Рассказ, навеянный погодой. Точнее, непогодой.
Не знаю как у вас, а у нас льют дожди и прекращаться не собираются — мой телефон показывает сплошные ливни отсюда и до 12 июня. Вода, вода, кругом вода, лужи стоят на песке, можно начинать выращивать рис.
Эта вот вода сверху и снизу напомнила мне наш первый день в Стамбуле, когда тоже шёл дождь. Но нам же срочно приспичило в круиз по Босфору, нет бы подождать следующего, солнечного дня. Так и получилось, что на память об этой морской прогулке остались мрачные фотографии — готика и нуар) Которые я долго не знала как обработать. Не уверена, что сейчас знаю, как правильно, но всё же на них, по крайней мере, теперь можно смотреть без слёз.
Итак, мы отправились от пристани Эминёню и наш круиз был коротким — меньше двух часов. Наш кораблик не дошёл до Чёрного моря, развернувшись под Вторым Босфорским мостом. Но даже этого хватило, чтобы увидеть все главные достопримечательности, расположенные по берегам Босфора.
Давайте вспомним, откуда взялось название Босфор: по легенде, возлюбленная Зевса Ио в образе коровы, спасаясь от гнева Геры, перешла этот пролив вброд, за что он получил имя Босфор — «коровий брод».
Ширина пролива варьируется от 700 до 3700 метров, а глубина — от 50 до 120 метров. Ежегодно по нему между Мраморным и Чёрным морями проходит до 80 000 грузовых судов, нефтяных танкеров и океанских лайнеров.
Несмотря на плотный трафик, вода в Босфоре чистая — здесь водится много рыбы (от меч-рыбы до родственной анчоусу мелкой рыбёшки хамси). Дары моря подают в многочисленных ресторанах во всех районах на всём протяжении пролива.
Первое важное здание слева по борту у нас — дворец Долмабахче в районе Бешикташ, это самый крупный дворцовый комплекс Турции. Роскошная резиденция султана Абдул Меджида была построена в необычном стиле — традиционную турецкую архитектуру сменил европейский стиль. Эксперимент султана удался: дворец по красоте соперничает с лучшими королевскими дворцами Европы и привлекает множество туристов.
Рядом с дворцом высится одноимённая мечеть Долмабахче, известная также как мечеть Безмиалем Валиде Султан. Её постройку закончили в середине XIX века по велению султана Абдул Меджида I, посвятившего её своей матери.
Ещё одно интересное здание на европейской стороне между Бешикташем и Ортакёем — бывший султанский дворец Чыраган, построенный в 1863 году. Здание протянулось вдоль Босфора более чем на полкилометра. Воссозданный в 1990-х годах из руин дворец султана Абдул Азиза сегодня занимает шикарный отель Çırağan Palace Kempinski Istanbul 5*.
Следом у нас по левому борту — район Ортакёй со знаменитой одноимённой мечетью. Мечеть Ортакёй, она же Большая мечеть Меджидие, была построена в 1856 году султаном Абдул Меджидом I, который, будучи искусным каллиграфом, собственноручно расписывал золотом её декоративные панели. Именно эту мечеть можно увидеть на картинах Айвазовского — она была его любимой «моделью».
В 400 м от мечети начинается Босфорский мост — первый, так как есть ещё и второй. Он считается одним из самых красивых подвесных мостов в мире. Сразу за ним раскинулся исторический элитный район Бебек.
Здесь шикарные виллы сбегают к воде с лесистых холмов, имеется красивая набережная, рестораны, яхты.
Далее на европейском берегу мы видим крепость Румели Хисары. Эта крепость гораздо больше и внушительнее находящейся напротив неё на противоположном берегу пролива крепости Анадолу Хисары. Румели Хисары — ранняя османская крепость, построенная в 1452 году. С её постройкой связана известная легенда: считается, что её построили за 140 дней.
Османы, завоевав все земли вокруг Константинополя, долгое время не могли взять сам Город, и султан Мехмет II решил отрезать его от внешнего мира. Он приказал отремонтировать крепость Анадолу, одновременно с чем выстроить новый форт напротив.
Говорят, султан попросил у императора Константина XI Палеолога маленький участок земли у пролива, площадь которого не превысила бы размер шкуры барана. За это он готов был заплатить огромное количество золота. Сильно нуждавшийся в средствах император согласился, решив, что от потери участка размером с руно большой беды не будет.
Через время он узнал, что османы строят огромную крепость в самом важном и самом узком месте Босфора. В качестве ответа разгневанным византийским послам султан Мехмет II показал шкуру барана, которая была разрезана на тончайшие полоски — ими охватили весь периметр новой крепости. Принято считать, что именно крепость Румели сыграла решающую роль в падении Константинополя 29 мая 1453 года.
Наконец, мы добрались до второго Босфорского моста, или моста Султана Мехмеда Фатиха. Сооружённый в 1988 году мост длиной 1090 м является самым большим подвесным мостом в мире. Здесь наш кораблик развернулся и пошёл назад теперь уже вдоль азиатского берега.
Тем временем дождь полил с удвоенной силой, поэтому фотографий живописного султанского дворца Кючюксу (Гёксу) нет. Более или менее погода прояснилась, когда мы подошли к району Ченгелькёй, известному тем, что здесь на берегу Босфора высится величественное белоснежное здание с двумя башнями — высшая военная школа Кулели, основанная ещё в 1845 году. Интересно, что во время Крымской войны здание служило госпиталем, в котором работала Флоренс Найтингейл.
Азиатские районы Стамбула с воды выглядят так:
Ещё одно интересное здание на азиатском берегу Босфора — мечеть Бейлербей, построенная в 1778 году в четь матери султана Абдул Гамида I. Первоначально мечеть имела один минарет, но при султане Махмуде II он был снесён, а взамен построили два новых.
Мы вновь добрались до первого Босфорского моста, у которого находится живописный дворец Бейлербей, сложенный из белого мрамора. Его построили в 1861 году в качестве летней резиденции султана Абдул Азиза. Также в этом дворце селили важных иностранных гостей, прибывавших к султану, а сегодня здесь работает музей. Примечательно, что после его посещения в 1869 году императрица Евгения велела скопировать его окна в своём дворце Тюильри.
Наша морская прогулка заканчивается Девичьей башней, высящейся вдали и словно вырастающей из воды. Башня — символ Стамбула, лучше всего она видна с азиатского берега.
Босфор — один из самых примечательных проливов в мире, гордость жителей Турции, в том числе и тех, кто ежедневно вынужден пересекать его на юрких паромах и катерах, преодолевающих эти 30 км солёной воды между Европой и Азией. В свой первый приезд в Стамбул мне довелось прокатиться на таком пароме в солнечный день, поэтому я знаю, каким красивым может быть Босфор. Придумала себе повторить круиз в следующий раз, но уже по большому кругу и в хорошую погоду.