Турист Виктор (grau59)
Виктор
был сегодня 10:19

Кипр Май 2013

Когда я был в Иерусалиме и Вифлееме, то меня поразило огромное количество храмов различных религиозных конфессий. Число христианских я считать устал, а ведь свои святые места там есть у мусульман и у евреев. Там всё вроде понятно — в библейских местах всё перемешалось за века обитания людей.

Но когда я ехал на Кипр, то такого многообразия не ожидал.

Православная церковь Кипра была основана в 47 году, да и сейчас православных христиан на острове около 66%. Большинство из них принадлежит к православной Церкви Кипра.

Религиозная экзотика Кипра (На Кипре тоже есть русские церкви)

Православные монастыри и храмы располагаются по всему острову. Про некоторые из них я рассказывал: Кафедральный собор Никосии, Лимассольская Айя-Напа, В окрестностях монастыря Святого Георгия.

Но есть и другие православные храмы.

Когда мы возвращались с экскурсии по горам Троодоса, то большинство моих попутчиков сладко дремали в автобусе после сытного обеда и выпитого кипрского вина в таверне «Нереида» Обед в горах Кипра и на винном заводе Променад по винному заводу — поставщику «Люфтганзы». Я же перебрался в начало автобуса и слушал гида о местах, мимо которых мы проезжали. Для бодрствующих культурным открытием стало наличие на Кипре храма Русской православной церкви, который располагается в деревушке Алектрико и видна с трассы.

Для бодрствующих было интересно, что справа от дороги находится первая русская церковь на Кипре. Правда водителю на ностальгические чувства было плевать, я еще успел сделать на ходу фотографию.

Религиозная экзотика Кипра (На Кипре тоже есть русские церкви)

Церковь Божьей Матери Семистрельной начали строить с 2004 года, открыта она была с июня 2011 года. Также бытует другое название: Храм Умягчения Жестоких Сердец. Построена церковь была по инициативе руководства Федерации профессионального бокса России в честь чуда, произошедшего с одним из известных спортсменов, который в течение десяти лет не мог завести ребёнка, а на Кипре ребёнок родился.

Храм расписывали палехские живописцы, специально приглашенные на Кипр. Колокола сделаны в России. В церкви служил всего один священнослужитель — отец Сергий. Службы проводятся на русском языке по календарю Кипрской Православной Церкви, но некоторые службы проводятся второй раз по старому стилю.

Чуть раньше, когда я самостоятельно съездил в Лимассол, то наткнулся на часовню Святого Мамаса Грузинской православной церкви.

Когда я увидел впереди грузинский флаг, развевающийся рядом с кипрским и греческим, я сначала подумал, что перегрелся на солнце.

Религиозная экзотика Кипра (На Кипре тоже есть русские церкви)

Ведь если греческий и кипрский флаги вместе встречаются на Кипре во многих местах, то грузинский на Кипре на флагштоке рядом со зданием встретился впервые. Построена часовня была 22 февраля 2001 года, как гласила надпись на двух языках.

Когда я заглянул в часовню Святого Мамаса, в ней никого не было, ни единой души.

Религиозная экзотика Кипра (На Кипре тоже есть русские церкви)

Родился святой Мамас Кесарийский (на Руси его называли Мамантом-овчарником) в 259 году в тюрьме в городе Gangra, куда были брошены и где умерли его родители. Говорить Мамас начал только в пять лет, но затем красноречие не оставляло его. Видимо активность юного христианина надоела властям и его решили казнить. После смерти мощи святого Мамаса были захоронены в мраморном саркофаге, а саркофаг чудодейственным образом по морю доплыл до Кипра, где и был выброшен на берег.

Недаром же еще одна легенда утверждает, что Мамас жил на Кипре. И не римские солдаты, а турецкие янычары потащили бедного овечьего пастуха на расправу злому турецкому паше. Но когда святой Мамас на их глазах укротил льва, набросившегося на овец, сел на льва и поехал к османскому наместнику, то турецкий начальник струхнул, простил недоимку и освободил Мамаса от уплаты налогов вперёд. А святой отшельник согласно легенде послужил созданию первой на Кипре оффшорной зоны в отдельно взятой пещере и кроме того стал покровителем неплательщиков налогов. А за его жизнь в согласии с животным миром святой Мамас считается покровителем животных.

Захватчики острова приносили с собой свою религию. Лузиньяны, венецианцы и иоанниты строили католические храмы, часть из которых сохранилась до сих пор. Мне понравилась в Ларнаке католическая церковь «Терра Санта» (Terra Santa Roman Catholic Church),

Религиозная экзотика Кипра (На Кипре тоже есть русские церкви)

которая появилась на кипрской земле как часть францисканского монастыря, основанного для приюта паломников, плывущих на Святую Землю. Даже её название в переводе с латыни означает «Святая Земля». Другим названием является Церковь Санта-Мария-делле-Грацие, т. к. церковь посвящена Деве Марии.

У католиков оказывается тоже существует внутреннее деление. В Никосии мне повстречался на пути маронитский Кафедральный собор Матери Божией Милостивой Здесь побывал папа Римский Бенедикт XVI, принадлежащий одной из шести Восточных католических церквей, имеющих статус патриархата.

В Фамагусте сохранилось множество развалин храмов, в том числе католических Остатки христианских храмов Фамагусты — напоминание о прошлом острова Кипр. Среди них — экзотика в виде храмов тамплиеров и госпитальеров, а также католических орденов цистерцианцев, бенедиктинцев и францисканцев.

В той же Фамагусте есть церковь Святого Георгия несторианцев Храм, пыль с пола которого несёт смерть Вашим врагам, о которых я до поездки на Северный Кипр и слыхом не слыхивал.

Религиозная экзотика Кипра (На Кипре тоже есть русские церкви)

После захвата острова турками на острове стали появляться мечети, причём строились как новые, но очень часто использовались христианские храмы как это произошло в Фамагусте. Я сначала принял эту мечеть за христианский собор Храм построенный для королей, купивших остров. Сейчас около 30% жителей являются мусульманами.

Кстати, на Северном Кипре видел множество однотипных небольших мечетей, а вот православные храмы на севере острова практически все закрыты или разрушены.

А вот англиканская церковь функционирует как ни в чём не бывало. В Кирении на месте части бывшего турецкого кладбища Балдокен Уютный парк и автостоянка на старом кладбище в декабре 1913 года была открыта англиканская церковь Святого Андрея.

Религиозная экзотика Кипра (На Кипре тоже есть русские церкви)

А вот в Ларнаке англиканской церкви не повезло.

Здесь в 1907 году был построен храм Святой Елены.

В ноябре 1978 года церковь была взорвана, при этом не было обращено внимание на собранные подписи в защиту храма. Похоже на действия советской власти в начале прошлого века, только со сдвигом во времени. Кстати, мало кто знает, что храм Святого Лазаря тоже хотели снести и построить на его месте новый храм, но вовремя передумали. На месте снесённой церкви построили стандартное безликое здание,

Религиозная экзотика Кипра (На Кипре тоже есть русские церкви)

на первом этаже которого размещается ныне церковь Святой Елены.

Неподалёку от англиканской церкви находится Мемориальная часовня Дэвида Торренса (David Torrens), построенная в 1901 году,

Религиозная экзотика Кипра (На Кипре тоже есть русские церкви)

более известна как Евангелистическая церковь Ларнаки.

Принадлежит «Греческой евангелической церкви Кипра», которая хотя и считается самостоятельной, но фактически входит в состав «Греческой евангелической церкви».

Церковь действующая, на соответствующей доске объявлений висит график мероприятий.

Религиозная экзотика Кипра (На Кипре тоже есть русские церкви)

Иногда проводятся совместные мероприятия с армянской Церковью Святого Степаноса.

Церковь Святого Степаноса (Сурб Степанос) Армянской апостольской церкви была построена в Ларнаке в 1913 году в память о жертвах Киликийской резни 1909 года.

Храм посвящен Святому Стефану, считавшемуся покровителем Аданы.

Когда я шел от набережной Ларнаки к муниципальному парку в центре города, то увидел внутри квартала крест над зданием и подумал, что это католический храм.

Религиозная экзотика Кипра (На Кипре тоже есть русские церкви)

Когда подошёл поближе, то оказалось, что в здании находится Центр Джона Кельвина.

Принадлежит центр евангельской христианской миссионерской организации MERF (Middle East Reformed Fellowship), которая работает в странах Ближнего Востока, Северной Африки и Азии. Миссионеры появились на Кипре в 1984 году и в этом здании разместилась их штаб-квартира.

Почему выбран Кипр не совсем ясно.

А вот синагога на Кипре всего одна и находится она в Ларнаке.

Религиозная экзотика Кипра (На Кипре тоже есть русские церкви)

Решил посмотреть синагогу, благо по карте от муниципальных садов, где я находился было, до неё рукой подать. Здесь не обошлось без приключений Как я в синагогу ходил мимо Нью-Йорка и статуи Свободы.

Вот такие религиозные открытия можно совершить во время обычной поездки безо всякоё религиозной подоплёки.