Накануне этого Нового года мы решили устроить себе хоть какое-то подобие праздника и отправились на выходные в деревню Агрос в горах Троодос. Надо же было как-то скрасить себе Новый год, создать праздничное настроение, да и просто сменить картинку. С морской на горную. Хотя бы так.
Остановились на две ночи в отличном отеле Rodon Hotel and Resort, тем более, он давал очень хорошие скидки для резидентов и в связи с этим был забит под завязку киприотами.
Агрос имеет очень удобную локацию, оттуда всюду легко добраться — и до Кикоса, и до Какопетрии, и много ещё куда, чем мы и не преминули воспользоваться по максимуму.
В нашем распоряжении было два полных дня, и я решила сконцентрироваться на византийском наследии Кипра. Что это такое? Это в первую очередь старинные византийские церкви под крышами, разбросанные в горных деревнях Троодоса. Многие из них, а именно девять православных церквей и один монастырь входят в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это тоже своеобразная фишка Кипра — маленькие церквушки под скошенными крышами, внешним видом напоминающие амбар.
А зайдешь внутрь и ахаешь — там такие роскошные и древние фрески и росписи!
Поэтому мне, естественно, очень хотелось всё это увидеть. Так родился этот двухдневный маршрут по древним византийским церквям Кипра.
Мне всегда немного обидно, когда туристы на Кипре ограничивают себя только морем и пляжами. Да, на острове много отличных пляжей, но Кипр это не только пляжные радости, у него множество разных граней, и вот одну из них я и хочу сейчас раскрыть.
В первый день мы побывали в деревнях Педулас, Мутуллас и Калопанойотис, они так удобно расположены практически по прямой, что и мудрить ничего не надо с маршрутом, просто нанизываем их одна на другую, и всё. А второй день посвятили деревням Галата и Какопетрии, где тоже имеются прекрасные образчики византийского наследия.
Итак, в путь, любоваться древними постройками византийских времен и их великолепными фресками!
Первым на нашем пути стал Педулас — живописная горная деревушка в долине Марафаса.
Славится, кстати, не только своими церквями, но и черешневыми садами. Сделали себе мысленную заметку — приехать сюда в апреле—мае в период цветения, а потом в июне — на сбор черешни. Кипр такая аграрная страна, что только успевай отслеживать сезоны цветения и сбора урожая чего-то.
Деревушка раскинулась на холмах, здесь много смотровых площадок,
а несомненной доминантой служит белоснежная Большая Церковь Святого Креста — новодел, но смотрится красиво.
Милые каменные домики, улицы-лестницы, опустевшие в пандемию гостиницы и рестораны!
На каждом шагу видишь что-то симпатичное, то распахнутые двери в гостиницу, то горшки с цветами у частного дома, то яркие двери и ставни.
А чуть свернешь в сторону от главных улиц, видишь вот такие деревенские пасторали.
В декабре всюду алели деревья с хурмой, срывай не хочу! Я же говорю, на Кипре каждый месяц имеет свои особенности, то что-то цветет, то созревает! Этот момент сельской аутентичности мне здесь очень нравится.
Ну что ж, давайте посмотрим главную изюминку Педуласа — церковь Архангела Михаила (Archangelos Michail Church), из того самого списка всемирного наследия ЮНЕСКО. 15 век, типичный проект с двойной двухскатной крышей, что очень характерно для троодосских церквей.
Крыша — деревянно-черепичная, почти до земли. На первый взгляд сарай сараем, но в этом и изюминка здешних церквей. Этакий сельский колорит, наложенный на византийское наследие.
Сразу же бросается в глаза несимметричная форма крыши — один скат намного больше другого. И этому есть объяснение — длинная крыша с одной стороны покрывает пространство, отделяющее внутреннюю церковь от внешней стены, как-бы защищая его от непогоды.
В этом особенность церквей под крышей.
Заходим внутрь, большой плюс этой церкви в том, что она всегда открыта и внутри можно спокойно фотографировать. Только сделать это совсем непросто, внутри очень темно. Но когда глаз привыкает к темноте, можно рассмотреть великолепные настенные фрески в поствизантийском стиле. Глаза просто разбегаются, чего здесь только нет! Очень ценно, что большинство фресок прекрасно сохранились. Расписывал церковь местный художник Минас в 1474 году. Интересная у него художественная манера — преобладание красного цвета, правильные пропорции фигур, свободное видение ликов, нарушение трёхмерности.
Фрески запоминающиеся, самобытные. Вот Георгий Победоносец скачет по морю на коне и везет с собой освобожденного из плена мальчика. Вот огромное изображение Архангела Михаила, а вот Богоматерь Влахернская с младенцем Христом в перевязи. Фресок очень много, на самые разные библейские сюжеты, есть, что порассматривать, чем полюбоваться.
Гуляя по деревне, мы то и дело натыкались на другие церкви из этой же серии, не такие знаменитые как Архангел Михаил, без регалий ЮНЕСКО, но тоже очень милые и самобытные. Вот малюсенькая церковь Святой Марины, притулившаяся у дороги. Как-будто вросла в землю. И снова удача, она тоже оказалась открытой. Здесь нет таких старинных фресок, всё очень скромно и просто.
Или вот церковь Святого Онуфрия у дороги.
Часа два мы гуляли по этой милой деревеньке, то и дело спускаясь-поднимаясь по улочкам-лестницам, пока не поняли, что нужно ехать дальше и отправились в соседнюю деревеньку Мутуллас.
Она совсем крошечная, и там нас интересовала только одна церковь из списка ЮНЕСКО — Церковь Панагия ту Мутулла в Мутулласе (Panagia tou Moutoulla Church).
Это уже более древняя византийская постройка 13 века. Видим всё ту же двухскатную черепичную крышу, визуально делающую церковь похожей на амбар. Это семейная церковь богатой местной семьи, построенная в 1279 году! И вновь удача — Панагия тоже открыта! Здесь тоже очень темно внутри и фрески сохранились гораздо хуже.
Хотя это и неудивительно, всё же она на два века старше Архангела Михаила! А какие красивые резные ворота ведут в храм! Эта резная двустворчатая дверь является одним из немногих сохранившихся на Кипре образцов резьбы по дереву средневизантийского периода.
Это всё, конечно, тонкости для специалистов, ну, а мы, дилетанты-любителт, просто любуемся филигранной резьбой. К сожалению в этой церкви было ещё темнее, поэтому многие фото у меня получились размытыми, и показать особо нечего. Плохое освещение или даже скорее полное его отсутствие — это большой минус этих церквей. Мутулусская церковь стоит на холме, ничто не мешает её обозревать с разных сторон, сверху-снизу. Очень фактурно смотрится алтарный выступ, аспида с восточной стороны.
Ну что ж, едем дальше, в деревню Калопанайотис, где находится потрясающий монастырь Святого Иоанна Лампадиста.
Монастырь постройки 12 века, находящийся под охраной ЮНЕСКО является главной достопримечательностью этой деревни. За этим, собственно говоря, сюда и нужно ехать! Ну и сама деревушка очень приятная, по-хорошему, надо было бы здесь задержаться, но у нас хватило времени только на монастырь. Деревня раскинулась на крутых холмах, поэтому неудивительно, что здесь даже подъёмник имеется.
Световой день зимой короткий, в четыре уже темнеет, всего не успеешь, надо спешить.
На самом деле, сегодня от монастыря осталась лишь церковь с уникальными росписями, благодаря которым она и занесена в список наследия ЮНЕСКО. С ней то нам и предстояло познакомиться. Оставив машины на парковке мы двинулись наверх к церкви, а по дороге встретили вот такое очаровательное семейство.
Видимо, сын привез свою матушку в монастырь, а заодно захватили и собачек. Ведь по преданиям здесь происходили чудеса исцеления, так что ничего удивительного, что местные едут сюда за здоровьем.
Так вот, церковный комплекс оказался чудо как хорош, просто живая иллюстрация Средневековья! Такой фактурный, лаконичный и нарядный одновременно! Ну очень атмосферный!
Предания, предания! Сколько их на Кипре! Легенды складываются в реальность, и порой уже не отличишь, где вымысел, а где правда. Говорят, когда-то давным-давно, где-то в 12-ом веке, здесь поселился некий Иоанн из деревни Лампада, посвятивший свою жизнь служению Богу. И начинались в монастыре чудеса исцеления, поэтому со временем он был переименован в честь Иоана, а сам он причислен к лику святых. Мощи Иоана хранятся в часовне и по сей день. Местные говорят, что предания о чудесных исцелениях объясняются очень просто — рядом находится источник, богатый сероводородом. Так что, все сразу становится на свои места.
Ну, а мы заходим в крестово-купольную церковь и ахаем!
Вот здесь все в полном порядке с освещением, все фрески отлично просматриваются.
Пока никого нет я всё быстренько фотографирую, а через пять минут уже приходит суровый монах и говорит — No foto! Я послушно киваю, мне уже и не нужно! Фрески великолепны — вся площадь церкви покрыта ими с пола до потолка! Здесь и Вседержитель с Серафимом, и евангелисты, и архангелы, и пророки, и Богородица, и апостолы, и местные святые!
Краски такие яркие, что подчас режет глаз! Росписи не совсем традиционные для кипрских церквей. Здесь чувствуется влияние итальянской техники 15 века, попытки передать объём.
Монастырский комплекс совсем небольшой. Напротив церкви виден южный вход, слева от него монастырская пекарня.
По периметру кельи, подсобные помещения, магазин. Всё очень миниатюрное и ухоженное.
Выйдя из монастырского комплекса мы спустились к речушке, где в тени деревьев спрятался византийский каменный мостик. Очень живописный, хорошее место для фотосессий.
Что ж, первый день наших покатушек по горным деревням Троодоса подошёл к концу и переполненные впечатлениями мы отправились к себе в Агрос по вот такой живописной дороге в окружении гигантских сосен.
На следующее утро мы отправились в сторону деревни Какопетрия. Но первую остановку сделали в соседней Галате. Здесь меня интересовала церковь Панагия Подиту (Panagia Podithou Church).
Изначально она была частью монастыря, построенного здесь в 1502 году одной супружеской парой. Тоже семейный храм получается. Мне очень приглянулось её расположение — церковь стоит практически в чистом поле на окраине деревни. Смотрится это очень здорово! Поле, оливы и деревенская церковь под крышей!
Пастораль в чистом виде! Вот только попасть внутрь у нас на этот раз не получилось, церковь было наглухо закрыта и даже бумажки с телефоном на двери не было. Не всё коту масленица, как говорится! И это очень жаль, потому что фрески Панагии Подиту выполнены в уникальном кипрско-итало-византийском стиле.
Едем дальше, в соседнюю Какопетрию.
Это, пожалуй, самая популярная туристическая деревня на Кипре. И в былые времена при доковидной жизни здесь всегда было многолюдно, шумно, весело. Сейчас же, совсем другие картинки -безлюдно, тихо, всё закрыто. Мы спустились вниз к гостинице The Mill и прогулялись по живописной местности вдоль ручья.
Как выяснилось, это не ручей, а приток реки Каркотис. Ну это они явно погорячились, как по мне, так это ручей, до звания реки он явно не дотягивает. Но картинки красивые, живописные. Камни, бурлящая вода, мостики, вековые деревья — раздолье для нашего малыша!
Перейдя по мостику на другой берег, мы оказались в самом сердце старой Какопетрии. Здесь всё очень живописно и антуражно.
Аккуратные домики, облицованные камнем, нависающие над узкими улочками балкончики, всюду цветы в горшках! Вот из-за поворота выплывает деревенская церквушка, а здесь мы наткнулись на традиционный оливковый пресс.
Милые детали сельской жизни. Этот старый район деревни настоящая мечта художника, где каждый домик так и просится на холст!
Вот только плохой камень, давший названия деревне, мы пропустили. Легенда гласит, что когда-то этот камень задавил жениха с невестой, по традиции пришедших к нему после венчания. Потому и закрепилось за ним такое название — плохой камень. Кто знает, правда это или вымысел, но название деревни пошло именно отсюда.
В декабре на Кипре повсюду апельсиновые и лимонные деревья, так и радуют глаз своими сочными красками и спелыми плодами!
У ручья были замечены красивые разноцветные утки, важно и чинно переходившие дорогу.
Или вот кошечка-красавица греется на солнышке!
Милые сценки деревенского уклада!
А теперь мы едем на окраину Какопетрии, чтобы увидеть церковь Святого Николая под крышей (Ayios Nikolaos tis Stegis).
Наверное, это самый эффектный храм из всей серии церквей под крышами. Большой, фактурный, многофасадный!
11 век, с ума сойти! Хотя церковь эта когда-то принадлежала монастырскому комплексу, который датируется 13 веком. Но в общем это не так уж и важно, 11 век, 13 век! Главное, сразу чувствуется, что это очень древняя и необычная постройка.
К тому же это единственный сохранившийся монастырский храм в своем роде на острове, его стены полностью покрыты настенной живописью с 11-го по 17-й века, и это самые важные уцелевшие на острове фрески того периода. Она считается одной из самых интересных византийских церквей Кипра. И теперь мы здесь и можем видеть это великолепие своими глазами. Вот здесь, правда внутри храма очень следят, чтобы никто не фотографировал, буквально ходят за тобой по пятам. Но я все равно изловчилась и все-таки сделала три фотографии, дающие представление, какое богатство фресок там внутри!
Ощущение такое, что ты попала внутрь музея византийского искусства! Жаль, конечно, что не удалось сфотографировать и показать всё великолепие настенной росписи этого храма. Фрески показывают сцены из Жизни Иисуса, Воскрешение Лазаря, Успения Девы Марии, изолированные фигуры святых, и много еще чего. Большинство росписей церкви датируются 14 веком. Жаль, очень жаль!
Храм произвёл очень сильное впечатление! Сельская церковь, место для паломничества, пропитанное особой атмосферой святости и духовности! Всё это очень здесь ощущается. Люди приходят под защиту Святого Николая просить его о заступничестве от разных бед и несчастий.
Вот так завершился наш двухдневный маршрут по горным деревням и храмам Троодоса, знакомство с виантийским наследием Кипра. Это очень значимая грань истории и наследия острова, которую не стоит обходить стороной, если Вы вдруг здесь окажетесь.
Теги:
Культурно-познавательный туризм