На Родосе много храмов, которые были мечетями, а потом снова стали христианскими храмами. Но когда я осматривал Старый город Родоса, то обнаружил не только сохранившиеся мечети, но и другие следы присутствия османов.
Турки часто превращали захваченные церкви в мечети, но порой просто сносили православные храмы и строили на их месте мечети.
Первой мечетью Родоса, построенной на месте снесённого православного храма в 1523 году, стала мечеть Сулеймана. После взятия Родоса, переделав на скорую руку часть христианских храмов в мечети, тем не менее сразу же османы начали строительство новой мечети в честь великого султана, присоединившего Родос к Оттоманской империи, Сулеймана Великолепного. Менее года длилось строительство и завершилось в 1523 году. Так появилась первая, специально возведенная мечеть, острова.
Когда ходите по Старому городу Родоса, то время от времени натыкаетесь на неё.
У мечети один большой купол и несколько куполов поменьше.
Но время не щадит ничего. В 1808 году была проведена реконструкция, причём в качестве строительных материалов использовались развалины христианской церкви. В 1989 году из-за ветхости поменяли на новый тридцати пяти метровый, с шаром конической формы и двумя балконами в его верхней части.
Символично, что первой мечетью, которую я увидел в Старом городе, стала первая мечеть, построенная турками.
Произошло это когда я смотрел на город от часовой башни, тогда же увидел часть внутреннего двора мечети.
Напротив мечети Сулеймана расположена мусульманская библиотека.
Расположена она во дворе,
который больше напоминает сад.
Помимо здания библиотеки в саду располагаются несколько зданий,
справа от входа живут люди. А может это сторожка со сторожами, но при попытке сделать фотографии — дверь моментально закрылась.
Помимо плодов, цветов и прочей иной растительности во дворе располагается фонтан с надписью арабской вязью.
Дверь библиотеки закрыта,
но затем приоткрывается и мы устремились вовнутрь.
Вот так библиотека выглядит изнутри.
Основана библиотека в 1793 году Хафизом Ахмед Агой, здесь хранятся старинные книги, в том числе летопись об осаде турками Родоса в 1522 году. Хафиз Ахмед Ага родился в селе Asgourou, располагавшегося в 3 км к югу от нынешнего центра города Родос, в середине VIII века в богатой турецкой семье. Дослужился до должности главного конюшего султана, ушел в отставку в 1789 году. Заскучал и создал библиотеку.
Если смотреть от входа во внешний двор возле Замка Великих магистров, то можно увидеть вдали мечеть Сулеймана Великолепного, а справа от развалин на переднем фоне располагалась мусульманская школа.
Она была построена на руинах храма Иоанна Крестителя в 1876 году. Несмотря на постигшие школу разрушения в результате стихийных бедствий в 1898 и 1900 годах, каждый раз здание школы восстанавливалось. Эта мусульманская школа была самой крупной на острове, в ней обучалось около 250 учащихся. А закрыли школу в 1974 году из-за события, не имеющего отношения к Родосу, в знак солидарности с греческой общиной острова Кипр после вторжения турецких войск в 1974 году.
Уже в нынешнем веке медресе начали реставрировать.
Второй на Родосе была построена мечеть Ибрагима Паши в 1533 году, на 11 лет позже мечети Сулеймана Великолепного, облик её не изменился в отличие от мечети в честь султана. Единственно, что итальянцы уже в XX веке отреставрировали её и пристроили минарет. Собственно говоря, только минарет и получился на фотографии,
Мечеть находится внутри старой постройки и я её еле отыскал. Она является действующей.
Очень интересна судьба Паргалы Дамат Ибрагим-паши (1493 — 1536), который родился в греческом городе Парга, принадлежавшем в те времена Венецианской республике. Шестилетний сын рыбака-христианина был похищен пиратами и продан в рабство. Трагическое событие, приведшее юного рыбака по имени Георгидис на вершины власти…
Христианский раб транзитом от бейлербея Боснии Искандера-паши попал в услужение к наследному принцу Сулейману и стал его наперсником. Бывший христианин принял мусульманскую веру и имя Ибрагим. После восхождения в 1520 году Сулеймана на султанский трон звания посыпались непрерывным дождём на юного друга султана. Во время осады Родоса Ибрагим Паша был рядом со своим великим покровителем и повелителем, через полгода в июне 1523 стал великим визирем, в 1524 году стал его зятем, женившись на сестре султана Хатидже Султан (1496 — 1538). Как тесно переплетаются события…
Предание гласит, что будущая наложница, а затем жена Сулеймана Великолепного, Хюррем Хасеки Султан, более известная нам как Роксолана, была сначала наложницей Ибрагима Паши, который подарил её султану. Роксолана стала вбивать клинья в отношения между султаном и его великим визирем. В 1533 году была построена мечеть на Родосе, а Ибрагим паша добился дипломатического успеха, убедив австрийского императора Карла V отдать Венгрию туркам. Но часы, приближающие смертный час Ибрагима Паши, уже тикали…
В поведении великого визиря начали появляться моменты пренебрежения волей султана, о чём многочисленные недоброжелатели сообщали султану. При этом говорили, что Ибрагим Паша так и остался тайным христианином. В результате в 1536 году по приказу Сулеймана Великолепного Ибрагим Паша был задушен, о чём султан впоследствии сожалел и горевал, но убитого воскресить было нельзя. Через 20 лет, в 1533 году, был казнён Мустафа — старший сын Сулеймана Великолепного, а в 1566 году султаном стал Селим II — сын Сулеймана Великолепного и Роксоланы. Одна бывшая христианка победила другого бывшего христианина, а заодно и огромную рать мусульман…
Следующей появилась в городе мечеть Реджеп-паши. Произошло это в 1588 году. Нашли мы эту мечеть, когда элементарно заблудились в узких переулках Старого города.
Эта мечеть считалась раньше самой красивой из 14 мечетей Старого города. Почему считалась? Когда мы были возле мечети, то выглядела она не очень представительно, было похоже на то, что идёт ремонт. Минарет стоял без купола.
Как выяснилось с 2007 года была начата реставрация мечети, а в 2011 году она частично обвалилась. Ответственные за реставрацию официальные греческие лица заявили, что мечеть находилась и до этого в аварийном состоянии, а реставрация не удалась из-за недостатка финансирования. Как часто мы слышим подобные объяснения, когда погибает очередной памятник архитектуры. И получается, что страны меняются, оправдания практически стандартные.
А вот фонтан, переделанный турками из византийского видимо не реставрировали и выглядит он довольно-таки неплохо.
Следующей по времени постройки стала мечеть Фонтана, которая располагается на восточной стороне Старого города Родоса возле площади Гиппократа. Её можно увидеть, когда поднимитесь по ступенькам здания, расположенного на площади. Отсюда открывается замечательный вид на Старый город. Вдали видны минарет мечети Сулеймана и Часовая башня, внизу перед собой фонтан Синдриваню, а чуть дальше за ним собственно мечеть, названная в честь этого фонтана.
Вот только пройти к ней практически невозможно. Обойдя место, где возвышается мечеть, нашли только ворота, закрытые для входящих.
Я просунул фотоаппарат между прутьев решётки, увидел лишь часть стены.
Мечеть построена над магазинами, минарет располагается на небольшой террасе. Когда на месте магазинов и мечети при госпитальерах располагалась церковь Святого Себастьяна. На её месте турецкий архитектор армянского происхождения Синан (Sinan Beis, 1489 -1588)построил мечеть. Эта мечеть была сожжена, а в 1888 году была построена новая мечеть, имеющая восьмиугольную форму и покрытую куполом. Во время итальянского владения островом была заброшена и постепенно разрушалась. В 2004 году была произведена её реставрация.
Внутри закоулков Старого города скрывается мечеть султана Мустафы III. Долго я ходил вокруг мечети султана Мустафы и меня одолевали сомнения — туда ли я пришёл. Облупленное здание без минарета не очень напоминало турецкую мечеть.
Время сурово и часто не щадит старинные здания, безразлично культовые они или нет.
Мечеть построена в 1764–1765 годах Мустафой III, бывшего султаном Османской империи между 1757 и 1774 годами, в честь себя самого. Был он очень религиозным человеком.
Рядом с мечетью султана Мустафы находятся турецкие бани. Многие считают, что они возведены вместе с мечетью в 1764–1765 годах, но это только часть правды, ведь недаром их называют по разному: бани Сулеймана, бани Мустафы, муниципальные бани и Ени (Yenni) хамам.
Когда-то на месте бань была часовня, возле которой находилась могила Робера де Жульяка (Robert de Juliac), бывшего Магистром ордена Госпитальеров с 1374 по 1376 год. После турецкого захвата острова на месте часовни в 1558 году были построен хамам. Примечателен он был тем, что в нём было только мужское отделение. И только через 200 лет, в 1765 году султан Мустафа пристроил женское отделение, да и площадь прежних бань увеличил. Здание пострадало во время Второй мировой войны, но было отреставрировано. Бани действующие и открыты для всех желающих.
На площади перед мечетью и банями — очередной турецкий фонтан.
Гражданские постройки турецкого периода не особо отличаются от построек иных. Рядом с бывшим зданием для Приорства Оверни при турках появилось здание, сохранившееся до наших дней как усадьба Хасан-бея.
В истории Родоса было два губернатора с таким именем.
Вот и подошла к завершению наша прогулка по местах Старого города Родоса, связанными с турецким владычеством. Христианские храмы, которые часть своей жизни были мечетями, я не трогал.
Теги:
Культурно-познавательный туризм