Этот ретро-рассказ не несёт никакой практической ценности, и тем более художественной. Он ценен разве что для меня и моих друзей, с которыми мы вместе путешествовали летом 2009-го и в один из дней приехали в Дрезден из Праги. В качестве напоминания о счастливых временах, ради туристеровской галочки «Я здесь был» и просто потому, что мне приятно вспомнить свою первую поездку в Германию. Даже несмотря на то, что фотографии на мой сегодняшний вкус ужасны, а я на них блондинка с радикальным загаром — в Чехию тогда я поехала прямиком из Крыма.
Знаю, многие не любят литературные названия городов (Северный Рим, Балканские Афины, Венеция Севера, Сербский Гибралтар и т. д.), а я люблю — мне интересно разбираться, чем же тот или иной город заслужил столь лестное сравнение. Дрезден «Флоренцией на Эльбе» (Elb-Florenz) называют с XIX века, и вполне очевидно за что — за несметные сокровища музеев и красивейшие памятники архитектуры.
В летописях Дрезден упоминается с XIII века, а своего расцвета он достиг в начале XVIII века, когда Саксонское княжество возглавил Август Сильный, по совместительству король Польский и князь Литовский.
Именно при нём здесь появились первые здания в стиле барокко, которые сегодня считаются визитной карточкой Дрездена. Вдохновленный путешествием по Италии и Франции Август решил перестроить город, а его верным единомышленником стал знаменитый архитектор Маттеус Даниэль Пеппельманн.
Так, при Августе началась история архитектурного ансамбля Цвингер (Zwinger), построенного в стиле позднего барокко и неоренессанса и состоящего из четырёх зданий. Название происходит от местоположения: в средневековье цвингером называли территорию крепости между наружной и внутренней стенами.
В 1709 году напротив дворца курфюрста была расчищена большая территория цвингера, на которой устроили парадную площадь, с трёх сторон окруженную строениями Пеппельманна (1732 год). Четвертая сторона ансамбля, спроектированная Готфридом Земпером, была достроена в 1847 — 1855 годах.
В комплексе сейчас находятся уникальные музеи, среди которых Физико-математический салон, Собрание фарфора и знаменитая Дрезденская картинная галерея, более известная как Галерея старых мастеров.
Конечно, это смертный грех — пробегать сквозь сокровищницу предметов искусств рысцой, но что делать, печальна участь желающего везде успеть туриста.
При входе мы взяли карту залов и без труда нашли всё, что следует увидеть в своей жизни каждому приличному человеку, оказавшемуся в Дрездене: «Сикстинскую мадонну» Рафаэля, «Шоколадницу» Лиотара, «Спящую Венеру» Джорджоне, «Блудного сына» Рембрандта. Мне, откровенно говоря, отдельно понравились чёрные с белыми пятнами лиц полотна Джузеппе Креспи и «Строительство Вавилонской башни» Мартена ван Фалькенборха.
Неподалёку от Цвингера находится Земперская опера и статуя короля Иоганна.
Некоторые важные музеи Дрездена находятся в замке-резиденции саксонского курфюрста. Это сооружение — одно из старейших в городе, в его архитектуре органично сочетаются самые разные стили — от романского до эклектики. неподалёку от дворца находится придворная церковь Хофкирхе.
Рядом с замком протянулось знаменитое настенное панно из плиток мейсенского фарфора — «Шествие князей» — самое большое фарфоровое в мире: его составляют 25 000 уложенных бесшовно плиток. Панно изображает торжественную конную процессию, отражающую тысячелетнюю историю правившего в Саксонии княжеского дома Веттинов.
Главная церковь Дрездена — возрожденная из пепла Фрауэнкирхе, один из самых значительных соборов города. Храм в стиле барокко построили при Августе Сильном, он был разрушен в годы Второй мировой войны.
Все знают, что в конце войны Дрезден сильно пострадал от авиабомбардировок союзников, но местные жители буквально по камешку собрали разрушенные здания. Результат этой кропотливой работы хорошо виден на стенах Фрауэнкирхе — белые камешки новые, а чёрные — оригинальные. Несмотря на то, что церковь открылась для посещения в 2005 году, ощущения новодела здесь нет.
Ну и наконец, прежде чем бежать к автобусу в Прагу, — Брюльская терраса. С этой набережной, называемой также «балконом Европы», открывается великолепная панорама Эльбы, отсюда отправляются кораблики в речные круизы. Терраса протянулась между мостами Августа и Каролы, здесь расположена Высшая школа изобразительных искусств с красивым куполом.
Пора возвращаться. И хотя старая часть Дрездена достаточно невелика, притом что город считается четвёртым по величине в Германии, в нём столько интереснейших мест, что на знакомство с ними уйдёт не одна неделя.
Что же до самой Саксонии, которую называют страной тысячи дворцов, то в неё очень хотелось бы вернуться — Эльбские замки, мейсенский фарфор, прогулка по Эльбе на пароходе Diesbar с паровой машиной 1841 года. И конечно виноделие, ведь ещё, говорят, сам Август Сильный поощрял местных виноделов, учредив здесь общество «антитрезвенников». В наши дни каждую осень фестивали вина проходят в Радебойле и Мейсене.
В общем, есть к чему стремиться и зачем возвращаться.
Теги:
Культурно-познавательный туризм