Люди начали путешествовать в незапамятные времена, но тогда они делали это только по необходимости. То мамонты с оленями сбегали от охотников в дальние края, то драчливые соседи прибегали мочить миролюбивый местный люд. Потом народ начал разъезжать по миру по торговым делам. Ну, а позже появились непоседы, которым до зарезу хотелось знать, а что там за лесами-горами и морями, как там живут люди, чем дышат, что делают и что едят? Так и появилось беспокойное племя путешественников. Только не каждому это дело было по плечу и по карману — дорого это было, долго и опасно. В наше время путешествия стали доступны всем и превратились в интересное и приятное хобби. Его полюбили многие, к нему уже привыкли, как к чашке ароматного кофию по утрам.
Начало любого путешествия — это всегда дорога, дальняя или ближняя. Для меня идеально, когда путешествие начинается с полета, желательно, как можно дальше. Все знают про аэрофобов — это те, кто панически боятся полетов. Однако, существуют и их антиподы — аэролюбы, это те, кому нравится сам процесс полета, пусть даже бесцельного. Я отношусь именно ко второй группе — самолет на небе заставляет меня задрать голову, рев турбины заряжает энергией, а каждый полет дарит большую радость. Самые интересные моменты — это взлет и, особенно, посадка, еще очень здорово, если турбулентность приключится — это дополнительный бонус
В доковидные времена мне удавалось летать 4-6-10 раз в год. Однако, ковидный 2020 год сильно прижал путешественников, а привычка к полетам осталась. Самолеты встали на прикол, а/к начали терять огромные бабки, у аэрофлюбов началась настоящая ломка. Но, это не главное, серьезней другое: самолеты должны летать непрерывно, чтобы поддерживать свой летный тонус. И тут, у башковитых авиаторов родилась идея — просто катать скучающих паксов в никуда. Взлетел-полетал и вернулся в точку вылета. Самолету хорошо — он летает, а/к — хорошо, деньги капают, паксу тоже неплохо — утолил жажду полетов, правда, заплатил за это немало. 8 марта Аэрофлот предложил круговой полет в сторону Краснодара с дегустацией вин, а цену заломил немалую — 15–40 тыс. на чела. Желающих нашлось предостаточно, мне тоже захотелось, только дорого.
Ушлые блоггеры нашли дешевую альтернативу — разворотные рейсы, когда самолет вылетает из Москвы, садится в другом городе и через часок улетает обратно. Тут то S7 сделали предложение, от которого я не смог отказаться: разворотный полет до Брянска и обратно всего за 1,6 тыс. — цена такси до ДМД! Зеленые, как молодые огуречики с грядки, или молодой салат-латук, самолетики этой компании можно увидеть во всех а/п страны и мира. Что приятно, лететь предстояло не на банальном «бобике» Б-737 или «арбузе» А-319, а на сравнительно редком у нас Эмбраер 170.
Ехать в ДМД можно разными путями, и, конечно, на аэроэкспрессе. Мне это совершенно неудобно, но в этот раз сделал исключение, чтоб украсить свое путешествие. Аэроэкспресс ходит с Павелецкого вокзала каждые 30 минут — весьма удобно, что через 50 минут ты в а/п. Однако, цена в 399 рубликов не сильно комфортная, в результате поезд заполнен на 20–30%. Хорошо, что перевозчик немного уменьшил свою алчность, чуть снизив цену по сравнению с доковидом. Что интересно, Аэроэкспресс на 75% — частная лавочка, он принадлежит ржд всего на 25%, но на 100% бегает по рельсам ржд. Раньше, из всех 4х московских а/п, только ДМД имел свою электричку, ходила она относительно часто и стоила копейки. Сейчас дешевые электрички тоже остались, но ходят очень редко: их вытеснил Аэроэкспресс.
Я помню ДМД с детских лет, когда здесь было только одно красивое здание аэропорта и летали самолеты в дальние края — например, в наши южные республики. Удивительно, но, а/п моложе меня — его год рождения 1962 г. На нем во все времена базировались самые дальнемагистральные самолеты — ТУ-114, ИЛ-!8, ИЛ-62, ИЛ-86, ИЛ-96… Мой самый первый рейс отсюда состоялся в Алма-Ату на могучем, но тихоходном и очень шумном ИЛ-18, как же давно это было. Свои первые полеты в Ташкент, которые начинались в юности на замечательном ИЛ-86, я тоже прекрасно помню. А еще именно из этого а/п в Алма-Ату летала наша легендарная птичка с трагической судьбой — первый в мире сверхзвуковой самолет ТУ-144, который, в отличие от своего конкурента — Конкорда, так не стал на крыло.
В лихие 90 как-то раз меня чуть не забрали в ментовку в этом а/п при криминальных обстоятельствах. Работал я тогда в туризме и получилось так, что несколько заказанных, но неоплаченных путевок в Стамбул мне пришлось ехать допродавать в ДМД. Тогда времена были простые, и последнюю путевку я продал уже прям перед границей в режимной галерее вылета почти рядом с самолетом. На возврате с зоны вылета меня «приняли» менты и начали задавать неприятные вопросы о том, как я попал в охраняемую зону и почему не улетел. Я рассказал им все как на духу, но, не акцентируя внимания, что в кармане у меня куча денег за проданные путевки. Первоначально мент хотел меня оштрафовать, но не нашел за что. Удивительно, меня отпустили и даже не ограбили… в те годы это было легко!
Нынешнюю громадину самой крупной авиагавани страны уже не сравнить с тем, что было в прошлом веке: в доковидное время пассажиропоток составлял почти 30 млн паксов в год. При этом ДМД постоянно расширяется и строит все новые площади, а народу там все больше и больше.
Воскресный пандемийный день в ДМД удивил — народу то летает полно! Галереи полны народу, залы вылеты забиты пассажирами, ожидающими посадку. Более того, все три бизнес зала на местных вылетах забиты под завязку — место найти очень трудно. Можно было бы подумать, что случайность, но при ночном вылете на Байкал месяц назад, была та же ситуация… А ходят то в бизнес-залы совсем небедные люди, и кто после этого будет говорить, что у нас бедность прогрессирует?
Погода замечательная: солнце, легкий морозец -1С — летай-не-хочу, а, все равно, несколько рейсом задержаны, как хорошо, что у нас все без задержек вышло. Он-лайн регистрацию прошел за 30 часов до вылета, причем на оба рейса сразу, выбор места платный. Мне казалось, что Эмбраер 170, на котором я раньше уже летал раньше, совсем маленькая машинка, однако, это не так — 80 паксов это немало. Конечно, если сравнивать со стоявшим рядом грузовым Боингом-747, наша птичка кажется совсем невеличкой. Я был уверен, что самолет будет пустой, и опять ошибка — салон битком набит, всего 3–5 кресел свободны. Куда только летит народ?
Посадка на рейс очень быстрая, невероятно, но тронулись со стоянки даже чуть раньше расписания. Самолет быстро выкатился на стартовую, пассажиры пристегнуты, свет в салоне выключен, кэп переводит РУДы на взлетный режим, турбины ревут. Конечно, нынче это уж не тот рев, как раньше у турбовинтовых ИЛ-18 или АН-24, когда уши закладывало, а самолет трясло так, едва заклепки не выскакивали. Мощные турбины с огромной силой «толкают» самолет, и он начинает свой разбег по ВПП, ощутимо прыгая по стыкам плит, как по кочкам. Спины пассажиров вдавливает в спинки кресел, пейзаж за иллюминаторами быстро ускоряется. Скорость стремительно растет с каждой секундой — 50-70-100-200…, до конца полосы надо набрать не менее 220 км/час. Передняя стойка приподнимается, штурвал на себя и… есть отрыв! — самолет в воздухе. Этот момент один из самых опасных в полете — именно на взлете и при посадке происходит подавляющее число авиакатастроф. Никто из пассажиров даже не задумывается, за счет чего же взмывает железная махина весом в 50-200тн? А дело тут в подъемной силе, которая действует на крылья. При разгоне самолета, набегающий поток обтекает особый профиль крыла сверху и снизу. Благодаря мудреным формулам газо- и аэродинамики, за счет разницы давлений на верхней и нижней поверхности крыла, возникает волшебная подъемная сила, которая возносит железную птицу в небеса.
Почти все сидят в масках весь полет, лишь некоторые снимают, большая часть паксов тут же засыпают. В туалет ходить по одному, правда желающих почти нет. Понятное дело, сервиса тоже никакого — кормежки нет, ну, а зачем она?, лететь-то меньше часа. Даже воду на пути туда не давали, зато, расстояния для ног очень комфортные. Мне показалось, что высота полета чуть меньше обычного, внизу хорошо видны поля, леса и поселки, частично припорошенные уже тающими снегами. Не успели набрать высоту и недолго пролететь на эшелоне, уже начинаем снижение. Идеальный вариант для того, чтобы ощутить полет, но не утомиться долгим перелетом.
Перед полетом у меня были большие опасения: по расписанию прибытие в Брянск в 14–15, а завершение посадки на обратный рейс в 14–25. Очень беспокоился — успею ли за 15 минут выйти из самолета, дойти до а/п и повторно пройти через контроль а/п? Однако, прилетели раньше, и наш самолет был единственным во всем аэропорту. Шикарный ракурс одиноко стоящей на бетонном поле железной птицы, так и просился на камеру. только местные церберы фотать запретили. Удалось щелкнуть только аэропорт
В а/п Брянска попал мгновенно — от самолета до здания 50 метров пешком, в накопителе еще даже пришлось ждать вылета. Обратный рейс был аналогичным, жаль только турбулентности не было. Сколько летаю последние годы, хоть бы раз попасть в болтанку, таки нет — даже не интересно. Не могу понять до сих пор, зачем существуют такие короткие рейсы, всего-то 350 км и 50 минут лёту? Между тем, битком набитый салон доказывает, что направление пользуется спросом. Причем, самолет был забит как туда, так и обратно.
Но, даже при такой высокой загрузке салона, понять мизерную цену за полет не могу от слова совсем. С другой стороны, а зачем понимать? У меня получилось замечательное, но странное мини-путешествие за небольшие деньги, на которое я затратил 7,5 часов от порога до порога. Конечно, я уверен, что большинство читателей скажут: «Какая глупость и бред — такой бесцельный полет по замкнутому кругу». Во многом они будут правы…
Но, я совсем не огорчусь такому заключению, ибо, не один я такой отчаянный фанат полетов. В России даже существует движение «Полет ради полета». Истинные любители авиации фрахтуют самолет, желательно редкой марки или, еще лучше, раритетный, типа ТУ-134, ТУ-154, и летят на нем в никуда. Однако, цены на такие эксклюзив полеты совсем негуманные, я давно мечтал о таком, и вот совершил задуманное, но совершенно за другие деньги.
В ДМД я вернулся ровно через 3 часа после вылета, на прощание оглянувшись на бесконечный фасад аэропорта, на котором красуется Ломоносов с подзорной трубой. Конечно, я щелкнул этот ракурс, как специально на трубу, устремленную в небеса, наложилась летящая птица — случайность? Больше 50 лет а/п назывался Домодедово, так нет же пару лет назад у чиновников возник зуд присвоить каждому а/п имя знаменитости. Нафига?!? — ответа нет, но теперь ДМД не просто «Домик», но еще и имени Ломоносова! Как говорят, именно Михайло предложил сделать летательный аппарат тяжелее воздуха — во как.
Полечу ли я еще раз по такому графику — скорее всего нет. Однако, изначально был план лететь в Брянск в субботу, а возвращаться в воскресенье. При этом появлялись сутки для знакомства с городом, но по своему разгильдяйству и несобранности я полетел одним днем. Впрочем, будем считать это планом Б, который можно реализовать в будущем. А в этот выходной мое главное желание было — полетать на самолете, и я его выполнил!
Кстати, на прошлой неделе президент Аэрофлота анонсировал новую замануху — полеты с секретом. Предполагается продавать билеты без указания точки посадки, где можно будет даже погулять. Уверен и это предложение найдет своих почитателей! Полеты ради полета будут продолжены…
PS Многие фото сделаны на телефон — фото в а/п до сей поры не поощряются…
Теги:
Культурно-познавательный туризм