Турист Asiagate (AsiaGate)
Asiagate — была сегодня 9:28

Чавушин, Аванос, Невшехир — Турция Март 2014

Скальный город Чавушин (Çavuşin), без сомнения, — одна из самых интересных достопримечательностей Каппадокии. При этом он мало известен организованным туристам.

Чавушин, «где восьмой этаж со знаком «минус»

Всё потому, что обычно экскурсантов привозят только в музей керамики Cavusin Seramik, расположенный у подножия горы, а погулять по окрестностям не дают. Говорят, музей и фабрика при нём также интересны: район Аванос, на территории которого находится Чавушин, богат залежами глины, идеально подходящей для изготовления керамической посуды и сосудов.

Однако мы в музей не пошли, вместо этого сразу же отправившись в расположенную рядом с ним скальную раннехристианскую церковь.

Чавушин, «где восьмой этаж со знаком «минус»

Люди жили в этой местности с незапамятных времён. Среди исследователей можно встретить мнение, что камеры в скалах Чавушина, как и Учхисара, являются фрагментами древних пещерных городов, находившихся под землей многие тысячи лет. Позже они были открыты эрозией, то есть их не вырубали в скалах, а напротив, скалы, разрушаясь со временем, «оголялись» и вскрывали эти города.

Чавушин, «где восьмой этаж со знаком «минус»

В первые столетия нашей эры здесь начали селиться последователи Христа, спасавшиеся от гонений, они устраивали в пещерных залах церкви, мастерские, кельи. Затем сюда пришли османы, которые также облюбовали помещения в толще скалы, похожей на дырчатый сыр.

Турки проживали прямо в скале — сложно представить! — вплоть до случившегося в 1953 году сильного землетрясения. Только после этого власти пещерный город закрыли, а жителей переселили к подножию горы, где возник и развивается по сей день современный Чавушин.

Чавушин, «где восьмой этаж со знаком «минус»

Эта живописная местность популярна не только у туристов, но и у паломников: они посещают две сохранившиеся тут церкви — святого Иоанна Крестителя и Голубиную церковь, или храм Никифора Фоки. Вот во вторую из них мы и поднялись.

Чавушин, «где восьмой этаж со знаком «минус»

В пещерной церкви, датируемой X веком, на стенах сохранились изображения в кирпично-красных тонах и фрески, посвящённые византийскому императору Никифору II Фоке, который посетил этот храм во время своего похода через Каппадокию в Киликию в 964 — 965 годах.

Чавушин, «где восьмой этаж со знаком «минус»

Церковь трёхэтажная, но вход в неё находится на втором этаже, туда ведёт лестница. Для входа понадобится купить билет стоимостью около 8 лир. На картах этот храм отмечен просто как «церковь Чавушин» — Çavuşin Kilisesi.

Чавушин, «где восьмой этаж со знаком «минус»

Внутри церкви — система пещер, связанных коридорами и полувертикальными ходами между разными уровнями.

Чавушин, «где восьмой этаж со знаком «минус»

С 1985 года вместе со всей территорией Национального парка Гёреме и его пещерными городами скальная церковь Чавушина была включена в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В скальном городе есть ещё одна пещерная церковь — святого Иоанна Крестителя, она относится к V веку, что делает ее самой старой церковью в регионе. Здесь также имеются фрески, но они практически не сохранились. Часть фасада храма обвалилась в 1980 году.

Чавушин, «где восьмой этаж со знаком «минус»

Мы решили не идти в эту церковь, так как она находится на другом конце Чавушина, примерно в 20 минутах ходьбы. К тому же, бродить по «изъеденной» подземными ходами скале небезопасно — есть риск, что на голову свалится кусок хрупкой породы, а ходы-тропинки внутри скалы имеют свойство внезапно завершаться обрывом.

Чавушин, «где восьмой этаж со знаком «минус»

Вместо этого поднялись на гору, откуда открывается отличный вид на посёлок Чавушин, окрестности — марсианские пейзажи Каппадокии и заросли цветущего миндаля.

Чавушин, «где восьмой этаж со знаком «минус»

В Чавушине, как и по всей территории Каппадокии, также есть знаменитые каменные грибы, или «камины фей».

Чавушин, «где восьмой этаж со знаком «минус»

Восьмое чудо света иль мираж?
Во флору, фауну вдруг превратились скалы.
Подземный город, где восьмой этаж