подарок от Шанхая, города-побратима Санкт-Петербурга. Сад является уменьшенной копией шанхайского «Сада Радости». В период цветения вишни сюда приезжают люди, чтобы насладиться цветением сакуры. Нежные розоватые цветы и огромное дерево производят неизгладимое впечатление! Но не только ими знаменит скверик.
Здесь есть и японский сад с камнями, мостиком и искусственным водоемом, где то и дело проходят любительские и профессиональные фотосессии, и целая стена с причудливыми орнаментами, некоторые из них — выпуклые. Это драконы разных видов и цветов. «Стена девяти драконов» видна с проспекта, она и привлекает сюда туристов.
А рядом расположена Пагода дружбы. Пагода предназначена для чайной церемонии и медитации на открытом воздухе. У её входа расположены два льва, выполненных в азиатском стиле. Сад украшают камни «тай ху ши», привезённые с озера Тайху, расположенного в Южном Китае. Деревья в саду, также как и в садах Китая, не подстригаются.
В солнечный день эти инсталляции смотрятся еще более красочно, а в тени многочисленных деревьев можно отдохнуть.
Чтобы увидеть следующий вход в параллельную реальность и новый дворик, придется пройти еще вперед, почти до конца Литейного проспекта и свернуть до улицы Чайковского. Ее тоже нужно пройти от и до. Заканчивается она на набережной Фонтанки. Нам нужен дом № 2/7 и именно его «Фонтанковая» часть. Прямо напротив Летнего сада можно снова нырнуть в ворота Нарнии и оказаться… в царстве мозаики.
Здесь вас ждет Мозаичный дворик (ул. Чайковского 2/7).
«Мозаичный дворик» — так называют это место местные жители. По замыслу же его автора, заслуженного художника России Владимира Лубенко, оно носит имя «Музей под открытым небом «Санкт — Петербург Олимп культуры». Эта выставка задумывалась как подарок городу. Создавал её художник более четверти века, практически всю — своими собственными руками.
Всё началось в 1984 году, когда здесь, в обычном жилом доме, открылся подростковый клуб «Вулкан» под руководством Владимира Васильевича. Он разработал свою собственную методику обучения детей. Позднее клуб стал Малой академией искусств. Прилегающий к ней двор было решено оформить мозаичными работами.
Для создания неповторимых, красочных панно, композиций и скульптур автор использовал смальту, мрамор, керамическую плитку, и даже фарфор — чашки и тарелки. Узнав о том, что в центре города оформляется необычный дворик, многие его жители приносили художнику необходимые материалы. Некоторые работы автору помогали оформлять его маленькие ученики.
Результат почти 30-летней работы мы видим сейчас.
Даже детская площадка отныне выполнена в стиле художника. И, думаю, дети любят здесь находиться.
В центре дворика, в одном из домов, располагается и мастерская художника. На нее указывают многие таблички: «Осмотр — далее». Работает она с 09:00 до 22:00. Там можно и приобрести мозаичные панно при желании.
Мозаика во дворе везде: ею отделаны даже скамейки для отдыха и канализационные люки. А цветы в мозаичных клумбах смотрятся еще красивее.
После этого движемся в обратном направлении, теперь уже — по набережной Фонтанки. Это самая жаркая часть из всего маршрута — тени нет ни на одной стороне. И минут 20 придется пробежать до очередной красоты.
У напротив цирка переходим мостик и, спустя еще минут 5, оказываемся на Манежной площади и улице Итальянской. Название ее говорит само за себя. Конечно, с двориком, что здесь находится, оно не связано, но по иронии судьбы, это именно Итальянский дворик (ул. Итальянская 29).
Как и в случае с Сен-Жермен, арка закрыта. Но снова в помощь домофоны организаций и местные жители. И снова знакомые порталы, на этот раз — прямиком в любимый Рим.
А еще здесь есть кофейня, да и рядом множество точек общепита, так что, по итальянской традиции, сюда нужно прийти с чашечкой кофе или испить крепкий ароматный напиток уже после посещения. Так вы еще больше напомните себе (или если не были там, услышите) атмосферу Рима.
Такая экскурсия станет прекрасной альтернативой общепринятым достопримечательностям, или если хочется чего-то поистине питерского. Дворики — это самое то!
На этом пока прощаемся с двориками города на Неве, хотя их наберется еще не на один рассказ. Но это уже в следующей части и в новом маршруте.