Стиль «модерн» в России процветал не только в столичных городах Москве и Санкт-Петербурге в конце позапрошлого- начале прошлого века, но достиг и провинциальных городов.
Здания с элементами модерна можно встретить в не столичных городах Саратове, Одессе, Пятигорске, Самаре и Нижнем Новгороде. Даже в провинциальном Хвалынске мне попадались здания в стиле модерн По Хвалынску и окрестностям. Часть 3. Интересная архитектура старинного города.
В архитектурном модерне излюбленными деталями зданий были окна и двери в форме буквы «омега» . Эта буква напоминает улыбку и поэтому архитектуру этого стиля называют иногда «улыбающейся».
В Саратове сложилась своя система модерна: «модерн — классицизм».
Зданиями чистого модерна в Саратове считаются два особняка, но особняков и домов с элементами модерна много. Вот об этих зданиях будет рассказано в цикле заметок «Саратов — лики модерна».
А началось всё с любви одной из немецких знакомых к модерну. Прочитав целую кучу литературы и посмотрев несколько фотоальбомов, понял, что Саратов интересен в этом смысле и отправился в путь. Прогулки по Саратову заняли несколько дней, но были интересны. Часть из них я совершил в одиночку, часть — показывая гостям города красоты Саратова.
Особняки в этом рассказе я показал в ходе пешей экскурсии, которую я провёл для своих знакомых, приехавших на пару дней из Уральска. Тогда коронавируса не было и границу между Казахстаном и Россией можно было пересекать по внутренним документам. Первым нам попался особняк Ивана Петровича Шмидта с гротом (Волжская,32).
Построенный по проекту московского архитектора Капитолия Авраамовича Дулина, он соединил в себе черты различных архитектурных направлений. От чистого модерна ему достались свободный план и асимметрия фасада, от рационализма — большие квадратные окна,
от неоклассицизма — рельефы на мифологические темы.
Интересен грот, скрытый от прохожих высоким забором.
Вход в здание и двор были закрыты и я показал этот грот через щель. До революции в небольшом прудике здесь плескалась форель. Через несколько лет я всё же попал в этот двор, но это уже другая история.
Особняк был построен в 1906–08 годах для саратовского мукомольного купца Ивана Петровича Шмидта по проекту Капитолия Абрамовича Дулина (1876 — 1933) — русского архитектора и инженера, одного из ярких представителей московского модерна.
Особняк Шмидта — один из ведущих образцов стиля модерн в Саратове в своем характерном региональном классицистическом виде.
Одноэтажный, кирпичный, с подвалом, он оформляет угол улиц Волжской и Соборной и является главным объемом городской усадьбы, состоящей собственно из особняка, двора с парадной лестницей, фонтана-грота и хозяйственных помещений, выходящих вглубь двора.
Здание замечательно по своему декоративному оформлению: тонкие рельефы украшают фриз, на них античные фигуры, грифоны, венки из листьев.
За ризалитом с главным входом следует скругленная часть особняка. которая создает плавный переход от главного фасада к фасаду по ул. Соборной.
Пять узких прямоугольных окон, скругленной части ритмически сгруппированы: одно-три-одно. Широкий фриз с изысканным лепным орнаментом с изображением лебедей, мифологических героев и растительных венков повторяется с главного фасада и придает облику особняка изысканность.
Нашлось место среди рельефов и гербу Саратовской области.
От особняка Шмидта до особняка Шехтеля мы прошли буквально пару шагов. Формально они даже расположены на одной и той же улице — Соборной, только она здесь немного хитро идёт из-за сада Липки, доходит до улицы Волжская и затем прыгает на несколько десятков метров в сторону. Если бы не было сада Липки, то прямо из окон особняка Рейнеке можно было разглядывать особняк Шмидта
Федора Осиповича Шехтеля (1859–1921) называли гением русского модерна. Его детские и юношеские годы прошли в Саратове, приехавший в город в пятилетнем возрасте- в 16 лет он отправился покорять Москву. Уже зрелым мастером, в 1912 году, построил особняк К.Рейнеке на улице Соборная, 22.
Настоящей жемчужиной среди зданий, принадлежавших многочисленному семейству Рейнеке (с одним из которых мы уже знакомы Память о немецких мукомолах Рейнеке), являлся особняк, построенный Шехтелем для Константина Кондратьевича Рейнеке (1867 — после 1917) — одного из десяти детей Кондратия Кондратьевича Рейнеке, оставшегося единственным владельцем мукомольного бизнеса после смерти брата.
Обратите внимание на левой стороне здания находится окно — улыбка.
Вовнутрь мы заходить не стали, в помещении находился госпиталь для ветеранов войны и никто бы нас туда не пропустил.
Особняк построен на месте дома Никольского, в котором умер Н. Г. Чернышевский. Константин Кондратьевич Рейнеке родился в Петербурге, где закончил в 1885 году частное коммерческое училище. В начале XX века женился в Саратове на своей двоюродной сестре Марии Ивановне. Помимо отцовского бизнеса был членом педагогического совета женской гимназии Куфельд, членом исполнительной береговой комиссии и комиссии по расквартированию войск, старшиной биржевого комитета.
Здание интересное.
Дом украшен колоннами, мозаикой и барельефами. Жаль только, что колонны находятся в глубине территории,
но они хорошо видны и из-за ограды.
Мозаика расположена в нескольких местах,
но ничего необычного в ней нет,
за исключением большого многоцветного майоликового панно с изображением кружащихся танцовщиц в голубых платьях
Панно считается сделанным по мотивам произведений художника Франца фон Штук (нем. Franz von Stuck; 1863–1928), в частности картины «Танцовщицы» (1896).
Но лично мне мозаика больше напоминает смешение этой картины и картины французского художника-импрессиониста Эдгара Дега «Голубые танцовщицы» (1898).
Этот особняк считается первым образцом чистого модерна.
Вторым образцом чистого модерна является особняк Э.Бореля на улице Волжская,22.
Находится он в паре кварталов по улице Волжская от особняка Рейнеке. Вернувшись на улицу Волжская, мы свернули направо через несколько минут оказались у особняка Бореля. Здание несколько лет стояло закрытое забором, его реставрировали, но когда мы побывали там, оно уже стояло обновленное.
Это не первое здание в Саратове, принадлежавшее Эммануилу Ивановичу Борелю, стало одним из красивейших зданий Саратова. Было построено в 1909 году архитектором был Петром Митрофановичем Зыбиным, построивший в Саратове немало симпатичных творений архитектуры. Мы уже познакомились с особняком, который он построил для себя Красивый особняк архитектора.
Архитектурный образ особняка Бореля влечет взор проходящих мимо.
Существует городское предание, что якобы это особняк Борель построил не для себя, а для своей дамы сердца по имени Елена. Легендарные женщины часто носили это имя. Вспомним Елену Прекрасную, из-за которой была развязана Троянская война или Елену Прекрасную — возлюбленную Ивана-царевича. До революции этот особняк нередко звали замком Елены, но жила ли она в нём на самом деле — никто точно не знает. Сказки, предания, легенды — они тем и хороши, что они ложь, но в ним намёк, добрым молодцам урок. В наше время здесь располагается Дворец бракосочетаний Волжского района.
Отлично смотрятся балконы,
окна,
двери
и различные орнаменты особняка.
Из отзыва на эту прогулку: «Восхитительно! Неожиданно и поэтому ещё более приятно. Очень рада, что здания в таком хорошем состоянии. И детали — как хорошо просматриваются! Все дома, действительно, интересные. Ну, а грот во дворе особняка И. П. Шмидта — просто что-то необыкновенное!»
Теги:
Культурно-познавательный туризм