На поездку меня снова, как и осенью в Ярославль, подвигла акция «Кешбэк за путешествия по России». Выбор отелей по ней невелик, но Золотая Бухта мне сразу понравилась расположением: большинство интересных мест (а я наметила десятка два обязательных пунктов) — в шаговой доступности. С учетом кешбэка номер вышел всего за 800 руб. в сутки, да еще и заселили не в сингл, а в двушку. Летела S7, использовав сертификат от авиакомпании, выданный за отмененные в мае рейсы. Примечательно, что цены упали, и весьма: майский перелет планировался до Москвы и обратно, совсем недорогой (брала билеты за полгода), а теперь к сертификату мне пришлось доплатить всего 300 руб. — и я слетала уже до Калининграда и обратно, практически вдвое дальше. Да еще суточная стыковка на обратном пути позволила мне встретиться в столице с подругой и сходить в Театр оперетты на Штрауса — замечательный бонус к поездке!))
А теперь о Калининграде. После заселения и трапезы в кафе отеля пошла в Южный парк. 15 мин — и вот я в первом намеченном пункте. «История в архитектуре» — это такой парк в парке, точнее, парк миниатюр. Идея всем знакома: во многих странах мира есть такие комплексы, представляющие достопримечательности города, страны или, как в Брюсселе, всей Европы, а есть даже и всего мира. Здешнему парку пока три с половиной года, и миниатюры в нем — это российские памятники истории и архитектуры. Большинство построек связано с религией, хотя есть, к примеру, крымский дворец Ласточкино Гнездо. Масштаб миниатюр — 1:25. Подробно расскажу в отдельном отзыве, если кратко — понравилось. Экспонаты и таблички с описанием около каждого неплохо освещены, можно разглядеть детали. И народу не было, за оградой гуляли по самому Южному парку люди с детьми и собачками, а здесь бродила я одна, до самого закрытия.
Следующее утро началось с посещения самой отдаленной достопримечательности — форта № 5. Калининград, как часовой циферблат, окольцован двенадцатью фортами, носящими имена королевских особ. Пятый назван в честь Фридриха Вильгельма III. Форту больше ста лет, часть его 10 лет назад открылась для посещения. На открытой территории стоят пушки, внутри можно пройти с аудиогидом по разным частям форта. Сохранилось кое-что даже с конца XIX века, но в основном рассказ посвящен штурму форта нашими войсками, когда в апреле брали Кенигсберг. Отдельный отзыв выложу непременно. Форт впечатлил, хоть и холодно бродить два часа в полумраке среди каменных стен, но интересно!
Что-то начало рассказа вышло мрачновато иллюстрированным)) Дальше — ненамного солнечней, это Калининград! Но мы все же прогуляемся по Центральному парку культуры и отдыха. Заодно увидим сразу несколько знаковых мест города:
— марципановый домик у входа в парк;
— кирху памяти королевы Луизы — разрушенная в войну, она чуть было не подверглась сносу в 60-е годы, но выжила, став кукольным театром (!);
— памятник барону Мюнхгаузену — дар немецкого города Боденвердера. Знаменитый барон, путешествуя по Германии, Латвии, Литве и России, побывал и в Кенигсберге.
Владимир Высоцкий тоже был здесь. Имено в Калининграде состоялись его последние концерты — за месяц до смерти… Финальное выступление было необычным и тревожным — артист отказался петь и предложил отвечать на вопросы из зала, публика через какое-то время потребовала песен, он прервал рассказ и скрылся за кулисами… Памятник Высоцкому прекрасно передает состояние смертельно усталого человека. Сперва я даже не поняла, почему артист так выглядит — не самая типичная для него поза, как вам кажется? Потом узнала эту историю.
* * *
А теперь пора уже — именно пора — идти в Amalienau — район немецких застроек, где находится музей-квартира Altes Haus (Старый дом). В начале прошлого века здесь жила не какая-то знаменитость, а негоциант Густав Гроссман со своим семейством, и лавка его была здесь же. После войны, как нетрудно догадаться, квартира стала коммунальной, гостиную поделили на две комнаты, спальню тоже отдали отдельной семье. И только семь лет назад преображенную квартиру открыли для туристов — в ней воссоздан интерьер вековой давности. Каждый час (кроме 14.00 — обед) — вот почему пора было идти к определенному моменту — экскурсовод показывает и рассказывает группе много интересного из жизни прусских граждан. Весь интерьер — «в свободном доступе»: здесь нет застекленных витрин, все можно трогать и брать в руки, в креслах можно сидеть и даже на пианино можно играть)) Конечно, вещи принадлежали не семье Гроссманов, их находили на чердаках, покупали на блошиных рынках и аукционах в Европе. И сколько же здесь необычных вещиц, назначение которых давно забыто!.. Экскурсия напоминала квест, когда постоянно надо задумываться: а что это и для чего это?.. Были предметы, которые никто из группы так и не угадал)) (а ведь нас набралось 13 человек — это больше, чем я видела людей в любом другом музее Калининграда). Наверное, я уже не буду каждый раз говорить «об этом музее позже напишу отдельный отзыв», скажу только, что билет был самым дорогим из 10+ посещенных музеев города — 500 руб., — но оно того стоило!
* * *
Ну и какой же Калининград без хомлинов? Рассказ начался с фотографии хомлина Лео, это папа. По пути из Amalienau, напротив зоопарка мне встретилась девочка Уле. Всего их пять — пока. Впоследствии будут созданы мама и кто-то еще. Эти человечки отмечают достопримечательности города, и жители их любят — часто одевают в шарфики и шапочки, хотя зима здесь не такая уж холодная и малоснежная.
Даже непривычно видеть голые тротуары в предновогоднем городе.
Но ладно снег — к нему мы привыкли, из снега я улетела, к снегу и вернулась. Больше мечтала, чтоб не было дождя. Повезло, не зря не стала заталкивать зонт в ручную кладь)) Погода казалась совсем осенней. Рядом с отелем, на фоне бывшей кирхи Святого семейства странные голые деревья создавали ощущение конца октября.
Кстати, эта кирха тоже отошла от религии — в ней теперь областная филармония. Проходят органные концерты.
Я все же выбрала концерт не рядом с отелем, а в Кафедральном соборе на острове Канта. Орган — еще один символ Калининграда, а Кант в этом смысле вообще вне конкуренции. Его именем даже местную сеть супермаркетов назвали (что явный перебор, по-моему). О соборе знает каждый, кто собирается в Калининград. И все-таки для меня он стал совершенным открытием — как Сан-Марко в Венеции. Вроде и знаешь о таком, даже представляешь визуально. Однако когда увидишь наяву — просто стоишь с открытым ртом и не можешь уйти. Вечером Кафедральный собор просто изумителен, жаль, в темноте мои фото не передают полностью этой красоты, пришлось взять из Сети.
Возвращаясь к заголовку рассказа: зал был заполнен едва ли на четверть. Но концерт от этого хуже не стал. Я не такой уж знаток классики, однако несколько знакомых произведений услышала, а незнакомые понравились не меньше. Спасибо титулярному (т. е. штатному) органисту Евгению Авраменко. Перед началом концерта ведущая немного рассказала об этом месте: собор, по счастью, подвергся несколько меньшим разрушениям при бомбежках, чем весь остров Канта, бывший Кнайпхоф. Хотя слово «меньшие» здесь не совсем уместно, ибо 300+ домов Кнайпхофа были уничтожены целиком. И собор, собственно, лежал в руинах — вплоть до 90-х годов. И только в нашем веке он был отреставрирован полностью. Возможно, отчасти полному забвению препятствовало то, что рядом с собором находится гробница Иммануила Канта, которая как раз уцелела. Несмотря на послевоенную кампанию по борьбе с космополитизмом и объективную нужду в стройматериалах (кирпичи, оставшиеся от домов Кнайпхофа, пошли на восстановление советских городов и в первую очередь Ленинграда). Кроме органного зала здесь находится музей Канта. Он закрывается до начала вечернего концерта, поэтому мы все просто посмотрели прямо в зале и рядом с ним экспозицию, посвященную истории Кнайпхофа. Не люблю навязывать свои вкусы, но если что-то нужно порекомендовать, от меня это будет именно такой вечер — концерт в сочетании с мини-музеем (а если придете раньше — то и с полноценным музеем Канта) и прекрасным видом на собор. Билеты на орган можно взять в Интернете, 300 руб. взрослый, льготные вдвое дешевле, длится концерт около 1 ч 15 — 1 ч 20 мин, а впечатления останутся очень надолго.
* * *
Новый день начинался так же: пасмурно, но сухо, еду в музей подальше от центра и постепенно с севера на юг иду по направлению к отелю. Музей водоканала был совершенно пуст, можно сказать, ходила весь час по нему одна, если бы не юная девушка-экскурсовод, которая сопровождала меня в обоих залах. Музей относительно невелик, но оформлен великолепно, да и тема не так широка, чтобы развернуться на несколько этажей, правда? Зато посещение бесплатное, и рассказ экскурсовода тоже. Музей — ведомственный, принадлежит Водоканалу Калининграда, история его — часть истории города. Старинные вещи в экспозициях интересны даже дилетанту вроде меня, знакомому с водопроводом и канализацией только на уровне пользователя)) Впечатлили сохранившиеся деревянные (!) фрагменты водопроводных труб, фигурные гидранты, а еще — изречения о воде на стенах залов. Отдельный рассказ — будет))
По пути к одному из основных музеев Калининграда сделала небольшой крюк. Еще одно интересное местечко, которое на Гугл-картах носит громкое название «Музей почтовых ящиков», но на деле это всего лишь почти обычная стена обычного дома. По счастью, разочарования не было, ибо еще до поездки я нашла несколько адекватных отзывов, и спасибо их авторам за то. что они честно написали — никакой это не музей, просто собраны разные почтовые ящики. Вечером их и не разглядеть особо, так что планируем стену только на день, который зимой здесь длится часов до 16. Оцените место:
Ящики впечатлили даже больше, чем официальный памятник в трех минутах от них — героям-танкистам. В нашем областном центре памятник героям тыла «Танк» стоит на Комсомольской площади в центре района ЧТЗ. А здесь — чуть ли не во дворе, но, возможно, после окончания стройки все это будет выглядеть куда достойнее. Хотя… полгода назад по этому поводу местный житель написал, что к 1 сентября они ждут здесь, как обещано, красивого бульвара. В декабре на бульвар не было ни намека…
Ну и так вот, не спеша и без скуки, дошла я до всем известного Музея янтаря — тоже очень символичного места. Давайте прямо скажу: в личном моем рейтинге он разместился где-то в самом конце. Да, много экспонатов. Да, красивые… и оформлено всё достойно. Но вот как не люблю я ходить по магазинам с украшениями и сувенирами, так же и здесь мне не глянулось. Роскошно, но интереса не вызвало. Хотя музей очень распиарен и вот в нем как раз туристов было немало. Не знаю, буду ли писать отдельно… наверняка о нем уже много сказано. Вспоминаются даже не по-настоящему интересные экспонаты — корабли, Спасская башня и т. д., — а отдел в цоколе, куда ведет крутенькая и неудобная лестница с предупреждающей табличкой типа «Берегите голову, низкий свод». И попадаешь не в прекрасную янтарную пещеру, а на какую-то выставку продажу, где янтаря нет и в помине))) Дама за стойкой вещает без умолку: «Вы можете приобрести уникальные изделия ручной работы», и выложены действительно уникальные серьги из проволоки — уникальные своим размером, сантиметров по 15–20 в высоту, «подиумные изделия». Не моё!))
Но прийти сюда все равно надо было непременно — в стене крепостной башни середины XIX в., где разместился музей, есть ниша с очередным хомлином — бабушкой Мартой)) Этой милой пенсионерке не только шарфик повязали, но и денежку подкидывают.
А вот следующий музей очень понравился. Один из самых интересных, на мой взгляд. По двум просторным этажам Историко-художественного музея бродили только я да еще одна девушка, но это и к лучшему — ничто не отвлекало. На первом этаже — флора и фауна области, экскурс в историю Кенигсберга. Плюс временная экспозиция о казачестве)) Смотрительница подсказала: «После зала с природой пройдите вон в ту дверь, там казачество посмотрите» — «А в Кенигсберге казаки были?!« — удивилась я))) «Нет, это из Ростова выставка…" Второй этаж — война и послевоенное время. Тема становления Калининграда, переселения советских граждан раскрыта очень интересно, много экспонатов и документов тех лет. Почти ничего не знала об этом раньше… Музей, кстати, — ровесник Калининградской области, т. е. создан в 1946-м.
Но больше всего меня впечатлила панорама «Кенигсберг-45. Последний штурм». Из военного зала проходишь по ступенькам в отдельный полутемный зал и попадаешь на кенигсбергскую площадь. Питерские мастера великолепно передали атмосферу штурма: вот понтоны, с которых высаживаются наши бойцы, вот лежат раненые и убитые, здесь стреляют, а здесь — полуразрушенные дома, опрокинутый указатель, рядом лежит вывалившийся из дома стул… Указатель AdolfHitlerstrasse (ул. Адольфа Гитлера) — совершенно настоящий. Через арку проходишь как бы на другую улицу — там остатки разбомбленного варьете, люстра еще болтается… Я ходила полчаса по брусчатке среди руин, детали рассматривать можно очень долго. Причем вокруг все грохочет, свищут пули — погружение полнейшее!..
Ну и в пяти минутах ходьбы от музея можно посмотреть скульптуру «Мировые часы». И начинать новый день.
* * *
Теперь с самого утра мы будем ходить, а не ездить. Фридландские ворота — музейный комплекс, и находится он действительно в воротах. Одних из семи сохранившихся, которыми был окружен Кенигсберг. Рыцари, латы, дамы — история Восточной Пруссии представлена предметно. А особенно интересный зал — это «Виртуальные прогулки по улицам Кёнигсберга». Придумано здорово: по периметру идут витрины магазинов, мастерских, аптек, кафе, лавок, а в центре зала — несколько рядов сидений для просмотра видео. В фильме показаны улицы бывшего Кенигсберга и параллельно — эти же места в наше время. Жаль, названия мелькают достаточно быстро, и жаль, что фильм немой. И все-таки увлекательный, особенно когда видишь улицы, на которых уже побывал)) Соседний зал — «Дорога в город», продолжение прогулки. Фотоателье, кинотеатр, дом кенигсбергцев, даже детский сад…
Интересно, как пересекаются некоторые темы и экспонаты, ходишь по одному музею, а вспоминаешь предыдущие. С историческими везде так, наверное. А вот то, что в Воротах тоже есть экспозиция об истории водопровода и канализации города, немного удивило. «Цивилизация начинается с канализации» — так и написано)) На самом деле причина появления этой выставки и смешна, и грустна. Официально музей существует с 2002 г. До этого здесь была частная коллекция. И не было туалета, что очень удивляло туристов и до меня, особенно зарубежных. Так продолжалось до 2009 г., пока не помогли спонсоры — представьте себе, немецкие, не наши. Появился туалет в старинном стиле. И рассказ на эту тему, навскидку могу назвать, например, стенд «Туалет в средневековом замке»))
В декабре часть музея была на реконструкции, но и без того я провела в нем часа два. Затем направилась в Рыбную деревню — один из самых знаменитых кварталов Калининграда, очень колоритный, где не нужны никакие экспонаты — можно просто ходить и «смотреть на домики». Слышала мнение о том, что «новодел — это фууу», но мне кажется, лучше уж новодел, чем нечто невнятное без лица. Я не против спальных районов и хрущевок — не будем забывать, что союзники хорошо поработали над Кенигсбергом весной 45-го и разбомбили все, что можно — вспомним тот же Кнайпхоф = остров Канта. А людям, приехавшим сюда после выселения немецких граждан, надо было где-то жить. И все же, когда в городе появляются такие кварталы, это здорово. Все началось еще в 2006 году и шло бойко, затем из-за тяжб между администрацией города и Минобороны строительство затянулось. А завершится оно по плану через полтора года. То есть бОльшая часть комплекса Рыбная деревня уже давно готова — и отлично смотрится!
Здесь же, на набережной Преголи, можно взять экскурсию на кораблике. Вспоминаю предыдущие — по Неве, по Амстелу… да уж, три человека набралось — и то хорошо)) Зато рассказ шел сразу от двух лиц — аудиогида в динамике кораблика и самого рулевого — он же капитан, он же кассир. Проплывали мимо Музея мирового океана «с тыла», это тоже надо видеть. Последний день будет целиком посвящен ему.
Из хомлинов вчера у нас была бабушка, стало быть, сегодня — дедушка. Дедушка Карл на Медовом мосту.
А мы идем дальше.
За Рыбной деревней, рядом с красивейшим зданием Новой синагоги находится музей… ммм… TripAdvisor называет его «Музей миниатюр ВМФ СССР», на самом деле собрано там всего понемножку, процесс наполнения вовсю идет. И миниатюры занимают там процентов 10)) Что еще? Один уголок павильона «Балтик-Экспо» посвящен военной теме. Рядом — стенд с фотографиями формата «Как было и как стало», фотографии очень качественные и высокохудожественные. Еще один уголок — экспозиция о быте советского Калининграда, пока в проекте. И много всего об янтаре. Тут же витрина с ятарной косметикой. Купила кремы и мыло себе и на подарки. Потом прочла в одном из отзывов о креме, что в городском магазине он продается дешевле на 25%))) Ну да бог с ним, зато информация оказалась бесценной. По павильону меня водил один из создателей, Александр. Так вот, он приехал в Калининград еще ребенком, дай бог памяти, в 50-е годы. Отца-летчика перевели с Севера. Александр поведал, как отъезжающие немцы закапывали на своих участках ценности, которые не могли вывезти в Германию (разрешалось брать не более 38 кг на человека, поэтому много посуды, утвари осталось на российское земле, даже В российскоей земле). А в 90-е, когда границы открыли, эти немцы и их дети рванули в Калининград — и даже кое-что откопали и вывезли домой)) А в 50-60-е дети играли среди развалин, рыли землю, как все дети, и находили кое-что из немецких «кладов». Вообще переселение и заселение — это очень интересная часть истории города, я рада, что познакомилась с ней, и надеюсь узнать еще.
И еще один музей, на этот раз совершенно цельный и в совершенно историческом месте, — «Бункер». Ох как сложно его было найти!.. Это тот самый случай, когда по карте ты видишь, что ходишь кругами прямо рядом с нужной точкой, но где она — в упор не видишь))) Ну, на то он и бункер, а не башня. На всякий случай — рядом с университетом (имени кого? — ну конечно же, Канта!).
Итак, музей находится прямо на месте реального бункера, где в апреле 45-го комедант Кенигсберга Отто Ляш принял советских парламентеров и подписал акт о капитуляции города. Казалось бы, чего можно ждать от бомбоубежища — никаких просторных залов, широких витрин… Ан нет — вдоль длинного коридора тянется по десятку комнат с обеих сторон, и в каждой фотографии, статьи, стенды с рассказами, а еще плакаты, оружие, макеты и диорамы, воссоздающие события тех дней. Прежде чем идти, читала отзывы — единственное, на что народ жаловался, это на тесноту: мол, приходится иногда ждать в коридоре, чтобы зайти в следующую комнату. Мне ждать не пришлось, и меня никто не ждал. Бродила, как почти везде, одна. Гида тоже не было по понятной причине, однако и без него информации столько, что часа через полтора и ноги устали, и голова не вмещала все увиденное и прочитанное… а уходить не хотелось. Если б было где присесть, точно передохнула бы и пошла кое-где по второму кругу. Но бункер мест для отдыха не предусматривал. Атмосфера очень впечатлила, в этой череде небольших комнат показаны все моменты штурма и взятия Кенигсберга.
Теперь самое время все-таки сделать передышку и поделиться ощущениями — в следующий, последний, день они не изменились, а только упрочились. В Калининграде много исторических музеев, и даже в не самых исторических вроде Музея янтаря, водоканала или мирового океана история города и области так или иначе затронута, как без этого? Причем четко выделяются два периода, не равных по протяженности, но освещенных одинаково ярко: история Восточной Пруссии и война, точнее конец войны, взятие Кенигсберга плюс послевоенные годы становления Калининграда. То есть интересо будет и тем, кто любит старину, и тем, кому ближе ХХ век (как я, к примеру). Большая часть музеев — в прекрасном состоянии, отличного уровня сами по себе. И почти во всех — пустынно. Причина объективная, всем понятно. Кстати, вернувшись домой, я буквально через неделю прочла, что все, ситуация ухудшилась, Калининградская область закрывает все, что только можно. Успела вовремя… И вообще, хоть объективно время для поездки казалось не самым подходящим, все сложилось удачно: да, первая половина декабря здесь — предзимье со всеми вытекающими «прелестями», но мне повезло. Дожди уже не шли, снег еще почти не шел. Пять сухих дней в таком месте — подарок для туриста. И малолюдье тоже на руку, это каждый путешественник скажет. На второй день я спросила в каком-то музее: не едут к вам сейчас, да? — Едут, едут! — ответила смотрительница оптимистично. Европа, мол, закрыта, так едут в Калининград. — По 500 человек в день посещений! …Ну не знаю. Где они?! — огляделась я вокруг. В любое время суток повсюду — практически никого…
* * *
Последний день почти весь погружен в мировой океан)) У Музея мирового океана много филиалов и рядом, и поодаль, и даже в других городах. Начала я с основного. «Глубина» и «Аквариум» — две главные экспозиции по одному билету. Рыбки — это здорово, не хуже, чем в зарубежных океанариумах. А вот на первой экспозиции я заскучала. Современно, просторно, интерактивно — но как-то не захватывает. Вот скелет кита, вот какие-то корабельные приборы… вот стоят скучают мониторы. Их отключили с весны…
Совсем другое дело — когда смотришь на корабль изнутри. Легендарное научно-исследовательское судно «Витязь» не просто впечатлило, а вызвало гордость за наших ученых. Хотелось бы добавить — и кораблестроителей, но нет, оно досталось Советскому Союзу в рамках репараций, а построено было в Германии перед войной. Достаточно сказать, что именно на нем измерили самую большую глубину мира — Марианскую впадину. Да и кроме этого на «Витязе» было сделано множество открытий (почти 1200 новых видов флоры и фауны океана!), закрыты белые пятна на картах Индийского и Тихого океанов. По палубам и каютам можно ходить несколько часов, интересно и просто приятно видеть, как все оборудовано, учтены любые мелочи быта, ведь ученые со всего мира проводили в экспедициях до полугода. Своя библиотека, 14 лабораторий — на науку денег не жалели. На «Витязе» работал Жак-Ив Кусто, был здесь и Джеймс Кэмерон. Корабль служил до 1979 г., и это просто счастье, что в 90-е его не пустили на металл, а все-таки создали музей.
Идем дальше вдоль набережной Петра Великого — вот и еще один филиал, «Пакгауз». Это небольшое двухэтажное здание, когда-то действительно бывшее пакгаузом. Сейчас на первом этаже можно увидеть макеты кварталов Кенигсберга, деревянные остовы небольших суден, корабельные инструменты. На втором — экспозиция «Океан в искусстве», картины, статуэтки. Как по-разному всё же видят художники одну и ту же океанскую гладь, одни и те же волны))
А теперь филиал, вызвавший у меня всплеск адреналина))) Вечером, общаясь с мужем по телефону, первое, что я ему сказала, было: «Это какой-то кошмар!.. Как ты в своих командировках лазишь по этим лодкам, ты ведь еще и выше меня!.." Подводная лодка Б-413 по сравнению с НИС «Витязь» — ад и рай небо и земля. «Через кольца умеете пролезать?» — спросил меня немолодой контролер, напоминавший офицера в отставке. «К-какие кольца? И что значит — пролезать?» — мне стало не по себе. «На лодке не двери, а кольца. Голову в них совать не надо, сначала ногу, затем уже голову, затем другую ногу», — дал он мне наставления. Нда. Полезла. Нет, это точно надо рассказывать отдельно. Пока в двух словах: как назло, именно на лодке было еще несколько туристов. Пара пробиралась передо мной, еще двое парней — следом за мной. Ни приотстать, ни добавить шагу, только вперед и с постоянной скоростью! Проходишь мимо многочисленных железяк, о какой-то эргономичости и речи быть не может — все торчит, мешается, шаг в сторону — поцарапаешься или застрянешь… Достаточно сказать, что число коек на лодке — это половина списочного состава. И койки эти почему-то очень отличаются от удобных спальных мест на «Витязе»… Выходишь наверх — нет, расслабляться рано: ты стоишь на слегка покатой оболочке и от воды отделяют только несерьезные тросики на несерьезных столбиках. А ночью шел снег, температура чуть выше нуля, скользко!)) В общем, даже если моряки-подводники и не попадали в ситуации как в фильме «72 метра», все равно герои…
Рано темнеет в эту пору! До оставшегося запланированного филиала всего-то минут 15 ходьбы — перейти Преголю по 2-ярусному мосту и меньше километра пройти по промзоне. Вышла с лодки почти засветло, а пришла уже в темноте. Почему такое странное место, реально в промзоне? Потому что историко-культурный центр «Корабельное воскресение» разместился во Фридрихсбургских воротах. Крепость Фридрихсбург была заложена в середине XVII в. В военных действиях никогда не участвовала (зато рядом с ней проходили ежедневные прогулки Канта), может быть, поэтому реставрировать ее было не так сложно. Два небольших зала рассказывают о становлении Российского флота — в допетровскую эпоху и при Петре. Есть даже небольшой кабинет Петра I: стол, шкаф, одежда. В залах расставлены макеты судов, не так много, как в больших музеях, зато и там, и там показывают 20-минутные фильмы о российском кораблестроении в соответствии с периодами, представленными в залах. Хорошо, что я пришла сюда уже вечером, утром тянет не перед экраном сидеть, а ходить и смотреть — дальше, больше. В тот день, однако, хотеось уже как раз присесть и погрузиться в историю на экране. Фильмы интересные даже для такого дилетанта, как я. А продолжить знакомство со старинными кораблями в реале можно во дворе, он так и называется — Лодейный двор. Но в темноте лодки плохо видны, несмотря на подсветку. Да еще и странное соседство — тут же стоит какое-то офисное здание с окнами в полстены, что не придает обстановке аутентичности)) А вот Фридрихсбургские ворота даже в темноте хороши.
Последний день почти закончился, а пятый хомлин еще не предстал перед нами. Вот он — Витёк с набережной Петра Великого, конечно же, морячок.
Он и завершает морскую тему, одну из основных тем Калининград. Остальные тоже охвачены — Восточная Пруссия, Кант, янтарь, штурм Кенигсберга… А вот о марципанах я как-то совсем вскользь упомянула. Хотя в Калининграде есть целых два Музея марципана. Изучив отзывы, я заранее наметила один. Кроме добрых слов от посетителей он хорош и тем, что закрывается не в 18 ч, а в 21, и тем, что от него до отеля идти всего 15 минут. Так что завершается рассказ десертом который, к слову сказать, я ни разу до того и не пробовала!
Собственно говоря, от музея здесь один большой зал, а за ним — марципановая лавка. Но зал большой и хорошо заполненный экспонатами. Часть их относится к истории марципана в Кенигсберге, часть — сами марципаны, напоминающие произведения искуства. А продавец поведал мне о том, что существуют два вида классических марципанов, и один из них как раз «наш, кенигсбергский». Возможно, это из области легенд, но и музей, и местные марципаны очень понравились))
Приятно заканчивать на сладкой ноте! На следующее утро с таким вот послевкусием я полетела домой нет, не совсем домой, как я писала вначале, сутки еще погостила в Москве и побывала в Театре оперетты. Обо всем увиденном рассказала по чуть-чуть, на все интересные объекты обязательно оставлю отдельные отзывы. В заключение — просто немного городского ландшафта. Немецкие, советские и современные постройки — неповторимый облик Калининграда.
Спасибо всем, кто гулял вместе со мной! Берегите себя, друзья, новые поездки — они не за горами.