Пока я тут думу думала, про выставку хорошо рассказала Елена (Музей современного искусства Эрарта, отзыв от elsarieva — «За хорошим настроением — в частный музей Эрарта», Санкт-Петербург, Россия, Март 2021 (tourister.ru)), но не пропадать же трудам, поэтому пусть будет и мой рассказ. Да и шляпок, особенно весной, много не бывает:).
Сначала коротко про то, почемуименно в 2020-м к нам в Петербург приехал Маэстро со своими творениями.
При подготовке к своему 10-летнему юбилею Музей современного искусства «Эрарта» сделал две очень правильные, на мой взгляд, вещи: вспомнил, что показал за 10 лет работы, а потом из авторов выбрал Филипа Трейси. При выборе было учтено мнение посетителей.
К сожалению, в процессе написания рассказа случайно удалила снимки выставочных стендов с сопроводительными текстами. Поэтому будет только несколько ссылок на интервью с Филипом в конце рассказа.
Из-за ковида выставка не смогла открыться в сентябре, но сделала это в ноябре. А дальше мне все время что-то мешало на нее попасть: то текущие дела, то разные проблемы, в том числе с памятью:).
И вот к самому концу работы выставки сложилось сразу несколько обстоятельств.
Во-первых, здесь, на Туристере, при обсуждении одного фотоальбома я вспомнила про выставку в качестве совета для посещения Петербурга.
Во-вторых, к обычным делам на работе добавилась экстренная разборка бумаг за несколько лет при освобождении кабинета для ремонта. После тягомотной сверхурочной рутины душа потребовала красоты «вот прямо сейчас».
Третьим обстоятельством стала погода. В начале марта сочетание снега, солнца и температуры около 0 казалось мне идеальной весной (мой альбом, как это выглядело). И даже 8-го марта ранняя весна при легком минусе была прекрасна, например, в парке Лесотехнической академии недалеко от моего дома:
А вот когда 19 марта снег опять припорошил Петербург:
ощущение весны уже требовало срочной подпитки. И тут вечером в пятницу меня осенило: «Шляпы же еще у нас в гостях!», и в субботу я отправилась в гости к шляпам (все-таки, соблюдая правила русского языка, буду писать с маленькой буквы).
Но сначала про далекий уже 2007-й год, когда выставка шляп Ф. Трейси первый раз приехала в Петербург, а, может быть, и в Россию. Фото с той выставки у меня нет, но упомянуть о ней в этом рассказе я сочла нужным из-за ее названия.
Русский музей, Мраморный дворец: «Когда Филипп встретил Изабеллу. Шляпы Филиппа Трейси для Изабеллы Блоу». И никакой романтики, а, может быть, наоборот — самая высокая: дружба, вдохновение, поддержка и понимание друг друга двумя талантливыми и неординарными людьми.
Из описания выставки 2007 года: «С самой первой встречи на модной фотосъемке в 1989 году, когда Трейси был еще студентом Королевского Колледжа Искусств, Изабелла с преданностью поддерживала его и была для него источником вдохновения. Окончив Колледж, Филипп на три года поселился в первом этаже ее дома в Лондоне. Самые сюрреалистичные и скульптурные свои творения он создал для нее. Трейси говорит: «От Изабеллы не услышишь „Ты зашел слишком далеко!“. Она скорее скажет „Почему ты не зашел еще дальше?“».
Только готовя этот рассказ, я узнала, что Блоу умерла 7 мая 2007 года. И думаю, что название выставки в СПб (открылась 31 мая 2007 года) приобрело для Филипа особый смысл, хотя ранее выставка с таким названием была показана в разных странах.
Это все я написала, чтобы пояснить, почему и в 2021 году на табличках к шляпам указано имя Изабеллы Блоу.
Далее — Эрарта, март 2021.
В начале выставки гостеприимнейшей улыбкой посетителей встречал Маэстро, но это фото я тоже случайно удалила. Спасибо Елене, что замечательное фото портрета есть в ее рассказе.
В первом зале на стене — фирменный единорог мастера:
Снимать было сложно: общее приглушенное освещение, встречный блеск шляп в подсветке, и в дополнение к этому почти все шляпы вращались. Но ведь выставка для «посмотреть», а не для «фотать». В общем, мои снимки — это некоторый перечень, а более хорошего качества фото, полагаю, можно поискать на просторах интернета. В слайд-шоу для более подробной информации включены таблички, сопровождавшие шляпы на выставке. Есть видео, но я не умею их сюда вставлять.
В первом зале, конечно, сразу приковывала к себе внимание мерцающая красная маска «Кристалл» (2013 г.) Хоть я и не люблю блескучесть, но тут вынуждена признать ее очень элегантной и завораживающей (при вращении вокруг были еще красивые блики):
Народ также активно искал в этой маске дырки для глаз:).
Рядом располагалась шляпа с афиши выставки (Головной убор от-кутюр из перьев, 2019). Но ракурс для осмотра в зале отличается от снимка с афиши, поэтому, на мой взгляд, и шляпа имеет другой характер.
Афиша на сайте музея: Маэстро Филип Трейси. Выставка. Санкт-Петербург 2020 — Музей современного искусства Эрарта (erarta.com) .
На выставке смотрелось так:
По правой стене первого зала выставки располагалась шляпа, прочитав название которой, мужчина за моей спиной произнес: «Ну, конеээчно!». В общем, «Опиекурильня» (1994 г.):
Рядом одна из моих любимых — «Вариация на тему шляпы «Корабль» (1997 г.):
Больше всего на выставке мне понравился эффект, когда подходишь и видишь шляпу сзади, а потом она к тебе поворачивается. Так и буду, при возможности, составлять слайд-шоу.
В первом же зале была представлена одна из «соломенных шляпок», но я покажу сразу и парочку из других залов, так как они совпадают и по материалу, и по теме.
«Мадонна» (1998 г.):
В моей версии — «шляпа с крыльями», на табличке — «Серебристый чепец в средневековом стиле» (1997 г.):
У первой шляпы из второго небольшого зала некоторые посетители произносили типа «Ну, такого у нас…», а потом только читали из чего она сделана:
Компанию ей (частично и по использованному материалу) составляли два замысловатых головных убора для коллекций Александра Маккуина.
«Кивер» (2001 г.):
«Головной убор божества с гривой» (2000 г.):
По сложности формы и множеству мелких деталей в этом зале не было соперников у «Головного убора китайской невесты» (2008 г.):
Но застывали — в прямом смысле этого слова — посетители перед «Крыльями вальдшнепа» (2006 г.):
И мой фотоаппарат с ними согласен, поскольку собрался с силами и сделал лучшее за этот день фото (а в остальное время вис, не хотел наводить резкость и т. д.):
В центральном зале добавляла яркости и весны «Зелёная шляпа от-кутюр из перьев» (2018 г.):
Покажу сразу и аналогичные шляпы тоже 2018 года из других залов.
Неоновая:
Известнейшим шедеврам от Трейси у одной из стен центрального зала предшествовала шляпа «Росчерк кисти Лихтенштейна» (2017 г.):
Я погуглила. Полагаю, шляпа навеяна этой серией художника (Рой Лихтенштейн — 150 произведений — живопись (wikiart.org) :
Другие его картины мне сложно привязать к этой шляпе.
А далее, как можно было уже предположить по тени на фото с «Росчерком», — знаменитейший и любимый автором «Корабль» (1994 г.):
Майклу Джексону шляпа не досталась, но зато её посмотрели мы и ещё много людей по всему миру.
В повороте:
За кораблём свежайшая — прямо вот 2020 года — «Вертикальная волна»:
А за ней ещё одна шляпа, которую вспоминают одной из первых, если речь заходит о Филипе Трейси: «Замок» (1998 г.)
Мой смартфон точно выделил её из других, представленных на выставке, так как на стене я лично видела просто пятно света, а на фотографии прямо сердце получилось:) :
В 2007 году шляпы были просто выставлены в витринах на удобной высоте при обычном освещении. Такого вот прямо шоу не было, но можно было со всех сторон рассмотреть мельчайших детали. «Корабль» и «Замок» произвели невероятное впечатление от проработки мастером мельчайших деталей.
Часть шляп из ещё одного небольшого зала я уже показала. Лихтенштейн был не единственным любимым художником Трейси. Фамилия на следующей шляпе известна многим: «Пляшущие шляпки Энди Уорхола» (2003 г., эскиз прилагается):
Рядом с одной из известных своей необычной формой шляп «Розуэлл» (обе 1998 г.):
на выставке присутствовала еще одна «усатая» шляпа: «Богомол» (1999 г.):
Один экспонат явно выделялся своим предназначением: экспериментальные солнцезащитные очки «Голова жука» (2013 г.):
Следующая шляпа «Радужный диск» относится и к клипу Леди Гаги 2011 года, и к коллекции Пако Рабана 2012 года.:
При вращении диска на стене было вот так красиво:
«Велосипедный шлем» для клипа Леди Гаги 2020 года (сама шляпа на табличке — 2012 года):
Поскольку «Корабль» и «Замок» я видела еще в 2007 году, то в этот раз больше обратила внимание не только на другие шляпы, особо отмеченные ранее в рассказе, но и на отражение на выставке двух тем.
Первую можно назвать «Вуали». Я вот только не смогла определить для себя: у Трейси вуали стали шляпами или шляпы стали вуалями.
Шляпа из серебристой вуалью из перьев в средневековом стиле (1997 г.):
Шляпа «Круговая вуаль» (1996 г.):
А вот шляпы «Серебристая спиралевидная вуаль» 2020-го года у меня только такое фото:
Вся ее красота и сложность формы от моей фототехники ускользнули (только мелко справа на заглавном фото), но замечательные снимки есть в рассказе Елены, ссылка на который — в начале моего отзыва.
Вторая тема — «Венеция».
«Гондола» (2012 г.) уже мелькала на одном из фото с «Радужным диском»:
Венецианская маска от-кутюр из перьев (2019 г.):
Высокая венецианская кружевная маска (2018 г.):
И фантастическая, на мой взгляд, шляпа «Венецианское кружевное крыло» (2001 г.):
Еще несколько шляп можно посмотреть в дополнительном альбоме.
А далее — некоторые бонусы к шляпам.
Эрарта часто предлагает дополнительные материалы: аудиогиды для постоянной экспозиции и временных выставок, детские развлекалочки и т. д. По выставке шляп был аудиогид. А еще — можно примерить шляпы:). Именно для этого предназначены QR-коды, которые видели на описаниях шляп те, кто листал слайд-шоу, также нужен Instagram. Все работает и после окончания выставки.
Я, конечно, шляпы и маски попримеряла. Получилось примерно так:
«Обезьянке Лиле
Шляпу подарили.
Лиле шляпа нравится
В ней она красавица!» (В. Степанов)
На этом, пожалуй, про саму выставку все.
А самая известная и могущественная шляпа Маэстро, пожалуй, эта:
Материалов о Шляпнике и его Шляпах на просторах интернета — великое множество.
Замечательно про детей в интервью «КП Санкт-Петербург» (https://www.spb.kp.ru/daily/21712089/4324730/):
»Стразы, перья, ткани, космические мотивы, узоры и цветы… Представить себя в такой шляпке сможет явно не каждая модница. Зато дети — вполне. Их Трейси считает чуть ли не главными своими зрителями и особенно зовет на выставку.
— Ведь дети никогда не задаются вопросом, куда вообще в таком можно пойти! — смеется мастер.»
Подборка шляп из светской хроники: 10 шляп Philip Treacy, которые войдут в историю (elle.ru)
Два видео-интервью, где есть близкие кадры шляп, в том числе «Корабля» и «Замка»:
— Шляпный гений Филип Трейси — о дружбе с Леди Гагой, шляпах для королевы и русских женщинах res (78.ru)
— НТВ (тут еще и подбор шляп известным нам, но не Филипу Трейси «петербургским леди» (цитата)): Знаменитый король шляп Филип Трейси представит в Петербурге выставку лучших творений (ntv.ru)
На официальном сайте Ф. Трейси можно посмотреть последнюю коллекцию шляп, который после выставки могут показаться вполне обыденными.
P.S: Из категорий для рассказа я, конечно, выбрала «культурно-познавательный туризм», а так хотелось бы поставить галочку на «шопинг».
Теги:
Культурно-познавательный туризм