Турист Виктор (grau59)
Виктор
был вчера 21:26

Трамвай «Семён» и другие

Саратов — Россия Декабрь 2016
13 36

Снежным изобилием в конце 2016 года Саратов не баловал, участки снега чередовались с тёмной мостовой без малейшего признака работы зимы, рассыпавшей щедрой рукой белые холодные хлопья, исчезавших благодаря заботам коммунальных служб города, да и просто от тёплой погоды. Пройдя мимо предвестников наступающего Нового года,

Трамвай «Семён» и другие

я вступил на новую пешеходную зону Саратова, открытую осенью 2016 года на улице Волжской.

Трамвай «Семён» и другие

Правда не все водители поняли, что пешеходная зона так называется потому, что по ней ходят пешеходы, а не гоняются автомобили. А может им просто наплевать на людей — как хотят, так и ездят. Меня чуть не сшиб автомобиль,

Трамвай «Семён» и другие

да и далее вдоль пешеходной зоны их хватало.

Я шёл и высматривал раритетный трамвай, который был в декабре установлен на пешеходной зоне и куда, судя по сообщениям прессы и Интернета, с 22 декабря 2016 года открыт доступ.

День был будничный и, пройдя мимо ограды сада Липки, я увидел искомый трамвай на углу улиц Соборной и Волжской.

2
Трамвай «Семён» и другие

На ограде сада Липки висела схема новой пешеходной зоны и ряд черно-белых фотографий старого Саратова, некоторые из них были посвящены трамваям.

Объявление на стекле вагона подтвердило, что вход свободный в трамвай с 12–00 до 15–00, ежедневно, за исключением воскресенья. В вагоне было тепло и светло, имелось современное мультимедийное оборудование.

Трамвай «Семён» и другие

Да и, как подсказала скромная хозяйка этого великолепия, стеклопакеты с вагоне тоже современные — теплосберегающие. Правда от фотографирования она отказалась.

Приятно посидеть в вагоне, прикоснуться к прошлому, а вот люди большей частью чего-то боялись. Подойдут, посмотрят, некоторые сфотографируются и дальше бегут.

1
Трамвай «Семён» и другие

Наконец в вагоне появилась детвора и стало веселее.

Трамвай «Семён» и другие

Не каждый день ребятишкам разрешают крутить систему управления трамваем и при этом не ругают, а разрешают и лишь улыбаются. Было у самого желание покрутить и подёргать за рычаги, но удержался с трудом.

1
Трамвай «Семён» и другие

В своей прошлой жизни самоходный трамвайный вагон был снегоочистителем. Для управления использовался контроллер снегоочистителя ГС-4.

Трамвай «Семён» и другие

Такие систему управления устанавливались на трамваях до 1950–1960 годов. Вращение ручки таких контроллеров сопряжено с большими усилиями. Водители называли между собой контроллер «кофемолкой».

Трамвай «Семён» и другие

Сермяжная правда в этом названии есть, если представить сколько раз за день приходилось дёргать эту рукоятку.

Рядом с контроллером находится тормозной кран,

Трамвай «Семён» и другие

а чуть дальше стояночный тормоз.

Трамвай «Семён» и другие

Хотя на вагоне ничего не написано,

1
Трамвай «Семён» и другие

но у трамвайного вагона имеется имя собственное «Семён», в отличие от собрата по имени «Яша», который бегает по рельсам и подрабатывает в качестве экскурсионного.

Считается, что имена трамвайным вагонам дали их водители в далёком 1936 году.

Есть еще их безымянный собрат, установленный в 1979 году в Парке Победы на Соколовой горе.

Трамвай «Семён» и другие

Кстати, мотора у него нет. Видимо, чтобы его не угнали. Возле входа в трамвай «Семён» висит табличка, напоминающая читающим об истории появления трамваев в Саратове.

Трамвай «Семён» и другие

Предвестниками электрических трамваем была конка. Рельсы у конки уже были, но вагон по рельсовым путям тянула пара лошадей, управляемая кучером. Появилась конка в Саратове благодаря писателю и журналисту Леониду Петровичу Блюммеру (1840–1888), которого судьба помотала по Российской империи и за её пределами, пока после ссылки не занесла в город Саратов. Здесь он стал издавать газету «Волга» и занимался адвокатской практикой. Между делом им было организовано Акционерное общество конно-железных дорог в Саратове и хотя договор с Саратовской городской управой в 1885 году о создании в городе конки был подписан им как физическим лицом, но деятельность стало вести акционерное общество и в 1887 году Саратов обзавелся конкой.

Не успев появиться, конка стала морально устаревать, ведь приближался XX век с его повальным внедрением электричества. В апреле 1905 года Саратовская городская управа и бельгийское акционерное общество «Взаимная компания трамваев» заключили договор на постройку в Саратове электростанции, устройство трамвая и освещения. Контора в течение столетия так с места не сдвинулась, хотя наименования не раз менялись.

Трамвай «Семён» и другие

Борьбы между конкой и трамваем в Саратове в отличие от многих других городов не было, бельгийцы выкупили линии конки у акционерного общества и первые трамваи стали двигаться по линиям конки.

Трамвай «Семён» и другие

Первый же блин оказался комом. Когда 5 (18) октября 1908 года состоялся пробный пуск первого трамвайного маршрута «Вокзал — Пристань», то в трамвайный вагон набились руководители губернии и города, бельгийское начальство. И чуть не отправились дружною толпою на тот свет. Неполадки в электросети и вагон без руля и ветрил покатился под гору в сторону Волги. Но судьба была милостива к пассажирам, вагон с рельс не сошел, все остались живы и здоровы, отделавшись небольшим испугом. После торжественного обеда и шампанского инцидент был позабыт и 6 (19) октября 1908 года регулярное трамвайное движение было открыто.

Трамвай «Семён» и другие

Если Вы приглядитесь, то увидите, что на старой фотографии и на «Семёне»

Трамвай «Семён» и другие
название одного и того же маршрута, только на старой фотографии нет цифры маршрута, только надпись с названием.

Мимо места, где установлен раритетный вагон, до революции проходила линия трамвая № 7 «Немецкая», а с 1935 года — линия № 6 «Кировская», но суть оставалась та же самая «Бабушкин взвоз — Железнодорожный вокзал».

Хотя внешне все три раритетных трамвайных вагонов похожи, но «Семён» является моторным вагоном серии КХ, а «Яша» и его безымянный собрат из Парка Победы — моторными вагонами серии Х.

Трамвай «Семён» и другие

Моторные вагоны серии Х выпускались с 1928 по 1941 год Мытищинским машиностроительным заводом и Усть-Катавским вагоностроительным заводом. Обычно моторный вагон серии Х работал с одним или двумя прицепными вагонами серии М. Буквы буквально от лукавого. Просто в 1928 году первая крупная партия моторных вагонов была заказана для столицы Украинской ССР Харькова, поэтому весь тип моторных вагонов получил обозначение Х. Напоминаю, что с 1919 по 1934 год столицей Украины был город Харьков.

Первая же крупная поставка прицепных вагонов пришлась на Москву и прицепные вагоны получили серию М. А буквы «КХ» были у моторных вагонов, которые непродолжительное время выпускал «Завод имени Томаша Домбаля», существовавший в 1920 -1930 годах в Киеве и именовавшийся в честь советского партийного деятеля Томаша Францевича Домбаля (Tomasz Dąbal, 1890–1937).

Ныне по Саратову бегают трамваи других серий.

Основные типы: КТМ-5,

Трамвай «Семён» и другие

КТМ-8, КТМ-19КТ,

Трамвай «Семён» и другие
КТМ-19А.

Только производитель у них всё то же — Усть-Катавский вагоностроительный завод имени Сергея Мироновича Кирова.

Теги: Культурно-познавательный туризм

Полезные ссылки:

✔️ Кэшбэк 4% при бронировании на Ostrovok.ru. Более 3000 отзывов.

✔️ Кэшбэк до 5% при бронировании отеля на Яндекс.Путешествия.

✔️ Кэшбэк 3% при бронировании жилья на Суточно.ру.

✔️ Кэшбэк до 2% при покупке авиабилетов на Aviasales.

✔️ Русские гиды и экскурсии по всему миру. Трансферы, услуги фотографов и многое другое.

✔️ Дешевые авиабилеты? Конечно Aviasales.

✔️ Отели на сайте Т-Банка — ищите и бронируйте жилье онлайн, оплачивайте картой Т‑Банка и получайте кэшбэк.

Бронирование отелей
в Саратове
ДАТА ЗАЕЗДА
Изменить дату
ДАТА ОТЪЕЗДА
Изменить дату
Кол-во человек
+
2
Поиск отелей на Ostrovok.ru. Мы не берем никаких комиссий и иных скрытых платежей.
Комментарии