И отправились мы покорять Юкатан. Само слово «Юкатан», конечно же, майянское. И имеет прикольно-исторический перевод. Прикиньте, приплывают первые белые на полуостров, им на встречу катит десяток индейцев. Ну, белые, конечно же, идут на контакт, спрашивают на испанском, понятно языке:
— Мужики, а что это за земля?
Индейцы само собой отвечают на своём наречии:
— Юкатан!
Ну, Юкатан, так Юкатан. Почему бы землицу эту Юкатаном не назвать? Да только индейцы те на вопрос ответили:
— Мы Вас не понимаем…
Вот с тех пор это слово и переводится как «моя твоя непонимай!»
Кстати, об истории. Такой зверь как кенгуру, переводится с австралийско-аборигенского по такому же принципу.
Дороги. Где-то слышал, что они появились в здешних местах задолго до нашего о них представления. Хотя индейцы мотоколясками не пользовались, да и другую рабскую, либо животную тягловую силу не использовали. Нафига они им были нужны? Тоже одна из загадок древней цивилизации.
3
Современные трассы, проложенные сквозь сельву похожи на своих древних предшественников только ощущением одиночества у внезапного путника. Лично у меня создалась стойкая фобия, что на дороге лишь я один, я совсем один, а вокруг лишь сельва, джунгли вокруг. Практически как на необъятных просторах нашей страны. Пятьсот назад, пятьсот вперёд… И только дорога в две полосы уходит за горизонт. Соврал, горизонта нет, упирается в лес, в сельву, то есть. Две полосы в нужном направлении. Встречки нет. Вернее, она есть, но отделена конкретной такой лесополосой метров в пятьдесят. А с учетом буйной растительности её, встречку, которая якобы существует, не только не видно, но и не слышно. Все условия чтобы поиграть в Сталкера налицо. Лишь изредка появляются узкие разрывы в зелёнке и небольшое ответвление на возврат. Это если кто-то вернуться захочет с полпути.
Занятная, и очень эффективная разметка на асфальте. Если разделительная полоса белая, можно лететь смело и встречки не бояться. Дорога односторонняя. Но если разделёнка желтого цвета, пересекать её не смей. Потому как в мирное время лобовой таран теряет свою актуальность.
Оговорюсь сразу. Я описываю те дороги, которые простираются вглубь Юкатана. То шоссе, которое идёт вдоль побережья вполне соответствует понятиям и напоминает Московскую кольцевую. Во всяком случае, по плотности и интенсивности движения. И ничего замечательно-экзотического здесь нет.
2
Странное сочетание дорог платных и бесплатных. От Канкуна до границы штата Кинтана Роо добрались замечательно. Быстро и без приключений. Границу штата помимо указателей еще обозначает окончание бесплатной дороги и начало платной. Пост. Будка для отъёма денег и ничего больше. И опять лес, лес и лес. И невозможно найти ни единого отличия между трассой той, которая муниципальная, от той, которая за Ваши кровные копеечки. Мало того, плата взимается не за километр пробега, а за конкретный участок. И за одинаковые расстояния тариф может существенно отличаться.
Конечно, чуть позже я поинтересовался, почему такая ерунда приключается. Оказывается, вся земля до единого клочка в Мексике находится в частной собственности. И если нужно проложить трассу, пусть и федерального значения, то вначале договариваются с владельцем земли. А те, само собой, торгуются с чиновниками от дорожного строительства и непременно хотят войти в долю и получать ренту. Вот как договорились, так тот или иной участок дороги и будет стоить.
4
4
Я уже раз пять употребил термин «сельва». Что это? Лес вечнозелёный. Непроходимый. Вернее проходимый, но только медленно, осторожно и с мачете в руках. Отличается от своего аналога джунглей азиатских. Там, в Азии, деревья и кустарники устремляются вверх. Джунгли они четко разделены по ярусам: трава, кустарник и высоченные деревья. А земля мокрая и болотистая порой. Здесь же на Юкатане растительность низкорослая, зато покрывает поверхность земли густо-густо. Не продерёшься.
3
Тому есть объяснение. Весь полуостров бывшее морское дно. Причем дно, где росли тропические кораллы и прочая живность, со временем образующая известняк. Риф, короче. Океан ушел, суша поднялась, а известняк остался. Когда идут дожди, то вся влага быстро просачивается сквозь пористую породу и скапливается в подземных реках, пещерах и колодцах естественного происхождения. Здесь их называют сенотами. На поверхности Юкатана нет ни одной реки, ни одного озера. Вся вода под землёй. Поэтому растениям, чтобы добыть воду, нужна очень сильная и длинная корневая система. Где уж тут вверх расти! Вся сила вниз направлена. Оттого и лес получается низкорослый, но густой.
6
Как я уже сказал, с водой большие проблемы. Чтоб до неё дорыться, нужно углубляться метров на несколько под землю. Поэтому люди если и селились где, то только возле натуральных провалов или пещер. Там, где можно было добыть воду. А раз вода в дефиците, то естественно на неё надо молиться. К воде относятся трепетно, уважительно. А в мифах индейских посвящённых мирозданию есть даже целая глава, воде выделенная. Считают, что посылают её к нам на землю боги Верхнего мира. Но на поверхности она не задерживается, так как в это время подключаются боги Нижнего мира, которые и собирают её у себя. Прежде чем воду употреблять, ей надо сказать тёплые слова. Помолиться. Тогда она правильно зарядится и станет полезной и благодушной к человеку. Причём, как утверждает народная майянская молва, молиться можно на любом языке. Сойдёт так же, если Вы просто прочитаете: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь!» Главное не что, главное от души. Занятная теория, но я ей верю. Ведь согласитесь, в нашей православной культуре Святая наговоренная, намоленная водица тоже имеет определённый вес.