Турист Дмитрий (DK1974)
Дмитрий — был сегодня 17:09
Посетил 4 Южно-Уральские столицы, лечу домой!

Лхаса, Синин — Китай Май 2011

Железнодорожный билет возбуждает больше надежд, чем лотерейный. Поль Моран

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Заметка называется «Нетуристический Китай», хотя на самом деле конечно же поезд, как и самолёт является необходимым туристическим атрибутом путешествия. Просто это средство передвижения, и на нём не акцентируют особого внимания. Самое ведь главное — место, куда оно нас доставит.

Но, в сегодняшнем рассказе, объектом нашего внимания был как раз поезд и самая высокогорная железная дорога в мире. Мне довелось проехаться по всему уникальному маршруту. Это мой памятный билетик.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Начали мы в городе Лхаса. Приехали на ж/д вокзал, который был открыт 1 июня 2006 года. Его открытие состоялось вместе с запуском всей тибетской железной дороги.

В здании вокзала располагается билетные кассы, банкоматы, зал ожидания и VIP-зал. Также существует медицинский пункт, в котором можно получить кислород в случае появления симптомов горной болезни.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Все объявления на станции, надписи на китайском и тибетском языках. Некоторые дублируются ещё и на английском.

Внутри вокзала я не снимал, только на перроне.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Табличка на поезде «Синин-Лхаса».

Было необычно проходить контроль. Почти как в самолёте. У меня даже ножницы забрали. Это мы уже заходим в вагон.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Во время движения поезда все двери и окна герметично закрыты. В каждом вагоне разные приборные доски управления, как я понял это всё датчики подачи кислорода и воды. Кондиционированные вагоны специальной конструкции с подкачкой кислорода созданы, чтобы пассажиры не страдали от горной болезни.

Из знакомого и привычного на стене я только увидел стоп-кран и молоток.

Сидячий вагон.

Ресторан.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

А это наш 10-й вагон. От наших особо не отличается. Единственное понравилась отдельная просторная зона для умывания около туалета.

Моё купе. Размер стандартный. В глаза сразу бросилось наличие двух телевизоров и кнопка подачи кислорода. А в остальном всё обычно.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Периодически мы выходили в общий коридор, где висит табло на котором показывают температуру за бортом и высоту над уровнем моря. В данном случае совпал номер вагона и температура. А на нижнем табло момент переключения на показание высоты.

Один раз я долго стоял, чтобы дождаться, когда мы преодолеем отметку в 5 тысяч метров. Представляете, высота Эльбруса 5642 метра. А тут просто поезд едет.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

А про эту табличку на столике в купе я забыл спросить у переводчика. Может кто знает китайский и поможет перевести? А то мучаюсь уже давно в неведении. Я предполагаю, что здесь написано: «Дорогие россияне, спасибо вам за идеи коммунизма, вы не смогли его построить у себя, теперь мы это сделаем в Китае».

Тибетская железная дорога и сопутствующая инфраструктура вызывает конечно удивление и уважение к её строителям, особенно когда знаешь некоторые детали.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Вроде бы смотришь в окно и ничего сложного не видно, но по факту, около путей очень много различных технических вспомогательных сооружений, относящихся к этой железной дороге.

По большей части это защитные элементы откосов.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Грунты здесь непростые, поэтому можно увидеть всевозможные способы их защиты и укрепления.

Мерзлая почва подразумевает различные слои земли и почвы, содержащие кусочки льда. При замораживании она увеличивается в объеме, а летом, когда лед тает, объемно уменьшается. Переменное состояние такой почвы приводит к разрушению железнодорожного полотна, появлению трещин на нём или зданий.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Как свидетельствуют данные России от 1994 года, в 70-годах 20 века во время строительства второго транссиба 27,5% железнодорожного полотна пострадали от различных отрицательных воздействий почвы. Согласно данным Китая от 1990 года такой показатель на Цинхай-тибетском шоссе составляет 31,7%.

В силу отрицательных воздействий мерзлой почвы в мире поезда на таких железных дорогах могут ехать только со скоростью не больше 50 километров.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Цинхай-тибетская железная дорога проходит через горы Куньлун, Тангла. Условия строительства были очень сложными-наличие заболоченной местности, мерзлой почвы, высокая температура поверхности земли летом. Все это были сложнейшие технологические трудности.

Хотя в Канаде, России и других странах также существует мерзлая почва, но в силу того, что они расположены в высоких широтах, такая почва более прочная и стабильная. А на участках Цинхай-тибетской железной дороги от Гээрму до Лхасы из-за низкой широты и высоты местности, большого солнечного излучения, мерзлая почва имеет свои сложнейшие свойства.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Самый высокий в мире туннель строился в местах вечной мерзлоты. Протяженность туннеля — 1338 метров, железнодорожное полотно находилось на высоте 4905 метров над уровнем моря. Отсюда можно судить, сколько сложнейших технических проблем было разрешено, и в каких трудных условиях проходило строительство этой железной дороги. Источник russian.cri.cn

Как раз в путешествие на этом поезде мы решили отправиться в первую очередь по причине того, что в нашей небольшой группе находились изыскатели-геологи, которым крайне интересно было строительство и эксплуатация столь сложного объекта построенного на высокольдистых грунтах (льдистость до 60%).

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Геологов интересовала инженерная защита линейных сооружений от опасных геологических процессов и применение термосифонов для сохранения многомерзлых грунтов. Так же большое любопытство вызвало применение эстакад для прохождения опасных участков.

Во время прохождения поезда некоторых вышеуказанных моментов я был свидетелем острых и интересных дискуссий специалистов, которые работают в своей отрасли всю жизнь. Со стороны, для обычного человека это выглядит крайне запутано.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

От Лхасы до Синина мы ехали ровно сутки. Вот подтверждение того, что этот путь пройден полностью. Кадр из ж/д ujhjlf Синин.

А теперь немного общей информации.

Цинхай-Тибетская железная дорога — самая высокогорная и самая длинная на нагорье железная дорога в мире, соединяющая столицу провинции Цинхай город Синин и административный центр Тибетского автономного района — Лхасу.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Первый участок Синин — Голмуд протяжённостью 814 км в провинции Цинхай был пущен в эксплуатацию в 1984 году.

Второй участок Голмуд — Лхаса протяжённостью 1142 км строился в 2001—2006 гг. через труднопроходимые высокогорные районы.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

В самой высокой точке вблизи станции Танг-Ла железная дорога поднимается на высоту 5072 м над уровнем моря. Конкретно этой таблички у меня нет, но зато много других. Высота чуть меньше, но тоже впечатляет.

Трудно даже представить, что тут постоянно живут люди. Высота данного населенного пункта и станции — 4547 метров. Неудивительно, что средняя продолжительность жизни на Тибете не очень высокая.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

А это ж/д вокзал AN DUO. Высота 4702 метра. Это на 500 метров больше, чем в Лхасе.

И тут можно увидеть людей. Не знаю, я тут больше, чем пол дня не смог бы точно провести.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Рядом с железной дорогой проходит автомобильная трасса.

Местами дорога идёт параллельно, а порой она пересекает маршрут поезда.

Нетуристический Китай — самая высокогорная железная дорога в мире

Весь день, ни о каком отдыхе или тем более сне, не могло быть и речи. Я, как завороженный, до самой темноты не выпускал из рук фотоаппарат и теперь, у меня огромная коллекция тибетских пейзажей. Я вам их покажу в следующем материале.

Предыдущая заметки из редкого, нетуристического места Нетуристический Китай — смерть и рождение города Бэйчуань.