Снежным изобилием в конце 2016 года Саратов не баловал, участки снега чередовались с тёмной мостовой без малейшего признака работы зимы, рассыпавшей щедрой рукой белые холодные хлопья, исчезавших благодаря заботам коммунальных служб города, да и просто от тёплой погоды. Пройдя мимо предвестников наступающего Нового года,
я вступил на новую пешеходную зону Саратова, открытую осенью 2016 года на улице Волжской.
Правда не все водители поняли, что пешеходная зона так называется потому, что по ней ходят пешеходы, а не гоняются автомобили. А может им просто наплевать на людей — как хотят, так и ездят. Меня чуть не сшиб автомобиль,
да и далее вдоль пешеходной зоны их хватало.
Я шёл и высматривал раритетный трамвай, который был в декабре установлен на пешеходной зоне и куда, судя по сообщениям прессы и Интернета, с 22 декабря 2016 года открыт доступ.
День был будничный и, пройдя мимо ограды сада Липки, я увидел искомый трамвай на углу улиц Соборной и Волжской.
На ограде сада Липки висела схема новой пешеходной зоны и ряд черно-белых фотографий старого Саратова, некоторые из них были посвящены трамваям.
Объявление на стекле вагона подтвердило, что вход свободный в трамвай с 12–00 до 15–00, ежедневно, за исключением воскресенья. В вагоне было тепло и светло, имелось современное мультимедийное оборудование.
Да и, как подсказала скромная хозяйка этого великолепия, стеклопакеты с вагоне тоже современные — теплосберегающие. Правда от фотографирования она отказалась.
Приятно посидеть в вагоне, прикоснуться к прошлому, а вот люди большей частью чего-то боялись. Подойдут, посмотрят, некоторые сфотографируются и дальше бегут.
Наконец в вагоне появилась детвора и стало веселее.
Не каждый день ребятишкам разрешают крутить систему управления трамваем и при этом не ругают, а разрешают и лишь улыбаются. Было у самого желание покрутить и подёргать за рычаги, но удержался с трудом.
В своей прошлой жизни самоходный трамвайный вагон был снегоочистителем. Для управления использовался контроллер снегоочистителя ГС-4.
Такие систему управления устанавливались на трамваях до 1950–1960 годов. Вращение ручки таких контроллеров сопряжено с большими усилиями. Водители называли между собой контроллер «кофемолкой».
Сермяжная правда в этом названии есть, если представить сколько раз за день приходилось дёргать эту рукоятку.
Рядом с контроллером находится тормозной кран,
а чуть дальше стояночный тормоз.
Хотя на вагоне ничего не написано,
но у трамвайного вагона имеется имя собственное «Семён», в отличие от собрата по имени «Яша», который бегает по рельсам и подрабатывает в качестве экскурсионного.
Считается, что имена трамвайным вагонам дали их водители в далёком 1936 году.
Есть еще их безымянный собрат, установленный в 1979 году в Парке Победы на Соколовой горе.
Кстати, мотора у него нет. Видимо, чтобы его не угнали. Возле входа в трамвай «Семён» висит табличка, напоминающая читающим об истории появления трамваев в Саратове.
Предвестниками электрических трамваем была конка. Рельсы у конки уже были, но вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. Появилась конка в Саратове благодаря писателю и журналисту Леониду Петровичу Блюммеру (1840–1888), которого судьба помотала по Российской империи и за её пределами, пока после ссылки не занесла в город Саратов. Здесь он стал издавать газету «Волга» и занимался адвокатской практикой. Между делом им было организовано Акционерное общество конно-железных дорог в Саратове и хотя договор с Саратовской городской управой в 1885 году о создании в городе конки был подписан им как физическим лицом, но деятельность стало вести акционерное общество и в 1887 году Саратов обзавелся конкой.
Не успев появиться, конка стала морально устаревать, ведь приближался XX век с его повальным внедрением электричества. В апреле 1905 года Саратовская городская управа и бельгийское акционерное общество «Взаимная компания трамваев» заключили договор на постройку в Саратове электростанции, устройство трамвая и освещения. Контора в течение столетия так с места не сдвинулась, хотя наименования не раз менялись.
Борьбы между конкой и трамваем в Саратове в отличие от многих других городов не было, бельгийцы выкупили линии конки у акционерного общества и первые трамваи стали двигаться по линиям конки.
Первый же блин оказался комом. Когда 5 (18) октября 1908 года состоялся пробный пуск первого трамвайного маршрута «Вокзал — Пристань», то в трамвайный вагон набились руководители губернии и города, бельгийское начальство. И чуть не отправились дружною толпою на тот свет. Неполадки в электросети и вагон без руля и ветрил покатился под гору в сторону Волги. Но судьба была милостива к пассажирам, вагон с рельс не сошел, все остались живы и здоровы, отделавшись небольшим испугом. После торжественного обеда и шампанского инцидент был позабыт и 6 (19) октября 1908 года регулярное трамвайное движение было открыто.
Если Вы приглядитесь, то увидите, что на старой фотографии и на «Семёне»
название одного и того же маршрута, только на старой фотографии нет цифры маршрута, только надпись с названием.
Мимо места, где установлен раритетный вагон, до революции проходила линия трамвая № 7 «Немецкая», а с 1935 года — линия № 6 «Кировская», но суть оставалась та же самая «Бабушкин взвоз — Железнодорожный вокзал».
Хотя внешне все три раритетных трамвайных вагонов похожи, но «Семён» является моторным вагоном серии КХ, а «Яша» и его безымянный собрат из Парка Победы — моторными вагонами серии Х.
Моторные вагоны серии Х выпускались с 1928 по 1941 год Мытищинским машиностроительным заводом и Усть-Катавским вагоностроительным заводом. Обычно моторный вагон серии Х работал с одним или двумя прицепными вагонами серии М. Буквы буквально от лукавого. Просто в 1928 году первая крупная партия моторных вагонов была заказана для столицы Украинской ССР Харькова, поэтому весь тип моторных вагонов получил обозначение Х. Напоминаю, что с 1919 по 1934 год столицей Украины был город Харьков.
Первая же крупная поставка прицепных вагонов пришлась на Москву и прицепные вагоны получили серию М. А буквы «КХ» были у моторных вагонов, которые непродолжительное время выпускал «Завод имени Томаша Домбаля», существовавший в 1920 -1930 годах в Киеве и именовавшийся в честь советского партийного деятеля Томаша Францевича Домбаля (Tomasz Dąbal, 1890–1937).
Ныне по Саратову бегают трамваи других серий.
Основные типы: КТМ-5,
КТМ-19А.
Только производитель у них всё то же — Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Сергея Мироновича Кирова.
Теги:
Культурно-познавательный туризм