Я передвигаюсь по Дрездену в основном на трамваях и автобусах, и остановки Lenneplatz мне не миновать.
Я передвигаюсь по Дрездену в основном на трамваях и автобусах, и остановки Lenneplatz мне не миновать.
Я там бываю, чуть ли не каждый день. Ленне и Ленне, памятник ему — не бросается в глаза, я даже одно время думала что это про Карла Линнея.
Но нет, это про Петера Йозефа Ленне́ (Peter Joseph Lenné, 1789 — 1866) — прусского садового дизайнера и ландшафтного архитектора эпохи классицизма, оказавшего определяющее влияние на развитие садового искусства в Германии первой половины XIX века.
Памятник к 200-ой годовщине рождения Ленне Городской Совет Дрездена заказал Егмару Пондорфу (Egmar Ponndorf), он был установлен на Lennéplatz в 1989 году. Ленне за свою долгую жизнь спроектировал множество парков, и не только в Германии. У нас в Дрездене, между площадями Lennéplatz (Zoo)
и Georgplatz,
тоже есть небольшой парк — Бюргервизе, который был спроектирован двумя ландшафтными архитекторами, один из которых и был Ленне, а другой — Карл Адольф Тершек (Carl Adolf Terscheck, 1782–1869). По длине городского луга, о котором упоминали ещё в письменных источниках 1469 года, разбили в 1843–50 годах вытянутый парк с лужайками, клумбами, деревьями и кустарниками, ручьём (Kaitzbach) и прудом, богато украсили его статуями, вазами и фонтанами, вдоль дорожек установили лавочки — чудесное место получилось. Дрезденский Большой сад (Großen Garten), раскинувшийся по-соседству и даже отхвативший кусок луга,
конечно, по-помпезнее, но Bürgerwiese — изящнее что-ли. Пойдём смотреть?
Зайдем от стадиона имени Рудольфа Харбига (в простонародье — стадион «Динамо»).
Оттуда, вдоль ручья, выходишь к фонтану «Купальщица» («Die Badende») работы Дрезденского скульптора Бруно Фишера (Bruno Fischer).
Чуть дальше, на противоположной стороне парка, памятник Отто Людвигу (Otto Ludwig, 1813–1865) — немецкому писателю, прозаику, драматургу, литературному критику и композитору. Памятник установили в 2011 году.
Чтобы не пропустить очередную скульптуру «Две матери» надо вернуться на сторону, где ручей впадает в парковый пруд.
Сам пруд, с фонтаном воды в центре и с лужайками по берегам, выглядит очень живописно.
Если пересечь широкую аллею,
которая разделяет Bürgerwiese и Blüherpark (это ещё один исторический парк, ну или то что от него осталось)
Место огорожено, таблички нет, похоже это то, что осталось от бывшего дворца-резиденции принцев из Дома Веттинов, рожденных вторыми (Palais der Sekundogenitur), ну или какого-то павильона в его саду.
Там случилась ещё одна неожиданная встреча с русаком. Крупный заяц фотографироваться не желал, только подразнил и смылся.
Ну и ладно, я вернулась к пруду, т. к. там ещё одна мраморная красавица — «Венера, подрезающая Амуру крылья» («Venus, Amor die Flügel beschneidend») работы профессора Дрезденской художественной академии Теодора Хайнриха Боймера (Theodor Heinrich Bäumer, 1836–1898), установленная в 1886 году.
Без мелких неудач не обойтись и меня тоже настигло. Я добралась до парка, чтобы сделать фото, когда с клумб убрали анютины глазки и вместо них зияли бурые пятна на зелёных лужайках.
Буквально пару дней назад клумбы были в фиолетовом наряде, под стать кустам сирени.
Дня через три их опять заполнили цветами и я не удержалась, чтобы прогуляться там ещё раз, так что не удивляйтесь, что на некоторых фотографиях клумбы разорены.
Вот и ваза в стиле барокко из бывшего сада шевалье де Сакса (Chevalier de Saxe) находится в центре большой клумбы.
Самым заметным украшением парка считается фонтан «Памятник Моцарту» («Mozartdenkmal») работы Германа Хозаёса (Hermann Hosaeus), установленная по инициативе общества любителей Моцарта.
Фонтан состоит из двух частей. Небольшая колонна из тирольского мрамора стоит как алтарь на круглом пьедестале из песчаника. Имя «Моцарт» нанесено золотыми буквами на лицевой стороне камня в обрамлении гирлянд.
Вокруг алтаря танцуют три большие женские фигуры из бронзы — три грации, покрытые сусальным золотом. Одна из самых них символизируют глубокую, благочестивую серьезность,
другая — изящную грацию
и третья — солнечную, смеющуюся безмятежность.
Так образно художник воплотил суть музыки Моцарта.
Фонтан серьёзно пострадал во время бомбардировок февраля 1945 года. В 1991 году Герхард Вольф (Gerhard Wolf) реконструировал пострадавшие фигуры. Остатки оригинальных фигур хранятся в лапидариуме, организованном на руинах церкви Ционскирхе (Zionskirche), разрушенной в 1945 году.
Кроме уже перечисленных фонтанов, памятников и скульптур в парке Bürgerwiese установлены ещё четыре статуи, изготовленные для дворца Марколини скульптором Вискотшиллом (нем. Thaddäus Ignatius Wiskotschill/Tadeáš Ignác Vyskočil (1753 — 1795).
Первым попался Перикл (490–429 до н. э.).
В пару с Периклом поставлен Алкивиад. Алкивиад (Alcibiades около 450–404 г. до н. э.) был афинским политическим деятелем и генералом времён Пелопоннесской войны (431–404 годы до н. э.).
Одаренный, безмерно амбициозный воспитанник Перикла, ученик и друг (или даже больше?) Сократа, во главе Афин, он был сторонником возобновления военных действий против Спарты. Позже перешёл на сторону Спарты и встал во главе врагов Афин, нанося неизмеримый урон. Оттуда Алкивиад бежал в Персию и вновь вернулся в Афины, восторженно приветствуемый афинянами. Затем он вынужден был отправиться в изгнание во Фракию, а потом и в Персию. В 404 г. до н. э. Он был убит по наущению спартанского генерала Лисандра.
Его образ не поддается простой оценке. Как писали позднейшие историки, уже в юношеском возрасте, вместе с благородными чертами характера и неплохими способностями он проявлял себялюбие, легкомыслие, дерзость, высокомерие и страстное стремление быть повсюду первым. Его красота, высокое происхождение и влияние Перикла приобрели ему множество друзей и почитателей. К сожалению, хорошие стороны его характера не могли одержать верх над дурными.
Дальше по кругу выходим к статуе Гайя Муция Сцеволы.
По одной из легенд из ранней истории Рима считается, что этруски осадили Рим в 508 году до нашей эры. Молодой Гай Муций пробрался во вражеский лагерь, чтобы уничтожить этрусского царя, был обнаружен, схвачен и приведён к царю. Сцевола держал правую руку над огнём на алтаре, пока тот не потух и не выказал никаких признаков боли, это так впечатлило этрусков, что они сняли осаду — Рим был спасен.
Существует немного другая версия: Сцевола «по ошибке вместо царя убил писца, одетого в пурпур. Будучи схвачен и приведен к царю, он положил руку на пылающий алтарь, как бы в наказание за то, что ошибся в момент убийства. Когда царь, сжалившись над ним, отвел его от огня, он как бы в благодарность за такую милость сказал ему, что 300 подобных ему (римлян) составили заговор против него. Тот, испугавшись этого, приняв заложников, прекратил войну.
Секст Аврелий Виктор. О знаменитых людях, XII.»
Четвёрку замыкает статуя — Фалестриды (в немецком варианте Thalestris) — последней из упомянутых цариц амазонок.
Согласно легенде в греческой мифологии, в 330 году до н. э. она встречалась с македонским царём Александром Великим во время его завоевательного похода в Азию. Поговаривали, что Фалестрида, внезапно появилась в персидском лагере Александра во главе 300 амазонок в полных доспехах и прямиком заявила ему, что хочет от него ребенка — сейчас же! Мол, наконец-то — равный! Алекс — самый важный из всех ныне живущих мужчин, она, Фалестрида, — королева самых отважных женщин, их ребенок — не будет иметь себе равных! Но, это должна быть девочка! Что, если он станет мальчиком? Пацана отправят папе… Без лишних слов великий полководец позволил своей армии отдыхать на 13 дней дольше…
Почему-то этот эпизод, рассказанный Диодором и подхваченный другими античными авторами, у поздних историков вызывает сомнения, но художников, скульпторов и борзописцев это не смущает и они охотно возвращаются к этой истории.
Опять я закопалась чёрти-куда …, но парк действительно чудесный.
Вынырнула я из него на Georgplatz.
Здесь 18.10.1871 г. установлен памятник Теодору Кёрнеру.
Это работа скульптора Эрнста. Хэнеля (Ernst Hähnel, 1811–1891). Кёрнер заслуживает отдельного рассказа…