Турист Сергей Василец (vasilets)
Сергей Василец
был вчера 16:53

Великий Устюг — Россия Март 2021

Во времена развитого социализма, который позже ехидно окрестили «застоем», жилось советскому человеку не так уж и плохо, как кажется сейчас. Как родился малыш, самое время записать его в очередь в ясли и детсад. Очередь как раз подойдет к нужному возрасту, понятное дело, что платить за дошколят не придется. Ну, а потом школа, тоже бесплатная, желающие могут ходить в кружки по интересам, и все это нахаляву, т. е. даром. С институтом чуть сложнее — есть мозги, поступишь без проблем и бесплатно, нет мозгов — бери репетиторов, но уже за деньги. Если получил «вышку» (это не приговор такой, а законченное высшее образование))), уж меньше 115 р/месяц иметь не будешь. Этой суммы хватало на жизнь без особых изысков для молодой семьи без детей, живущей в квартире родителей (квартплата, проезд, еда, плюс небольшие радости типа кино / театр).

А еще была профсоюзная халява — заманчивые турпутевки по очень приятным ценам со скидкой 30–70%. Конечно, если ты работал в замшелом НИИ, профсоюз там был убогим и бедным, и с путевками был швах. А вот на заводах — совсем другое дело, хотя, самые лакомые выезды доставались не всем. Однако, была категория поездок, доступная любому работнику — это 2–5 дневные туры по стране на автобусах, ж/д и самолетах. Смех-смехом, но именно в таком ж/д туре М-Брест-Минск-М, 38 лет назад я не только Белоруссию посмотрел, но и нашел себе отличную супругу, а моя жена обрела самого лучшего в мире мужа.

Давно это было, а кажется вчера — сравним два фото 1984 и 2021… — считай, одно лицо)))

На родину Деда Мороза — в Великий Устюг

30 лет назад враги уничтожили СССР, вместе с ним рухнули и все завоевания социализма, включая и халявные проф-путевки. Но, история развивается по спирали: недавно РЖД решили возродить давно забытое старое на новом уровне. Пустили регулярные сезонные поезда по интересным круговым маршрутам, с правом пассажира выбирать только проезд или тур-обслуживание (раза в 4 дороже проезда). В нашем поезде практически все пассажиры были туристами, едущими по круговому маршруту. Лишь единицы паксов ехали до В. Устюга и там сходили. В Костроме была большая подсадка тех, кто ехал в Москву.

На родину Деда Мороза — в Великий Устюг

Таких поездов уже несколько, я выбрал путешествие на 8 марта в Вологодскую зимнюю сказку прямо на Родину Деда Мороза по маршруту М-Великий Устюг-Кострома-М. Первоначально взял только проезд в купе с выездом с Ярославского вокзала. Вагоны хорошо подновленные, биотуалеты работают постоянно, все очень чистенько, духоты нет — лепота. На моей второй полке новация — между полками устроили столик, невероятно удобная штука! А еще борта этого столика замечательно страхуют от падения со второй полки вниз. Единственное замечание — горячая вода: если в обычных вагонах это реально кипяток, то здесь это подогретая вода из кулера, заваривать чай или кашу крайне неудобно. Вай-фай, вроде есть, только не работает никогда. Нам повезло — в 4х местном купе ехали почти всю дорогу втроем, лишь на последнем небольшом перегоне Кострома-Москва, подсела 4я женщина.

За свой билет я заплатил 5300р, за допплату в вагоне-ресторане можно взять завтрак за 450р. По мне, неоправданно дорого, брал с собой овсяную кашу в пакетиках — дешево, вкусно и сердито. Проводницы молоденькие, очень заботливые и симпатичные, общаться с ними одно удовольствие. Девушки были так обворожительны и убедительны, что в первый же день развели меня на покупку тура от РЖД-тур.

На родину Деда Мороза — в Великий Устюг

Утром предвкушаем Великий Устюг — официальную вотчину Деда Мороза. Но, за час до города остановка на забытой станции Ядриха, занесенной белоснежными снегами по самые крыши маленьких домиков. Порой можно видеть снимки сказочных зимних деревень, так вот она перед нами. Как же радостно, когда видишь такую нетронутую зимнюю красоту. Прям хочется закричать от восторга, или сгонять в догонялки вдоль длиннющего поезда, несмотря на возраст и сломанную ногу. В Москве был небольшой морозец, но здесь реально зима -17С с утра. Конечно, этот мороз не такой суровый, как на Байкале, ибо нет ветра, но теплые вещи я взял очень правильно. Поезд стоит цельный час, чтобы перегнать тепловоз с головы в хвост. Народ в это время бродит по заснеженному перрону, дурачится в глубоком и мягком, как пух, снегу и любуется зимними пасторалями.

На родину Деда Мороза — в Великий Устюг

Станция Великий Устюг нынче тупиковая и обычные поезда сюда не ходят, прямо-таки медвежий угол какой-то. А еще и вокзал находится довольно далеко от центра крошечного городка. Часть народу с нашего поезда изначально развели на тур-обслуживание. Как же было неприятно видеть, что турфирмы продавали тот же тур в вокзале, но уже на 200рэ дешевле — бизнес по-русски, и ничего личного)))

На родину Деда Мороза — в Великий Устюг

Минибас быстро домчал группу до центра, туда, где Революционный переулок упирается в пл. Ленина (бывш. Торговая), на которой вполне закономерно стоит дедушка Ленин. Но, вместо того чтобы поклониться титану марксизма-ленинизма, либо провести экскурсию, нас завели на дурацкий мастер-класс на целый час. Я плюнул на это дело и решил самостоятельно побродить по замечательной набережной.

Погода восхитительная — несмелое утреннее солнышко, голубеющие небеса. Вдоль реки застыли сказочные деревья, каждая веточка которых обернута искрящимся на солнышке инеем. Река Сухона крепко скована льдом и укрыта толстым кипельно-белым снежным одеялом, через нее протоптаны тропки на другой берег. Вдоль реки дорога, по обочине сугробы больше метра, а еще и мороз в придачу, приятно щиплющий щеки и придающий им былую свежесть. На Байкале я уже восторгался настоящей сибирской зимой, и здесь зима вновь подарила прекрасные мгновения!

На родину Деда Мороза — в Великий Устюг

Еще в Москве меня заинтересовала двухэтажная церковь Симеона Столпника. Первый этаж — теплый зимний, на втором — холодный храм во имя Рождества Пресвятой Богородицы. Отдельно слева стоит колокольня. Храм достаточно далеко от центра, именно туда я и поспешил в первую очередь, энергично хрустя белым снегом. Хотя церковь уже возвращена в лоно РПЦ, зимой она закрыта, внутрь попасть не удалось. Но, снаружи очень симпатично смотрится, жаль обшарпанная. Кстати, это единственный храм города, в котором присутствуют барочные мотивы. Как мне показалось, это самый необычный и впечатляющий храм города.

церковь Симеона Столпника прямо на берегу реки Сухоны

Симеон — знакомое имя, похожее на нашего Семена, а что такое столпник? Оказывается, уже в библейские времена народ досаждал публичным личностям назойливым вниманием. Симеон, как я понимаю, был суровым интравертом, чтобы его не беспокоили, решил проблему уединения кардинально. Поставил столб, сколотил на нем тесное жилье в два локтя, и стал жить там в посте и молитвах. Не совсем ясно, как он решал вопрос с туалетом, но это уже детали. С годами Симеон строил все более высокие столпы, пытаясь избавиться от толпы, и восходил к небесной стране, страдая в вышине от жары и стужи.

Город расположен на слиянии рек Юга и Сухона, которые образуют Северную Двину, поэтому, возвращаясь по набережной в центр, нельзя пропустить скульптуру символа города Седого Водолея со стихами:

Соединяет седой Водолей

Реки друг с другом.

Соединяет средь рощ и полей

Сухону с Югом.

Памятник символу города Великий Устюг - Водолею

За оставшийся час нам все-таки показали кое-что, но уровень гида был ниже плинтуса, толком ничего не поняли. Кстати, интересный казус: в Москве живут москвичи, вполне логично предположить, что жители Великого Устюга — великие устюги. Однако, аборигенов зовут устюжане — чудны правила русского языка))) Вкусный обед с замечательными плюшками мы отведали в недорогой трапезной, что в стенах Михайло-Архангельского монастыря (рекомендую!). По территории монастыря тоже можно пробродить, но, зимой все закрыто, занесено снегами и выглядит запущенно.

Старинный монастырь

Теперь обещалось самое интересное — поездка в Резиденцию Деда Мороза, что за городом. Я давно уже не ребенок, да и внуков у меня, увы, нет, собирался лишь одним глазком глянуть на терем и территорию, и тут же на такси вернуться в город. Вдруг вылезла подстава: ранее заплаченные 1600р — это только за час экскурсии и мастер класс. А за Деда Мороза надо доплатить еще 1600 — за вход на территорию и внутрь Резиденции. Как пишут, там можно увидеть тронный зал с НГ елкой, рабочий кабинет д. Мороза, библиотеку и кладовую сказок, а также комнату спортивных достижений. Опять же на территории, вроде бы есть Ледник с фигурами, Зимний сад с оранжереей, а также Зоосад. В описании экскурсии о доплате не было ни слова — не берите туры в РЖД-тур! К тому же, по времени выходило, что если поехать туда, то времени на осмотр города не останется.

Семьи с детьми ругнулись, но деньги сдали — они то ехали именно за сказкой. Старшее поколение ругнулось в адрес РЖД-тур матерно, плюнули и остались в городе — смотреть его самостоятельно и бесплатно. Верное решение, ибо, сказочные чертоги нам не очень интересны, в сам то город толком не увидели. Хоть и крошечный центр, но там столько всего интересного понатыкано, что только успевай головой крутить. Правда, оговорюсь: если не брать в расчет атрибутику Деда Мороза, этот городочек интересен только для тех, кто любит старорусскую храмовую архитектуру — для нас там раздолье!

На родину Деда Мороза — в Великий Устюг

Поэтому, продолжу свой путеводитель по невеликому Великому Устюгу прямо от Водолея так, чтобы будущим путниками не накручивали лишние петли по городу. Возвращаясь по набережной в сторону пл. Ленина, по левую руку нужно любоваться заснеженной рекой, а по правую руку чуть поодаль трудно не заметить величавую церковь Вознесения со строгими белоснежными силуэтами и богатым декоративным убранством. Церковь «на взмостье, об одиннадцати главах» построена в 1648 г. «старанием и казною» устюжского купца, московского «гостя» Никифора Ревякина. Сегодня в церкви Музей древнерусского искусства — собрание устюжской иконописи и иконостасов XVIII в. Полюбоваться храмом со стороны и побывать внутри нужно обязательно. Напротив храма скамейка с бронзовой кошкой у батареи — многим это тоже интересно желающих поселфиться много.

церковь Вознесения - сегодня тут музей

Церковь и колокольня снаружи выглядит единым и неделимым органичным ансамблем. Однако, в ней совмещено много строений: двухэтажная пристройка с теплой церковью Богоявления Господня и Крестовоздвиженским приделом на первом этаже, Воскресенская церковь с трапезной и великолепным иконостасом, а также приделом царевича Дмитрия на втором. На юго-западе — домовая церковь храмосоздателя Никифора Ревякина — небольшой придел Всех Святых. Главное украшение храма — пятиярусный резной золоченый иконостас XVII в., один из немногих подлинных барочных иконостасов Великого Устюга. Когда сидел там и любовался им, скользя глазами снизу доверху, удивление и восхищение возрастало с каждым метром высоты иконостаса.

На родину Деда Мороза — в Великий Устюг

Вернемся на набережную и продолжим путь к пл. Ленина, где до революции на средства купцов в 17-18в, построили первую в городе каменную двухэтажную церковь Николая Чудотворца Гостинского (Николо-Гостунская церковь). Нынче здесь музей этнографии, очень прикольные окошки в нем. Рядом приметная и необычная колокольня, жаль, закрыта для посещения.

На родину Деда Мороза — в Великий Устюг
Март, а все деревья в инее
На родину Деда Мороза — в Великий Устюг

Еще метров 150 по набережной, и мы около еще одной знаковой точки — Основного здания Великоустюгского историко-архитектурного и Художественного музея-заповедника. В здании краеведческий музей, который устроили в доме купца Усова с замечательным лепным декором на фасаде (XVIII в.). Экспозиция музея очень куцая и слабенькая, но я зашел посмотреть. Удивило полное безлюдье в залах — я один посетитель, и человек пять смотрителей вокруг… С годами я стал мизантропом и терпеть не могу толпы народу, но, в пустых залах испытывал какое-то беспокойство.