Индийские сказки. Сказка о Тадж Махале и Великой любви
Итак, сказка сказывается…
Давным-давно в прекрасной сказочной стране Индии жил Шах Джахан — «Правитель мира». И был он падишахом империи Великих Моголов.
Индийские сказки. Сказка о Тадж Махале и Великой любви
Итак, сказка сказывается…
Давным-давно в прекрасной сказочной стране Индии жил Шах Джахан — «Правитель мира». И был он падишахом империи Великих Моголов.
Говорили, что свою возлюбленную Шах-Джахан встретил на базаре, девушка продавала деревянные бусы и была так прекрасна, что дешевые поделки показались принцу бриллиантами чистой воды. На самом деле, Арджуман была дочерью ближайшего визиря падишаха и племянницей его любимой жены — но в остальном легенда не лжет. Принц так сильно любил свою девятнадцатилетнюю избранницу, что не мог расстаться с ней ни на час, она сопровождала его даже в походах. Теперь Арджуман стали величать Мумтаз-Махал — «Избранница Дворца». Другие предпочитали имя Тадж-и-Махал — «Венец Дворца».
Молодые супруги нежно любили друг друга. Несмотря на то, что у Шаха Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал никакого внимания на других женщин. Любимая жена родила своему повелителю восемь сыновей и шесть дочерей. Но, вскоре, после рождения четырнадцатого ребенка, красавицы Мумтаз не стало…
Перед смертью она просила императора никогда больше не жениться и почтить ее память таким мавзолеем, равных которому не было и не будет.
Горе Шаха Джахана было настолько велико, что он хотел покончить с собой. Жизнь без своей возлюбленной казалась ему лишенной смысла и радости. У смертного ложа супруги король от горя поседел. И вскоре объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка. Позже, в Агре, бывшей в то время столицей Могольской империи, над могилой Мумтаз вознесся мавзолей, который по замыслу Шаха Джахана должен стать символом сказочной красоты его усопшей супруги…
Шах Джахан сдержал слово. Строительство продолжалось двадцать два года и обошлось в неслыханную даже для императорской казны сумму. Стены выкладывали сердоликами, бирюзой, ляпис-лазурью, кораллами, жемчугом и малахитом, внутренние ширмы были сделаны из чеканного золота и украшены драгоценными камнями. В работе принимали участие более двадцати тысяч человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и Индии. И до сих дней мавзолей поражает своим совершенством и красотой
28 февраля 2006 г..
Утром я увидела его. Тадж Махал! Ради него едут люди в Агру со всего мира. Это действительно чудо света! Сделанный из белого мрамора, в утренних лучах солнца он переливался, как розовая жемчужина.
Когда заехали за мной, вся группа была уже в сборе. Устроившись на свое место у окна, снимаю все, что творится в городе.
Когда-то Агра была столицей великой империи, сейчас в городе живет 1,2 млн. жителей, и город постоянно растет, строятся новые отели для приезжающих посмотреть на Чудо света
На улицах очень много людей, ну, просто очень. Но в основном это мужчины, женщин гораздо меньше, они как яркие птички среди серой толпы.
Тадж Махал
И вот мы у комплекса Тадж Махал, именно комплекса, потому что вокруг самой усыпальницы множество культовых строений, красивые парки и фонтаны. У входа большая очередь, в основном это индусы в нарядных одеждах и с детьми, школьники на экскурсии, но много и туристов из других стран. Везде стоит вооруженная охрана, опасаются терактов. Шарид рассказывает об истории любви Шаха Джахана к Мумтаз Махал, об истории строительства усыпальницы Тадж Махала, которую построил Шах после смерти своей любимой жены, умершей при родах 14 ребенка. Существует легенда, что после окончания строительства, все рабочим отрубили руки, но это только легенда. На самом деле, после такой сложной и кропотливой работы с камнями по 15 часов в день, а строили Тадж Махал 22 года, люди просто уже ничего не могли делать, пальцы не слушались их и они становились инвалидами.
На Главных воротах ведущих уже к самому Тадж Махалу меня попросили сдать видеокамеру в камеру хранения и заплатить за фотоаппарат. Около мавзолея можно фотографировать, но нельзя снимать на видео.
У скамеечек перед фонтанами просто очередь из желающих сфотографироваться на фоне Тадж Махала, кто-то «держит его на ладони», кто-то «пальчиками за купол».
Времени было у нас предостаточно, что бы погулять вдоль фонтанов (жаль, что они не работали), вдосталь нафотографироваться. Прекрасные виды открываются на реку Ямуна. Хорошо виден вдалеке Красный Форт, в котором был заключен Шах Джахан после свержения с трона. Но о Форте в дальнейшем.
Тадж Махал хорош!!! Высота 74,5 метра. Огромный купол, четыре минарета, все это из белоснежного мрамора, очень красиво смотрится на фоне синего неба. Арка над входом украшена сказочными цветами и сурами из Корана, и чем выше, тем надписи крупнее, чтоб читающий снизу мог разобрать каждый знак, каждую буковку.
Внутри стены отделаны очень тонкими белыми мраморными плитами, инкрустированными драгоценными камнями, малахитом, сердоликом, бирюзой, агатом, кораллом, и если поставить за панели свечи, то все помещение наполняется разноцветными огнями.
Посередине под куполом два надгробных памятника, надгробие Мумтаз посередине и рядом с ним мраморное надгробие Шаха Джахана. Надгробия отделены от посетителей мраморными ажурными панелями. Сами тела лежат под полом в усыпальнице, вниз ведут мраморные ступени, но вход закрыт кованой решеткой, и все туристы кидают вниз монетки. Считается, что это принесет такую же большую и верную любовь, как у Шаха Джахана и Мумтаз.
Шах Джахан мечтал построить подобный мавзолей и для себя, только он должен был быть из черного мрамора и располагаться на другом берегу реки Ямуны, а между мавзолеями, над рекой — ажурный мост из серого мрамора. Но не успел он исполнить задуманное, родной сын сверг батю с престола, а заодно избавился и от братьев-конкурентов, а всё из-за того, что наследовать трон по закону мог любой из сыновей, и не обязательно это был старший сын.
Внутри мавзолея запрещают фотографировать, снаружи можно, а внутри нет, даже за деньги, но мне все же удалось сделать несколько кадров отделки стен самоцветами.
Мастерская камня. А что бы показать нам, как древние мастера делали такие шедевры, мы отправились в современную мастерскую камня, где мастера работают по старым технологиям и делают прекрасные вещи.
Мы видели, как молодые ребята, сидя на полу, практические вручную делают столики, вазы, изображения богов. Они выскабливают цветы на мраморе, а затем вставляют обработанные самоцветы. Все вещи очень красивые и ужасно дорогие. Например, столик, который всем нам понравился, стоил $4000.
Мавзолей стал делом жизни императора Шаха Джахана. Он забыл о том, что владыке, желающему сохранить трон, нужно быть безжалостным, нетерпимым и коварным. Таким стал его сын Аурангзеб, храбрый воин и не знающий сомнений исламский фанатик. Расправившись с братьями и захватив власть, он разогнал зодчих и камнерезов, а отца заточил в угловую башню Красного форта.
Бывшему императору оставили нескольких слуг и серебряное зеркало, в котором он ловил отражение минаретов Тадж-Махала, и это стало его единственной радостью в жизни. А еще никто не могу отнять у него воспоминания о любимой жене Мумтаз, и о счастливых годах его безмерной любви к ней.
Через восемь лет заточения старик наполовину ослеп и почти ничего не видел вдали, но до последнего вздоха перед его взором стоял белоснежный Тадж Махал, как символ вечной любви неподвластной ни людям, ни времени.
Красный Форт. Это второе по значимости историческое место Агры. Мощнейшая крепость с высокими, толстыми стенами из красного песчаника, высота стен 21 метр. В Форт ведет мост, переброшенный через ров с водой, затем двойные стены. Через величественные ворота Амар-Сингх мы прошли внутрь крепости.
В крепости живут обезьяны, подглядывают за туристами со стен крепости, а если увидят угощение, то торопятся спуститься и берут конфеты прямо из рук, затем вырывают друг у друга, конечно, побеждает самый сильный или самый ловкий. Я тоже кормила обезьянок конфетами, но с опаской, боялась, что обезьянка укусит меня за руку, слишком уж грозный вид у нее был.
Если решитесь покормить обезьянку, то будьте бдительны. Милая забавная обезьянка может вас сильно искусать, поцарапать и порвать вашу одежду. А так же стащить на память ваш фотоаппарат или сумку с деньгами и документами.
Заигравшись, я отстала от своей группы и с трудом нашла их среди множества дворцов и всяких Диванов и мечетей. Великолепие покоев и залов аудиенций поражает и восхищает. Чудесные парки с цветущими кустарниками и деревьями. Вот надо же, жили ведь люди! Легко можно ощутить себя в древней Индии, если бы не толпы туристов.
Удивительно, как местные жители любят фотографироваться с белыми женщинами. Ко мне подошли молодые индусы с совсем темной кожей, скорее всего они с юга Индии, и попросили сфотографироваться со мной. Я женщина добрая, поэтому не отказала. Что тут началось! Ко мне выстроилась целая очередь, они были так счастливы и очень робки, одного парня я обняла за плечи, от страха его стало так трясти, что я думала, он упадет в обморок. Теперь будут показывать фотографии дома, и вся деревня будет им завидовать.
Осмотрели покои, в которых содержался Шах Джахан после его свержения с трона. Сынуля, свергший его, оказался очень жестоким, Шаха строго охраняли, раз в день выводили на прогулку в личный дворик. Одно послабление было сделано ему, из его покоев хорошо был виден Тадж Махал, вот и смотрел он на него целыми днями, все 8 лет, вздыхал о любимой жене и о свободе, так и умер он в застенках и был похоронен рядом с любимой Мумтаз в Тадж Махале.
Шарад показал нам фокус. Странный оптический обман, если посмотреть из определенной точки внутри Форта, Тадж Махал кажется в 10 раз ближе, чем когда на него смотришь со стен Форта.
Вот, такая сказка о Великой любви у меня получилась. Если вам понравилось, и вы согласны слушать мои сказки, то готовьтесь не спать еще несколько ночей.
СКАЗКА О РОЖДЕНИИ БОГА КРИШНЫ
В начале темного века Кали-Юга, около трех тысяч лет до нашей эры на Севере Индии, на берегу широкой реки Ямана процветал могучий город Мадура. И правил в нем царь Канза, отличавшийся коварным сердцем и ненасытной жадностью. И царица его Низумба была подстать мужу, дочь черного колдуна, сама злобная колдунья и повелительница змей. Жили они и не тужили, только одно огорчало супругов, не было у них сыновей, не кому было передать власть и награбленное добро после смерти. И отправились Канза и Низумба в пещеру к жрецам, узнать будущее и вымолить у богов наследника. Поворожил главный жрец над священным огнем, и открыли ему боги правду. Что скоро появится на земле Владыка Мира, но это будет не ребенок Канзы, а сын его родной сестры Деваки и ее мужа Васудевы. Очень опечалило Канзу такое предсказание, и решил он убивать всех сыновей своей сестры Деваки.
И вот однажды наступило время, которого с таким страхом ожидал свирепый повелитель Мадуры. Деваки зачала сына. С той поры она день ото дня становилась все краше и краше. Красота ее светилась во мраке темницы, в которую заточил ее брат. И когда Канза увидел, как расцвела Деваки, он совсем лишился покоя и, удвоив стражу у темницы, с нетерпением ждал того часа, когда палач покончит с ребенком.
В ту ночь ярко сияли на небесах звезды, и земля с ее горами и лесами, реками и озерами, пашнями и садами была тиха и прекрасна. Водоемы полны были рыбой, луга — цветами, леса — дичью и зверем, тихий ветер напоен был запахом цветущих трав и деревьев. В эту ночь на свет появился сын Деваки и Васудевы.
Когда они взглянули на свое новорожденное дитя, то, онемев, пали перед ним на колени и смотрели на него в испуге и изумлении. Это был удивительный младенец. У него были глаза, подобные лепесткам лотоса, и рук у него было не две, а целых четыре. В одной из них он держал раковину, в другой — булаву, в третьей — остро отточенный диск, а в четвертой — цветок лотоса. На груди его виднелся чудесный знак, на шее — ожерелье со сверкающими драгоценным камнем, тело было покрыто голубым одеянием, руки и ноги были украшены дивными браслетами, и весь он был в золотистом сиянии, как облако в лучах восходящего солнца.
Всего лишь мгновение созерцали Деваки и Васудева явившееся им чудо, а уже в следующий миг перед ними лежало обыкновенное новорожденное человеческое дитя. Васудева схватил на руки сына и, позабыв, что он в прочно запертой темнице, бросился к дверям, толкнул их со всей силой, и двери оказались открыты, а стража крепко спала. Боги пришли им на помощь.
Васудева с сыном на руках прошел через всю Мадуру к городским воротам, миновал спящую стражу, спустился к берегу быстротекущей Ямуны, и воды реки расступились перед ним. Посуху перебрался он на другой берег и устремился к дворцу Нанды, местного правителя, у которого в эту ночь родилась дочь.
Поменяв детей, Васудева забрал с собой девочку и вернулся в темницу к Деваки. И двери темницы за ними снова накрепко замкнулись.
А маленький Кришна остался жить в приемной семье.
Матхура
С тех времен много воды утекло, город Мадура, теперь называется Матхура, а на месте рождения Кришны стоит Храм Кешава Дев.
Первый храм был построен 5000 лет назад правнуком Кришны, затем его несколько раз сносили и перестраивали. Место священное для кришнаитов всего мира и они всю жизнь мечтают сюда попасть и отдать дань уважения своему учителю и богу.
Наша машина остановилась достаточно далеко от храма, и нам пришлось пробираться по узким грязным улочкам забитым толпами народа, торговцами специями, одеждой, овощами и фруктами, а так же едой, которую готовили тут же на улице. Много нищих, которые цеплялись за нашу одежду и сумки. Я отставала, что сделать удачные фотографии, но из-за обилия народа, пришлось спрятать видеокамеру подальше в сумку, от греха подальше, и догонять гида.
Около Храма так же было много народа, желающего попасть внутрь. Вход охраняют фигуры воинов в шлемах и с копьями. Внутри запрещено снимать как на видео, так и на фотокамеры, а жаль, говорят, иногда на фотографиях появляются призрачные таинственные фигуры.
Разулись, прошли по храму, звучит музыка. Шарад во время экскурсии рассказывал истории и легенды из жизни Кришны. Сейчас на месте рождения стоит мраморная плита, что удивительное, разводы на плите все время меняют свою форму и расположение. Я дотронулась до плиты, она оказалась теплой на ощупь, хотя солнечные лучи на нее не падали и был уже вечер. Затем мои пальцы ощутили покалывание и как бы легкие электрические разряды, исходящие из камня… странные ощущения… Мое тело наполнялось теплом, а душа спокойствием и умиротворением, куда-то ушла усталость от долгого и тяжелого дня, на глаза почему-то навернулись слезы, но было легко и очень не хотелось уходить из этого места.
На обратном пути наши девушки не удержались и купили орешки, продаваемые уличными торговцами. Они их с удовольствием поедали и пытались угостить меня. Не знаю, что меня удержало, но я не стала их пробовать, и правильно сделала. Уже к вечеру у них наблюдались явные признаки отравления: резкие боли в животе, сильная головная боль, температура, слабость и, извиняюсь, частый жидкий стул. Они пили таблетки горстями, но не прекращали бегать в туалет. Два дня я беспокоилась об их здоровье, но все обошлось.
Никогда и ничего не покупайте у уличных торговцев и даже не пробуйте. Вам гарантировано пищевое отравление. Ешьте только то и только там, где вам разрешает ваш гид. Берегите свое здоровье! Иначе вы можете себе испортить отдых, и хорошо, если вы отделаетесь несколькими днями недомогания, и не придется обращаться к врачу. Гораздо хуже, если вам придется лечиться от местной заразы годами. От некоторых специфических инфекций у нас нет даже лекарств, и людям приходится возвращаться в Индию для поправки своего здоровья. Так же не пейте свежевыжатые соки и не ешьте разрезанные фрукты на улице. Пейте воду из бутылок, а соки в отелях. И будет вам счастье.
Вот, так сказка становится былью…
Возвращались в Агру, когда уже темнело, очень устали, мечтали о душе и постельке, но не тут-то было…
Магический вечер. Эх, надо было отказаться… ну, уж очень любопытно было посмотреть на обещанных индийских факиров. Ожидали увидеть пожирателей шпаг и огня, магические исчезновения в клубах дыма и другие чудеса Востока. А вы бы отказались от такого шоу? И вот, привезли нас в … подвал ресторана, в котором мы обедали. Заходим, посередине стоят четыре стула, для нас, и перед ними очень простенький потертый стол и все. Никаких сказочных декораций кроме крашенных в начале прошлого века стен, даже ширм не было, только на столе лежала старая веревка. Тут мы заподозрили неладное. А самое интересное, факир не приходил, мы его упорно ждали, затем еще ждали, и так в ожидании прошло полчаса. Нам стало скучно, и мы решили уйти. Уже подошли к нашей машине, когда откуда-то выскочил индусик, и стал уговаривать нас вернутся, обещал, что факир явится с минуты на минуту. Но мы благоразумно отказались, сославшись на плохое самочувствие.